Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Способы выражения концентрации раствора.





Введение. Весьма полезно будет иметь под рукой таблицу из голубой методички. Там есть, в случае чего и определений молярности-моляльности, и формулы этих ваших моляльностей.

Типичные вопросы:

1. Молярная концентрация.

Пример:

Внезапная задача.

Как с этим бороться:

Формула с=n/V, где c-молрная концентрация, моль/л, n-количество вещества, моль, V- объем, обязательно в л (!). Среднестатистический вопрос – необходимо вычислить массу растворенного вещества, если известно с и V, причем объем обычно в мл. Сначала из первой формулы вычисляем количество вещества, умножаем объем на молярность, (объем нужно перевести в литры, для этого мили литры делят на 1000). Затем по известной формуле n=m/M находят массу, умножают молярную на количество вещества. Можно все сразу объединить в одну формулу, m=cVM, просто все перемножить, только объем в литры все равно надо перевести. Встречаются более редкие вариации этой задачи, например найти количество моль, это даже легче, решается в одно действие.

2. Масса, плотность и объем.

Пример:

Ответ D, догадались же?

Как с этим бороться:

Масса (m), плотность (ρ) и объем (V) раствора (внимание, НЕ растворенного вещества) связаны соотношениями: m=Vρ, V=m/ρ, ρ=m/V, с чем мы вас и поздравляем.

3. Растворимость.

Пример:

?

Не помню, еще перед новым годом находил один какой то вопрос.

Как с этим бороться:

Растворимость газов увеличивается с увеличением давления и уменьшением температуры, там вроде про это было.

4. Размерности физических величин.

Пример:

Массовая доля - %! Ура, товарищи!

Как с этим бороться:

Вы таки долго будете смеяться, но масса измеряется в граммах и килограмах, объем в милилитрах и литрах, плотность в г/мл. Остальные размерности концентраций, как например моляльность моль/кг растворителя, могут быть найдены в методичке.

5. Массовая доля.

Пример:

Примерчик.

Как с этим бороться:

Массовая доля ω, масса растворенного вещества m(X) и масса раствора m (р-р) связаны нехитрым соотношением ω=m(X)/m(р-р), из чего следует, что m(X)= ω·m(р-р), а m(p-p) = m(X)/ω. Чего же вам еще более? Из сложного, периодически встречались в 1 модуле хитровыкрученные задачи, где требовалось узнать массу воды, которую надо добавить к раствору с известной массой и массовой долей, чтобы разбавить его до тоже известной массовой доли. Ну, например от 15% до 10%. Решались проще всего подбором. Находим, сколько растворенного вещества в 15% растворе, затем прибавляем 1ое количество воды к нему (растворенное вещество остается той же массы, а вот масса раствора увеличивается за счет долитой воды) и смотрим, получилось 10% или нет. И так далее. Но в итоговом я таких не видел. Математика все таки великая вещь.

6. Неизвестный пока науке вид задач.

Пример:

?

Неизвестен.

Как с этим бороться:

Пока непонятно.

 

 

Тема 2. Термодинамика.

Введение: Крайне зловещая и непонятная тема, впрочем, в физической химии понятных и нет. Оперирует странными бессмысленными функциями – энтальпией, энтропией и энергией Гиббса.

Типичные вопросы:

1. Энтальпия образования и сгорания.

Пример:

Путаный вопрос. Правильно – А, С не правильно потому, что образуется 2 молекулы аммиака, остальное неправильно потому, что аммиак получают не из простых веществ.

Как с этим бороться:

Надо осознать, что энтальпия образования этого вещества относится к реакции образования 1 молекулы (1 моля) этого вещества из простых веществ. То есть энтальпия образования метана, например, относится к реакции С + 2Н2 = СН4, и никаких других реакций. Реакции могут получаться очень странные, если кто-нибудь хорошо помнит ЕГЭ, то может заметить, что некоторые из этих реакций противоречат тому, чему учат в школе, и невозможны в жизни. Не надо смущаться этим, у термодинамики – своя атмосфера. Энтальпия реакции сгорания вещества относится к реакции сгорания 1 молекулы этого вещества до СО2, Н2О, SO2, N2 и других оксидов, если в веществе были другие атомы. Внимание на определения, молекула и в сгорании и в образовании должна быть только одна, это важно.

2. Верные и неверные утверждения.

Пример:

Жестокая, жестокая термодинамика…

Как с этим бороться:

Никак, смиритесь, это безнадежно. Не рассчитывайте даже на интуицию, если хоть одна из 4 формулировок будет с ошибкой, вам не зачтут вопрос, но надо быть минимум победителем «Битвы экстрасенсов», чтобы угадать все 4.

Кратко отвечу на то, что нашел. А-неверно, виды энергии превращаются как раз в эквивалентных количествах, В-неверно, при растворении энтропия возрастает, С-верно, смотреть ниже, D-неверно, все энтальпии сгорания, и энтальпия нейтрализации отрицательны. Есть легенда, что должно быть 2 верных и 2 неверных ответа, но я считаю, что это неправильно, бывает всякое. Еще есть подозрение, что кое-где ответы перепутаны, и даже если ответить правильно с точки зрения химии, то нет уверенности, что это будет правильно с точки зрения кафедры.

3. При каких температурах (высоких, низких, любых, никаких) возможна реакция?

Пример:

Пример переформатирования в сторону усложнения. Читаем слитно условие+А, получается Н=0, S<0, возможен при любой температуре. Сравниваем с таблицей ниже, понимаем, что получили неверное утверждение, при таких функциях процесс невозможен. Повторяем, читаем слитно условие+В, и так далее, до тех пор, пока не получим верного утверждения. Варианты, где есть G, могут рассматриваться отдельно от условия, потому что с G все просто, см. ниже.

Как с этим бороться:

Исходная предпосылка всех этих вопросов – Второй Закон Термодинамики, говорящий, что в закрытой системе возможен только процесс, в котором ΔG<0, а процесс ΔG>0, естественно невозможен при любых температурах. Изначально все запросто сводилось к таблице вида:

Энтальпия ΔН Энтропия ΔS Возможность протекания реакции
<0 или =0 >0 или =0 При любых температурах*
<0 или =0 <0 или =0 Ни при каких температурах*
>0 >0 При высоких температурах
>0 <0 При низких температурах

*-при условии, что обе функции не равны нулю.

Сейчас все несколько сложнее, нужно просто прочитать вопрос слитно вместе с вариантом ответа, и оценить, верное ли получилось суждение.

4. Критерий возможности.

Пример:

?

Где то потерялся.

Как с этим бороться:

Перед Новым годом видел такие вопросы, но не заскринил, а сейчас не могу найти. Вроде ничего особенного не было. См выше. Возможен только процесс, в котором ΔG<0, а процесс ΔG>0, естественно невозможен

5. Неизвестный пока науке вид задач.

Пример:

?

Нету.

Как с этим бороться:

Пока неизвестно.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.