Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сознательное и бессознательное в человеке. Способности.





1.Человек. Теории происхождения.

Человек – высшая ступень живых организмов на Земле, биопсихосоциальное существо, генетически связанный с другими формами жизни, обладающий членораздельной речью, мышлением и сознанием.

Людей издавна волновал вопрос об их происхождении. Наиболее древним является религиозное представление о происхождении человека.

Древний Китай: человек – часть космоса, всеобъемлющего мира. Природа воспринималась как живой организм, а человек – как сочетание разных элементов, или «стихий», космоса. Сам человек воспринимался как «микрокосмос», он призван следовать естественности, в крайнем случае «упорядочивать», преодолевать сбои, происходящие в мире время от времени, но он ответственен за свои деяния на высшем, космическом уровне.

Древняя Индия: теория «переселения душ» сделала очень подвижной границу между живыми существами. Идея реакорнации.

Древняя Греция: ввела различия между законами природы и человеческого мира («природа неизменна, человек – изменчив»). Греческие боги очеловечивались. Греческие философы провозглашали человека как меру всего сущего, ориентируясь на его разум, стремление к самопознанию («Познай самого себя и ты познаешь весь мир»).

Средневековая философия: человек как «образ и подобие Бога», внутренне раздвоенный вследствие грехопадения. Соединение божественной и человеческой сущности в личности Иисуса Христа. Такое соединение открывало возможность внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати, преодоление греховности и смертности тела через бессмертие души.

Эпоха Возрождения: представление о безграничности творческих возможностей человека. Человек – творец уподобляется Богу.

Эпоха Просвещения: единственное достоверное свидетельство существования человека является мышление («Мыслю – следовательно, существую» Р.Декарт). Разумность как специфическая особенность человека его сущности.

Немецкая философия: человек принадлежит двум различным мирам: природной необходимости и нравственной свободе. Человек – творец духовной жизни, культуры, носитель всеобщего идеального начала – духа или разума.

Во второй половине XIX века возникла эволюционная теория происхождения человека Ч.Дарвина (естественный отбор, изменение окружающих условий жизни). Человек представлен как продукт биологической эволюции.

Ф.Энгельс вывел свою трудовую теорию происхождения человека (воздействие природной среды, труд, изменение человеческого мозга, речь). Человек представлен как продукт биологической и социальной эволюции.

Современная точка зрения: человек – результат антропосоциогенеза, длившегося 3 – 3,5 млн. лет (Homo erektus, Homo habilis, Homo sapiens).

М.Шелер, А.Гелен, Х.Плеснер: «человек – биологически недостаточное существо», «неспециализированное» и «незавершённое», со слабо выраженными инстинктами.

Э.Кассирер: человек для выживания создал определённую программу жизнедеятельности – культуру. Таким образом, человек – продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

 

2.Человек. Основные характеристики.

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю.

Биологическая характеристика:

Телесно человек принадлежит к млекопитающим, имеющий определённые инстинкты и биологические потребности. Но даже в физических проявлениях он отличается от животных:

- прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения, что даёт возможность использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;

- цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющим выполнять сложные и тонкие функции;

- взгляд, направленный вперёд, а не в стороны, позволяющий видеть в трёх измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;

- большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;

- сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи;

- длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;

- пластичность врождённых импульсов и потребностей, отсутствие жёстких механизмов инстинктов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения;

- устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений;

 

Психологические характеристики:

- человек отличается от животных осознанием самого себя;

- поведение человека не определяется инстинктами и является свободным, осознающим ответственность;

- человеку свойственны самостоятельное мышление, чувствование, волеизъявление, память, фантазии.

- вместо окружающей среды приходит мир человеческого бытия;

Социальные характеристики:

- только человек является личностью, способным к целенаправленным, планомерным действиям;

- речь и знаковые записи;

- становление личности только в ходе общения (люди, оторванные от общества – феральные люди – «маугли»);

- стремление к индивидуальности

- возможность усвоения общественно-исторического опыта;

 

3.Сознательное и бессознательное в человеке. Способности.

Одна из главных отличительных черт человека от животных это возможность вести сознательную деятельность.

Составляющие сознательной деятельности:

Рассудок – способность человека к мыслительной деятельности, к осмыслению происходящего.

Разум – способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания.

Способности – это индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определённого рода деятельностью.

Хотя формирование способностей зависит от природных предпосылок, врождённой предрасположенности, но способности не дар природы, сколько продукт человеческой деятельности, воздействия социальной среды и общения с другими людьми.

Способности могут выступать как потенциальные, которые не реализуются в данный момент, но могут проявляться при соответствующих условиях, и актуальные, реализованные способности, развивающиеся в каком-либо виде деятельности. Выделятся такие виды способностей, как интеллектуальные, художественные, организаторские, коммуникативные, инструментальные. Способности подразделяются на общие и специальные (узкие).

Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одарённостью. Уровень и степень развития способностей выражают понятия «талант» (выдающиеся способности, при которых деятельность человека отличается совершенством, оригинальность) и «гениальность» (создание качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизвестных, уникальных творений).

Однако в деятельности иногда проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания.

Австрийский психолог З.Фрейд, изучавший бессознательное придавал ему очень большое значение: «Многое в Я безусловно бессознательно, именно то, что следует называть «ядром Я». Под бессознательным он понимал обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не отдаёт себе отчёта (действия под влиянием влечения). Человек состоит из важных компонентов: Оно, Я, Сверх Я.

Швейцарский психолог К.Г.Юнг считал, что бессознательное – источник творческой фантазии.

Современная наука выделяет следующие уровни бессознательного:

- усвоение отдельным человеком поведения и привычек, типичных для той социальной группы, к которой он принадлежит (традиционное усвоение).

- неосознаваемые стереотипы автоматизированного поведения (человек вышел из дома, и вдруг ему показалось, что он не закрыл дверь).

-неосознаваемое восприятие, когда на поведение человека воздействуют такие раздражители, которые лежат за порогом его сознания и о которых он не может дать себе отчёт (проблема 25-го кадра).

С физиологической точки зрения бессознательные процессы весьма целесообразны. Они выполняют охранительную функцию, освобождая мозг от постоянного напряжения. В то же время бессознательное может выполнять и деструктивную, разрушительную функцию (массовый психоз, паника, маниакальные проявления).

 

 

Лекция № 8.

Бытие человека.

План.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.