Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нормативы по безопасности забойных машин





Нормативы по безопасности забойных машин

И комплексов для рудников соляных месторождений Республики Беларусь

 

 

Солигорск 2011


 

 

УДК 622.363.2

ББК 33.345

Н 83

Нормативы по безопасности

забойных машин и комплексов

для рудников соляных месторождений

Республики Беларусь

Разработаны ОАО «Белгорхимпром»

с участием ОАО «Беларуськалий»

и Госпромнадзора

 

 

Утверждены совместным протоколом Госпромнадзора при МЧС Республики Беларусь, ОАО «Беларуськалий» и ОАО «Белгорхимпром» 30 сентября 2011 г.

«Нормативы по безопасности забойных машин и комплексов для рудников соляных месторождений Республики Беларусь» являются руководящим документом при разработке проектной документации и эксплуатации вновь создаваемых и модернизируемых забойных машин и комплексов.

С вводом в действие «Нормативов по безопасности …» отменяется действие «Нормативов по безопасности забойных машин и комплексов для соляных месторождений Республики Беларусь» (1996 г.)

 

Введены в действие приказом ОАО «Беларуськалий» № _______ от ___________ 2011 г.

 

 

Редакционная комиссия:

Тухто А.А., Смычник А.Д., Шпаковский В.Н., Береснев С.П., Брановец В.А., Грищенко С.Б., Дворник А.П., Емельянов Ю.О., Петровский А.Б., Потапенко Г.Г., Сорокин В.А., Тараканов В.А.

 

 

© Открытое акционерное общество «Беларуськалий», 2011 г.

© Открытое акционерное общество «Белгорхимпром», 2011 г.


Содержание

1 Основные понятия и определения……………………………...  
2 Общие положения………………………………………………...  
3 Общие требования……………………………………………......  
3.1 Конструкция и монтаж ……………………………………….......  
3.2 Ограждения защитные ………………………………………........  
3.3 Тяговые цепи и предохранительные устройства ……………….  
3.4 Освещение ………………………………………………………...  
3.5 Система электроснабжения ………………………………………  
3.6 Гидросистемы ……………………………………………………..  
3.7 Пневматический привод ………………………………………….  
3.8 Системы и схемы управления ……………………………….......  
3.9 Размещение и конструкция устройств управления …………….  
3.10 Предупредительная сигнализация и связь …………………….  
3.11 Средства борьбы с пылью ………………………………….......  
4 Специальные требования……………………………………….  
4.1 Комплексы для очистных работ в лавах ………………………..  
4.2 Выемочные машины ……………………………………………..  
4.3 Механизированные крепи ……………………………………….  
4.4 Крепи сопряжения и эстакады …………………………………..  
4.5 Забойные, штрековые и закладочные скребковые конвейеры...  
4.6 Кабелеукладчики ………………………………………………….  
4.7 Комплексы проходческие и проходческо-очистные …………...  
4.8 Комбайны проходческие и проходческо-очистные …………….  
4.9 Погрузочные машины и машины для подрубки почвы горных выработок …………………………………………………………………….  
4.10 Оборудование для бурения шпуров и скважин, проведения компенсационных щелей и возведениякрепи ……………………………..  
4.11 Перегружатели и бункеры-перегружатели …………………….  
4.12 Машины для оборки кровли выработок ……………………….  
4.13 Дробилки и закладочные машины ……………………………..  
4.14 Машины и оборудование для монтажно-демонтажных работ  
4.15 Лавная транспортная установка ………………………………..  
4.16 Самоходные вагоны ……………………………………………..  
Приложение А Перечень НПА и ТНПА, содержащих требования безопасности к забойным машинам и комплексам ….…………………...  

Основные понятия и определения

 

1.1 Промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее – промышленная безопасность) – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

1.2 Техническое устройство – технологическое оборудование, агрегаты, машины и механизмы, технические системы и комплексы, в том числе и иностранного производства, используемые в производственной деятельности;

1.3 Забойные комплексы очистные, проходческие и проходческо-очистные комплексы, состоящие из отдельных машин, объединенных единым технологическим процессом.

1.4 Забойные машины – машины, предназначенные для механизации работ в очистных и подготовительных забоях рудника.

К забойным машинам относятся очистные, проходческие и проходческо-очистные комбайны, погрузочные машины, самоходные вагоны, перегружатели и бункер-перегружатели, машины для подрубки почвы, щеленарезные машины, бурильные установки и буровые станки, механизированные крепи и крепи сопряжения, забойные и штрековые конвейеры, дробилки, закладочные машины, монтажные и доставочные лебедки, машины для монтажно-демонтажных работ и оборки кровли, гидропередвижчики оборудования и другое оборудование, предназначенное для комплектования забойных комплексов.

1.5 Система управления – совокупность устройств и соединительных связей между ними для обеспечения заданного алгоритма управления забойными машинами.

1.6 Местное управление – управление машиной, при котором управляющее воздействие осуществляется с пульта, размещенного на этой машине, на основании визуального контроля за ее работой машинистом.

1.7 Дистанционное управление вне зоны видимости машины – управление отдельной машиной или комплексом машин с расстояния, при котором управляющее воздействие осуществляется с переносного или стационарно расположенного в выработке пульта на основании информации от технических средств контроля, защиты и автоматики.

1.8 Дистанционное управление в зоне видимости машины – управление машиной с расстояния, при котором управляющие воздействия осуществляются с переносного пульта на основании визуального контроля за его работой машинистом.

1.9 Автоматизированное управление – управление, при котором пуск машины или комплекса машин осуществляется оператором (машинистом), а последующая работа выполняется автоматически, когда управляющие воздействия на изменение режима работы вырабатываются в процессе работы машины (комплекса) без участия оператора.

1.10 Аварийное отключение – отключение, при котором снимается напряжение с питающих кабелей и электроприводов одиночной машины или группы машин, находящихся в зоне, в которой возникла опасная ситуация.

1.11 Комплектная крепь – крепь, обеспечивающая передвижение отдельными комплектами, не имеющими общей групповой связи по длине лавы (например, крепь типа М97).

1.12 Агрегатная крепь – крепь, секции которой имеют общую групповую связь по длине лавы - базу, фиксирующую параллельность секций либо интервалы их расположения и обеспечивающую силовое и кинематическое взаимодействие секций с базой.

1.13 Шпур – цилиндрическая полость в горной породе или полезном ископаемом, имеющая глубину до 5 м и диаметр до 75 мм.

1.14 Скважина – горная выработка цилиндрической формы глубиной более 5 м и диаметром более 75 мм, пройденная в горной породе или полезном ископаемом способом бурения.

1.15 Бурильная установка (машина) – установка, состоящая из бурильной машины, автоподатчика, манипулятора и ходовой тележки.

1.16 Буровые станки – машины, предназначенные для бурения геологических скважин и (или) установки анкерной крепи в подземных горных выработках.


Общие положения

2.1 Настоящие «Нормативы по безопасности забойных машин и комплексов для рудников соляных месторождений Республики Беларусь» (далее – Нормативы) разработаны с учетом требований: Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; «Инструкции о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов», утвержденной Постановлением МЧС РБ от 16 декабря 2004 г., № 47; «Правил технической безопасности при подземной разработке соляных месторождений Республики Беларусь» (ПТБ) и других нормативных правовых актов (НПА) и технических нормативных правовых актов (ТНПА) вышедших после 1996 г.

Нормативы распространяются на вновь создаваемые и модернизируемые забойные машины и комплексы для соляных месторождений Республики Беларусь.

Настоящие Нормативы должны учитываться при составлении технических заданий на разработку отечественных и закупку зарубежных забойных машин и комплексов.

2.2 Требования настоящих Нормативов являются обязательными для всех научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, машиностроительных заводов, ремонтных предприятий, организаций – недропользователей, занимающихся проектированием, изготовлением, эксплуатацией и ремонтом забойных машин и комплексов, а также комплектующего их оборудования, устройств и сборочных единиц для подземной разработки соляных месторождений.

2.3 Забойные машины, комплексы и комплектующее их оборудование в части, касающейся конструкции машин должны удовлетворять по вопросам безопасности помимо настоящих Нормативов следующим документам:

- Правилам технической безопасности при разработке подземным способом соляных месторождений Республики Беларусь;

- Гигиеническим требованиям к забойным машинам и комплексам для калийных рудников;

- Государственным стандартам (ГОСТ) на электротехнические изделия в рудничном взрывозащищенном и нормальном исполнениях, отраслевым стандартам (ОСТ) и другим нормативным документам по безопасности горно-шахтного оборудования,приведенным в приложении А к настоящим Нормативам.

Настоящие Нормативы увязаны с системой стандартов безопасности труда (ССБТ).

Запрещается эксплуатация вновь вводимых забойных машин и комплексов и комплектующего их оборудования при наличии отступлений от требований настоящих Нормативов.

2.4 При создании забойных машин и комплексов следует руководствоваться тем, что конструкция их должна обеспечивать:

- безопасность и удобство работ по управлению и обслуживанию при

эксплуатации в таких горно-геологических условиях и при таких технологических схемах, для которых машина предназначена;

- механизацию и автоматизацию производственных процессов в очистных и подготовительных забоях;

- максимально возможное исключение ручного труда при эксплуатации и обслуживании машин, а также при производстве монтажных и демонтажных работ;

- нормируемые санитарно-гигиенические условия для лиц, работающих в забоях.

2.5 Отдельные требования Нормативов, для выполнения которых еще не имеется технических решений, должны осуществляться по мере реализации таких решений.

2.6 Оценка параметров безопасности технических устройств и систем, регламентируемых настоящими Нормативами, должна осуществляться в соответствии с требованиями ПТБ и Инструкции о порядке разработки, изготовления, проведения приемочных испытаний технических устройств и их применения в рудниках ОАО «Беларускалий», утвержденной главным инженером организации и согласованной Госпромнадзором.

2.7 Требования Нормативов уточняются и корректируются по мере накопления опытных данных при эксплуатации забойных машин и комплексов.

2.8 Технические устройства, в том числе и иностранного производства, применяемые на опасных производственных объектах, должны иметь разрешение Госпромнадзора на применение в соответствии с действующими Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденными Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 28.06.2000 г., № 10 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 8/3743).

2.9 Забойные машины и комплексы, электрооборудование, приборы, аппаратура, средства защиты и материалы допускаются к эксплуатации при условии соответствия требованиям ПТБ, нормативных документов по безопасности, экологическим и гигиеническим требованиям, изложенным в государственных стандартах и других нормативных документах.

На все технические устройства, имеющиеся в организации, должны быть соответствующие эксплуатационные документы.

2.10 В паспортах, инструкциях и других эксплуатационных документах на выпускаемое горно-шахтное оборудование должны указываться данные воспроизводимых ими вредных производственных факторов и возможных опасностей при работе, а также срок безопасной эксплуатации данного оборудования, в том числе узлов и деталей.

Нормируемые параметры должны выдерживаться на протяжении всего периода эксплуатации горно-шахтного оборудования.

2.11 К эксплуатации технических устройств допускается только эксплуатационный и ремонтный персонал, подготовленный в соответствии с требованиями ПТБ.


Общие требования

 

Конструкция и монтаж

3.1.1 Узлы и детали, обеспечивающие безопасность эксплуатации забойных машин и комплексов, в том числе комплектующее их электрооборудование, должны иметь исполнение, учитывающее опасность взрыва газовой среды, опасность внезапных выбросов соли и газа, запыленность атмосферы, ограниченность размеров рабочего пространства, должныбыть искробезопасными с точки зрения фрикционного искрообразования и накопления статического электричества.

3.1.2 Вид исполнения электротехнических изделий в зависимости от места их применения должен определяться требованиями ПТБ.

3.1.3 Болтовые и винтовые соединения устройств обеспечения безопасности не должны допускать самоотвинчивания.

3.1.4 Технические средства, предотвращающие возникновение производственной опасности (например, удерживающие и тормозные устройства, гидрозамки, метан-реле, нулевая защита, устройства, блокирующие несанкционированный пуск машин и т.п.) должны функционировать при прекращении подачи энергии к указанным техническим средствам.

3.1.5 Наружные детали забойных машин и комплексов, изготовленные из легких сплавов, должны удовлетворять требованиям п. 8 «Оболочки, выполненные из материалов, содержащих легкие металлы» ГОСТ 30852.0 «Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 0. Общие требования».

Допускается обеспечивать фрикционную искробезопасность деталей забойных машин и комплексов из алюминиевых сплавов с помощью их ограждения от ударов щитками, изготовленными из неопасных в отношении фрикционного искрения металлов, или прочных и надежных в процессе эксплуатации защитных покрытий наружных поверхностей этих деталей.

3.1.6 Пластмассовые оболочки, их части и другие наружные пластмассовые части электрооборудования, должны удовлетворять требованиям п.7.3 «Электростатические заряды на оболочках из пластических материалов или их частях» ГОСТ 30852.0.

3.1.7 Максимальная температура нагрева наружных частей машин в нормальном режиме не должна превышать 1500С. Нагрев частей машины, на которые могут попасть горючие смазочные и рабочие жидкости, не должен превышать 80% температуры их воспламенения.

Детали и участки корпуса машин, подвергающиеся нагреву свыше 800С должны иметь ограждения (щитки, решетки, экраны и т.п.), исключающие возможность случайного прикосновения к ним обслуживающего персонала. Поверхности, подвергающиеся повышенному нагреву, рекомендуется оснащать средствами для контроля температуры. Нагрев пультов и органов управления, а также других частей, с которыми человек вынужден соприкасаться во время работы машины, не должен превышать 400С.

3.1.8 Корпуса машин, предназначенных для эксплуатации в рудниках, опасных по газу, внутри которых размещены механические узлы, не содержащие электрических частей, но при работе которых в нормальном или аварийном режимах возможно воспламенение окружающей метано-воздушной среды (фрикционное искрение, электростатические разряды, и другое), должны выполняться во взрывонепроницаемом исполнении с видом взрывозащиты «взрывонепроницаемая оболочка» по ГОСТ 30852.0.

3.1.9 Корпуса и отдельные части машин и оборудования должны иметь отличительную цветовую окраску. Панели пультов управления, на которых расположены органы управления, должны быть окрашены в цвета, отличающиеся от окраски корпуса мамины. Органы управления (рукоятки, кнопки, рычаги, тумблеры, переключатели и др.) должны окрашиваться в цвет, контрастный по отношению к цвету панелей. Органы управления разного назначения рекомендуется окрашивать в различные цвета.

3.1.10 В конструкции забойных машин с резцовыми исполнительными органами, с целью обеспечения минимального пылеобразования, рекомендуется предусматривать возможность:

- изменения режима разрушения горного массива путем регулирования соответствующих параметров или путем применения сменных деталей (узлов);

- управления очистными, проходческими и проходческо-очистными комбайнами, закладочными машинами, буровыми станками из пунктов, расположенных вне зоны пылевого потока, образующегося при работе обслуживаемой машины.

3.1.11 Конструкция машин и механизмов должна обеспечивать возможность разборки их на узлы, габаритные размеры и масса которых позволяет осуществлять безопасный спуск в рудник и транспортирование по подземным выработкам, а также безопасный монтаж, демонтаж и ремонт в горной выработке с применением специальных средств механизации этих работ.

3.1.12 Забойные машины и комплексы должны комплектоваться специальными приспособлениями и инструментом для ремонта и технического обслуживания при эксплуатации.

 

Ограждения защитные

3.2.1 Движущиеся части оборудования, в соответствии с ГОСТ 12.2.062-81 ССБТ «Оборудование производственное. Ограждения защитные», должны быть ограждены механическими защитными ограждениями, за исключением частей, ограждение которых невозможно из-за функционального назначения (рабочие органы и системы подачи забойных машин, конвейерные ленты, ролики, тяговые цепи и др.).

Если машины или их исполнительные органы, представляющие опасность для работников, не могут быть ограждены (передвижные машины, конвейеры, канатные и монорельсовые дороги, толкатели, маневровые лебедки и др.), должна быть предусмотрена предупредительная сигнализация о пуске машины в работу.

Ограждения должны поставляться комплектно с оборудованием или предусматриваться проектом.

Работа оборудованиясо снятым или неисправным ограждением запрещается.

Ограждение движущихся частей должно быть стационарным. Применение съемных защитных и ограждающих конструкций допускается, если по техническим или технологическим причинам установка стационарного ограждения невозможна.

3.2.3 Забойные машины, движущиеся части которых полностью закрыть не представляется возможным (рабочие органы, элементы системы подачи и пр.), должны иметь ограждения со стороны подхода к ним работников. Это требование не распространяется на ходовые части проходческих и проходческо-очистных машин и установок.

3.2.4 В технически обоснованных случаях на отдельные сборочные единицы или детали конструкций забойных машин и комплексов дополнительно могут быть возложены функции защитных ограждений (навесные борта забойных скребковых конвейеров, погрузочные устройства очистных комбайнов и др.).

3.2.5 Конструкция забойной машины должна исключать разбрасывание горной массы при разрушениигорных пород и погрузке ее на транспортные средства.

На машинах, при работе которых возможно разбрасывание отбитой горной массы исполнительными органами, должны быть щитки или ограждения, защищающие людей, находящихся вблизи машины.

3.2.6 При необходимости вывода из защитного положения или снятия ограждений для обеспечения доступа к обслуживанию и ремонту машин должны быть предусмотрены средства блокирования несанкционированного пуска машин.

Освещение

3.4.1 Механизированные очистные комплексы должны обеспечивать в лавах освещение светильниками, входящими в состав комплекса, в соответствии с требованиями ПТБ.

3.4.2 Проходческие и проходческо-очистные комбайны, погрузочные машины, самоходные вагоны, бурильные установки и другое забойное оборудование, имеющее ходовую часть, должны комплектоваться светильниками местного освещения с соответствующими требованиями ГОСТ 24786 «Приборы световые рудничные взрывозащищенные. Общие технические требования. Методы испытаний».

3.4.3 При питании светильников напряжением свыше 42 В электрическая цепь должна иметь защиту от токов короткого замыкания и от утечек тока на землю.

При питании светильников напряжением до 42 В, а также в искробезопасных цепях питания защита от утечек тока на землю может не применяться.

3.4.4 Конструкция и место установки светильников должны исключать их слепящее действие на обслуживающий персонал.

 

Система электроснабжения

3.5.1 Электрооборудование забойных машин и комплексов должно быть рассчитано на следующее номинальное напряжение (со стороны сетевого питания):

- передвижные трансформаторные подстанции и трансформаторы - не выше 10000 В;

- передвижные электроприемники - не выше 1200 В;

- для передвижных электроприемников допускается по согласованию с Госпромнадзором применение напряжения до 3300-6000 В;

- ручные машины и инструмент, а также осветительные установки в горных выработках- не выше 220 В;

- осветительные установки для очистных механизированных комплексов лав - 127 В.

3.5.2 Забойные машины и комплексы должны присоединяться к сети при помощи комплектных устройств управления, магнитных пускателей или других коммутационных аппаратов с дистанционным управлением.

3.5.3 В схемах электроснабжения забойных машин и комплексов должны предусматриваться автоматические выключатели, обеспечивающие дистанционное аварийное отключение электроприемников и кабелей всех машин и механизмов, входящих в состав комплекса и имеющих движущиеся механические части.

3.5.4 В качестве исполнительного аппарата для дистанционного аварийного отключения должен применяться автоматический выключатель с принудительным (например, пружинным) приводом для разрыва силовой цепи.

3.5.5 В цепи питания отдельной машины с установленным на ней комплектным устройством управления, наличие автоматического выключателя не обязательно при условии выполнения требования п.3.5.2.

3.5.6 Комплектные устройства управления или (и) пускатели, предназначенные для присоединения к сети забойных машин и комплексов, должны комплектоваться в распределительный пункт (далее – РП) забоя (лавы), который рекомендуется располагать в выработке со свежей струей воздуха.

При размещении РП забоя (лавы) или его части в выработке с исходящей струей воздуха питание их должно осуществляться от группового аппарата (далее – ГА) - магнитный пускатель, вывод комплектного устройства управления, фидерный выключатель, устанавливаемого в выработке со свежей струей воздуха. Управление ГА должно быть дистанционным и осуществляться с пульта в месте установки РП или его части в выработке с исходящей струей воздуха.

3.5.7 Если электроснабжение очистных забойных машин осуществляется от трансформаторной подстанции, установленной в тупиковой выработке или в выработке с исходящей струей воздуха, питание этой подстанции должно осуществляться от комплектного распределительного устройства (далее – КРУ), расположенного в выработке со свежей струей воздуха и отключаемого дистанционно с места установки подстанции.

3.5.8 Схемы электроснабжения проходческо-очистных и проходческих комбайнов, а такие очистных комплексов должны предусматривать возможность включения аппаратуры автоматического контроля содержания метана в соответствии с требованиями ПТБ.

3.5.9 На машинах с многодвигательным приводом, где требуется раздельное включение и отключение электродвигателей должны устанавливаться контакторы или ручные выключатели для управления каждым электродвигателем отдельно. Все коммутационные аппараты в этом случае должны быть объединены в комплектное устройство управления. Присоединение машин к сети в этом случае должно осуществляться в соответствии с п.3.5.2.

3.5.10 Забойные машины должны иметь устройства (выключатели, разъединители, короткозамыкатели и другие устройства аналогичного назначения), предназначенные для блокировки включения цепей силового питания.

Требования этого пункта не распространяются на колонковые электросверла, ручные машины и инструменты, забойные и штрековые конвейеры, тяговые предохранительные и монтажные лебедки, а также очистные комбайны, кабели которых подсоединяются к комбайну посредством электрических соединителей, расположенных в удобном для монтажа и демонтажа месте.

3.5.11 Устройство блокировки по п.3.5.10 должно быть установлено непосредственно в комплектном устройстве управления забойной машины.

Допускается для машин, не содержащих комплектные устройства управления, установка устройства блокировки на штреке или других местах, если, предусмотрено дистанционное включение и отключение такого устройства путем воздействия на орган выключения, размещенный непосредственно на пульте машины.

3.5.12. Ввод вдействие устройства блокировки по п.3.5.10, не рассчитанного для коммутации силовой цепи под нагрузкой должно производиться после опережающего отключения напряжения с машины.

3.5.13 В схеме электроснабжения забойных машин и комплексов должны предусматриваться следующие виды защит:

- нулевая;

- от токов короткого замыкания;

- токовая защита от перегрузки, в том числе от опрокидывания и не состоявшегося пуска, и (или) температурная от недопустимого перегрева электродвигателей;

- от утечек тока;

- от включения напряжения при снижении сопротивления изоляции относительно земли.

3.5.14 Для присоединения к сети забойных машин должны применяться гибкие экранированные кабели специальной конструкции у которых исключены условия для формирования разности потенциалов в цепях управления и контроля заземления, составленных с использованием вспомогательных и заземляющей жил этого кабеля под действием электромагнитного поля силовой цепи. Такие кабели также должны быть с оболочкой, не распространяющей горение, повышенной прочности и гибкости.

3.5.15 Электроснабжение машин должно осуществляться по одному кабелю и одним напряжением. В отдельных случаях для машин большой энерговооруженности допускается осуществление электроснабжения по нескольким силовым кабелям. При этом система блокировки и аварийного отключения должна предусматривать возможность быстрого и полного отключения машины от сети при воздействии на один орган управления, а также при действии устройств блокировки.

3.5.16 Присоединение силовых кабелей к забойным машинам (с использованием электрических соединителей или без них) должно производиться исходя из условий обеспечения надежности и удобства выполнения операций по замене кабелей.

3.5.17 Электрооборудование на машинах должно размещаться таким образом, чтобы исключить возможность повреждения его движущимися частями (режущими и тяговыми органами, канатами, цепями и т.п.). При этом должно обеспечиваться удобное и безопасное обслуживание электрооборудования машин (осмотр, наладка, текущий ремонт) непосредственно в забое.

3.5.18 Размещение электрооборудования на машинах и конструкция его оболочек должны быть такими, чтобы внутрь оболочек не затекала вода.

3.5.19 Вводные силовые электрические соединители (штепсельные устройства) машины и их электроблоки должны быть встраиваемой или фланцевой конструкции. При этом штепсельные вводы должны иметь съемно-установочные устройства для облегчения постановки и снятия штепсельной розетки, а также для предотвращения выдергивания и выталкивания розетки давлением взрыва внутри оболочки в процессе разъединения разъема соединителя до момента окончательного разъединения этих контактов.

Если на машине предусматривается присоединение кабеля с помощью линейного электрического соединителя (штепсельного разъема), то штепсельная вилка последнего должна закрепляться непосредственно на машине. Это требование не распространяется на соединители ручных машин, колонковых электросверл и разъемы с искробезопасными цепями.

3.5.20 Конструкцию и размещение отдельных узлов машин и электрооборудования рекомендуется выполнять так, чтобы все электрические соединения производились при помощи монтажных проводов, проложенных внутри взрывонепроницаемых оболочек. Допускается соединение отдельных узлов и аппаратов машины при помощи гибких кабелей, расположенных на этой машине.

3.5.21 Гибкие кабели, при помощи которых производится соединение отдельных узлов электрооборудования, должны прокладываться по машине в местах не доступных для повреждения их крепью, породой, кусками отбитой и транспортируемой горной массы и т.п. Во всех других случаях кабели должны иметь жесткую механическую защиту (прокладываться в трубах, закрываться щитками, швеллерами, уголками и т.п.).

Для кабелей, соединяющих отдельные подвижные части машины или расположенных на переходах от одной части машины к другой, когда кабели не соприкасаются с корпусом машины, должна предусматриваться гибкая механическая защита.

Во всех случаях кабели на машине должны быть надежно закреплены, воздействие растягивающих усилий на них должно быть исключено.

3.5.22 Гибкая механическая защита кабелей должна иметь стабильный электрический контакт (без применения сварки) с заземленными корпусами машин или оболочками их электрооборудования. Эти требования не распространяются на траковые кабелеукладчики и подобные им устройства, а также на кабели с искробезопасными цепями, соединяющие электрические изделия с пластмассовыми оболочками. Элементы заземления гибкой механической защиты должны соответствовать ГОСТ 21130.

3.5.23 Заземляющие жилы кабелей, прокладываемых непосредственно на машинах, должны присоединяться с обоих концов к специальным заземляющим зажимам внутри камер вводных устройств.

3.5.24 Для внутреннего монтажа отдельных узлов электрооборудования забойных машин должны применяться гибкие провода, изоляция которых соответствует условиям применения их внутри оболочек электрооборудования забойных машин. Провода должны быть стойкими к воздействию масел и соляных растворов при наличии их в местах прокладки проводов.

3.5.25 Каналы и отверстия в стенках корпусов электрооборудования и машин, через которые проходят монтажные провода, не должны иметь острых кромок, выступов и заусениц, способных повредить изоляцию проводов. Поверхности этих каналов и отверстий должны покрываться электроизоляционным лаком или эмалью.

3.5.26 Отдельные монтажные провода или провода, собранные в жгуты, должны крепиться к стенкам оболочек электрооборудования при помощи хомутов с мягкими прокладками.

3.5.27 Все электрические аппараты и устройства (контакторы, реле, приборы), предназначенные для установки на передвижных забойных машинах, должны быть в виброустойчивом исполнении или иметь виброгасящие устройства. При установке пусковой аппаратуры на передвижных машинах должно выбираться такое расположение ее, при котором исключается возможность самовключения при толчках и при перемещении машины.

3.5.28 В электрооборудовании забойных машин монтаж силовых цепей, цепей управления и автоматизации рекомендуется производить проводами, имеющими различную расцветку оболочек. Оба конца монтажного провода, а также зажимы, к которым они присоединяются, должны иметь маркировку, соответствующую монтажной схеме.

К внутренней стороне крышек обслуживаемых отделений электрооборудования должны крепиться таблички с электрической схемой устройства.

3.5.29 В схемах электроснабжения забойных машин приведенные длины кабелей от вводного электрического соединителя (штепсельного разъема) до наиболее удаленных токоприемников расположенных на этих машинах должны рассчитываться в соответствии с «Инструкцией по определении токов короткого замыкания, выбору и проверке уставок максимальной токовой защиты в сетях напряжением до 1140 В». Длина кабелей должна указываться на электрических схемах машин и в инструкции по эксплуатации для учета при выборе уставок максимальной токовой защиты.

3.5.30 В аппарате управления, защиты и автоматизации забойных машин рекомендуется предусматривать устройства сигнализирующие о причинах автоматических (защитных) отключений электроэнергии или остановки машин.

3.5.31 В схемах электроснабжения забойных машин и комплексов рекомендуется предусматривать устройства диагностики сигнализирующие о причинах автоматических (защитных) и аварийных отключений электроэнергии и обеспечивающие возможность быстрого и безопасного отыскания повреждений.

3.5.32 В электрооборудовании забойных машин должны предусматриваться блокировочные устройства следующих видов:

- механическая блокировка крышек взрывонепроницаемых оболочек (отделений), если в них размещается коммутационная и другая силовая аппаратура, требующая систематических осмотров, с вводными электрическими соединителями, посредством которых осуществляется подача напряжения на машину. Такая блокировка должна обеспечивать снятие напряжения со всех элементов, находящихся внутри отделений, до начала их открывания. На машинах с вводом питающих кабелей непосредственно во вводное устройство (без электрического соединителя напряжения) вместо механической блокировки крышек обслуживаемых отделений электрооборудования должна предусматриваться их электрическая блокировка с пускателем (контактором комплектного устройства управления), подающим напряжение на машину;

- электрическая блокировка всех электрических соединителей (штепсельных разъемов), расположенных на машине, а также линейных соединителей (разъемов) на кабеле, питающем машину, с пускателем или контактором комплектного устройства управления, не должна допускать разрыва силовых контактов штепсельных устройств под напряжением;

- электрическая блокировка ручных аварийных выключателей или блокировочных разъединителей, установленных на машине, с аппаратом, предназначенным для подачи напряжения на машину, если выключатель (разъединитель) не рассчитан на нормальную коммутацию рабочих токов электродвигателя, должна обеспечивать невозможность включения и отключения выключателя (разъединителя) под нагрузкой. Если выключатели предназначены для включения и отключения отдельных электродвигателей машины с многодвигательным приводом, этот вид блокировки может не предусматриваться;

- кроме указанных блокировочных устройств, может предусматриваться механическая блокировка главного выключателя (аварийного или оперативного) с вводным штепсельным разъемом, не допускающая разъединения штепсельного разъема при включенном выключателе. Эта блокировка является дублирующей и должна обязательно применяться только на тех машинах, где нет съемно-установочных приспособлений на вводных штепсельных разъемах.

3.5.33 Блокировка крышек электрооборудования с вводным электрическим соединителем (штепсельным разъемом) должна осуществляться прямой механической связью при помощи деталей, закрепленных на машине. Изменение конструкции серийных соединителей (разъемов) добавление или изъятие деталей при этом не допускается.

Для крышек, рас







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.