|
РЕФЛЕКТОРНАЯ И ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА, ЕЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И РОЛЬ В ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.Рефлекторная деятельность организма – это способность быстро реагировать на различные изменения внутренней и внешней среды. Основу данной деятельности составляют рефлексы. Рефлекс - ответная реакция организма на раздражение из внешней среды, осуществляемая ЦНС (врожденные – безусловные и приобретенные - условные). Рефлекторная дуга - путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к исполнительному органу ее, части связаны между собой с помощью синапсов. Рефлекторная реакция - передача импульса в различные отделы мозга с помощью групп нейронов при любом рефлекторном акте. Рефлекторный акт - координированная реакция всего организма. Принцип обратной связи - между ЦНС и рабочими органами существуют как прямые, так и обратные связи. В состав рефлекторной дуги входят рецепторы, воспринимающие раздражение, их отростки - афферентные нервные волокна, несущие возбуждение к центральной нервной системе, нейроны и синапсы, передающие импульсы к эффекторным нейронам, эфферентные нервные волокна, проводящие импульсы от центральной нервной системы на периферию, и исполнительный орган, деятельность которого меняется в результате рефлекса. Рецепторы различны по строению, местоположению и функциям: 1. Экстерорецепторы воспринимают раздражения из внешней среды, к ним относятся воспринимающие клетки сетчатки глаза, рецепторы вкуса, обоняния. 2. Интерорецепторы расположены в тканях внутренних органов и воспринимают изменения внутренней среды организма, к ним относятся рецепторы сердца, печени, почек, кровеносных сосудов. 3. Проприорецепторы находятся в мышцах, сухожилиях и суставах и воспринимают сокращения и растяжения мускулатуры, то есть сигнализируют о положении и движениях тела. Под действием раздражителя в рецепторах возникает возбуждение из рецепторов передается в ЦНС по центростремительным нервным волокнам. В ЦНС за счет вставочных нейронов рефлекс из узкоместного акта превращается в целостную деятельность нервной системы. В ЦНС происходит обработка поступивших сигналов и передача импульсов на центробежные нервные волокна. Процессы возбуждения и торможения, так же характеризуютрефлекторная деятельность организма. Возбуждение в ЦНС: В ЦНС возможно только односторонне проведение возбуждения – от окончания аксона, где освобождается медиатор к постсинаптической мембране. В синапсах отмечает замедление проведения возбуждения примерно в 200 раз по сравнению со скоростью проведения возбуждения в нервном волокне. Это связано с при передаче нервного импульса через синапс затрачивается время на выделение медиатора нервным окончанием в ответ на пришедший нервный импульс и на диффузию медиатора через синаптическую щель к постсинаптической мембране, на возникающие под влиянием этого медиатора возбуждающего постсинаптического потенциала. Торможение в ЦНС: Явление торможения в ЦНС было, открыло русским физиологом И.М. Сеченовым. Опыт И.М.Сеченова: у лягушки перерезали головной мозг на уровне зрительных бугров и удаляли полушария вместе разреза. Задние лапки лягушки опускали в слабый раствор серной кислоты и определяли время рефлекса «одергивания лапки». Ели на разрез зрительных бугров клали кристалл поваренной соли, то время возникновения рефлекса «одергивания лапки» значительно увеличивалось. И.М. Сеченов объяснял это явление наличием в области зрительных бугров нервных центров оказывающих тормозящее влияние на рефлекс «одергивания лапки», позже было доказано, что торможение имеет место в деятельности всех отделов ЦНС. Торможение участвует в осуществлении любого рефлекторного акта. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения: На воздействия внешней и внутренней среды организм реагирует как единое целое. Объединение деятельности различных систем организма в единое целое (интеграция) и согласование, взаимодействие, ведущее к приспособлению организма к различным условиям среды (координация), связаны с деятельностью ЦНС. Процессы иррадиации и индукции в ЦНС: Иррадиация - распространение возбуждения в ЦНС. Она возможна благодаря деятельности различных отростков центростремительных нервных клеток, вставочных нейронов связывающих различные участки ЦНС. В процессе дифференцирования раздражителя торможение ограничивает иррадиацию возбуждения. В результате возбуждение концентрируется в определенных группах нейронов. Вокруг возбужденных нейронов возбудимость падает и она приходят в состояние торможения- это явление одновременной отрицательной индукции. В нейронах, которые были возбуждены, возникает торможение и наоборот, после торможения в тех же нейронах возникает возбуждение- это явление последовательной индукции. Интегративная деятельность мозга, ее возрастные особенности и роль в оптимизации учебно-воспитательной работы: Интегративная деятельность мозга – включение условных рефлексов в сложную целостную деятельности мозга и создание основы для взаимодействия нервных центров. При этом интегративная деятельность мозга осуществляется структурами мозга, объединенными в динамические системы, обеспечивающие приспособительный характер поведенческих реакций. Ярким примером интегративной деятельности мозга, является учение А. А. Ухтомского о доминанте. Он выдвинул представление о наличии доминантного очага возбуждения, создающего в мозгу динамическую констелляцию (объединение) нервных центров - «функциональный орган». Объединение нервных центров состоит из обширного числа пространственно разнесенных нервных элементов разных отделов ЦНС, временно объединенных для осуществления конкретной деятельности. Отдельные ее компоненты в разные моменты могут образовывать разные динамические констелляции, обеспечивающие выполнение определенных стоящих перед организмом целей и задач. С возрастом доминирующая констелляция нервных центров приобретает, с одной стороны, большую устойчивость, с другой - большую пластичность. Оба эти свойства играют важную роль в процессе формирования познавательной деятельности. Устойчивость доминирующего возбуждения облегчает возможность обучения и противостоит отвлечению. Пластичность обеспечивает возможность переключения с одной доминирующей деятельности на другую. Доминанта является одним из важнейших свойств нервной системы, определяющих потребности и мотивации как биологические, так и познавательные. Образование доминанты имеет индивидуальные и возрастные особенности.Индивидуальные особенности определяют увлеченность, возможность сосредоточиться на определенном виде деятельности. Возрастные особенности формирования доминанты должны быть учтены в процессе обучения, что достаточно наглядно демонстрирует концепция функциональной системы П. К. Анохина. Концепция функциональной системы П. К. Анохина. Согласно этой концепции в каждый момент времени формируется сложная система, представляющая собой временное объединение рецепторов, нервных элементов различных структур мозга и исполнительных органов. Структуры, объединенные в функциональную систему, осуществляют ряд важнейших операций. Это, прежде всего афферентный синтез информации, поступающей из разных источников и сигнализирующей как о конкретном стимуле, вызывающем реакцию, так и о доминирующих потребностях и биологической мотивации. На основе афферентного синтеза осуществляется принятие решения. В результате принятия решения формируется программа действия, осуществление которой связано с функционированием специального аппарата - акцептора результатов действия, т. е. нейронной модели предполагаемого результата. Осуществление действия приводит к результату, информация о котором по системе обратных связей (обратная афферентация) поступает в высшие отделы ЦНС, где она сравнивается с результатом, запрограммированным в акцепторе действия. Если полученный результат соответствует ожидаемому, т. е. цель достигнута, то сформировавшаяся система перестает функционировать. Таким образом, в сложном поведенческом акте рефлекторная дуга замыкается в рефлекторное кольцо. В естественных условиях жизни организма, в особенности у человека, деятельность обычно начинается с создания плана и программы данной конкретной поведенческой реакции. Возрастные особенности интегративной деятельности мозга и ее роль в оптимизации учебно-воспитательной работы:
Психические процессы, согласно современным представлениям, не локализованы в определенных структурах мозга. Они формируются на основе системной иерархической организации структур мозга, каждая из которых специализированно участвует в осуществлении определенных операций, а их взаимодействие обеспечивает осуществление целостной функции. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|