Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семинар №4 Методы и формы обучения в преподавании





психологии……………………………………………………………..28

Семинар №5 Групповая дискуссия…………………………………..29

Семинар №6 Игровые активные формы обучения………………...30

Семинар №7 Общие закономерности групповой динамики….…..31

Семинар №8 Социально-психологический тренинг как форма обучения……………………………………………………………..………...31

3.3. Тематический план практических занятий…….....................32

Практическое занятие №1. Техники и приемы публичного выступления. Критерии анализа учебного занятии…………….............33

Практическое занятие №2. Беседа, особенности ее подготовки и проведения…………………………………………………………................34

Практическое занятие №3. Методическая разработка лекционного занятия с элементами эвристической беседы……………34

Практическое занятие №4. Метод анализа конкретных ситуаций……………………………………………………………………..35

Практическое занятие №5. Дискуссия. Стратегии ведения дискуссии…………………………………………………………………….36

Практическое занятие №6. Ролевая игра, возможности ее использования в обучении…………………………………………………..37

4. Проверка и оценка знаний по психологии……………………….39

4.1. Организация проверки и оценивания при обучении психологии……………………………………………………………………39

4.2. Основные принципы проверки и оценки знаний………………41

Приложение 1. Критерии анализа учебного занятия…………….46

Приложение 2. План самоанализа учебного занятия…………….47

Приложение 3. План разработки учебной лекции………………..48

Приложение 4. Карта оценки профессионального мастерства преподавателя………………………………………………………………..49

Приложение 5. Анкета обратной связи……………………………50

Приложениие 6. Примерные контрольные работы, предлагаемые для текущего контроля знаний по дисциплине «Методика преподавания психологии»………………………………………………….52

Литература……………………………………………………………54

Введение

Предстоящая реорганизация системы высшего образования, вступление России в единое европейское образовательное пространство ставит задачу преобразования подходов к организации учебной деятельности студентов. Образовательные стандарты третьего поколения предусматривают наличие у студентов готовности к учебной деятельности, показателем ориентированности стандартов в этом отношении служит количество часов, рекомендованных для самостоятельной работы студентов с учебным материалом.

Данные методические рекомендации содержат тематические планы лекционных, семинарских и практических занятий, а также указания по подготовке к ним.

Дидактическими целями лекционных занятий являются сообщение новых знаний, систематизация и обобщение накопленных, развитие на их основе познавательных и профессиональных интересов. Эти цели могут быть достигнуты при условии самостоятельной внеаудиторной работы студентов над первоисточниками, дополнительной литературой. Поэтому в пособии предложен подробный тематический план лекционных занятий, позволяющий студентам перед началом изучения дисциплины не только иметь целостное представление о программе предстоящих занятий, но и руководствоваться им при подготовке к лекционным занятиям.

Дидактические цели семинарских занятий связаны с углублением, закреплением знаний, превращением их в убеждения; проверкой знаний; развитием навыков и умений самостоятельной работы с литературой; развитием аргументировано излагать свою точку зрения, отвечать на вопросы, слушать других, задавать вопросы.

Главной задачами практических занятий является формирование у студентов профессиональных навыков, связанных с развитием культуры речи, овладением основными методическими приемами преподавательской деятельности, умением профессионально мыслить, оперативно решать педагогические задачи в учебной аудитории.

Особое место в методических рекомендациях занимает тема проверки и оценивания знаний студентов. Рассматриваются виды проверки и оценки знаний студентов в вузе; перечисляются функции, которые выполняет проверка и оценка знаний, умений и навыков; называются основные принципы проверки и оценки.

 

1. Специфика содержания и целей обучения психологии как гуманитарной дисциплины

1.1. Понятие обучения в психологии, основные направления современного обучения. Образовательный процесс как предмет изучения психологии стал исследоваться начиная со второй половины XVIII в. Интерпретация процесса обучения происходила на основе тех психологических теорий, которые доминировали в ту или иную эпоху. Так, XIX век характеризуется развитием ассоциативной теории, которая сформулировала основные положения процесса обучения и объяснила его в рамках своих понятий, также как в XX веке бихевиоризм и гештальтпсихология.

О.В. Хроменко классифицирует современные направления обучения по нескольким основаниям (Хроменко О.В., 2004):

1) основание опосредованности либо непосредственности взаимодействия обучающегося и обучаемого (контактное и дистанционное обучение);

2) основание принципа сознательности – интуитивизма. Обучение здесь соотносимо либо с сознательным либо с интуитивным освоением опыта. В теориях обучения, обученных на принципе сознательного усвоения опыта, важным является вопрос об объекте осознания в процессе обучения. Например, если осознаются лишь средства, правила обучения, то это форма традиционного обучения (по Н.Ф. Талызиной). Если осознаются сами действия, то это так называемая теория формирования умственных действий (Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин). В случае осознавания программы, алгоритма действия речь идет о программированном обучении, теории алгоритмизации (Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда), в случае осознавания проблемы, задачи, освоения с этой целью способов, приемов и средств – о проблемном обучении (В. Оконь, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер);

3) основание наличия управления образовательным процессом;

4) основание взаимосвязи образования и культуры: обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе и на проекции образа культуры в образование;

5) основание связи обучения с будущей деятельностью. Выделяют традиционное внеконтекстное обучение и контекстное обучение (А.А. Вербицкий), которое производится в контексте предполагаемой в будущем деятельности;

6) основание способа организации обучения (активные и традиционные формы и методы обучения).

Таким образом, на сегодняшний день обучение представляет собой многосторонний процесс, включающий в себя элементы различных направлений.

1.2. Цели обучения психологии как гуманитарной дисциплины

Большинство современных студентов понимает, что хорошая учеба нужна для того, чтобы стать в последующем грамотным и квалифицированным специалистом, однако часто руководствуется другими мотивами – желанием угодить родителям или стремлением избежать неудовлетворительной оценки на экзамене. Расхождение мотивов является препятствием для применения полученных знаний на практике эффективно и целесообразно. Таким образом, для успешного обучения необходимо сформулировать цели и задачи обучение, определить его содержание и используемые методы.

Цель изучения психологии – научиться понимать человека, гармонично взаимодействовать с ним; разбираться в процессах, происходящих в малых и больших группах для оказания эффективной помощи. Именно поэтому при изучении психологических дисциплин не рекомендуется заучивание и механическое запоминание материала. Изучая научную литературу или слушая лекцию, важно соотносить получаемую информацию с жизненными ситуациями, поведением реальных людей и групп, а также с собственными мыслями, чувствами, действиями. Так может быть достигнуто единство теоретического и практического овладения знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности.

Гуманитаризация высшего образования предполагает решение такой проблемы, как развитие индивидуальных способностей, социальных характеристик личности, а также профессиональных качеств выпускников. Получая высшее образование по избранной специальности, будущий профессионал должен быть готов как к возможным общественным переменам, так и изменениям в профессиональной сфере.

Уровень профессиональной квалификации психолога-практика во многом определяется не только степенью овладения нормативными требованиями осуществляемой деятельности, технологией ее исполнения, но и личностной готовностью к профессиональной деятельности. Часто специалист, работающий с людьми, выступает вне ролевых и функциональных рамок, как автор и исполнитель своего личностного бытия, обращаясь своей живой индивидуальностью, феноменологией своих жизненных проявлений к другим людям. Существенной профессиональной особенностью и даже нормативными требованиями к личности психолога-практика выступают его толерантность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, то есть такие способности, которые предполагают открытость как своему новому личностному опыту, так и личностному опыту другого человека, способность к принятию, совмещению различных экзистенциальных моделей и этических стандартов собственного “Я” и “Я” другой личности. Поэтому вопросы профессиональной подготовки психологов отличаются специфичностью, ибо связаны не только с нормативно-ролевым и “техническим” уровнями, но и с уровнем личностным, где профессиональные умения и “техничность” дополняются личностным “Я”, его когнитивным, поведенческим и экзистенциально-смысловым потенциалом.

Становление личности психолога-практика тесно связано с разработкой содержания обучения будущих профессионалов. Как помочь студенту не только усвоить многообразные существующие парадигмы и концепции, но и личностно “вырасти”, достигая профессиональной и личностной идентичности? Решение этого вопроса частично находится в сфере структуры содержания различных видов учебных практик, являющихся составной частью и своеобразной формой организации учебного процесса.

 

 

2. Учебная программа дисциплины «Методика преподавания психологии»

2.1. Цели и задачи дисциплины «Методика преподавания психологии».

Для каждого студента основной целью учебной дисциплины «Методика преподавания психологии» является овладение основами образовательной деятельности, которая является существенной составляющей частью работы психолога-профессионала, а также современной психолого-педагогической культурой, являющейся необходимым условием успешной профессионализации. Образовательная деятельность как вид профессиональной деятельности психолога предполагает, согласно психологической системе деятельности, осознанность мотивов и целей деятельности, наличие программы и информационной основы деятельности, готовность к принятию решений, а также наличие профессионально-важных качеств специалиста, контроля, самоконтроля и коррекции результатов деятельности (В.Д. Шадриков, 2003). Представленная модель деятельности требует усвоения системы знаний о закономерностях, механизмах, условиях и факторах психических и педагогических процессов и явлений; владения прикладными психолого-педагогическими основами, моделями, алгоритмами и технологиями, обеспечивающими успешное проведение учебных занятий с разными категориями слушателей. В этой связи задачи учебной дисциплины «Методика преподавания психологии» могут быть обозначены следующим образом: ознакомление студентов с основами методики преподавания психологии как области психологической науки и практики; освоение необходимого набора знаний, умений и навыков в области преподавания психологических знаний для проведения образовательных мероприятий с разными категориями слушателей. Программа предусматривает освоение теоретической информации и проработку практического материала в рамках работы с литературой, конкретными методами и практическим моделированием элементов преподавательской деятельности.

 

2.2. Место дисциплины в системе образования.

Учебная дисциплина «Методика преподавания психологии» относится к циклу общих профессиональных дисциплин (ОПД). Она играет важную роль в подготовке студентов к практической деятельности. Согласно концепции интегральных способностей личности (А.В. Карпов, 2003), индивидуальная мера выраженности основных регулятивных процессов деятельности во многом определяет успех профессионала.

Поэтому на стадии подготовки к профессиональной деятельности важно уделять внимание ключевым компетенциям психолога-специалиста. Данная дисциплина направлена на развитие трех основных групп компетенций, выделенных И.А. Зимней (2003) [цит. по А.В. Карпову, 2004], которые могут быть в соответствии с целями и задачами обучения в рамках дисциплины «Методика преподавания психологии» представлены следующим образом.

1. Компетенции, относящиеся к студенту как субъекту жизнедеятельности и общения, как к личности:

- компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире; ценности бытия, жизни, ценности культуры; истории научного познания, собственной страны;

- компетенции интеграции: структурирования знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний; расширения, приращения накопленных знаний;

- компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; профессиональное развитие.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

- компетенции социального взаимодействия: с коллективом, с группой, партнерами; конфликты и их преодоление; толерантность;

- компетенции в общении: устном, письменном, диалоге, монологе, компетентность в порождении и восприятии текста; знании и соблюдении традиций, этикета; решении коммуникативных задач.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности:

- компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение в учебных ситуациях; продуктивное и репродуктивное познание, интеллектуальная деятельность;

- компетенции деятельности: средства и способы деятельности; планирование, моделирование учебных ситуаций;

- компетенции информационных технологий: прием, переработка, передача информации; преобразование информации; владение электронной и Интернет-технологией.

Для овладения эффективной психолого-педагогической практикой студенту важно не ограничиваться плановыми занятиями, а систематически работать над тем, чтобы на основе освоения учебной программы обеспечить совершенствование собственной психолого-педагогической культуры, которая является необходимым условием успешного выполнения образовательной деятельности.

 

2.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины с тудент должен иметь представление:

- о целях, задачах современного образовательного и воспитательного процессов,

- об основных функциях психологии и педагогики и сферах применения психолого-педагогических знаний в различных областях жизни;

- об основных научных школах, концепциях психологии и педагогики;

- о технологиях обучения персонала и опыте использования рекомендаций психологии и педагогики в практической работе.

Студент должен знать:

- содержание, закономерности, принципы, формы, средства и методы педагогической деятельности;

- особенности групповой психологии, межличностных отношений и общения;

- психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции.

Студент должен уметь:

- обеспечивать учебно-методическое сопровождение основных форм преподавания психологии в учреждениях среднего и среднего специального образования с использованием новых информационных технологий;

- - анализировать учебно-воспитательные ситуации, определять и решать педагогические задачи;

- самостоятельно проводить курсы преподавания психологии и аттестационные мероприятия в учреждениях среднего и среднего специального образования;

составлять учебно-методическую документацию к курсам по психологии.

 

- Студент должен владеть:

- приемами сбора, анализа и оформления учебных и учебно-методических материалов;

- навыками проведения учебных занятий с учащимися учебных заведений и практическими работниками, занятыми в различных сферах профессиональной деятельности (управленческим персоналом, педагогами, врачами и др.), нуждающимися в психологических знаниях;

- навыками контроля знаний и умений слушателей;

- приемами самооценки уровня развития своих педагогических способностей и методиками саморегуляции основных психологических функций в различных условиях деятельности.

 

2.4. Минимум содержания дисциплины по ГОС.

Содержаниедолжно быть освоено на теоретическом уровне в виде лекций и семинарских занятий, а также практическом уровне в виде практических занятий. Предусматривается проведение самостоятельной работы студентов и индивидуальных занятий под руководством преподавателя (собеседований и консультаций).

Текущий контроль знаний осуществляется с помощью контрольных опросов.

Учебно-практическая работа студентов в рамках данного курса предполагает подготовку и проведение ими занятий в учебной аудитории, предназначенных для разных групп населения.

Промежуточный контроль по дисциплине – экзамен.

 

2.5. Содержание учебной дисциплины.

Темы лекционных занятий.

1.Общая характеристика процесса обучения, его принципы и функции.

2. Основные дидактические концепции.

3. Понятие методов и форм обучения.

4. Использование притчи как метода обучения студентов- психологов.

5. Урок как форма организации обучения.

6. Лекция, ее структура и методы проведения.

7. Активные формы обучения.

8. Игровые формы обучения.

9. Организация самостоятельной работы.

10. Понятие социально-психологического тренинга как формы обучения.

11.Принципы социально-психологического тренинга.

12. Методические средства социально-психологического тренинга.

13. Методика организации социально-психологического тренинга.

Темы семинарских занятий.

1. Обучение как дидактический процесс.

2. Модели обучения, их использование в преподавании психологии.

3. Принципы обучения психологии в инновационной стратегии.

4. Методы и формы обучения в преподавании психологии.

5. Групповая дискуссия.

6. Игровые формы обучения.

7. Общие закономерности групповой динамики.

8. Социально-психологический тренинг как форма обучения.

Темы практических занятий.

1. Техники и приемы публичного выступления. Критерии анализа учебного занятия.

2. Беседа, особенности ее подготовки и проведения.

3. Методическая разработка лекционного занятия с элементами беседы.

4. Метод анализа конкретных ситуаций, методические приемы его использования на учебных занятиях.

5. Дискуссия. Стратегии ведения дискуссии.

6. Ролевая игра, возможности ее использования в обучении.

2.6. Распределение часов дисциплины по темам и формам учебных занятий.

№ п/п   Наименование тем Всего Количество час. лекции Количество час. семинары Практические занятия Самостоятельная работа  
  Темы лекционных занятий Тема 1.Общая характеристика процесса обучения, его принципы и функции. Определение понятия процесса обучения (И.Ф. Харламов, Н.В. Бордовская А.А. Реан, В.К. Дьяченко, В.Я. Ляудис). Новые педагогические подходы, связанные с пониманием личности. Принципы обучения психологии (Л.А. Петровская, В.А. Петровский, Д.Б. Богоявленская, Н.В. Клюева). Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитательная. Работы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской, П.А. Гальперина и др.         -  
  Тема2. Основные современные дидактические концепции. Понятие концепции обучения. Основные современные концепции обучения:ассоциативно-рефлекторная концепция обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, проблемного обучение, проблемно-деятельностное обучение.       -  
  Тема 3. Понятие методов и форм обучения. Методы обучения как способы совместной деятельности субъектов образовательного процесса и как специфика их работы по достижению различных целей обучения. Функции методов: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая, контрольно-корректировочная. Классификационные характеристики методов обучения.       -  
  Тема 4. Использование притчи как метода обучения студентов- психологов. У ниверсальность притчи как метода обучения. Притча как материал для индивидуального анализа и последующего обсуждения в группе. Психотерапевтическая функция притчи. Притча как сокровищница духовного опыта различных культур.     -    
  Тема 5. Урок как форма организации обучения. Комплекс дидактических целей урока, типы и структура урока. Дидактический, методический, психологический, воспитательный и гигиенический аспекты урока.          
  Тема 6. Лекция, ее структура и методы проведения. Структура и дидактические цели лекции как формы обучения. типы лекций: вводная, установочная, текущая, заключительная и обзорная. Виды лекций: информационная, проблемная, лекция-визуализация, бинарная лекция, лекция-провокация, лекция-конференция. Основные этапы подготовки лекции.          
  Тема 7. Активные формы обучения. Основные цели активных форм обучения. Сотворческая позиция преподавателя при проведении активных форм обучения. Активные формы в традиционной модели обучения, их виды и краткая характеристика, возможности использования в учебном процессе. Дискуссия как активная форма обучения, правила и стратегии ведения групповой дискуссии.          
  Тема 8. Игровые формы обучения. Цели и принципы организации игрового обучения. Имитационные и неимитационные формы игрового обучения. Ролевая и деловая игра, их общая характеристика. Инновационная игра, ее цели и система методических средств (логико-технические, социотехнические и психотехнические), отличие от деловой игры.          
  Тема 9. Организация самостоятельной работы Ее место в различных формах организации учебного процесса. Разновидности самостоятельной познавательной деятельности обучаемых. Традиционные формы внеаудиторной самостоятельной работы: написание реферата, домашняя учебная работа и др.          
  Тема 10. Понятие социально-психологического тренинга как формы обучения. Социально-психологический тренинг как практика психологического воздействия, основанная на активных методах обучения (Л.А. Петровская, Ю.Н. Емельянов), как метод преднамеренных изменений (С.И. Макшанов).          
  Тема 11.Принципы социально-психологического тренинга. Принципы создания среды тренинга (системной детерминации, избыточности, реалистичности). Принципы поведения и деятельности участников тренинга (активности, исследовательской позиции, партнерского общения, искренности, «здесь и теперь»). Этические принципы (конфиденциальности, соответствия заявленных целей тренинга его содержанию, экологичности поведения). Организационные принципы (закрытости, комплектования группы, пространственно-временной организации).          
  Тема 12. Методические средства социально-психологического тренинга. Методические средства и социально-психологические эффекты в тренинге. Техники предоставления информации (мини-лекции, систематизированные информационные обзоры, инструкции, рисуночные техники). Направления применения рисуночных техник: диагностическое, развивающее, терапевтическое. Роль и место дискуссии в тренинге. Имитационные техники в тренинге. Значение психогимнастических упражнений. Методы оценки эффективности тренинга.          
  Тема 13. Методика организации социально-психологического тренинга. Этапы тренинга (создания работоспособности, ориентации, изменений, завершающий этап), цели и краткая характеристика этапов. Требования к ведущему тренинга.          
  Итого          
                 

3. Тематические планы лекционных, семинарских и практических занятий и рекомендации к их подготовке

3.1. Тематический план лекционных занятий.

Лекция как организационная форма обучения является наиболее распространенным способом передачи учебной информации. В практике высшей школы является традиционно общепринятым то, что к лекционным занятиям готовится главным образом преподаватель. Для того, чтобы лекционное занятие соответствовало дидактическим целям, воздействовало на познавательную активность студентов, вызывало интерес к предмету, преподавателю важно использовать различные виды лекций.

Вместе с тем, для повышения эффективности процесса усвоения знаний важно, чтобы студенты тоже готовились к лекционным занятиям: повторяли ранее пройденный материал, читали рекомендованную литературу, вели поиск ответов на сформулированные преподавателем вопросы.

Далее приводится тематический план лекционных занятий с указанием их видов, рекомендаций по подготовке к ним и списков литературы.

Тема 1. Общая характеристика процесса обучения, его принципы и функции. Определение понятия процесса обучения (И.Ф. Харламов, Н.В. Бордовская А.А. Реан, В.К. Дьяченко, В.Я. Ляудис). Новые педагогические подходы, связанные с пониманием личности. Принципы обучения психологии (Л.А. Петровская, В.А. Петровский, Д.Б. Богоявленская, Н.В. Клюева). Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитательная. Работы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской, П.А. Гальперина и др.

Вид лекции – вводная, лекция-визуализация, открывает лекционный курс по предмету. Основная цель лекции: показать теоретическое и прикладное значение дисциплины.

Задачи:

- дать определение структуры процесса обучения с точки зрения новых педагогических подходов;

- познакомить с основными целями и принципами обучения психологии, спецификой психологии как гуманитарной науки;

- познакомить с основными целями, задачами и порядком изучения дисциплины «Методика преподавания психологии»;

- провести междисциплинарные связи с дисциплиной «Педагогика», изучаемой студентами-психологами на 2 курсе.

Рекомендации по подготовке к лекции для студентов – повторение материала темы «Процесс обучения» дисциплины «Педагогика». Рекомендуемая литература:

Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить: учебно-методическое пособие для студ. вузов.- М.: 1997.

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: ВЛАДОС, 2004.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2000.

Тема 2. Основные дидактические концепции. Понятие концепции обучения. Основные концепции обучения:ассоциативно-рефлекторная концепция обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, проблемного обучение, проблемно-деятельностное обучение. Модели обучения (проблемное, программированное, дистанционное, позиционное).

Вид лекции - информационная, используется объяснительно-иллюстративный метод изложения. Основная цель лекции: дать сравнительный анализ различных дидактических концепций и образовательных стратегий в преподавании психологии, традиционных и инновационных.

Задачи:

- познакомить студентов с основными моделями обучения и различными дидактическими концепциями;

- дать сравнительный анализ традиционных и инновационных стратегий и моделей обучения;

- познакомить с позиционной моделью обучения.

Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: подумать над вопросами: Почему инновационные подходы с трудом «пробивают» дорогу? Могут ли ставиться творческие задачи перед учащимися в традиционных моделях обучения?

Рекомендуемая литература:

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2000.

Занков Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование): Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.

Кашапов М.М. Психология педагогического мышления: Монография. СП б.: Алетейя, 2000.

Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

 

Тема 3. Понятие методов и форм обучения. Методы обучения как способы совместной деятельности субъектов образовательного процесса и как специфика их работы по достижению различных целей обучения. Функции методов обучения: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая, контрольно-корректировочная. Классификационные характеристики методов обучения. Классификация по назначению методов обучения и характеру дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).Классификация методов по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).Классификация методов обучения академика Ю.К. Бабанского.

Вид лекции – проблемная. Основная цель: изложить материал, используя проблемный метод обучения.

Задачи:

- дать представление об интерактивных методах обучения;

- познакомить студентов с понятием аудитории как совокупного субъекта общения (формальные и качественные характеристики);

- наглядно продемонстрировать элементы эвристической беседы.

Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: подумать над вопросами: Почему интерактивные методы не достаточно широко используются в обучении? Используя метод эвристической беседы, преподаватель всегда знает ответ на вопрос или нет?

Рекомендуемая литература:

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2000.

Занков Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование): Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.

Кашапов М.М. Психология педагогического мышления: Монография. СП б.: Алетейя, 2000.

Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия// Вопросы психологии.1987. №3.

Тема 4. Использование притчи как метода обучения студентов- психологов. Универсальность притчи как метода обучения. Притча как материал для индивидуального анализа и последующего обсуждения в группе. Психотерапевтическая функция притчи. Притча как сокровищница духовного опыта различных культур.

Вид лекции – информационная. Основная цель лекции: с помощью объяснительно-иллюстративного метода рассказать о притче как эффективном словесном методе в создании долговременных установок и различных трансформаций бессознательной сферы личности в обучении.

Задачи:

- показать универсальность притчи как метода обучения (указать на междисциплинарные связи);

- раскрыть психотерапевтический потенциал притчи как метода обучения;

- продемонстрировать роль притчи как метода обучения в развитии толерантности слушателей.

Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: прочитать параграф в учебном пособии «методика преподавания психологии» Панкратовой Т.М., подумать над вопросом: Каким образом содержательный материал притчи (метафоры) связан с творческим мышлением?

Рекомендуемая литература:

Панкратова Т.М. Методика преподавания психологии. Учебное пособие, Ярославль, 2003.

Тема 5. Урок как форма организации обучения. Комплекс дидактических целей урока, типы и структура урока. Дидактический, методический, психологический, воспитательный и гигиенический аспекты урока

Вид лекции – лекция-визуализация. Основная цель лекции:

Предложить визуальную подачу материала средствами видеотехники с развитием и кратким комментированием демонстрируемых визуальных материалов.

Задачи:

- показать многообразие уроков в зависимости от дидактических целей;

- обратить особое внимание студентов на необходимость реализации в уроке воспитательного аспекта;

- наглядно продемонстрировать студентам возможности использования видеоматериалов в учебном процессе.

Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: подумать над вопросами: Почему урок является наиболее гибкой и подвижной формой организации учебного процесса? Что является психологической составляющей урока?

Рекомендуемая литература: 10. 20, 22.

Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия// Вопросы психологии.1987. №3.

Панкратова Т.М. Методика преподавания психологии. Учебное пособие, Ярославль, 2003.

Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

 

Тема 6. Лекция, ее структура и методы проведения. Структура и дидактические цели лекции как формы обучения, типы лекций: вводная, установочная, текущая, заключительная и обзорная. Виды лекций: информационная, проблемная, лекция-визуализация, бинарная лекция, лекция-провокация, лекция-конференция. Основные этапы подготовки лекции.

Вид лекции – информационная. Основная цель лекции: изложить новую информацию о лекции как организационной форме обучения.

Задачи:

- познакомить студентов с дидактическими целями и типами лекционных занятий;

- дать представление об этапах подготовки лекции и необходимом содержании конспекта лекционного занятия;

- изложить основные правила организации аудитории и методики чтения лекции.

Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: подумать над вопросом: С точки зрения педагогической психологии что является наиболее важным в форме подачи учебного материала? Что значит выражение «уметь устанавливать контакт со слушателями, чувствовать и понимать реакцию аудитории?»

Рекомендуемая литература:

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: ВЛАДОС, 2004.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. И доп. – М.: Изд-во УРАО, 2000.

Маркова А.К. Актуальные проблемы психологии труда учителя. М.: Просвещение, 1993.

Тема 7. Активные формы обучения. Основные цели активных форм обучения. Сотворческая позиция преподавателя при проведении активных форм обучения. Активные формы в традиционной модели обучения, их виды и краткая характеристика, возможности использования в учебном процессе. Дискуссия как активная форма обучения, правила и стратегии ведения групповой дискуссии.

Вид лекции – проб







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.