Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Модуль, общая, неорганическая и физическая химия.





Предисловие.

Будучи огорчен качеством преподавания химии в РНИИМУ, и тем более способом последующего контроля качества образования – тестами, я решил оказать посильную помощь студентам в сдаче оных. Пособие представляет собой краткую, насколько возможно, инструкцию, как, минимально загрузив голову, таки сдать этот окаянный тест. Я исследовал большое их количество, обобщил результаты. Вопросы были мной разделены на темы в таком порядке, в каком вы их изучали или якобы изучали, кому как повезло. На каждый вид вопросов я постарался дать ответ, в меру научный, чтобы все-таки не слишком уйти от своих химических корней, но и достаточно ясный, чтобы он мог быть воспринят среднестатистическим студентом РНИИМУ. Теперь я представляю свой труд на суд и пользование широкой общественности, надеюсь, моё творение сможет послужить к чьей-нибудь пользе.

Издание дополнено 26.01.2016.

Заранее благодарен за адекватные комментарии, дополнения и исправления к тексту. Текст создан исключительно из гуманных соображений и распространяется безвозмездно.

Удачи, ни пуха ни пера, дорогие любители химии.

 

 

Федоров Алексей, «Леша-химик»

15.01.2015

Модуль, общая, неорганическая и физическая химия.

Тема 2. Термодинамика.

Введение: Крайне зловещая и непонятная тема, впрочем, в физической химии понятных и нет. Оперирует странными бессмысленными функциями – энтальпией, энтропией и энергией Гиббса.

Типичные вопросы:

1. Энтальпия образования и сгорания.

Пример:

Путаный вопрос. Правильно – А, С не правильно потому, что образуется 2 молекулы аммиака, остальное неправильно потому, что аммиак получают не из простых веществ.

Как с этим бороться:

Надо осознать, что энтальпия образования этого вещества относится к реакции образования 1 молекулы (1 моля) этого вещества из простых веществ. То есть энтальпия образования метана, например, относится к реакции С + 2Н2 = СН4, и никаких других реакций. Реакции могут получаться очень странные, если кто-нибудь хорошо помнит ЕГЭ, то может заметить, что некоторые из этих реакций противоречат тому, чему учат в школе, и невозможны в жизни. Не надо смущаться этим, у термодинамики – своя атмосфера. Энтальпия реакции сгорания вещества относится к реакции сгорания 1 молекулы этого вещества до СО2, Н2О, SO2, N2 и других оксидов, если в веществе были другие атомы. Внимание на определения, молекула и в сгорании и в образовании должна быть только одна, это важно.

2. Верные и неверные утверждения.

Пример:

Жестокая, жестокая термодинамика…

Как с этим бороться:

Никак, смиритесь, это безнадежно. Не рассчитывайте даже на интуицию, если хоть одна из 4 формулировок будет с ошибкой, вам не зачтут вопрос, но надо быть минимум победителем «Битвы экстрасенсов», чтобы угадать все 4.

Кратко отвечу на то, что нашел. А-неверно, виды энергии превращаются как раз в эквивалентных количествах, В-неверно, при растворении энтропия возрастает, С-верно, смотреть ниже, D-неверно, все энтальпии сгорания, и энтальпия нейтрализации отрицательны. Есть легенда, что должно быть 2 верных и 2 неверных ответа, но я считаю, что это неправильно, бывает всякое. Еще есть подозрение, что кое-где ответы перепутаны, и даже если ответить правильно с точки зрения химии, то нет уверенности, что это будет правильно с точки зрения кафедры.

3. При каких температурах (высоких, низких, любых, никаких) возможна реакция?

Пример:

Пример переформатирования в сторону усложнения. Читаем слитно условие+А, получается Н=0, S<0, возможен при любой температуре. Сравниваем с таблицей ниже, понимаем, что получили неверное утверждение, при таких функциях процесс невозможен. Повторяем, читаем слитно условие+В, и так далее, до тех пор, пока не получим верного утверждения. Варианты, где есть G, могут рассматриваться отдельно от условия, потому что с G все просто, см. ниже.

Как с этим бороться:

Исходная предпосылка всех этих вопросов – Второй Закон Термодинамики, говорящий, что в закрытой системе возможен только процесс, в котором ΔG<0, а процесс ΔG>0, естественно невозможен при любых температурах. Изначально все запросто сводилось к таблице вида:

Энтальпия ΔН Энтропия ΔS Возможность протекания реакции
<0 или =0 >0 или =0 При любых температурах*
<0 или =0 <0 или =0 Ни при каких температурах*
>0 >0 При высоких температурах
>0 <0 При низких температурах

*-при условии, что обе функции не равны нулю.

Сейчас все несколько сложнее, нужно просто прочитать вопрос слитно вместе с вариантом ответа, и оценить, верное ли получилось суждение.

4. Критерий возможности.

Пример:

?

Где то потерялся.

Как с этим бороться:

Перед Новым годом видел такие вопросы, но не заскринил, а сейчас не могу найти. Вроде ничего особенного не было. См выше. Возможен только процесс, в котором ΔG<0, а процесс ΔG>0, естественно невозможен

5. Неизвестный пока науке вид задач.

Пример:

?

Нету.

Как с этим бороться:

Пока неизвестно.

 

Тема 4. Осмос.

Введение. Очень легкая тема. Расчеты строятся на формуле сосм=i·c, где сосм – осмолярность, c – молярная концентрация, а i – изотонический коэффициент Вант-Гоффа, собственно самая соль этой темы. i равен количеству ионов, на которые распадается электролит при диссоциации. Например, для NaCl i=2, для CaCl2 i=3 (кальций и два иона хлора), для Na2SO4 тоже i=3, для K3PO4 i=4. Для слабых электролитов (HNO2, CH3COOH) i является дробным числом больше одного но меньше 2, приблизительно 1,3. Для неэлектролитов (С6Н12О6, сахароза, мочевина (NH2)2CO) i=1. Чем больше с и i, тем больше осмолярность. Осмотическое давление рассчитывается π=сосмRT, где π – осмотическое давление, кПа, R=8,31, Т = температура в градусах Кельвина.

Типичные вопросы:

1. Верные-неверные утверждения

Пример:

Очередная угадайка.

Как с этим бороться:

Никак. Как всегда никак. По примеру: А-верно, если прочитать введение, следующий вопрос и подумать, то можно догадаться почему, В-верно, часто это вижу, и таки да, чем больше степень дисперсности, тем больше осмотическое давление. Аналогично еще попадаются гидролизующийся белок, там с течением времени осмотическое давление возрастает и полимеризующаяся какая то фигня, там наоборот, осмотическое давление падает. С-неверно, такие размеры у ультрамикрогетерогенных систем, микрогетерогенные 10-4 – 10-5. D-неверно, в изотоническом растворе эритроциты сохраняют форму и размер. В гипотоническом они набухают (лизис), в гипертоническом сморщиваются (плазмолиз). Зато все остальное – элементарно.

2. Изо-, гипо- и гипертонические растворы.

Пример:

Верно – С. 0,05*3=0,05*3.

Как с этим бороться:

Изотонические растворы – растворы с одинаковой осмолярностью. Если у одного раствора давление больше то он гипертонический, а у другого раствора меньше и он гипотонический. В основном стоит задача найти пару изотонических растворов. Лихо определяем коэффициенты i для приведенных веществ, перемножаем их на данные концентрации (цифры там обычно такие, что все это можно и в уме сделать), получаем осмолярности, сравниваем, находим два одинаковых – ура-ура.

3. Изменение осмотического давления (осмолярности) в ряду.

Пример:

Коэффициенты i по веществам равны 1, 2 и3, ряд осмолярностей получается 0,2*1<0,2*2<0,2*3, возрастает.

Как с этим бороться:

Полный аналог предыдущего по способу решения, чуть иная форма. Определяем коэффициенты i, перемножаем их на концентрации и смотрим, как меняется осмолярность в полученном ряду.

4. Пока неизвестный науке тип вопроса.

Пример:

?

нету.

Как с этим бороться:

Пока неизвестно.

 

Тема 7. Электролиты. рН.

Введение: На самом деле, хорошо помогает справляться с этим - осознать теорию Бренстеда-Лоури. Кислота – отдает (донор) Н+, основание – присоединяет Н+, но эта теория настолько проста и охватывает все разделы, что понять ее не получается. Еще нужен список «Сильные и слабые кислоты и основания». Это тайное знание информация есть где то в таблице голубой методичке. Всегда спрашивайте себя, что за хуйню электролит я вижу? Важнейшим навыком в этой теме является способность отличать виды электролитов друг от друга. На всякий случай, приведу это тут:

Тип Пример Среда
1. Сильная кислота H2SO4, HNO3, HCl… Кислая, рН<7
2. Сильное основание КОН, NaOH, LiOH, Ba(OH)2 Щелочная, рН>7
3. Соль сильное основание + сильная кислота KNO3, NaCl, Li2SO4 Нейтральная, рН=7
4. Слабая кислота HNO2, H2CO3, H3PO4, H2S… Кислая, рН<7
5. Слабое основание NH3, CH3NH2, Cu(OH)2, Fe(OH)3 Щелочная, рН>7
6. Соль сильное основание + слабая кислота KNO2, CH3COONa, Li2CO3 Щелочная, рН>7
7. Соль слабое основание + сильная кислота NH4Cl, [CH3NH3]2SO4 Кислая, рН<7
8. Соль слабое основание + слабая кислота Fe2S3, (NH4)2CO3 Нейтральная, рН≈7

Всегда держите в голове, что есть кислоты сильные, есть слабые, есть основания сильные, есть слабые, а соли – продукты их взаимодействия – образованы кислотой (сильной или слабой) и основанием (тоже сильным или слабым). Ахтунг!!! Если вы не поняли то, попытки решить эти задачи бессмысленны.

Типичные вопросы:

1. Какие свойства – кислоты, основания или и те и те – проявляет частица

Пример:

Кислоты и основания…

Как с этим бороться:

Вроде и просто, а вроде и сложно. Кислота может отдать Н+, а основание принять его. Соответственно, чтобы отдать Н+, его нужно предварительно иметь. Кислота – это что то с Н, способное его отрывать (Н2S, HS, H3PO4, H2PO4, HPO4, NH4+… то есть или кислоты с хотя бы 1 Н, или слабые основания с присоединенным лишним Н) а основания – обычно что-нибудь с «-», чтобы лучше присоединять Н+, хотя и не обязательно. (Хорошие основания = полностью обезводороженые остатки кислот или собственно разные основания ОН, NH3, CO3, PO4)

2. Расположить вещества в порядке возрастания/убывания рН

Пример:

Ряд разных электролитов. Представлены, уже верно расположенные по возрастанию рН: сильная двухосновная кислота (H2SO4), сильная одноосновная кислота (HNO3), соль слабого основания и сильной кислоты (Al2(SO4)3), слабое основание (NH3).

Как с этим бороться:

Тут может хорошо помочь шкала электролитов по возрастанию рН:

Сильная двухосновная кислота (H2SO4) >

сильная одноосновная кислота (HCl) >

слабая кислота (список) >

соль сильной кислоты и слабого основания >

соль сильной кислоты и сильного основания >

соль сильного основания и слабой кислоты >

слабое основание (список) >

сильное одноосновное основание (KOH, NaOH…) >

сильное двухосновное основание (Ba(OH)2)

Смотрим, какие у нас 4 электролита, определяем их тип и располагаем в соответствии со шкалой.

3. Соотнесите вещества с цифрами рН.

Пример:

Суровые электролиты.

Как с этим бороться:

Аналогично предыдущему вопросу, но вместо порядка возрастания-убывания надо соотносить с цифрами рН. Самый кислый электролит соотносят с самой маленькой из данных цифр и далее идут по возрастанию. Определяйте тип электролитов грамотно, не путайте соли с кислотами, а сильные кислоты со слабыми кислотами.

4. Соотнести вещества с областями рН.

Пример:

Области рН. Электролиты в порядке как даны: соль сильного основания и слабой кислоты, слабая кислота, соль слабого основания и слабой кислоты.

Как с этим бороться:

Даже легче, чем предыдущие вопросы. Определяем тип электролитов опять, и из табл узнаем, у какого электролита какая область рН.

 

5. Гидролиз солей.

Пример:

И тут тоже номенклатура, уже неорганических веществ. Ну что за твою мать?.

Как с этим бороться:

А вот так:

Тип Гидролиз Среда
1. Соль сильное основание + сильная кислота Нет Нейтральная, рН=7
2. Соль сильное основание + слабая кислота По аниону Щелочная, рН>7
3. Соль слабое основание + сильная кислота По катиону Кислая, рН<7
4. Соль слабое основание + слабая кислота И по катиону, и по аниону Нейтральная, рН≈7

Определили тип электролита (умеем же?), и автоматом определяется тип гидролиза. Сильно запутывает ситуацию то, что соли даны через названия. Вспоминаем, что такое есть сульфат, сульфит и сульфид, и прочие радости ЕГЭшно-школьной жизни.

6. Неизвестный тип задачи.

Пример:

?

нет.

Как с этим бороться:

Пока неизвестно.

 

Тема 8. Буферные растворы.

Введение. Средней запутанности тема. Буферный раствор – система, сохраняющая рН примерно постоянным при добавлении небольших количеств кислот и щелочей и разбавлении. Достигается это за счет особой, химической магии. Буферный раствор содержит пару веществ: сопряженную-кислоту и сопряженное-основание. Если к буферному раствору добавляют злую сильную кислоту, ее нейтрализует сопряженное-основание, а если к этому же раствору добавляют сильную щелочь, то ее нейтрализует уже сопряженная-кислота. При этом сами сопряженные кислота и основание друг друга не нейтрализуют, они же сопряженные. Подробнее, с примерами – методичка.

Типичные вопросы:

1. Интервал буферного действия.

Пример:

Просто, очень просто.

Как с этим бороться:

Просто. Интервал буферного действия – это область рН от рКа-1 до рКа+1. То есть если рКа=6, то интервал от 5 до 7. И т. д. Трабл может получиться, если у кислоты несколько рКа. В этом случае находим буферную систему в таблице примеров в голубой методичке, а из формулы справа узнаем, какая константа должна использоваться для расчетов. Например, гидрофосфатная – по рКа2. Фэйл – если такой системы нет в этой таблице.

2. Частица в буферной системе.

Пример:

Гидрофосфат коварен.

Как с этим бороться:

Вопрос относится к предыдущей теме про электролиты. Если частица способна отдавать Н+, то кислота, принимать – основание. Вот и гадайте на примере НРО4. Отдать способен, ведь есть же РО4. И принять способен, потому что Н2РО4 тоже существует. Значит, и кислота и основание. Хотя таковое гадание делать просто удается далеко не всегда. Глядя на диполярную форму глицина +NH3CH2COO- сразу и не поймешь, могут ли отрываться вся эта куча водородов и может ли присоединяться еще один лишний. Такие дела.

3. Какие системы являются буфферными.

Пример:

Такие вот примеры.

Как с этим бороться:

Буферными будут системы, состоящими из сопряженной-кислоты и сопряженного-основания. Это пара веществ, отличающимися на 1 Н, у кислоты есть, у основания нету. NH3/NH4, CH3COOH/CH3COO, H2PO4/HPO4, и так далее. Естественно, водород не может отсутствовать просто так, он или чем то замещен, или еще как-то, поэтому можно ожидать что типа CH3COOH/CH3COONa и т.д. Исключения – сильные кислоты. Система HCl/NaCl, по внешним признакам похожая на буферную, на самом деле не буферная.

4. Виды буферных систем.

Пример:

Какая то путанная хрень.

Как с этим бороться:

Слабая кислота – вы должны узнавать ее, если честно изучили предыдущую тему. Слабые основания – тоже, в таком же случае. Амфолиты – это буферные системы на основе аминокислот, это самые большие формулы. Кислая и средняя соль – то что осталось, но! Не перепутайте со слабой кислотой, у кислых солей кислоты многоосновные (Н3РО4, Н2СО3), а под слабыми кислотами обычно дают только одноосновные. (СН3СООН).

5. Неведомый тип вопроса.

Пример:

?

нету

Как с этим бороться:

Бояться и надеяться на лучшее.

 

Тема 9. Комплексные и малорастворимые соединения…

Введение. Тема, которую никто никогда толком не понимал, поэтому не буду давать обобщений, перейдем сразу к примерам.

Типичные вопросы:

1. Концентрация комплексообразователя, устойчивость комплексов, константа устойчивости, константа нестойкости.

Пример:

Какая то очередная хуйня очень сложное задание.

Как с этим бороться:

Чем больше Куст (константа устойчивости) или чем меньше Кнест, тем:

устойчивее комплекс;

меньше концентрация иона комплексообразователя.

Блин, капец как внимание! Не перепутайте, что увеличивается, а что уменьшается!!! Это очень просто сделать. Читайте внимательно условия мелким шрифтом написанные, это важно. В примере нужно расположить комплексы в порядке повышения устойчивости, а из теории известно, что чем меньше Кнест, тем устойчивее комплекс. Значит, комплекс с самой большой Кнест будет первым и самым неустойчивым, а дальше в порядке уменьшения Кнест. Отдельная проблема – сравнение таких ебанутых оригинальных цифр. Сначала сравнивают степени десяток. Поскольку матан знает мало кто, на всякий случай напоминаю, что -10 это меньше, чем -8, но зато +10 больше +8. Если степени одинаковые, то сравнивают уже числа перед десяткой.

2. Виды комплексных соединений.

Пример:

Блять! Сколько можно косячить?.

Как с этим бороться:

Нейтральные – комплексы не содержащие т.н. внешней сферы, то есть за квадратными скобками ничего нет. Катионные – содержат внешнюю сферу-анион (ОН, Cl..), анионные – содержат внешнюю сферу-катион (К, Na…), смешанные – двое квадратных скобок. Еще попадались аква-комплексы – содержат Н2О уже в квадратных скобках, циано содержат CN-ион, хелатные – en (этилендиамин), амино-комплексы содержат NH3.

3. Более полное осаждение иона.

Пример:

Пример.

Что то я не заскринил

Как с этим бороться:

Для более полного осаждения надо добавлять второй ион или тот электролит, который его содержит. Например, для более полного осаждения Ca из насыщенного раствора CaSO4 надо было бы добавить что-нибудь, где есть SO4, H2SO4 например.

4. Растворимость малорастворимых веществ при добавлении хорошо растворимых.

Пример:

.

Как с этим бороться:

Если добавляют электролит, содержащий такой же ион, какой есть в малорастворимом веществе, растворимость уменьшается (как в примерах – к насыщенному раствору AgI добавили AgNO3 и т.п.). Если ионы разные – растворимость практически не изменяется.

 

5. Определение параметров компелексного соединения.

Пример:

Цифирики.

Как с этим бороться:

Тут могут спрашивать про число лигандов, оно же координационное число, заряд внутренней сферы (заряд комплексного иона), степень окисления центрально атома. Любое комплексное соединение имеет вид:

%херня-1% [ %металл% %%еще херня-2%% ]

% херня-1% может быть и после скобок или вообще отсутствовать.

Квадратные скобки называются внутренней сферой или комплексным ионом, то, что снаружи – внешняя сфера. Общий заряд должен быть равен нолю. Например, Na2[Cr(CN)5(H2O)1]. Заряд внешней сферы обычно легко определить, у вас же, блин, перед глазами где-то есть табл. Растворимости. Если внешняя сфера Na2, а один натрий имеет заряд +1, то два натрия +2. Значит, комплексный ион имеет заряд -2, чтобы в сумме получался ноль. Внутренняя сфера обязательно включает металл и лиганды, на схеме показано как %%херня-2%%. Координационное число aka число лигандов. И все. Блять. То есть иногда, их конечно надо сложить, но вычислить 5+1, как в примере, не представляется нам пиздецки сложной задачей. Самое сложное – когда просят посчитать степень окисления центрального атома. Тогда надо считать, что заряд центрального атома вместе с лигандами должен дать внутреннюю сферу. Например, если посчитано, что внутренняя сфера -2, а лиганды -5, то вроде бы можно понять, что металл – 5 = -2, тогда металл +3. При этом нужно иметь в виду, что лиганды H2O, NH3 заряд по нулю, OH, Cl, Br, I, F, CN, SCN заряд по -1.

 

6. Неизвестный тип вопроса.

Пример:

?

нет.

Как с этим бороться:

Пока непонятно.

 

Тема 10. Потенциал, ЭДС.

Введение. Тоже мрачная, путанная тема, порождение сумрачного немецкого гения Нернста. Наиболее нелюбима мной в институтские годы, даже более, чем кинетика

Типичные вопросы:

1. Увеличение/уменьшение оксислительного/восстановительного потенциала.

Пример:

За что нам это?

Как с этим бороться:

Итак.

Окислительный потенциал увеличивается при:

1) Уменьшении рН

2) Увеличении концентрации исходных растворимых веществ (в примере это Н+)

3) Уменьшении концентрации продуктов (в примере это Mn2+) кроме самой воды.

4) Увеличении температуры (пока этого ни разу не было)

Окислительный потенциал уменьшится при:

1) Увеличении рН

2) Уменьшении концентрации исходных растворимых веществ (в примере это Н+)

3) Увеличении концентрации продуктов (в примере это Mn2+) кроме самой воды.

4) Уменьшении температуры (пока этого ни разу не было)

Восстановительный потенциал увеличится при:

1) Увеличении рН

2) Уменьшении концентрации исходных растворимых веществ (в примере это Н+)

3) Увеличении концентрации продуктов (в примере это Mn2+) кроме самой воды.

4) Уменьшении температуры (пока этого ни разу не было)

Восстановительный потенциал уменьшится при:

1) Уменьшении рН

2) Увеличении концентрации исходных растворимых веществ (в примере это Н+)

3) Уменьшении концентрации продуктов (в примере это Mn2+) кроме самой воды.

4) Увеличении температуры (пока этого ни разу не было

Бдительные товарищи наверняка заметят, что эти списки сделаны методом ctrl + c, ctrl + v.

Не перепутайте уменьшение с увеличением, тут, как всегда, это легко сделать.

2. Системы окислители и восстановители.

Пример:

Правильное D.

Как с этим бороться:

Из двух систем воостановитель та, у которой потенциал меньше, а окислитель, соотетственно та, у которой потенциал больше. При решении таких задач на реакции и системы лучше даже не смотреть, а смотреть только на ϕ (или Е0). Сравниваем данную изначально систем с каждым вариантом и находим то, о чем спрашивали. В примере просят определить, в отношении какой системы данная может быть восстановителем. Сравниваем данную (Е0=1,09) с А (Е0=0,25) и понимаем, что в такой паре данная система восстановитель (это не подходит) а система А – восстановитель. Это не подходит. Повторяем эту операцию, пока не получим, что нужно.

3. Неизвестный тип вопроса..

Пример:

?

нет.

Как с этим бороться:

Пока неизвестно.

 

Модуль, Органика

Тема 1. Номенклатура.

Введение. Обязательно нужно иметь в голове/под рукой обе таблицы по органике из голубой методички, а так же дополнить их недостающими веществами: сложными эфирами, сложными тиоэфирами, амидами, иминами, полуацеталями, ацеталями, альдолями.

Типичные вопросы:

1. Поставить в соответствие класс и формулу.

Пример:

Блин… что же такое альдимин и кетоимин?!? Спойлер - это А и D соответственно.

Довольно сложная разновидность вопросов такого типа.

Как с этим бороться:

элементарно, берем методичку и определяем по таблице, к какому классу какое вещество относится, есть гидроксильная группа – спирт, карбоксильная- кислота и т. д. Если в названии суффикс «ен» – то это алкен, «ол» – спирт и т. д. Суффикс «ат» характерен для сложных эфиров, оцените формиат, ацетат, пропионат. Важно извлечь связку: название класса-общая формула-приставка/суффикс в названии. Сложные случаи: двухатомный спирт НО-СН2-СН2-ОН, дикарбоновая кислота НООС-СООН, ангидрид , ну, может, еще какая хрень попадется, типа ацетилфосфата или ацетилкофермента А, ацеталей-полуацеталей (кстати, вот и на примере они), гуглите и обрящете.

2. Назвать по радикально-функциональной номенклатуре.

Пример:

Fail… вариант А – ответ вопросом на вопрос? А вы не верили в еврейский заговор

Ай. Ответ – гидроксиацетон, это патология не соответствующая алгоритму. Надеюсь, подобного больше нет

fail. Что же в итоге надо назвать? А еще эти люди запрещают нам ошибаться. Ответ – D. Вещество, которое дано в варианте А, называется дивинилкетон.

Как с этим бороться:

Для начала неплохо бы иметь под рукой/в голове таблицу радикалов и научиться отличать классы веществ друг от друга: спирты, амины, карбоновые кислоты, кетоны и проч. Освоив сию грамоту (вы же не халтурили в п. 1?), название по радикальной номенклатуре дается легко: называем радикалы, из которых состоит формула и добавляем название класса. С2Н5-ОН = этиловый спирт, СН3-О-СН3 = диметиловый эфир, N(СН3)3 = триметиламин, СН3-СН(-ОН)-СН2-СН3 = вторбутиловый спирт (извините, формула трудно читается, нету у меня сейчас хорошего редактора, чтобы красивую формулу нарисовать. Кафедра ОБОХимии, впрочем, тоже не особо заморачивается редактором химических формул, так что привыкайте). Еще нам попадался прикол про орто-, мета- и пара-изомеры бензола. Орто = заместители расположены на соседних углах, мета=через один угол, пара=через два угла, напротив друг друга. И еще прикол – карбоновые кислоты и альдегиды по непонятной причине в радикально-функциональной номенклатуре надо называть традиционными названиями: муравьиный альдегид, ацетальдегид, пропионовый альдеид – ряд альдегидов, муравьиная, уксусная, пропионовая, масляная – ряд кислот. Дополнительный бонус – нам может быть дана не формула, а название по заместительной номенклатуре, по которому нужно сначала понять, что это за неведомая хуйня вещество, а потом уже называть его по радикальной номенклатуре. О том, как бороться с заместительной номенклатурой, см. ниже.

3. Назвать по заместительной номенклатуре.

Пример:

Пропаналь такой пропаналь.

Как с этим бороться:

Заместительная номенклатура отлично описана в голубых методичках, но еще раз, для тех кто не осилил. Находим самую длинную из возможных углеродных цепей, находим функциональные (характеристические) группы, из них выбираем старшую (она обычно и единственная, если нет – смотрим правило старшинства групп), нумеруем цепь от старшей группы, строим название по схеме: приставки = радикалы и младшие группы с номерами, где они находятся, корень = длина главной цепи (метан, этан, пропан и т. д., вы ведь сдавали ЕГЭ и знакомы с этой херней, мои дорогие любители химии?), суффиксы «ан», «ен» и «ин» соответственно означают одинарные, двойные или тройные связи в главной цепи, суффикс = название старшей группы. Все эту фигню ценную информацию конкретно можно при желании извлечь из таблиц в голубой методичке. Классический пример – наш старый знакомый вторбутиловый спирт СН3-СН(-ОН)-СН2-СН3. По заместительной номенклатуре он будет называться бутанол-2. (Приставок нет, т.к. нет радикалов и младших групп, ОН-единственная и старшая поэтому, дает суффикс «ол». Нумерация углеродной цепи слева направо, чтобы ОН стояло у второго, а не третьего атома, бутанол-3 и бутанол просто без номера было бы ошибкой). Не путайте заместительную и радикальную номенклатуру. Не иначе, как из вредности, вам дано две номенклатуры. В разных номенклатурах одно и то же вещество будет называться по разному, что будет приводить к ошибкам.

4. Указать, какая группа есть у данного класса.

Пример:

Какую же группу содержит альдегид?

Как с этим бороться:

Блин, да это даже несерьезно обсуждать, я вас умоляю. Берете голубую методичку, вторая таблица, и вам откроется дивный мир органической химии, вы узнаете, что альдегиды содержат карбонильную группу, карбоновые кислоты – карбоксильную, простые эфиры – алкоксильную и т.д., и т.п. Главное, не забудьте – вы еще до сих пор умеете отличать классы органических веществ, на этой необоснованной мысли построена вся методичка.

5. Вопрос о родоначальных структурах.

Пример:

Вот и пропионовая кислота нарисовалась…

Как с этим бороться:

Довольно занудный вопрос. Насколько я могу судить, на кафедре ОБОХимии до сих пор нет внятного представления о том, что такое родоначальная структура, поэтому стоит иметь в виду следующее: родоначальная структура – это гомологический ряд карбоновых кислот, муравьиная, уксусная, пропионовая и прочее, что может быть найдено в табл. №1 голубой методички. То есть если вы видите что то типа H2N-CH2-COOH, и осознаете, что 1) это аминокарбоновая кислота 2) количество атомов «С» в ней совпадает с уксусной кислотой; то вы можете констатировать, что родоначальная структура для этой поебени биологически значимой молекулы (аминокислота глицин) – это уксусная кислота. Еще родоначальными структурами могут быть производные бензола: анилин, фенол, бензальдегид и бензойная кислота. Увы, не привожу их тут, ибо не могу рисовать здесь «гайки». Так вот, если к, например, бензольному кольцу подцеплен ОН – то это фенол, а если еще какая-нибудь группа NO2 – то это нитрофенол, а фенол для него родоначальная структура. Получилось довольно путано. Пока более простого объяснения мы не придумали, но мы работаем над этим.

6. Укажите характеристические группы в соединении

Пример:

Нитро- и гидроксильная группы затаились в молекуле

Как с этим бороться:

Элементарно. Вы же не забыли, какие бывают группы, ну же? Смотрим на формулу и мысленно вычленяем из нее, как правило, две функциональные группы.

7. Амид (фенол, ненасыщенное соединение и т.п.) – это …

Пример: забыл заскринить, извините.

Как с этим бороться:

Довольно стремный вопрос. Мне попались фенол и амид, вероятно, есть еще варианты. Надо обладать какой никакой, а все таки логикой, чтобы догадаться, что N,N-диметилацетАМИД относится к классу амидов, и какими никакими, а знаниями+логикой, чтобы указать, что фенол содержит гидроксильную группу, связанную с ароматическим кольцом

 

 

Предисловие.

Будучи огорчен качеством преподавания химии в РНИИМУ, и тем более способом последующего контроля качества образования – тестами, я решил оказать посильную помощь студентам в сдаче оных. Пособие представляет собой краткую, насколько возможно, инструкцию, как, минимально загрузив голову, таки сдать этот окаянный тест. Я исследовал большое их количество, обобщил результаты. Вопросы были мной разделены на темы в таком порядке, в каком вы их изучали или якобы изучали, кому как повезло. На каждый вид вопросов я постарался дать ответ, в меру научный, чтобы все-таки не слишком уйти от своих химических корней, но и достаточно ясный, чтобы он мог быть воспринят среднестатистическим студентом РНИИМУ. Теперь я представляю свой труд на суд и пользование широкой общественности, надеюсь, моё творение сможет послужить к чьей-нибудь пользе.

Издание дополнено 26.01.2016.

Заранее благодарен за адекватные комментарии, дополнения и исправления к тексту. Текст создан исключительно из гуманных соображений и распространяется безвозмездно.

Удачи, ни пуха ни пера, дорогие любители химии.

 

 

Федоров Алексей, «Леша-химик»

15.01.2015

модуль, общая, неорганическая и физическая химия.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.