|
Основные классификации государстваСтр 1 из 2Следующая ⇒ 1. В зависимости от типов общественно-экономической формации (формационный подход - К.Маркс, Ф.Энгельс): а) рабовладельческие; б) феодальные; в) капиталистические (буржуазные); г) социалистические. 2. В зависимости от уровня экономического развития общества (цивилизационный подход- Уолт Ростоу): а) традиционное общество; б) переходное общество; в) общество, переживающее процесс сдвига; г) созревающее общество; д) общество, достигшее высокого уровня народного потребления. 3. В зависимости от общности религиозных, культурных, географических и других признаков (цивилизационный подход- западная - А.Тойнби): а) египетское; б) китайское; в) православное; г) арабское; д) мексиканское; другие. 4. В зависимости от характера государственного союза и положения, занимаемого в этом союзе индивидом (Г.Еллинек): а) древневосточное; б) древнегреческое; в) средневековое; г) современное. 5. В зависимости от путей и степени участия населения в создании и укреплении правопорядка (Г.Кельзен): а) демократические; б) автократические; Иные. Форма государства
Форма государства - это способ формирования высших органов государства, территориальная организация государственной власти и методы осуществления этой власти, т.е. форма государства состоит из трех структурных элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Форма правления - характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределения компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом.
Формы правления Монархия (греч. “персональное единовластие”) – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Юридические признаки монархии 1. Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства. 2. Монарх осуществляет единоличное правление. 3. Власть монарха объявляется священной. 4. Монарх формально независим в своей деятельности. 5. Бессрочное, пожизненное правление. 6. Монарх свободен от юридической ответственности за результаты своего правления. Виды монархий Абсолютная – отсутствие представительных учреждений, сосредоточение всей полноты власти в руках монарха Ограниченная - власть монарха ограничивается представительными учреждениями подразделяется на: сословно-представительную – власть монарха ограничивается сословно-представительными органами конституционную – ограничение власти монарха представительным органом закрепляется в конституции, которую монарх не вправе изменить. Конституционная монархия подразделяется на: дуалистическую монархию – наличие в системе органов государственной власти представительного (законодательного) учреждения, с которым монарх вынужден считаться при принятии нормативных актов и налогообложении; парламентарную монархию – законодательное ограничение власти монарха, который осуществляет представительные функции, а политическую власть осуществляет парламент.
Республика (греч. «общее дело») – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Юридические признаки республики - коллективное правление, основанноена разделении властных полномочий между различными органами государства; - выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; - устанавливается предельный срок пребывания у власти; - должностные лица несут юридическую ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Виды республик Президентская - глава государства (президент) избирается непосредственно (косвенно) населением; - президент является главой правительства; - правительство формируется президентом; - члены правительства несут ответственность перед главой государства, парламент не может выразить недоверие правительству; - президент имеет право «вето» на принимаемые законы; - президент не имеет права роспуска парламента, а парламент может объявить «импичмент» президенту.
Парламентская - верховенство парламента; - формирование исполнительной власти (правительства) парламентом на базе партии, получившей большинство депутатских мест; - политическая ответственность правительства перед парламентом; - возможность досрочного роспуска парламента президентом; - глава государства (президент) выполняет представительские функции; - парламент может вынести «вотум недоверия» правительству либо министру; - глава государства избирается либо парламентом, либо коллегией, образуемой парламентом.
Смешанная республика сочетает черты президентской республики – избрание президента населением или другими внепарламентским путем, формирование правительства президентом, и черты парламентской республики – организационное обособление правительства, ответственность правительства перед парламентом, возможность досрочного роспуска парламента президентом.
Нетипичные формы правления: - полупрезидентская республика - в ней устанавливается ответственность перед парламентом отдельных министров, но не главы государства; - полупарламентская республика - в ней устанавливается усложненный порядок объявления вотума недоверия правительству; - монархическая республика - в ней монарх переизбирается через определенный срок (в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах - через 5 лет); - суперпрезидентская республика - характеризуется чрезвычайным усилением власти президента; - президентско-монократическая республика - существует при однопартийных системах, а ее конституция предусматривает пожизненных президентов.
Форма государственного устройства характеризует территориальное устройство (административно-территориальное или национально-территориальное) и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью.
Виды форм государственного устройства П р о с т а я Унитарное – единое, централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих какой-либо политической самостоятельностью; единая система государственного аппарата, единое гражданство, единая система права, судебная система, налогово-финансовая система. Признаки унитарного государства
1. Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы. 2. Одна Конституция. 3. Система права, единая система законодательства. 4. Единое гражданство. 5. Единая денежная единица. 6. Единая налоговая и кредитная политика. 7. Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются государственными в собственном смысле этого слова). 7. Единая армия.
Виды унитарных государств в зависимости от правового статуса территориальных единиц: простые – состоят только из административно-территориальных единиц (Алжир, Болгария, Колумбия, Польша и др.); сложные – имеют в своем составе одно и более автономные образования (Азербайджан, Дания, Китай и др.)
в зависимости от способа назначения должностных лиц на местах и характера реализации властных полномочий центра: централизованные – существует вертикальная система назначения органов управления сверху донизу (Дания, Норвегия, Румыния, Швеция и др.); децентрализованные – избираются органы местного самоуправления (Великобритания, Испания, Франция и др.);
С л о ж н ы е – Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|