Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие и виды социальных норм, их соотношение





Норма – это общее правило поведения, действующее непрерывно во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Для нормы характерно то, что она является правилом, т.е. масшта­бом, критерием поведения, имеющим свойство обязательности (императивности).

Норма – правило общего характера, она действует постоянно, непрерывно, в отношении всех случаев.

Важным средством организации общественных отношений являются со- циальные нормы.

Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей.

Социальные нормы характеризуются рядом следующих признаков:

1) это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение;

2) это правила поведения общего характера;

3) это обязательные правила поведения людей.

Выделяют следующие социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных и иных организаций, нормы обычаев, нормы традиций, нормы ритуалов.

Для медицинских и фармацевтических работников особое значение имеет вопрос о соотношении норм права и морали как социальных регуляторов их профессиональной деятельности.

В этой связи заслуживает внимания ч. 1 ст. 73 Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон РФ № 323-ФЗ), согласно которой медицинские работники и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.

Следует отметить три подхода к решению вопроса о взаимоотношении норм права и морали в регулировании указанных отношений.

Первый подход заключается в отрицании существенного значения правовых норм в регулировании отношений в сфере здравоохранения. Наиболее ярким представителем подобных взглядов выступал академик Н.М. Амосов, который считал, что никакой закон не сможет заменить совесть врача, явля-ющейся основным регулятором во взаимоотношениях врача и пациента.

Второй подход диаметрально противоположен первому, его связывают с именем академика М.Д. Шаргородского, который полемизируя с академиком Амосовым резонно замечал, что совесть является важным регулятором врача и пациента, но, к сожалению, она не у всех есть. В данной полемике академик Шаргородский делал основной акцент на правовое регулирование общественных отношений в сфере здравоохранения.

Третий подход, его можно назвать комплексным, на протяжении длительного времени он отстаивался в работах сотрудников кафедры судебной медицины и права Самарского государственного медицинского университета, а в настоящее время сотрудниками кафедры медицинского права и биоэтики СамГМУ. Суть данного подхода заключается в том, что в регулировании общественных отношений в сфере здравоохранения не допустимо противопоставление норм права и морали, которые именно в данной сфере взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друга друга. Именно в области медицины и фармации можно привести большое количество примеров когда нормы морали, будучи включенными в законодательные акты, становились по форме правовыми нормами, не теряя при этом этического содержания. В качестве примера можно привести нормы о врачебной тайны. До включения их в Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, а в настоящее время в Федеральный закон РФ № 323-ФЗ сохранение врачебной тайны рассматривалось как моральная норма. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона РФ № 323-ФЗ не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных Федеральным законом РФ № 323-ФЗ. При этом за разглашение сведений составляющих врачебную тайну возможна уголовная ответственность по ст. 137 Уголовного кодекса РФ.

В тексте Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» содержится ст. 17 «Этическая экспертиза», в которой, в частности, определено, что этическая экспертиза проводится в целях выдачи заключения об этической обоснованности возможности проведения клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения советом по этике, созданным в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приведенные выше примеры убедительно свидетельствуют о том, что социально-нормативные системы в здравоохранении должны представлять из себя комплексные образования, включающие как правовые, так и моральные нормы.

Нормы права и морали органически взаимодействуют меж­ду собой. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друга друга. Обязанность соблюдать нормы права – моральный долг граждан. Вместе с тем они не сливаются в бесформенное образование, теряя свои специфические черты, которые всегда должны учитываться при социальном нормировании в сфере здравоохранения.

Нормы права и морали отличаются друг от друга:

1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе преставления людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государ­ством, после вступления в законную силу, сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.

2. Пo форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, они содержатся в сознании людей. Правовые нормы получают выра­жение в официальных государственных актах (законах, указах и других).

3. По способу охраны от нарушений. Нормы морали и нормы права в своем большинстве соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается убеждением, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для мо­ральных норм. Для обеспечения правовых норм применяются еще и меры государственного принуждения.

4. По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения. Правовые нормы представляют собой детализированные, в сравнении с мора­льными нормами, правила поведения. В них закрепляются четко определен­ные юридические права и обязанности участников общественного отношения.

Теории происхождения права. Основные правовые системы

Современности

 

К основным теориям происхождения права относят: 1) патриархальную теорию, 2) теологическую теорию, 3) теорию естественного права, 4) историческую теорию, 5) реалистическую теорию, 6) материалистическую теорию.

Патриархальная теория (Аристотель). Сущность ее проявляется в тенденции объяснять возникновение государства и права естественно-истори-ческими причинами, коренящимися в природе человека как существа, которое не может жить вне общества (государства). Исходя из этого, Аристотель выводил образование государства и права из семьи как естественно воз­никающей формы общения.

Теологическая теория (Фома Аквинский). Согласно учению Фомы Аквинского, мир основан на иерархии форм (от бога - чистого разума - к духовному миру и, наконец, – к материальному). Во главе иерархии стоит Бог, установив­ший принцип подчинения низших форм высшим.

Теория естественного права (Гроций Г., Лильберн Дж., Руссо Ж-Ж.). Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитив­ным. Люди рождаются свободными и равными в пра-вах. Естественные права принадлежат человеку по праву его существования.

Историческая теория (Гуго Г., Савиньи К.). С точки зрения данной теории, право рассматривается как выражение духа народа, склады­вающегося подобно языку, постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективных воззрений законодательной власти государ­ства.

Реалистическая теория ( Иеринг Р.). Согласно этой теории, право возникает под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права. Право – это защищенный государством интерес.

Материалистическая теория (Маркс К., Ленин В.И.). В основе теории лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Данная теория ограничивает жизнь права рамками классового общества. Материалистическая теория, провозглашая примат государства над правом, вступает в противоречие с теорией правового государства.

В настоящее время выделяют следующие основные правовые системы (се­мьи): романо-германскую, англо-американскую, религиозно-общинные, заидеологизированные.

Романо-германская, или континентальная, правовая семья (Россия, Франция, ФРГ) сложилась в стра­нах континентальной Европы. С XIX в. основным источником права в этой правовой семье является закон. Во всех странах романо-германской правовой семьи имеются конституции как ос­новные законы, за нормами которых признается высшая юриди­ческая сила, выражающаяся как в соответствии конституции и законам иных нормативно-правовых актов, так и в установлении судебного контроля за конституционностью законов.

Англо-американская правовая семья (Англия, США, Канада). Основным источником права в данной правовой семье является судебный прецедент, т. е. нормы, сформулированные в судебных решени­ях. Однако это не значит, что в этих государствах нет конститу­ций. Но в государствах данной правовой семьи судам позволено весьма широко толковать конституцию, приспосабливая ее к по­требностям общественной практики.

В англо-американской правовой семье нет четко выраженного деления на отрасли права. Это обус­ловлено тем, что судебная деятельность ориентирована, прежде всего, на решение конкретных дел, а не на формулирование об­щих правил поведения.

Религиозно-общинные (неотдифференцированные) правовые системы существуют в ряде государств Азии и Африки в застойном виде, находятся в состоянии, которое характеризуется связанностью, религиозными, обычно-общинными регулирующими формами. Данные системы свойственны в основном застойным общественным структурам феодального или ещё более архаичного типа.

Заидеологизированные правовые системы со структурной стороны близки религиозно-общинным (неотдифференцированным) правовым системам. В отличие от них эти системы присущи современному уровню цивилизации и во многом связаны с тем, что призваны юридически оправдать доминирование в обществе методов насилия, прикрыть авторитарные, диктаторские режимы.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.