Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Темы докладов и творческих заданий





1. Семиотика и семиотики. Ю.М. Лотман и тартусско-московская школа семиотики.[5]

2. Семиотика кино[1,3,4].

3. Семиотика иконы[7].

4. Символика цвета в различных культурах[6,7].

5. Символический язык священных текстов[2,7].

 

Семинар 16

Динамика культуры

 

1. Источники и факторы культурной динамики.

2. Виды социокультурной коммуникации. Интеграция, ассимиляция, аккультурация.

Словарь терминов:социокультурная коммуникация,интеграция, ассимиляция, аккультурация, приемственность культуры,

Основная литература

К вопросу 1

1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.– С. 163-182,

2. Культурология:Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян. — 3-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 2001. С. 87-88.

3. Кармин А. С, Новикова Е. С. Культурология. — СПб.: Питер, 2006. — С. 634 – 638, 667-696.

4. Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. – 2000. – № 6. – С. 3–17.

К вопросу 2

1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. – С. 163-182,

2. Культурология:Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян. — [любое издание Гл. 4.]

3. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2001. – С. 148–153, 169–171.

4. Кармин А. С, Новикова Е. С. Культурология. — СПб.: Питер, 2006. С. 696-709

5. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов. – М., 1998. – С. 205-207, 247–250, 292–303, 333–351, 379–403, 455–481, 513–524.

 

Дополнительная литература

1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. – М., 1986. – С.80-160.

2. Библер В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения) /В.С.Библер // Вопросы философии. – 1989. – № 6. – С. 31–42.



3. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры /В.С.Библер. – М., 1991. – 413 с.

4. Инновация. Модернизация. Традиция // Кравченко А.И. Культурология: словарь. – М., 2000. – С. 195, 363–364, 577–578.

5. Каган, М. С. Мир общения : проблемы межсубъектных отношений / М. С. Каган. - М. : Издательство политической литературы, 1988. - 319 с.

6. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. Перевод с англ. под ред. к. фил. н. Панченко А. А. - «Евразия» - С-Пб., - 1998. - 352 с.

7. Кондаков И.В. О диалогизме культур /И.В.Кондаков. // Культура и искусство в современном мире: состояние и тенденции развития. – 1989. Вып. 5. – С. 22–64.

8. Кравченко И.И. Модернизация мира и сегодняшней России. Выход из кризиса // Вопросы философии. - 2002. – № 9. – С. 3–19.

9. Согрин В.В. Уроки российской истории и современные реформы // Вопросы философии. – 2002. – № 11. – С. 3–23.

10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. [Гл. «Кризис нашего времени. Диагноз кризиса».]

 

Методические указания

Целью занятие является определение источников, механизмов и факторов развития культуры, способов взаимодействия культур и ее представителей между собой.

При подготовке к занятию литературу [2] следует использовать в качестве основной. Необходимо понимать, что культура постоянно находится в движении: она возникает, развивается, распространяется в пространстве и во времени. В тоже время, культура является единой целостной системой, в которой все элементы, процессы, структуры культуры замкнуты друг на друга, согласуются между собой, развивают, и поддерживать друг друга. Рассмотрите процесс формирования культуры как многоуровнего и многостороннего явления, определите механизм количественного и качественного ее изменения. Определите развивающие и стабилизирующие факторы культуры, объясните значение каждого из них для сохранения целостности культуры. Приведите примеры взаимосвязи традиций и инноваций в развитии культуры. Рассмотрите основные способы культурных изменений.

Особое место в социокультурной динамике занимает творчество. Определитесь с его понятием. Установите взаимосвязь творчества с человеком и типом культуры. Сформулируйте роль творчества в культуре.

При подготовке ко второму вопросу, используйте литературу [1] в качестве основной. Рассмотрите виды социокультурной коммуникации, выделите специфические черты каждого типа. Приведите примеры. Определите необходимые условия возникновения и протекания социокультурной коммуникации. Дайте определение понятию «культурно-семантическая система», укажите ее разновидности. Найдите в словаре определения понятиям: интеграция, ассимиляция, аккультурация. Рассмотрите специфику протекания указанных процессов на микро и макро уровнях.

Определите, что предполагает «диалог» как средство коммуникации культур. Особое внимание при подготовке к этому вопросу уделите изучение источников [1, 2, 6, 10] в дополнительной литературе.

 

Контрольные вопросы

К вопросу 1

1. Назовите источники культурной динамики.

2. Какие факторы, внутренние и внешние, обусловливают культурные изменения?

3. Назовите основные способы культурных изменений.

4. Какова роль традиций в развитии культуры?

5. Перечислите элементы, составляющие традицию.

6. Какую роль в развитии культуры играет творческая деятельность и ее носитель?

7. Приведите известные Вам примеры традиционных (восточных) и модернизированных (западных) социокультурных общностей.

8. Дайте характеристику процесса модернизации в целом.

9. Какое влияние процесс модернизации оказывает на состояние культуры?

К вопросу 2

1. Кто может выступать в качестве субъекта в социокультурной коммуникации?

2. Перечислите основные виды социокультурной коммуникации.

3. Что такое «культурно-семантическая система»? Какие ее виды Вам известны?

4. Что такое культурная интеграция?

5. Какие виды культурной интеграции Вам известны? Приведите примеры.

6. Дайте определение понятию «ассимиляция».

7. Приведите примеры культурной ассимиляции.

8. Какие компоненты можно выделить в процессе ассимиляции.

9. Назовите условия, при которых возможен процесс аккультурации.

10. Что предполагает «диалог» как средство коммуникации культур?

11. Кому принадлежит идея диалога культур как залога мирного и равноправного развития?

 

Темы докладов и сообщений

1. О характере динамических процессов в культуре в работах Ю. Лотмана.

2. Волновые модели социокультурной динамики П. Сорокина, Н. Д. Кондратьева.

3. Концепция пассионарности Л. Н. Гумилева,

4. Синергетическая модель культуры.

5. Культура как механизм социального наследования. Преемственность в развитии культуры.

6. Устойчивое и изменчивое в культуре: динамика традиций, инновации в культуре.

7. Положительные и отрицательные стороны диалога культур. Проблема межкультурного общения.

8. Мировая культура как результат диалога национальных культур.

9. Традиция и новация в культуре в аспекте диалога.

10. Язык культуры как механизм диалога.

11. Классика и современность: диалог культур, диалог поколений.

12. Контакты и конфликты культур в современном мире.

 

II. ПРИЛОЖЕНИЕ


2.1. Словарь терминов

Авеста – сборник канонических священных текстов зороастризма.

Аккультурация— процесс приспособления различных социокультурных групп или национальных культур друг к другу путем взаимного заимствования и усвоения тех или иных культурных явлений другой группы или народа.

Аксиология культуры — учение о ценностях культуры, определяющих направленность человеческой деятельности в сфере культуры.

Анимизм — форма первобытной религии, признающая наличие души у человека, животных, растений, предметов неживой природы.

Аномия(от франц. anomie — отсутствие закона) — отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры (Э. Дюркгейм), вследствие которого жизненный опыт людей перестает соответствовать нормам общественной жизни.

Античная культура — древний период в развитии культуры, охватывающий эпохи древне греческой и древнеримской культур.

Антропоморфизм — наделение человеческими свойствами и признаками предметов и явлений неживой природы, животных и мифических существ.

Артефакт— любой искусственный объект, физический предмет, идея, образ, форма поведения, оценка и т.п., имеющий определенную ценность.

Архетип— прообраз, первичная форма, образец. В широкий оборот термин ввел К.-Г. Юнг, для которого архетип — врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Архетип соотносится с коллективным бессознательным, выступает основой творчески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художественного воображения.

Ассимиляция— процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.

Бодхисатва (санскр. – бодхи – пробуждение, просветление, сатва – ясность, уравновешенность, гармония) – в буддизме «тот, чья сущность – просветление, потенциальный будда». В хинаяне – синоним будды, в махаяне – человек, достигший состоянии будды, но не ушедший в нирвану, а добровольно оставшийся в сансаре, направляя свою деятельность на благо живых существ во имя помощи в достижении ими нирваны.

Будда – просветленное совершенное существо.

Веды (от санскр. veda – знание, священное знание) – корпус текстов образующих начало и фундамент индийской религиозной традиции; священные тексты ведической религии, индуизма. В состав Вед входят четыре самхиты (группы произведений): «Ригведа» («веда гимнов»), «Яджурведа» («веда жертвенных формул»), «Самаведа» («веда напевов»), «Атхарваведа» («веда заклинаний», добавленная значительно позже).

Виртуальная реальность— искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами.

Восточные типы культуры — типы культур, возникшие на Ближнем и Дальнем Востоке и характеризующиеся преимущественно преобладанием мистических, мифологических, религиозных компонентов.

Гедонизм— этическое учение, согласно которому целью жизни и высшим благом признается наслаждение.

Генезис(от греч. genesis — происхождение, возникновение) — процесс образования и становления развивающегося явления.

Герменевтика— наука, изучающая различные способы интерпретации текстов, их понимания.

Глобализация(от лат. globus — шар) — процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба и его трансформации во всемирную целостную среду.

Гуманизм— система идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения, его права на свободное развитие своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Дао (кит. букв. – путь) – одна из основных категорий традиционной китайской культуры, означающей истину, правду, высший принцип, способ обретения совершенства и т.д. Все традиционные школы китайской мысли использовали это понятие для обозначения того, что в европейской культуре называют истиной.

Денотация— предметное значение имен, смысловое содержание знаков (символов).

Динамика культуры — совокупность изменений, происходящих в культуре в пространстве и времени.

Дискурс(от лат. discursus — рассуждение) — какая-либо философская или научная концепция, обращенная к читателю или слушателю. Дискурс означает единство мысли и слова, значения и знака, знания и его словесного выражения, которое приобретает смысл лишь в деятельности.

Доминирующая культура — совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Духовная культура — совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, обычаи, традиции и т.д.

«Душа» культуры — понятие, выражающее основной индивидуальный неповторимый стиль и внутренний смысл данной культуры.

Евангелие– четыре первые книги Нового Завета в Библии, повествующие о жизни и проповеди Иисуса Христа; основа Нового Завета и христианского вероучения.

Европоцентризм— мировоззренческая установка, согласно которой Европа является центром мировой культуры и цивилизации.

Естественные знаки— вещи или явления природы, которые используются для получения информации о других, причинно связанных с ними, вещах и явлениях («знаки-признаки»).

Завет– договор или союз Бога с человеком.

Закят(араб. закат – очищение, возможно, от арамейского или др.-евр. закут – добродетель) – один из «пяти столпов ислама», благотворительный налог на имущество и доходы, должен распределятся среди неимущих и нуждающихся членов мусульманской общины.

Западные типы культуры — типы культуры, возникшие в Древней Греции, Древнем Риме и Западной Европе и характеризующиеся преимущественным развитием философии и науки.

Знак— материальный, чувственно воспринимаемый предмет, выступающий в качестве заменителя другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, переработки и передачи информации или знаний.

Идеал — совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей.

Идентификация культурная — отождествление себя человеком с определенной культурной категорией или этнической культурой.

Идентичность— психологическое представление человека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством индивидуальной самотождественности и целостности.

Икона (с др.-греч. εικονα от др.-греч. εικων – образ, портрет, мысленное представление о ком-либо, сравнение) – в христианстве преимущественно понимается как моленный образ, включенный в литургическую практику.

Иконические знаки— «знаки-образы», обладающие сходством с предметами, которые они обозначают.

Индивидуальность— понятие, характеризующее человека как явление особенное, неповторимое, обладающее своеобразными чертами и отличное от других людей.

Инициация(лат. initiatio – вводить в таинство) общее название системы ритуалов и обрядов, связанных со сменой социального или половозрастного статуса.

Инкультурация— процесс приобщения индивида (или группы) к культуре, усвоения существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре.

Интеграция культурная— процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокультурными группами и историко-культурными образованиями.

Информационная культура— 1. Совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе. 2. Понятие, характеризующее культуру с точки зрения аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации.

Кааба (араб. куб) – «байт Аллах» – дом, или храм Аллаха – самая знаменитая святыня ислама, в восточном углу которой вмонтирован «черный камень», главный объект хаджжа и умры – большого и малого паломничества.

Классика— образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

Код культуры — система условных символов, знаков, смыслов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.

Коммуникация социокультурная— процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем.

Конвенциональные знаки— искусственно созданные знаки, которым «по условию» приписывается определенное значение.

Контркультура— направление развития современной молодежной культуры, противостоящее культуре современного индустриального общества и его культурным ценностям.

Коран(араб. – чтение вслух, речитатив, декламация) – главная священная книга мусульман, в которой зафиксированы проповеди пророка Мухаммеда, произнесенные в форме «божественных откровений», продиктованных по воле Аллаха архангелом Гавриилом (Джебраилом). Согласно мусульманской традиции, Коран представляет собой копию божественной первокниги, хранимой под престолом Аллаха на небесных скрижалях.

Культурные ареалы— зоны территориального распространения определенных локальных культурных типов и черт. Культурные ареалы могут охватывать и зоны межэтнического распространения каких-либо элементов специализированных культур.

Культурные заимствования — перенесение культурных инноваций из одной культуры в другую.

Культурные нормы — совокупность правил, образцов поведения, предписаний, требований, принятых в культуре того или иного народа.

Культурные универсалии — совокупность черт, норм, ценностей, правил, традиций, присущих всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культурогенез— процесс зарождения культуры.

Культурология — научное направление, изучающее сущность, за­кономерности, динамику развития и функционирования культуры.

Лама – духовное лицо в буддизме.

Легитимация(от лат. legitimus — согласный с законом, законный, должный, надлежащий) — процесс социального или культурного «узаконивания».

Локальная культура — какая-либо отдельная культура, существу­ющая в определенном месте, обладающая набором индивидуальных неповторимых черт и не связанная с другими культурами.

Магия(греч. μαγεια – колдовство, чародейство) – ритуалы, направленные на использование тайных потусторонних сверхъестественных сил для достижения человеческих целей; древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации; форма ранних верований; первый тип специализированной творческой деятельности.

Маргинальность культурная— 1. Положение и особенности жизнедеятельности групп и отдельных индивидов, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из данных систем не интегрированы полностью. 2. Асоциальные, акультурные, контркультурные проявления.

Массовая культура — тип культуры, свойственный социальным группам с «усредненным» уровнем духовных потребностей.

Материальная культура — совокупность материальных продуктов человеческой деятельности.

Ментальность, менталитет(от франц. mentalite) — мироощущение, мировосприятие) — глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Он объединяет ценностные формы сознания с бессознательными психическими состояниями, определяя тем самым целостный образ жизни человека или социальной группы.

Мировая культура — совокупность лучших достижений всех сфер и типов культуры, отражающая общечеловеческие ценности и приритеты.

Мистерия (греч. μυστηριον – таинство, тайна; от μυω – закрывать) – 1) общее название для существовавших в античном мире тайных ритуалов, на которые допускались лишь избранные; 2) в религиоведении обозначение не только греческих тайных священнодействий, но также применительно к другим ритуалам, отличительными чертами которых являются: эзотерический характер священнодействия, наличие тайной (мистической) доктрины, принцип религиозного избранничества.

Миф(греч. μυθος) – древнее предание о происхождении мира, людей, животных, о явлениях природы, о жизни, приключениях героев. Характеризуется специфическим мифологическим мышлением – разновидностью мыслительной деятельности, архаической формой осмысления действительности, в которой синкретически соединялись первобытные верования, художественное отношение к миру, зачатки эмпирических знаний.

Мифологическая картина мира — целостная система верований и представлений первобытного человека об устройстве потустороннего и посюстороннего миров, основанная на традициях и мифах.

Мифология — совокупность мифов какого-либо народа, передающих его представления о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и героях.

Модернизм— термин, который служит для обозначения всего комплекса авангардных явлений в культуре первой половины ХХ в. Наиболее активно им пользовались в советской эстетике и искусствознании, где модернизм являлся объектом не столько научного анализа, сколько всеобъемлющей критики или даже огульной брани с позиций консервативной линии в традиционной культуре по отношению ко всему новаторскому. При таком подходе под модернизмом могли пониматься самые разные течения и направления художественной практики, часто очень несхожие между собой, механически и формально объединенные в одно целое лишь благодаря их общей негативной установке к традиционным для новоевропейской культуры художественным опытам, открыто заявившим об его неприятии. Модернизм критиковали за отход от традиции, антиреализм, эстетство, пессимизм, формализм, за демонстративное пренебрежение «партийным принципом в искусстве» и т.д.

Молитва – существенный элемент культа развитых религий, форма религиозного общения, выраженного во внутренней или звучащей речи, а также в мимике и пантомимике, обращение к существам, в которые верят. Она связана с верой в способность слова повлиять на эти существа в желаемом направлении.

Молодежная субкультура — совокупность взглядов, ценностей, норм поведения, присущих молодым людям в возрасте от 15 до 30 лет.

Монотеизм(греч. μονοζ – единственный, θεοζ – бог) – единобожие, религиозное учение о едином персонифицированном Боге, противоположное политеизму.

Морфология культуры — научное направление в культурологии, изучающее формы культуры как самостоятельные образования, имеющие собственную логику развития, и их смену в ходе культурного прогресса.

Намаз(перс., тур. – молитва; араб. синоним – салат) – в исламе – обязательная пятикратная молитва, для ее совершения необходимо находится в состоянии ритуальной чистоты, которая достигается совершением омовения. Основным элементом молитвы является ракат – цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемый произнесением установленных молитвенных формул. Намаз совершается в любом ритуально чистом месте, молящийся обращается лицом к Мекке.

Национальная культура — совокупность исторически сложившихся характерных черт и особенностей, присущих представителям того или иного народа.

Национальный характер — совокупность психологических характеристик, присущих большинству членов данного общества или культуры.

Нигилизм(от лат. nihil — ничто) — 1. Полное отрицание всех общепризнанных культурных ценностей, идеалов, моральных норм.

Ноосфера(от греч. noos — ум, разум и греч. sphaira — шар) — эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами. Близкие по содержанию понятия — техносфера, антропосфера, социосфера.

Обряд— традиционные действия, сопровождающие важные периоды жизни индивида, социальной группы и общества в целом.

Обыденная культура — тип культуры, основывающийся на следовании обычаям повседневной жизни социальной и этнической среды, в которой человек проживает.

Обычай— исторически установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками и воспроизводимый в неизменном виде в течение длительного времени.

Пáгода – буддийское культовое сооружение, предназначенное для хранения религиозных святынь, реликвий.

Пантеизм(др.-гр. παν – все, θεος – Бог) – религиозно-философская концепция, сближающая божественное и земное, отрицающая какую-либо строгую границу между Богом и миром.

Пантеон (греч. παν – все, θεων – боги) – в религиоведении термин принятый для обозначения совокупности всех богов определенной религии, обычно персонифицированные боги, занимающие в религиозном сознании высокое иерархическое положение.

Патриархат — сменившая матриархат форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся преобладающей ролью мужчин в семейной, хозяйствешюй и общественной жизни.

Перформанс(от англ. performance — исполнение, представление) — публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и неискусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность.

Постмодерн, постмодернизм— в рамках культурологии под постмодернизмом понимается широкое культурное течение 1970— 1990-х гг. В орбиту постмодернизма попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки, повседневная практика. Постмодерн можно считать своеобразной реакций на новаторство модерна. Авангардистской установке художественного модерна на новизну в постмодерне противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной практики путем его цитирования. Постмодернистская эстетическая позиция отказывается от жесткости и замкнутости концептуальных построений, сознательно игнорирует практики бинарного противопоставления, делая ставку на маргинализацию, открытость, безоценочность и дестабилизацию любых, прежде всего классических, культурно-ценностных ориентаций.

Прикладная культурология — научное направление, изучающее и разрабатывающее методики прогнозирования и управления культур­ными процессами.

Пророк (др.-евр. нави, араб. наби дословно – призванный, от глагола набу – звать, говорить; сев.-вост. группы семит. языков) – в теистических религиях богоизбранный человек, выполняющий в среде своего народа особую миссию пророчества, т.е. провозвестия Божественной воли.

Рай – в ряде религий, преимущественно средиземноморских, – отделенное от земного мира место пребывания человека в его совершенном состоянии.

Религия – это одна из сфер духовной и практической жизни людей, состоящая из следующих элементов: 1) религиозного сознания, основу которого составляет вера в существование «иного» мира, сверхъестественных сил и существ; 2) религиозного культа, обеспечивающего связь человека или сообщества людей со сверхъестественными силами и сущностями и поддерживающего религиозные чувства; 3) религиозных организаций различного типа, объединяющих единоверцев, которые совместно отправляют культ, вырабатывают и претворяют в жизнь общие принципы поведения.

Релятивизм культурный(от лат. relatio — относительный) — умонастроение в рамках европейской культуры, связанное с признанием относительности, т.е. ограниченной ценности и истинности, всех вероисповеданий, нравственных кодексов, научных теорий, философских воззрений и художественных форм. Ревятилизм утверждает множественность культур, разнообразие путей их развития, ценностных систем и культурно-исторических типов.

Ритуал— тип символического упорядоченного поведения и системы действий, выражающий определенные социальные и культурные ценности.

Сакральное(от лат. sacer, sacri — священный, запретный, проклятый) — святое, священное. Важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные.

Самоидентичностъ культурная — осознанное отождествление индивидов и общественных учреждений их принадлежности к культуре, в пределах которой они существуют.

Сангха (санскр. – собрание, общество, община) – сообщество буддийских монахов (всего мира, страны, монастыря, конкретной школы); в махаяне в более широком смысле включает будд, бодхисаттв и других развитых в духовном отношении существ.

Сансара (круговращение, круговорот бытия) – одно из ключевых понятий индийской религиозной философии, разделяемое как ортодоксальными (брахманизм, индуизм), так и неортодоксальными (джайнизм, буддизм) религиозными традициями. Понимается прежде всего как бесконечная смена рождений и смертей, причем это относится как к отдельному индивиду, так и ко всем живым существам в их совокупности.

Секуляризация (от позднелат. saecularis – светский, мирской) – термин, означающий снятие святости, освобождение от влияния религии, приверженность светскому влиянию; отторжение какого-либо церковного имущества в пользу светского (государственного) владения; юридический перевод духовного лица в светское состояние.

Семантика культурная — направление культурологии, изучающее культурные феномены как средство коммуникации между личностью и обществом.

Семиотика,или Семиология(от греч. semeiotic — учение о знаках) — общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми посредством знаков или языка. Выступает наукой, изучающей семиозис культуры через жизнь знаков.

Символ— знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.

Симулякр— образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинности, поверхностный, гиперреалистический объект, за которым не стоит никакой реальности. Одно из ключевых понятий постмодернистской эстетики.

Синергетика— наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. Предметом являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой.

Синкретизм— отличительное свойство первобытной культуры, вы­ражающееся в слитности, нерасчлснснности и сочетании разнородных культурных элементов.

Социализация— процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, коллективных представлений и верований и т.п.

Социальные институты культуры — совокупность социальных структур и общественных учреждений, в рамках которых развивается культура.

Социология культуры — научное направление в социологии, изучающее социальные аспекты создания, распространения, хранения и потребления культурных ценностей.

Специфическая культура — тип культуры, не похожий на другие, развивающийся по своим внутренним законам и малосвязанный с другими культурами и культурными универсалиями.

Субкультура— особая форма культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стандартами поведения.

Сублимация(от лат. sublimare — возносить) — процесс преобразования и переключения психической энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и художественного творчества.

Сунна – («суннат расул Аллах» – обычай посланника Божьего) – совокупность поступков Пророка Мухаммеда, его высказываний и невысказанного одобрения тех или иных действий и принимаемая в целом как пример и руководство для всех мусульман в различных областях: личной, общественной и религиозной жизни. Иногда С. определяют как «Священное Предание ислама», в отличие от Корана – Священного Писания.

Табу, тапу (полинез. – запрет) – религиозно-магический запрет у людей, находящихся на родоплеменной стадии общественного развития.

Талмуд (буквально – изучение, наука, от корня еврейского глагола ламад – учить) – грандиозный по объему кодекс религиозных, этических и правовых норм иудаизма. Обычные печатные издания представляют собой от
12 до 20 объемистых томов. Верующие иудеи считают его Устным Законом, дополняющим Закон Письменный, т. е. Священное Писание.

Танах (древнеевр. Tanach) – главная священная книга иудаизма, содержащая в себе основы вероучения и принципы религиозной жизни. В нее входят три свода текстов: Тора (Учение, Закон), Небиим (Пророки) и Кетубим (Писания); по начальным буквам этих названий и образовано слово «Т[а]н[а]х».

Текст(в широком семиотическом смысле) — любой предмет или процесс как культурный феномен, несущий в себе закодированную в какой-то знаковой системе социальную информацию.

Теория культуры — составная часть культурологии, основу которой составляет понятийный и категориальный аппарат, используе­мый при изучении культуры.

Теоцентризм (от греч. θεος – бог; лат. centrum – центр) – принцип религиозного мировоззрения, характерный для монотеистических религий, который наиболее последовательно реализует установки теизма, указывая, что бытие всякой вещи и жизнь всякой души исходит от Бога и поддерживается Богом, а понять любой предмет означает увидеть его связь с Богом. Бог понимается при этом как некий «таинственный центр» мира, без которого ничто не может ни существовать, ни быть познано.

Техносфера— область действительности, для которой характерно применение техники. Термин появился в 1940—1950-е гг. Употребляется при характеристике современной цивилизации, для которой специфично проникновение сложной машинной техники во все сферы деятельности.

Типология культур— научный метод, в основе которого лежит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам и свойствам.

Типы культуры— отдельные культурные системы, возникшие у того или иного народа, имеющие общие свойства и непохожие на культурные системы других народов.

Толерантность — терпимое и уважительное отношение к ценностям и нормам чужих культур.

Тотемизм– одна из ранних форм религии, в основе которой лежит вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже – явлениями природы и неодушевленными предметами).

Традиции— исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п.

Трансформация культуры — изменения в культуре под влиянием внешних и внутренних факторов.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.