|
Эффект дохода и эффект замещения (субституции) при снижении цены Х(Р
1. Нормальный (стандартный) товар 2. Низкокачественный товар
Эффект замещения
Эффект дохода
/ Эффект дохода Товар Гиффена Эффект замещения Рис. 4—17. Эффект дохода для товаров Гиффена общий результат выражается в снижении спроса на него, несмотря на снижение его цены (рис. 4—17). Рост дохода сопровождается обычно сокращением спроса на товары Гиффена. Поэтому, если Глава 4 Поведение потребителя в рыночной экономике
Товар Гиффена (СИ//еп доой) — это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения. Парадокс Гиффена наблюдался в России первой половины 90-х гг. В табл. 4—4 представлено потребление продуктов питания населением России в 1980—1994 гг. Спад уровня потребления в 90-е гг. охватил практически все продукты, за исключением картофеля (потребление которого выросло на 16%) и хлебобулочных изделий (объем потребления которых остался практически на том же уровне). По основным продуктам питания уровень потребления в 1994 г. был на 30—60% ниже, чем в 1990 г. Таблица 4—4 Потребление продуктов питания населением России и зарубежных стран на душу населения в 1980—1994 гг„ кг
Подсчитано по. ЭКО, 1995, № 7, с. 11. Несмотря на то что цены на картофель росли быстрее общего уровня потребительских цен, потребление его выросло, так как он стал вытеснять более высококачественные продукты. Общее количество продуктов составило 73% медицинских норм. Если же вы- 4.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг 139
Кривые безразличия не только позволяют прогнозировать спрос на товары качественные и некачественные, но и заставляют по-новому взглянуть на проблему взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ. 4.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг Свойство товаров или услуг удовлетво- Взаимодополняемость рятъ потребности (лиЧные или производ- л г ственные) лишь в комплексе друг с дру- гом называется взаимодополняемостью благ. Примером взаимодополняемых потребительских благ могут служить автомобиль и бензин, ручка и бумага, лыжи и лыжные крепления, стол и стул. Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и прокатный стан, компьютер и программное обеспечение. Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами (сотр1е-теп1ату доод.). Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относительной, например чай и сахар, автомобиль и бензин. График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку пересечения кривых безразличия с любой бюджетной прямой (рис. 4—18). Выбор потребителя здесь является вынужденным и единственно возможным, независимо от цен на блага X и V, о чем наглядно свидетельствуют бюджетные линии НС- и ММ. Поэтому предельная норма замещения равняется нулю. МК5 = 0. Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми безразличия, изображенными на рис. 4—19. В этом случае зоной взаимодополняемости служит отрезок кривой от точки С до точки В. Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров, например на фотоаппараты, приводит к увеличению спроса на них. С ростом спроса на фотоаппараты увеличивается спрос на фотобумагу, что при прочих равных условиях повышает цену на нее. Это означаем, что снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике
М
с,
Рис. 4—18. Абсолютная (жесткая) взаимодополняемость где О_х — величина спроса на благо X; Р — цена блага У. О X Рис. 4—19. Относительная взаимодополняемость Отрицательная перекрестная эластичность комплементарных благ (Е^ < 0) означает, что спрос на благо X и цена на благо У изменяются в противоположных направлениях. Чем меньше элас- 4.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг
Взаимозаменяемость Свойс™° благ (товаров или услуг) удовле- изводственные) за счет друг друга называется взаимозаменяемостью благ. Примером взаимозаменяемых благ являются: розы и гвоздики; услуги авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта; услуги сферы досуга (кино —театр — цирк) и т.д. Взаимозаменяемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, нефть, газ; гидро- и тепловые электростанции; металл и пластмассы и т.д. Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами (зиЬ- зШиНопа1 доов.з). Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, например красные и розовые гвоздики, а может быть относительной, например чай и кофе, сливочное масло и маргарин. Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия (рис. 4—20). Предельная норма замещения в этом случае постоянна: МЕЗ = сопб1.
Н
Рис. 4—20. Совершенная взаимозаменяемость Кривые безразличия здесь вырождаются в прямые, предельная норма замены благ здесь всегда постоянна. Если провести бюджетное ограничение НО под углом к прямой безразличия, то найти Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике
Положительная перекрестная эластичность товаров-субститутов (Е° > 0) означает, что спрос на благо X и цена на благо V изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо X по отношению к цене блага V, тем выше степень взаимозаменяемости двух благ. Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент перекрестной эластичности Е° = + °°. Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо V приводит к почти полному перемещению спроса на благо X. Теория взаимозаменяемости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потребительских благ.
Рис. 4—21. Относительная взаимозаменяемость Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики. Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ. 4.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг 143
1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной 2. В каких случаях поведение потребителя следует считать 3. Почему рациональное поведение не всегда присуще реаль 4. От каких факторов зависит степень рациональности потре 5. Попробуйте объяснить, почему маржиналистский подход к 6. Изменился бы парадокс воды и алмаза, если бы был открыт 7. Какие из основных постулатов теории потребительского по 8. Можно ли рассматривать выделенные X. Лейбенстайном эф 9. Как соотносятся эффект замещения и эффект дохода для
10.Почему экономистов интересует точка касания линии бюд 11.Чем определяются форма и месторасположение кривых без 12.Каким образом изменение цены товара и дохода потреби
13.Какие факторы определяют бюджетное ограничение по 14.Различаются ли (и если да, то каким образом) бюджетные 15.Всегда ли предельная норма замещения постоянна в ры 16.Какие факторы влияют на благосостояние потребителя? 144 Глава 4 Поведение потребителя в рыночной экономике
17. Каким образом изменение дохода потребителя влияет на 18. Каким образом изменение цен благ влияет на изменение Примеры решения задач ![]() ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|