Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РЕФЛЕКТОРНАЯ И ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА, ЕЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И РОЛЬ В ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.





Рефлекторная деятельность организма – это способность быстро реагировать на различные изменения внутренней и внешней среды. Основу данной деятельности составляют рефлексы. Рефлекс - ответная реакция организма на раздражение из внешней среды, осуществляемая ЦНС (врожденные – безусловные и приобретенные - условные). Рефлекторная дуга - путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к исполнительному органу ее, части связаны между собой с помощью синапсов. Рефлекторная реакция - передача импульса в различные отделы мозга с помощью групп нейронов при любом рефлекторном акте. Рефлекторный акт - координированная реакция всего организма. Принцип обратной связи - между ЦНС и рабочими органами существуют как прямые, так и обратные связи. В состав реф­лекторной дуги входят рецепторы, воспринимающие раздражение, их отростки - афферентные нервные волокна, несущие возбуждение к центральной нервной системе, нейроны и синапсы, передающие им­пульсы к эффекторным нейронам, эфферентные нервные волокна, про­водящие импульсы от центральной нервной системы на периферию, и исполнительный орган, деятельность которого меняется в результате рефлекса. Рецепторы различны по строению, местоположению и функциям:

1. Экстерорецепторы воспринимают раздражения из внешней среды, к ним относятся воспринимающие клетки сетчатки глаза, рецепторы вкуса, обоняния.

2. Интерорецепторы расположены в тканях внутренних органов и воспринимают изменения внутренней среды организма, к ним относятся рецепторы сердца, печени, почек, кровеносных сосудов.

3. Проприорецепторы находятся в мышцах, сухожилиях и суставах и воспринимают сокращения и растяжения мускулатуры, то есть сигнализируют о положении и движениях тела.

Под действием раздражителя в рецепторах возникает возбуждение из рецепторов передается в ЦНС по центростремительным нервным волокнам. В ЦНС за счет вставочных нейронов рефлекс из узкоместного акта превращается в целостную деятельность нервной системы. В ЦНС происходит обработка поступивших сигналов и передача импульсов на центробежные нервные волокна.

Процессы возбуждения и торможения, так же характеризуютрефлекторная деятельность организма.

Возбуждение в ЦНС:

В ЦНС возможно только односторонне проведение возбуждения – от окончания аксона, где освобождается медиатор к постсинаптической мембране.

В синапсах отмечает замедление проведения возбуждения примерно в 200 раз по сравнению со скоростью проведения возбуждения в нервном волокне. Это связано с при передаче нервного импульса через синапс затрачивается время на выделение медиатора нервным окончанием в ответ на пришедший нервный импульс и на диффузию медиатора через синаптическую щель к постсинаптической мембране, на возникающие под влиянием этого медиатора возбуждающего постсинаптического потенциала.

Торможение в ЦНС:

Явление торможения в ЦНС было, открыло русским физиологом И.М. Сеченовым.

Опыт И.М.Сеченова: у лягушки перерезали головной мозг на уровне зрительных бугров и удаляли полушария вместе разреза. Задние лапки лягушки опускали в слабый раствор серной кислоты и определяли время рефлекса «одергивания лапки». Ели на разрез зрительных бугров клали кристалл поваренной соли, то время возникновения рефлекса «одергивания лапки» значительно увеличивалось.

И.М. Сеченов объяснял это явление наличием в области зрительных бугров нервных центров оказывающих тормозящее влияние на рефлекс «одергивания лапки», позже было доказано, что торможение имеет место в деятельности всех отделов ЦНС. Торможение участвует в осуществлении любого рефлекторного акта.

Взаимодействие процессов возбуждения и торможения:

На воздействия внешней и внутренней среды организм реагирует как единое целое. Объединение деятельности различных систем организма в единое целое (интеграция) и согласование, взаимодействие, ведущее к приспособлению организма к различным условиям среды (координация), связаны с деятельностью ЦНС.

Процессы иррадиации и индукции в ЦНС:

Иррадиация - распространение возбуждения в ЦНС. Она возможна благодаря деятельности различных отростков центростремительных нервных клеток, вставочных нейронов связывающих различные участки ЦНС. В процессе дифференцирования раздражителя торможение ограничивает иррадиацию возбуждения. В результате возбуждение концентрируется в определенных группах нейронов. Вокруг возбужденных нейронов возбудимость падает и она приходят в состояние торможения- это явление одновременной отрицательной индукции. В нейронах, которые были возбуждены, возникает торможение и наоборот, после торможения в тех же нейронах возникает возбуждение- это явление последовательной индукции.

Интегративная деятельность мозга, ее возрастные особенности и роль в оптимизации учебно-воспитательной работы:

Интегративная деятельность мозга – включение условных рефлексов в сложную целостную деятельности мозга и создание основы для взаимодействия нервных цент­ров. При этом интегративная деятельность мозга осуществляется структурами мозга, объединенными в динами­ческие системы, обеспечивающие приспособительный характер по­веденческих реакций.

Ярким примером интегративной деятельности мозга, является учение А. А. Ухтомского о доминанте. Он вы­двинул представление о наличии доминантного очага возбуждения, создающего в мозгу динамическую констелляцию (объединение) нервных центров - «функциональный орган». Объединение нерв­ных центров состоит из обширного числа пространственно разне­сенных нервных элементов разных отделов ЦНС, временно объ­единенных для осуществления конкретной деятельности. Отдель­ные ее компоненты в разные моменты могут образовывать разные динамические констелляции, обеспечивающие выполнение опреде­ленных стоящих перед организмом целей и задач. С возрастом доминирующая констелляция нервных центров приобретает, с одной стороны, большую устойчивость, с другой - большую пластичность. Оба эти свойства играют важную роль в процессе формирования познавательной деятельности. Устойчи­вость доминирующего возбуждения облегчает возможность обуче­ния и противостоит отвлечению. Пластичность обеспечивает воз­можность переключения с одной доминирующей деятельности на другую. Доминанта является одним из важнейших свойств нерв­ной системы, определяющих потребности и мотивации как био­логические, так и познавательные.

Образование доминанты имеет индивидуальные и возрастные особенности.Индивидуальные осо­бенности определяют увлеченность, возможность сосредоточиться на определенном виде деятельности. Возрастные особенности фор­мирования доминанты должны быть учтены в процессе обучения, что достаточно наглядно демонстрирует концепция функциональной системы П. К. Анохина.

Концепция функциональной системы П. К. Анохина. Согласно этой концепции в каждый момент времени формиру­ется сложная система, представляющая собой временное объеди­нение рецепторов, нервных элементов различных структур мозга и исполнительных органов. Структуры, объединенные в функциональную систему, осущест­вляют ряд важнейших операций. Это, прежде всего афферентный синтез информации, поступающей из разных источников и сигна­лизирующей как о конкретном стимуле, вызывающем реакцию, так и о доминирующих потребностях и биологической мотива­ции. На основе афферентного синтеза осуществляется принятие решения. В результате принятия решения формируется программа действия, осуществление которой связано с функционированием специального аппарата - акцептора результатов действия, т. е. нейронной модели предполагаемого результата. Осуществление действия приводит к результату, информация о котором по систе­ме обратных связей (обратная афферентация) поступает в высшие отделы ЦНС, где она сравнивается с результатом, запрограмми­рованным в акцепторе действия. Если полученный результат со­ответствует ожидаемому, т. е. цель достигнута, то сформировав­шаяся система перестает функционировать. Таким образом, в сложном поведенческом акте рефлекторная дуга замыкается в рефлекторное кольцо. В естественных условиях жизни организма, в особенности у человека, деятельность обычно начинается с создания плана и программы данной конкретной поведенческой реакции.

Возрастные особенности интегративной деятельности мозга и ее роль в оптимизации учебно-воспитательной работы:

 

Психические процессы, согласно современным представлениям, не локализованы в определенных структурах мозга. Они форми­руются на основе системной иерархической организации структур мозга, каждая из которых специализированно участвует в осу­ществлении определенных операций, а их взаимодействие обеспе­чивает осуществление целостной функции.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.