|
Право на национальную принадлежность, пользование родным языкомВ соответствии со ст.50 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения. Содержание комментируемой статьи Конституции дает основание сделать вывод, что правом сохранять свою национальную принадлежность имеют как граждане Республики Беларусь, так и иностранцы. Хотя при этом следует заметить, что во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) национальность утратила юридическое значение, и все граждане именуются общим словом («американец», «француз», «немец»). Проблема обеспечения национального равенства является довольно сложной. Многие конфликты между людьми разгорались, именно, на почве межнациональных и религиозных распрей. Причем нередко они перерастали в вооруженные противостояния и заканчивались войнами. Такие примеры, к сожалению, мы наблюдаем и в современном мире. К счастью, на фоне этнонациональных противоречий, имеющих место в ряде стран, наше государство, благодаря умело проводимой национальной политике, в целом выглядит вполне благополучно. Следует отметить, что в силу важности и многоплановости национального вопроса Конституция Республики Беларусь не ограничивается лишь положениями указанной статьи. Те или иные аспекты, имеющие к нему отношение, содержатся и в некоторых других нормах Основного Закона. К примеру, в его статье 5 устанавливается запрет на создание и деятельность политических партий, других общественных объединений, ведущих пропаганду национальной вражды. В соответствии со статьей 14, государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Статья же 54 обязывает каждого человека беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности. В развитие конституционных норм принято ряд нормативных актов, в том числе законов. Среди них Закон от 11 ноября 1992 г. «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» (в ред. Закона от 5 января 2004г.), который создает правовую основу в сфере межнациональных отношений, гарантирует создание условий свободного развития национальных меньшинств. Закон (ст.4) не допускает какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав и свобод граждан Республики Беларусь за их принадлежность к национальному меньшинству, а также попытки ассимиляции против их воли. Закон «Об образовании в Республике Беларусь» от 19 декабря 2001г. (в ред. Закона от 19 марта 2002г.) закрепляет положение о возможности обучения и воспитания на языке национальной общности (ст.5). Соответствующие нормы, закрепляющие право национальных меньшинств на развитие, употребление и защиту их родных языков содержатся и в Законе «О языках в Республике Беларусь» от 26 января 1990г. (в ред. Закона от 13 июля 1990г. - ст.6, 21). Защиту интересов национальных меньшинств устанавливают также Законы «О гражданстве Республики Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь» и др. Право на судебную защиту Право на судебную защиту – это возможность каждого обратиться в суд за защитой своих прав и свобод от неправомерных действий (бездействия) и решений органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, равно как и от действий (бездействия) негосударственных организаций и частных лиц. Данное право граждан закреплено как в национальных законодательных актах, так и в международных документах. Так, в соответствии с Конституцией (ч.1 ст.60), каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Тождественные положения содержатся в статье 10 Всеобщей декларации прав человека, а так же в статьях 2 и 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. Компетентность суда проявляется в первую очередь в профессионализме судей, что обеспечивается предъявлением к ним высоких деловых и моральных требований. Независимость суда закрепляется на конституционном уровне. Так, в соответствии со статьей 110 Конституции, судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо влечет ответственность по закону. Подобные деяния являются уголовно наказуемыми. Уголовный Кодекс Республики Беларусь содержит ряд составов преступлений против правосудия: насилие в отношении судьи или заседателя (ст.388), угроза в отношении судьи или законодателя (ст.389), вмешательство в разрешение судебных дел (ст.390). Беспристрастность суда проявляется в объективной справедливой оценке всех обстоятельств дела, исключении какой-либо дискриминации. В целях обеспечения беспристрастности суда законодательством устанавливаются определенные гарантии, в том числе при наличии определенных обстоятельств – отвод судьи (ст.79 УПК). В соответствии с ч.2 ст.60 Конституции Республики Беларусь с целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда. Как отметил Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в своем Постановлении от 20 сентября 1996 г. №10 «О применении законодательства, регулирующего материальное возмещение морального вреда» (Судовы веснік, 1996г., № 4), под моральным вредом следует понимать нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства др.), или имущественные права. Основания и порядок компенсации морального вреда регулируется гражданским законодательством (ст.968-970 ГК). Право на юридическую помощь Данное право гарантируется как национальным законодательством, так и рядом международных документов. В соответствии с Конституцией (ст.62), каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органов, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи запрещается. Профессиональную юридическую помощь призвана осуществлять адвокатура, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом «Об адвокатуре» от 15 июня 1993 г. Для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам коллегиями адвокатов по согласованию с исполнительными комитетами (местными администрациями) создаются юридические консультации. Согласно Закона (ст.5), адвокаты оказывают следующие виды юридической помощи: · дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству; · составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера; · осуществляют представительство в судах и других органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях; · участвуют в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, в также представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков. В соответствии с комментируемой статьей Конституции, каждый вправе пользоваться не только услугами адвокатов, но и других своих представителей. Основания и порядок осуществления данного представительства предусматривается соответствующим процессуальным законодательством (административным, хозяйственным, гражданским, уголовным). Так, в соответствии с хозяйственно-процессуальным кодексом, индивидуальные предпринимателя и иные граждане могут вести свои дела в хозяйственном суде лично или через представителей. Личное участие не лишает их права иметь представителя по делу (ст.55). Представителем в хозяйственном суде, наряду с адвокатом, может быть любой гражданин, имеющий надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела в хозяйственном суде, если иное не предусмотрено законодательными актами (ст.56). Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законодательными актами. Доверенность, выданная индивидуальным предпринимателем или иными гражданами, должна быть удостоверена в нотариальном порядке либо: · руководителем организации, где работает или учится представляемый; · жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства представляемого; · учреждением социальной защиты населения; · больницей или другим стационарным лечебно-профилактическим учреждением, в котором представляемый находится на излечении; · командиром соответствующей воинской части, если доверенность выдается военнослужащим, работникам этой части или членам их семей. Доверенность лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяется администрацией соответствующего исправительного учреждения (ст.57). Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|