Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сферы общественной жизни и их взаимосвязь.





а) характеристика сфер;

б) институты общества;

Общественные отношения и их формы.

Социальные нормы.

1.Понятие «общество».

Термин «общество» многозначен. Обычно указывают несколько значений этого термина.

*Общество – группа лиц, объединившихся для совместной деятельности по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов, общество автомобилистов, дворянское общество). Синонимы – организация, союз, объединение, сословие, класс.

*Общество – определённый этап в развитии человечества или страны (первобытное общество, феодальное общество, советское общество). Синоним – стадия, этап, период.

*Общество – объединение людей, проживающих на исторически сложившейся территории и обладающие общей культурой, языком, традициями и обычаями (английское общество, российское общество). Синонимы – народ, этнос, нация.

*Общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Синоним – человечество.

*Общество – это конкретно-историческая система сложившихся закономерным образом отношений, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности.

Общество можно рассматривать как

- способ существования человека (производство материальных благ и услуг, воспроизводство и социализация);

- функциональную динамичную систему (различные сферы в жизни общества);

- трансформационную систему (ПОС---рабовладельческое общество----феодальное общество);

О.Конт: «Все многообразные явления общественной жизни представляют разновидность совместной деятельности людей».

М.Вебер: «Основа жизни общества человеческое поведение, ориентированное на другого человека».

К.Маркс: «Общество- продукт взаимодействия людей, всё многообразие общественных явлений представляет тот или иной вид жизнедеятельности».

2.Сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

а) характеристика сфер;

Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относятся фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, потоки денег, инвестиции, оборот капиталов, всё то, что позволяет обществу имеющиеся в его распоряжении ресурсы использовать, запускать в производство и создавать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные потребности людей – в пище, жилье, досуге и т.д.

Политическая сфера включает в себя государственную систему управления обществом. К ней относятся президент и его аппарат, правительство и парламент, местные органы власти, армию, милицию, налоговую полицию, таможенную службу, а также негосударственные объединения – политические партии.

Социальная сфера включает классы, социальные группы, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах – широком и узком. В широком значении – это совокупность организаций и учреждений отвечающих за благосостояние населения и нормальное взаимодействие разных слоёв населения. В узком значении социальная сфера подразумевает только незащищённые слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения как местного, так и федерального подчинения.

Духовная сфера включает в себя культуру, образование, науку, религию. К ней относятся университеты, академии, научно-исследовательские институты, музеи, театры, художественные галереи, памятники культуры, национальные художественные сокровища, религиозные общины.

В обществе все сферы взаимосвязаны между собой.

б) институты общества;

Общественный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм

Социальные институты – устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение тех или иных общественных функций и основывается на определённых нормах и стандартах поведения.

Характерные черты социальных институтов:

- объединение всех лиц, занятых определённым видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определённой значимой для общества потребности;

- закрепление системой социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения;

- наличие учреждёний, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;

- чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий высокий уровень регуляции и контроля;

- интеграция в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за ней;

Виды социальных институтов:

- семья;

- производство;

- государство (парламент, суд, правительство, органы самоуправления, милиция, прокуратура и т.д.);

- образование (школа, училища, ВУЗы);

- культурные учреждения;

- религия;

- армия;

Эти социальные институты направлены на удовлетворение следующих человеческих потребностей:

- воспроизводство рода;

- безопасность и социальный порядок;

- получение средств существования;

- получение знаний, социализации подрастающего поколения, подготовка кадров;

- решение духовных проблем и смысла жизни;

Социальные институты делают связь меду людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надёжными и устойчивыми.

 

3.Общественные отношения и их формы.

Общественные отношения – это отношения, которые возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности, т.е. многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них по ходу в процессе их экономической, политической, социальной, культурной жизни и деятельности.

Общественные отношения носят исторический характер и изменяются по мере развития общества.

Формы общественных отношений:

- материальные отношения возникают и складываются в ходе практической деятельности человека (производственные отношения, экологические отношения, продолжение рода).

- духовные отношения определяются духовными ценностями людей, они возникают и складываются, предварительно проходя через сознание человека (моральные отношения, политические отношения, правовые отношения, художественные отношения, философские отношения, религиозные отношения).

- межличностные отношения включают отношения между отдельными индивидами (персонифицированная форма общественных отношений).

Структура общественных отношений может рассматриваться и с точки зрения субъектов общественной жизни. В этом случае могут быть выделены отношения, возникающие между классами, социально-этническими общностями, конфессиями, социальными и возрастными группами, индивидами.

4.Социальные нормы.

Социальные нормы – нормы, принятые в обществе и регулирующие отношения между людьми. Социальные нормы – это образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена общества или социальной группы и поддерживается при помощи санкций.

Виды социальных норм:

- традиции и обычаи;

- религиозные нормы;

- моральные (нравственные) нормы;

- эстетические нормы;

- этические нормы;

- экономические нормы;

- политические нормы;

- правовые нормы;

Обычаи – это правила социального поведения, передающиеся из поколения в поколение, воспроизводящиеся в определённом обществе или социальной группе, вошедшие в привычку, быт и сознание их членов.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся в определённых обществах, социальных группах в течении длительного времени, процесс социального наследования, его способы.

Правовые нормы – это установленные государством, законом общеобязательные правила поведения.

Моральные нормы – это требования определённого поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и непозволительном. Они опираются исключительно на поддержку общества.

Эстетические нормы – нормы, показывающие представления общества о прекрасном и безобразном.

Этические нормы – нормы, утверждающие систему правил поведения в данном обществе.

Религиозные нормы – нормы, основанные на религиозных догмах. Поддерживаются верой людей в неизбежность вознаграждения за праведную жизнь и наказания за греховные действия. Очень устойчивые социальные нормы.

- английский. Компьютерные технологии разносят одни те же программы по всему свету. Западная массовая культура становится универсальной, а местные традиции размываются.

* на глобальном уровне человеческое общество превращается в мировую систему, которую ещё называют мировым сообществом. Оно включает все ныне существующие на планете страны. Известный американский политолог У.Валлерштайн разделил мировую систему на три части:

- ядро;

- полупериферия;

- периферия;

Ядро – страны Западной Европы, Северной Америки, Японии, в него входят самые сильные государства с усовершенствованной системой производства и развитой экономикой;

Периферия – это самые бедные и отсталые государства Африки и Латинской Америки. Они считаются сырьевым придатком ядра, большая роль иностранного капитала. Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно возникают социальные и национальные конфликты;

Полуперифирия – это страны, которые занимают промежуточную позицию между ядром и периферией. Это достаточно развитые индустриальные страны;

Если перевести классификацию У.Валлерштайна в теорию Д.Белла, то мы получим такое соотношение:

- ядро – постиндустриальные общества;

- полупериферия – индустриальные общества;

- периферия – традиционные (аграрные общества);

Существует ещё один подход к разделению мировой системы: постиндустриальный Север, высокоиндустриальный Запад, интенсивно развивающийся новый Восток, сырьевой Юг.

 

2.Причины многообразия.

- различие природных условий и физической среды обитания людей.

Природная среда-----хозяйственная деятельность-----политическое устройство государства-----отношения между людьми (Древняя Греция и Древний Восток):

- историческая среда обитания общества, которая складывается в результате взаимодействия с другими народами, государствами (Русь и монголо-татары, франки и Римская империя);

 

3.Противоречия современного мира.

Целостность современного мира подтверждается процессом глобализации, но наряду с этим чётко проявляются противоречия современного мира.

В сфере экономики важнейшим является противоречие между развитыми и развивающимися странами. Его ещё называют противоречием между развитым Севером и сырьевым Югом. Север потребляет большую часть энергии, производимую на планете эксплуатирует большую часть её ресурсов. Юг может предложить лишь сырьё для промышленности, с/х продукцию, дешёвый труд рабочих, рынок для сбыта продукции не самого высокого качества. В условиях высокого развития международных коммуникаций страны Севера и Юга не могут пребывать в изоляции, проблемы одних и других становятся делом общим.

Противоречие между ростом населения и ограниченным количеством средств существования. Ещё в 1968 году была создана международная ассоциация учёных промышленников для обсуждения противоречий и проблем человеческого развития – «Римский клуб». Основатель и первый президент клуба А.Печчеи в своей книге «Человеческие качества» приходит к выводу, что только через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей, ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать её огромный потенциал для благих целей.

В сфере культуры существует противоречие между тенденциями к интернационализации культуры и к сохранению национальных культур, между традицией и новаторством, между высоким уровнем развития науки и техники и проблемой здоровья и нравственной деградации (компьютерные зомби).

 

4.Глобальные проблемы современности.

Глобальные проблемы – это проблемы всего человечества, создающие угрозу для его настоящего и будущего, и требующие для решения объединённых усилий всех государств.

Глобальные проблемы появились во второй половине XX века (применение ядерного оружия в августе 1945 года).

Причины появления глобальных проблем:

- развитие экономических связей, усиление политических и культурных контактов, появление новейших средств массовой коммуникации, что привело к возникновению всемирной общности людей и целостности современного мира;

- перерастание проблем из локальных рамок в общемировой характер (Чернобыль, озоновые дыры, инфекции и эпидемии);

- активно-преобразующая деятельность человека, сравнимая с грозными силами природы (взрывы ядерного оружия, осушение болот, ГЭС);

Глобальные проблемы очень взаимосвязаны между собой.

Категории глобальных проблем:

- экологическая проблема: исчерпаемость природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, истребление флоры и фауны (Красная книга).

Решение этой проблемы лежит в создании безотходного производства, развитие и построение заповедников и природовосстановительных отраслей (рыбное хозяйство, лесное, водное – заповедники), экологическая экспертиза всех проектов;

- проблема войны и мира – угроза III мировой войны.

Решение этой проблемы заключается в создании такого миропорядка, который основывается на следующих принципах:

· признание приоритета общечеловеческих ценностей;

· отказ от войны как средства решения спорных вопросов;

· признание права народов свободно и самостоятельно выбирать свою судьбу;

· понимание современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей;

- демографическая проблема – проблема увеличения численности населения Земли, которое в 2090 году может составить 12 млрд. человек. Всё это вызовет перенагрузку экосистемы и деградации природных систем жизнеобеспечения.

Решение проблемы лежит в изменении неблагоприятных социально-экономических условий в развивающихся странах, преодолении их отсталости.

- проблема разрыва в уровне экономического развития между Севером и Югом;

- проблема международного терроризма;

- предотвращение СПИДа и наркомании, различных инфекционных заболеваний;

- проблема возрождения культурных и нравственных ценностей;

 

 

Лекция № 7.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.