|
Тема 2. Нормативно-законодательное регулирование ВЭД.Тема 2. Нормативно-законодательное регулирование ВЭД. 1. Валютное регулирование ВЭД. 2. Таможенное регулирование ВЭД. 2.1. Основы таможенного регулирования ВЭД. 2.2. Таможенное оформление грузов. Грузовая таможенная декларация. 2.3. Таможенная стоимость и методы ее определения. 2.4. Виды таможенных платежей и порядок их уплаты. 3. Налоговое регулирование ВЭД. Валютное регулирование ВЭД Основными документами по валютному регулированию и валютному контролю ВЭД на территории РФ являются: 1) ФЗ РФ №173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» с последними изменениями и дополнениями от 30.10.2007 г.; 2) ФЗ РФ № 164-ФЗ от 08.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» с последними изменениями и дополнениями от 02.02.2006 г.; 3) Инструкция ЦБ РФ №111-И от 30.03.2004 г. «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ» с последними изменениями и дополнениями от 29.03.2006 г.; 4) Инструкция ЦБ РФ №117-И от 15.06.2004 г. «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учет уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» с последними изменениями и дополнениями от 20.07.2007 г.; 5) ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» с изм. и доп. от 25.12.2007 г.; 6) ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» с изм. и доп. от 18.09.2006 г.; 7) и другие. В соответствии с ФЗ РФ №173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» органами валютного регулирования в РФ являются Правительство РФ и Центральный банк РФ. Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, Центробанком РФ и агентами валютного контроля (т.е. уполномоченными банками РФ, подотчетными Центробанку РФ, и профессиональными участниками рынка ценных бумаг). По валютному законодательству РФ организация имеет право открывать валютные счета на территории РФ в любом уполномоченном банке (уполномоченный банк – это коммерческий банк РФ, имеющий лицензию Центробанка РФ на проведение операций в иностранной валюте). Для открытия валютного счета организация должна предоставить в банк следующие документы: 1) заявление по установленной форме; 2) копия учредительных документов; 3) копия свидетельства о государственной регистрации; 4) копия свидетельства о постановке на учет в налоговые органы в качестве налогоплательщиков и копия свидетельства о постановке на учет в государственные внебюджетные фонды в качестве плательщиков страховых взносов; 5) карточка с образцами подписей и оттиском печати, заверенная нотариально; 6) для совместных предприятий – реестр организаций с иностранным капиталом. Резиденты РФ обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии и закрытии валютных счетов. В соответствии с ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты могут открывать валютные счета и за пределами РФ в банках-нерезидентах, но только со специального разрешения Центробанка РФ. Такого разрешения не требуется, только, если валютные счета открываются на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Базовым документом по валютному контролю ВЭД является паспорт сделки, который оформляется на основе данных контракта в банке в 2 экземплярах. Один экземпляр остается в банке, где по каждому паспорту сделки формируется банком досье – это специальная подборка документов в целях осуществления валютного контроля. В паспорте сделки, в частности, указываются: - реквизиты уполномоченного банка, на валютных счетах которого осуществляются операции между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте; - реквизиты российской внешнеторговой организации; - реквизиты иностранного партнера; - сумма контракта; - валюта платежа; - форма платежа; - сроки платежей, установленные контрактом - и др. С 01 апреля 2006 г. в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ №111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки…» обязательной продаже подлежит 0% экспортной валютной выручки, т.е. организация-экспортер может на свое усмотрение продавать или не продавать часть валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ. В соответствии с ФЗ РФ №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» расчеты в иностранной валюте между резидентами РФ запрещены, за исключением: 1) расчетов между банками РФ в инвалюте; 2) расчетов между резидентами и уполномоченными банками РФ (например, ведение операций на валютных счетах резидентов; получение и предоставление валютных кредитов и процентов по ним; осуществление депозитных операций (во вкладах) в инвалюте, процентов по ним; покупка-продажа наличной и безналичной иностранной валюты через банк; банковские гарантии и поручительства, операции с векселями банка в инвалюте и т.п.); 3) расчетов между российскими экспортерами и их посредниками в инвалюте; 4) расчетов в инвалюте между российскими организациями и транспортными организациями при оказании услуг экспедирования, перевозки и фрахтования (чартера) грузов; 5) операций с внешними ценными бумагами, осуществляемых через организаторов торговли на российском рынке ценных бумаг; 6) операций при оплате или возмещении расходов по зарубежным командировкам через подотчетных лиц; 7) операций, связанных с оплатой налогов и сборов в бюджеты различных уровней в инвалюте по законодательству РФ 8) и некоторых других.
Таможенное регулирование ВЭД Налоговое регулирование ВЭД Основным документом по налоговому регулированию ВЭД является Налоговый кодекс РФ, который устанавливает порядок начисления и уплаты НДС, акцизов, других налогов и сборов в бюджет при перемещении продукции (товаров, работ, услуг) через таможенную границу РФ под различными таможенными режимами. НДС и акцизы являются косвенными налогами и регулируются Главой 21 «НДС» и Главой 22 «Акцизы» НК РФ, в соответствии с которой НДС и акцизы не уплачиваются при перемещении товаров (работ, услуг) под следующими таможенными режимами: 1) экспорт; 2) реэкспорт; 3) перемещение припасов; 4) таможенный склад, 5) свободный склад (свободная таможенная зона) – при дальнейшем экспорте. Однако для применения 0% ставки налогообложения по НДС и акцизам экспортер должен предоставить в течение 180 дней со дня фактического экспорта в налоговые органы следующий пакет оправдательных документов (статья 165 НК РФ): 1) копия контракта, заключенного между российским экспортером и иностранным покупателем на поставку товаров за пределы РФ; 2) выписка банка (ее копия) с приложенными к ней платежными документами, подтверждающими фактическое поступление выручки на валютный счет экспортера от иностранного плательщика; 3) если в контракте на поставку товара предусмотрена форма оплаты наличными денежными средствами, то копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих факт получения наличной иностранной валюты от иностранного плательщика в валютную кассу; 4) грузовая таможенная декларация с отметкой таможенного органа о фактическом экспорте; 5) копии транспортных товаросопроводительных документов с отметкой пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товара с территории РФ. Если российский экспортер не может предоставить данный пакет документов в течение 180 дней, то он должен предоставить в налоговые органы поручительство банка (банковскую гарантию), которая должна предусматривать обязанность банка уплатить сумму НДС, акцизов и пени по ним в том случае, если налогоплательщик - российский экспортер не предоставит документы, подтверждающие факт экспорта. Если российский экспортер не предоставит и банковскую гарантию, то он платит НДС и акцизы в бюджет в полном объеме, а затем возмещает их из бюджета на основании предоставленных документов, подтверждающих факт экспорта. В РФ практикуется последнее. При перемещении товаров под остальными таможенными режимами НДС и акцизы уплачиваются на таможне в общем порядке, кроме товаров, освобожденных от налогообложения: - безвозмездная (гуманитарная) помощь; - художественные ценности, передаваемые в качестве дара учреждениям; - валюта, ценные бумаги и некоторые другие (ст. 150 НК РФ). Сумма НДС рассчитывается в % от таможенной стоимости + подлежащих уплате таможенных пошлин + акцизов по подакцизным товарам (ст. 160 НК РФ). Процентная ставка НДС устанавливается в следующих размерах: 0, 10 и 18%. По ставке 10% НДС облагаются: 1) продовольственные товары первой необходимости, включаемые в потребительскую корзину; 2) детские товары, включая школьные принадлежности для первоклассников; 3) медикаменты и медицинская продукция по перечню, утвержденному НК РФ; 4) периодические печатные издания, книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, за исключением изданий рекламного или эротического характера. Остальные товары облагаются по ставке 18% НДС. Акцизные ставки устанавливаются в твердых суммах (руб. и коп.) за единицу измерения (шт., тонну, литр, л. с. и т. д.). К подакцизным товарам относятся: 1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; 2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов; 3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов); 4) пиво; 5) табачная продукция; 6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.); 7) автомобильный бензин; 8) дизельное топливо; 9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; 10) прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии. ВЭД. 1. Особенности БУ ВЭД. План счетов БУ финансово-хозяйственной деятельности внешнеэкономических организаций. 2. Документальное оформление внешнеторговых сделок. 3. Базисные условия поставки и их классификация. 4. Понятие и вид внешнеторговых сделок. 1. БУ ВЭД регламентируется ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г., Положением по ведению БУ и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.06.98 г., национальными стандартами по БУ, Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и др. нормативными актами. Характерным для учета ВЭД является наличие понятия и учетная единица, за которую принимается товарная партия. Товарная партия – это определенное количество товара, отгруженное или поступившее по одному контакту и оформленное одним транспортным или складским документом. Как правило, товарная партия не подлежит дроблению. Аналитический учет операций, связанных с ВЭД ведется в иностранной валюте и рублях, а синтетический только в рублях. Пересчет иностранной валюты в рубли осуществляется, как, правило, по курсу ЦБ РФ на дату совершения операций. При этом предприятия руководствуются ПБУ 3/2000.
Перечень дат совершения отдельных операций в иностранной валюте.
ПБУ 3/2000 определяет также перечень активов и обязательств, стоимость которых подлежит пересчету на дату составления бухгалтерской отчетности, т.е. на последний календарный день отчетного периода по курсу ЦБ РФ, который является последним объявленным курсом в данном отчетном периоде. К таким активам и обязательствам относятся: - денежные знаки в кассах; - средства на валютном и других счетах в банке; - денежные и платежные документы; - краткосрочные ценные бумаги; - средства в расчетах; - кредиты, займы; - целевое финансирование в иностранной валюте. В организациях, занимающихся ВЭД, учет может осуществляться до перехода на новый план счетов в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности внешнеэкономической организации, утвержденный 17.12.90 г, составленного на основе типового Плана счетов для коммерческих организаций от 01.11.91 г. с последующими изменениями и дополнениями, либо руководствуются типовым Планом счетов для коммерческих организаций. В соответствии с Приказом МФ РФ от 31.10.2000 г. утвержден новый типовой план счетов бухгалтерского чета для коммерческих организаций, переход на который может осуществляться в течении 2001 г. по мере готовности. Применение нового плана счетов связано с: 1) развитием и упрочнением рыночных отношений; 2) реализацией Программы реформаций бухгалтерского учета в РФ в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (т.е. сближением отечественного учета с МСБУ); 3) принятием новых национальных стандартов и появлением новых терминов; 4) стремлением сделать показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности более полезными для внешних пользователей; 5) стремлением обеспечить сопоставимость данных российской отчетности с данными МСФО; 6) стремление создать условия для внедрения управленческого учета и др. Возможны две даты перехода на новый План счетов: 01.01.2001 г. и 01.01.2002 г., т.к. должен соблюдаться принцип постоянства учетной политики. Для перехода на новый план счетов необходимо провести подготовительную работу: 1. внести изменения в учетную политику; 2. разработать рабочий план счетов; 3. подготовить Приказ (распоряжение) о переходе на новый план счетов; 4. провести инвентаризацию МБП и др. имущества; 5. внести изменения в программы для вычислительной техники; 6. внести изменения в учетные регистры; 7. разработать схемы переноса остатков с действующего плана счетов на счета нового плана счетов и т.д. В плане счетов для внешнеэкономических организаций к ряду синтетических счетов открываются субсчета первого и второго порядка, поэтому появляется трех- и четырехзначные коды, что позволяет организовать детальный учет движения товаров, состояния расчетов и др. операции. Особенностями бухгалтерского учета ВЭД является также особенности документального оформления внешнеторговых сделок, а также влияние на учет базисных условий поставок, а также видов совершаемых сделок.
Тема 2. Нормативно-законодательное регулирование ВЭД. 1. Валютное регулирование ВЭД. 2. Таможенное регулирование ВЭД. 2.1. Основы таможенного регулирования ВЭД. 2.2. Таможенное оформление грузов. Грузовая таможенная декларация. 2.3. Таможенная стоимость и методы ее определения. 2.4. Виды таможенных платежей и порядок их уплаты. 3. Налоговое регулирование ВЭД. Валютное регулирование ВЭД Основными документами по валютному регулированию и валютному контролю ВЭД на территории РФ являются: 1) ФЗ РФ №173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» с последними изменениями и дополнениями от 30.10.2007 г.; 2) ФЗ РФ № 164-ФЗ от 08.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» с последними изменениями и дополнениями от 02.02.2006 г.; 3) Инструкция ЦБ РФ №111-И от 30.03.2004 г. «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ» с последними изменениями и дополнениями от 29.03.2006 г.; 4) Инструкция ЦБ РФ №117-И от 15.06.2004 г. «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учет уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» с последними изменениями и дополнениями от 20.07.2007 г.; 5) ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» с изм. и доп. от 25.12.2007 г.; 6) ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» с изм. и доп. от 18.09.2006 г.; 7) и другие. В соответствии с ФЗ РФ №173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» органами валютного регулирования в РФ являются Правительство РФ и Центральный банк РФ. Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, Центробанком РФ и агентами валютного контроля (т.е. уполномоченными банками РФ, подотчетными Центробанку РФ, и профессиональными участниками рынка ценных бумаг). По валютному законодательству РФ организация имеет право открывать валютные счета на территории РФ в любом уполномоченном банке (уполномоченный банк – это коммерческий банк РФ, имеющий лицензию Центробанка РФ на проведение операций в иностранной валюте). Для открытия валютного счета организация должна предоставить в банк следующие документы: 1) заявление по установленной форме; 2) копия учредительных документов; 3) копия свидетельства о государственной регистрации; 4) копия свидетельства о постановке на учет в налоговые органы в качестве налогоплательщиков и копия свидетельства о постановке на учет в государственные внебюджетные фонды в качестве плательщиков страховых взносов; 5) карточка с образцами подписей и оттиском печати, заверенная нотариально; 6) для совместных предприятий – реестр организаций с иностранным капиталом. Резиденты РФ обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии и закрытии валютных счетов. В соответствии с ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты могут открывать валютные счета и за пределами РФ в банках-нерезидентах, но только со специального разрешения Центробанка РФ. Такого разрешения не требуется, только, если валютные счета открываются на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Базовым документом по валютному контролю ВЭД является паспорт сделки, который оформляется на основе данных контракта в банке в 2 экземплярах. Один экземпляр остается в банке, где по каждому паспорту сделки формируется банком досье – это специальная подборка документов в целях осуществления валютного контроля. В паспорте сделки, в частности, указываются: - реквизиты уполномоченного банка, на валютных счетах которого осуществляются операции между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте; - реквизиты российской внешнеторговой организации; - реквизиты иностранного партнера; - сумма контракта; - валюта платежа; - форма платежа; - сроки платежей, установленные контрактом - и др. С 01 апреля 2006 г. в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ №111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки…» обязательной продаже подлежит 0% экспортной валютной выручки, т.е. организация-экспортер может на свое усмотрение продавать или не продавать часть валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ. В соответствии с ФЗ РФ №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» расчеты в иностранной валюте между резидентами РФ запрещены, за исключением: 1) расчетов между банками РФ в инвалюте; 2) расчетов между резидентами и уполномоченными банками РФ (например, ведение операций на валютных счетах резидентов; получение и предоставление валютных кредитов и процентов по ним; осуществление депозитных операций (во вкладах) в инвалюте, процентов по ним; покупка-продажа наличной и безналичной иностранной валюты через банк; банковские гарантии и поручительства, операции с векселями банка в инвалюте и т.п.); 3) расчетов между российскими экспортерами и их посредниками в инвалюте; 4) расчетов в инвалюте между российскими организациями и транспортными организациями при оказании услуг экспедирования, перевозки и фрахтования (чартера) грузов; 5) операций с внешними ценными бумагами, осуществляемых через организаторов торговли на российском рынке ценных бумаг; 6) операций при оплате или возмещении расходов по зарубежным командировкам через подотчетных лиц; 7) операций, связанных с оплатой налогов и сборов в бюджеты различных уровней в инвалюте по законодательству РФ 8) и некоторых других.
![]() ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|