Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Право избирать и быть избранным





Право граждан свободно избирать и быть избранными в государственные органы закреплено статьей 38 Конституции Республики Беларусь. Здесь же закреплены и основные принципы избирательного права, которые получили свое развитие в последующих ее статьях (64-68), а также в Избирательном кодексе Республики Беларусь, который детально регулирует отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов Президента Республики Беларусь, выборов и отзыва депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов, а также при подготовке и проведении референдума.

Учитывая то, что следующая тема будет специально посвящена избирательной системе и избирательному праву, здесь мы ограничимся лишь перечислением принципов избирательного права, в качестве которых выступают: всеобщие выборы, свободные выборы, равные выборы, прямые выборы, тайное голосование[7]. Данные принципы – это основные руководящие начала, требования, соблюдение которых делает выборы легальными
(законными). Их содержание в полной мере согласуется с положениями международных документов – Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах и др.

Право на равный доступ к любым должностям в государственных органах

Данное право закреплено статьей 39 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах. Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Республики Беларусь, то данные лица в соответствии со статьей 11 Конституции Республики Беларусь пользуются правами и свободами наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. Как следует из содержания данной статьи Конституции, в отношении указанной категории лиц не исключено введение определенных ограничений, что и предусматривается Законом «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 3 июня 1999г. (с измен. и дополн. от 18.07.2000г.). В качестве одного из таких ограничений, установленных статьей 17 Закона, является то, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут занимать должности, назначение на которые, в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.

Основным нормативным актом, регулирующим порядок прохождения государственной службы, является Закон «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003г.
В нем государственная служба определяется как «профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов» (ст.2).

Государственным же служащим в соответствии с Законом, является «гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования» (ст.5).

Право на обращение в государственные органы

В соответствии со статьей 40 Конституции Республики Беларусь, каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.

Судя из содержания данной статьи Конституции, правом на обращение в государственные органы обладают как граждане Республики Беларусь, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

Порядок внесения и рассмотрения обращений регулируется Законом «Об обращениях граждан» от 6 июня 1996г. Закон устанавливает, что обращения могут вноситься не только в государственные органы, но и должностным лицам органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности (ст.1).

Обращения могут быть индивидуальными или коллективными, письменными или устными. К обращениям относятся:

· предложения – обращения граждан, направленные на совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путем принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшение деятельности учреждений, организаций, органов и предприятий;

· заявления – обращения граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан;

· жалобы – обращения граждан, содержащие требование восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями либо бездействием должностных лиц соответствующих органов, учреждений организаций и предприятий.

Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением тех, в которых содержатся сведения о преступлениях.

Обращения граждан подлежат регистрации и обязательному рассмотрению. Запрещается передавать жалобы граждан должностным лицам тех органов, учреждений, организаций и предприятий, решения, действия или бездействие которых обжалуются.

Обращение должно быть рассмотрено не позднее одного месяца со дня его поступления, а не требующее дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. При необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительных материалов руководитель органа, учреждения, организации и предприятия, в которое поступило обращение, может продлить указанный срок, но не более чем на два месяца, одновременно уведомив об этом заявителя.

Решение, принятое по обращению, может быть обжаловано в вышестоящий орган или суд.

Свобода печати и информации

Данное право гарантируется статьей 33 Конституции Республики Беларусь, в части третьей которой установлено, что «монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются».

Порядок реализации конституционного права граждан на свободу печати и информации регулируется Законом «О печати и других средствах массовой информации» от 13 января 1995г.
(с послед. изм. и дополн.). Данный Закон регулирует также общественные отношения, возникающие при создании и функционировании печати и других средств массовой информации, распространение их продукции, а также определяет права и обязанности субъектов средств массовой информации.

Учредителем средств массовой информации может быть гражданин, группа граждан, политическая партия и иное общественное объединение, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Средства массовой информации подлежат регистрации в органе государственного управления, определяемым Советом Министров Республики Беларусь (в настоящее время данная функция возложена на Министерство печати и информации). Решение о регистрации принимается в месячный срок со дня приема соответствующего заявления и необходимых документов. Отказ в регистрации средства массовой информации, нарушение регистрирующим органом установленного для регистрации срока могут быть в месячный срок обжалованы в суд учредителем или редакцией средства массовой информации.

В случае нарушения средством массовой информации требований законодательства его деятельность может быть прекращена по решению учредителя или судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа либо прокурора.

В соответствии со ст.3 Закона, граждане Республики Беларусь имеют право беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств массовой информации, свободно выражать через них свои мысли, взгляды и убеждения. В то же время статья 5 Закона указывает на недопустимость злоупотребления свободой средств массовой информации и устанавливает ограничения в их использовании. Так, не допускается использование средств массовой информации для: пропаганды войны и агрессии; распространения порнографической продукции; совершения действий, наказываемых в уголовном порядке и т.д.

Свобода средств массовой информации рассматривается государством как основа реализации конституционного права граждан на свободу слова и информации, как важная составная часть национальной культуры.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.