Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел «Возрастная физиология и психофизиология»





Раздел «Возрастная физиология и психофизиология»

1.Биологические ритмы и их роль в поддержании здоровья, работоспособности и творческой деятельности.

2.Физиология умственного труда и работоспособность.

3.Рефлекторная и интегративная деятельность мозга, ее возрастные особенности и роль в оптимизации учебно-воспитательной работы.

4.Динамический стереотип и его роль в формировании трудовых навыков.

5.Высшая нервная деятельность человека, ее возрастные особенности и значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

_________________________________________

 

Биологические ритмы и их роль в поддержании здоровья, работоспособности и творческой деятельности.

 

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ - ритмические изменения физиологического состояния организма, управляемые и корректируемые центральной нервной системой, происходящие под действием циклических явлений окружающей его среды.

Виды биологических ритмов

 

Виды биоритмов Перио­дичность повторения Примеры биоритмов
  Инфрадианные (сезонные) Это ритмы, перио­дичность повторения которых превышает длительность суток, т.е. один цикл этого ритма повторяется реже одного раза в сутки. Примерами могут служить ритмы сезонной активности животных (зимняя спячка, гон или нерест), а также некоторых форм физиологической активности человека (менструальные циклы женщин, маниакальные и депрессив­ные фазы проявления некоторых видов психических расстройств).
  Циркадианные (околосуточные) Циркадианные (от лат. circa - около), или околосуточные, - это рит­мы с периодом, близким к 24 ч. Примерами таких ритмов могут слу­жить суточные колебания гормонов в крови человека, перепады темпе­ратуры тела, повышение и снижение умственной и физической работо­способности, циклы сна и бодрствования.
  Ультрадианные () Ультрадианные (от лат. ultra - сверх) - это ритмы с периодичностью более одного раза в су­тки: от нескольких минут до 12-15 ч. Примером таких ритмов у чело­века могут служить ритм чередования различных фаз сна, динамика мочеиспускания, течение метаболических процессов, сопровождаю­щееся периодически сменяющимися чувствами голода и насыщения, смена эмоциональных состояний.

Роль биологических ритмов в поддержании здоровья,

работоспособности и творческой деятельности:

 

1. Позволяют организму адаптироваться к изменениям окру­жающей среды.

2. Сезонные биоритмы (инфрадианные) влияют на приливы сезонной активности у людей. Так жизнерадостные и деятельные летом, зимой многие люди становятся апатичными и у них, что называется, все начинает валиться из рук. Дело в том, что в ЦНС имеются супрахиазменные ядра к ним поступают волокна от сет­чаток глаз, гипоталамуса и от ядер шва в стволе мозга (последние служат источником большого количества серотонина в суп­рахиазменных ядрах). Нейроны супрахиазменных ядер посылают свои аксоны к другим ядрам гипоталамуса, гипофизу, эпифизу и тем частям мозгового ствола, которые участвуют в регуляции сна. Под воздействием сигналов, поступающих от супрахиазменных ядер, в эпифизе происходит превращение серотонина, выделяемого его собственными клетками, в гормон мелатонин, активирующий функции связанные с учетом времени и световыми циклами.

3. Влияют на репродуктивный цикл у женщин (средняя продолжительность ко­торого составляет 28 дней. Цикл начинается, как только нейроны преоптической области гипоталамуса приступают к выделению гонадолиберинов - фоллиберина и люлиберина, стимулирующих секрецию гонадотропных гормонов в гипофизе (фолликулостимулирующего и лютеинизирующего. Фолликулостимулирующий гормон, воздействуя на яичник, стимулирует рост фоллику­ла - полого пузырька, содержащего яйцеклетку. Фолликул по мере своего роста начинает все более и более активно секретировать эстро­ген - гормон, который, с одной стороны, воздействует на гипофиз, тормозя дальнейшую секрецию фолликулостимулирующего гормона, а с другой - стимулирует выработку лютеинизирующего гормона, под воздействием которого стенки фолликула разрушаются и зрелое яйцо освобождается. Этот момент называется овуляцией. Период от первого дня цикла до овуляции составляет 10-14 дней. После овуляции остат­ки фолликула превращаются в желтое тело, которое под действием все того же лютеинизирующего гормона начинает выделять прогесте­рон, гормон, также обладающий двойным действием. С одной стороны, он усиливает кровоснабжение стенок матки, подготавливая ее к им­плантации яйца, в случае если оно будет оплодотворено, с другой - он влияет на гипофиз, который, подчиняясь этому влиянию, прекращает выделять лютеинизирующий гормон. Если оплодотворения не происхоходит, уровень прогестерона падает, желтое тело уменьшается в разме­рах, а слизистая матки отторгается).

4. Околосуточные биоритмы влияют на фи­зиологическую активность организма (наивысшая физическая активность у человека с 9-30 до 12-30) и поддержание температуры тела (наивысшая температура тела – в 12-30, а самая низкая – в 2-5 часов утра).

5. Также влияют на чередование сна и бодрствования у человека.

6. Они влияют и на колебания внимания, познавательной деятельности человека с периодичностью каждые 90-100 мин.

Общие

закономерности динамики работоспособности:

1) врабатывание: происходит постепенное повышение работоспособности за счет поиска наиболее эффективных вариантов функционирования органов и систем органов. Работоспособность неустойчива, а ее эффективность не высока (первые 5 минут на занятии).

2) оптимум: это время, когда организм работает наиболее эффективно, в оптимальном режиме (последующие 10-15 минут на занятии). Заканчивается он, компенсаторной перестройкой, это период, когда обучающиеся еще может работать качественно, но уже ценой значительного напряжения (снижается внимание, рост числа ошибок, снижение темпа деятельности, повышение двигательной активности) – неустойчивая работоспособность длится 5-7 минут.

3) утомление: особое функциональное состояние возникающие при длительной, но неинтенсивной работе, и при кратковременной но интенсивной. Характеризуется: рассогласованностью в деятельности систем организма, снижением регуляторных влияний коры, что приводит к снижению концентрации внимания, темпа работы, двигательному беспокойству, увеличению количества ошибок, нарушению координации движений, появлению вегетативных реакций (потливости, покраснению лица, головной боли) – это состояние предутомления.

Типы работоспособности:

См. ксерокопию стр. 120-125.

Под работоспособностью понимаются закономерности изменения качества деятельности, и функционального состояния работника в процессе непрерывной работы.

В РФ продолжительность работы в неделю установлена:

40 ч для взрослых работников;

36 ч - для рабочих 16…18 лет

24 ч - для работников 15...16 лет;

при вредных УТ - не более 36 ч в неделю.

Начало и продолжительность перерывов устанавливают с учетом динамики работоспособности.

 

Вначале в течение 0,25...1 ч идет врабатываемость, приспособление функций организма к тем требованиям, которые определяются содержанием и условиями работы. Затем в течение 2...4 ч следует фаза устойчивой работоспособности, в которой достигается наивысшая производительность труда при наименьших усилиях. По мере истощения резервов организма развивается утомление, т.е. временное снижение работоспособности вследствие интенсивности, длительности в неблагоприятных УТ. При утомлении снижается производительность труда, увеличивается производственный травматизм, ухудшается самочувствие, появляется ощущение усталости, для профилактики утомления необходим рациональный уровень рабочей нагрузки (обычно около 30% от максимальных возможностей человека), правильно выбранные перерывы, функциональная музыка, пребывание в кабинетах психофизиологической разгрузки. После обеденного перерыва (его продолжительность должна быть в пределах 0,5...2 ч) изменения работоспособности носят тот же характер, но реализуются на более низком уровне.

 

Работоспособность меняется и в зависимости от времени суток. Она максимальна в утренние часы и существенно снижается ночью в период от 2 до 4 ч. Поэтому ночная работа требует больших усилий чем днем, а сама ночная смена должна быть на 1 ч короче дневной. Около 20% всех работников не способны адаптироваться к ночной работе, поэтому целесообразен их отбор по данному параметру.

 

При установлении перерывов должно учитываться, что для восстановления функций при отдыхе требуется не менее 10 мин.

 

 

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП И

Раздел «Возрастная физиология и психофизиология»

1.Биологические ритмы и их роль в поддержании здоровья, работоспособности и творческой деятельности.

2.Физиология умственного труда и работоспособность.

3.Рефлекторная и интегративная деятельность мозга, ее возрастные особенности и роль в оптимизации учебно-воспитательной работы.

4.Динамический стереотип и его роль в формировании трудовых навыков.

5.Высшая нервная деятельность человека, ее возрастные особенности и значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

_________________________________________

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.