Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Работа № 1. Исследование памяти с помощью методики заучивания 10 слов





Понятие памяти

Память традиционно понимается как процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения человеком опыта, имевшего место в его ж изни. В зависимости от выбираемого основания можно выделить несколько классических делений памяти на виды, формы и уровни протекания процесса.

1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельно­сти, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная память связана с запоминанием, хранением и вос­произведением движений, операций и сложных моторных программ (двига­тельных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной деятельности или любой другой человеческой деятельности, требующей подключения моторного компонента, - например письма или рисования, где также требуются точно до­зированные моторные усилия, формирование и развитие двигательного навы­ка). В организации движения наибольший вес имеют два анализатора - собст­венно двигательный (пирамидная и экстрапирамидная система), а также чувствительный, составленный из различных видов мышечной, суставной, так­тильной и другой чувствительности. Каждый из данных анализаторов также имеет свои механизмы фиксации информации. Образная память в узком смыс­ле слова представляет собой запечатление, хранение и воспроизведение инфор­мации в образной (зрительной) форме. В более широком смысле слова под об­разом следует понимать представление, содержащее в интегрированном виде информацию от всех модальностей - зрительной, акустической (предметно-природные звуки или шумы, речевые звуки), обонятельной, осязательной, вку­совой, кожно-кинестетической - о прошлом опыте встреч с отражаемым в нем (в представлении) событии, позволяющее составить прогноз о способах пове­дения в ситуации взаимодействия с отраженным в представлении явлением. В этом контексте образ является системно-интегративным уровнем иерархически организованной структуры мнестических следов разного уровня интегративнои сложности и модальной представленности. В этом же смысле в такой интегра-тивный образ будет входить и двигательный, и эмоциональный, и словесный компоненты явления. В узком смысле слова эмоциональная память связана с запоминанием, хранением и воспроизведением эмоций, чувств и эмоционально окрашенных состояний, выступающих фоном к любым событиям и явлениям в жизни человека. Словесно-логическая память связана с запоминанием, хране­нием и воспроизведением речевой информации разного уровня сложности и интегративности организации, включенности в мыслительные процессы. Лю­бой из означенных видов памяти может иметь индивидуальные особенности в


развитии, обусловленные способностями или структурой профессиональной деятельности человека.

2. С точки зрения временных параметров протекания информационных
процессов можно выделить кратковременную и долговременную память.
Временные параметры протекания мнестических процессов обусловливаются
характером протекания консолидации следа в структурах коры и подкорки го-­
ловного мозга, особенностями включения единичного следа в ассоциативно-
семантические связи с уже имеющимися информационными следами в мнести-
ческом опыте человека. Кратковременная память также имеет два уровня про-­
текания процесса переработки следа, в ней следует выделить уровень сенсорно­
го регистра, характеризующийся временем переработки информации в
периферическом отделе включенного в процесс анализатора (например: зри­
тельного анализатора - иконическая память, а слухового - эхоическая), а также
собственно уровень кратковременной памяти, характеризующийся включением
в процесс проводящих структур подкорки (например: гишпокампального круга,
или круга Пейпеца), и сенсорных участком коры.

Уровни запечатления, хранения, переработки следа различаются не только по временным параметрам протекания процесса, по также и химизмом процесса консолидации следа, системным уровнем включенных в процесс структур го­ловного мозга, а также объемом вовлеченного в процесс прошлого опыта, ассо­циативно связанного с вновь полученной информацией, т.е. уровнем семанти­ческой сложности необходимой переработки информации для ее полного и адекватного сохранения и беспрепятственного извлечения. Таким образом, сле-дует выделить еще необходимые компоненты мнестического процесса, а имен­но, процессы кодирования следа и процессы управления памятью. Исследова­ние данных аспектов мнестического процесса развивается в русле когнитивного или информационного направления психологической науки.

Кроме выделения видов памяти по времени хранения следа, в информаци­онных теориях выделяют также и оперативную память, которая представляет собой актуальный уровень извлечения (оживления) прошлого опыта, потребно­го для решения непосредственно стоящей перед человеком задачи.

3. В соответствии с основным принципом, лежащим в основе теории дея-­
тельности, - принципом единства сознания и деятельности, утверждением
ведущей роли деятельности в психическом развитии человека, память ис­
следуется в тесной связи с активной деятельностью человека,
его целями,
мотивами, операционально-действенными способами ее выполнения. В рамках
деятельностного подхода память рассматривается как активный процесс, сис-­
темно включенный в мыслительные процессы, а также связанный в другими
психическими процессами (такими, как внимание, речь, зрительный гнозис и
другие), прижизненно развивающийся и качественно перестраивающийся по
мере развития. По характеру целей деятельности выделяют память произволь-­
ную,
если цель состоит в запоминании предъявляющегося материала или ин­
формации, или непроизвольную, ежели запоминание материала или информа-­
ции не является целью деятельности.


Системный подход, начавший свое развитие с 50-х годов и получивший ши­рокое распространение во всех областях психологического знания к концу 70-х, закономерным образом привел к реализации принципа системности и в иссле­дованиях мнестической проблематики. К этому привело естественное развитие всех направлений, в рамках которых происходила разработка исследований па­мяти: информационного, структурно-функционального, деятельностного, а также изучения мнестических процессов на разных этапах онтогенеза или при ее патологии и норме. В теоретическом аспекте переход на позиции системного принципа анализа психических процессов, и в частности памяти, означал новый качественный этап исследований, позволивший перейти к разработке общепси­хологической теории памяти; позволивший рассмотреть процесс от его биохи­мических, молекулярных, нейрофизиологических основ до полисистемных психических характеристик, в рамках которых реализуются комплексы дея-тельностных и коммуникативных свойств и отношений человека. Изучение па­мяти в этом плане привело к пониманию памяти как функции, «пронизываю­щей всю психику».

В настоящее время считается, что мнестические процессы имеют сложную структуру и механизмы функционирования, являются многомерными, иерархи­чески организованными и динамически развивающимися. Иначе говоря, па­мять человека является сложной системой многоуровневого и многоступен­чатого кодирования информации, имеющей системное генетическое условие и базовое нейроанатомофизиологическое основание в развитии и социально-педагогическое опосредование формирования, с возможностями выхода на уровень управлении собственной памятью, ее организации и саморазвития.

Обработка и анализ данных

1. Подсчитывается число неповторяющихся слов при каждом воспроизведе-нии ряда испытуемым, лишние слова; контрольные повторы слов ряда учиты­-вать не надо.

По этим данным строится график «зависимости объема воспроизведения от количества предъявлений». Для этого на оси абсцисс откладываются номера предъявления ряда от 1 до п, а на оси ординат откладывается соответствующее номеру предъявления количество воспроизведенных слов. Таким образом, гра­фик будет иметь вид кривой, стремящейся к плато на значении «10 слов».

2. Наличие лишних слов свидетельствует о нарушении процесса избирательности следа при воспроизведении. Появление каждого лишнего слова не­обходимо объяснить. Дня этого необходимо сопоставить следующие моменты организации воспроизводимого материала: а) рядом с какими словами воспро­изводится лишнее слово - не является ли оно ассоциативной парой к одному из рядом стоящих слов; б) не может ли оно быть созвучным им или рифмующимся с ними словом; в) не может ли оно быть связанным с ними по смыслу или входить в общее семантическое поле с ними. Следующим уровнем анализа должно быть аналогичное сопоставление лишнего слова со словами исходного экспериментального ряда. Для этого необходимо ответить на вопрос: вместо какого слова исходного ряда могло появиться лишнее слово? связано ли оно с исходным словом по ассоциации, по созвучию или по смыслу, или входит в общее семантическое поле?

3. Наличие контрольных повторов уже воспроизведенных слов без воспо­минания новых свидетельствует о трудностях извлечения следа, инертности
мнестических процессов, нестойкости и аморфности следа.

4. При анализе графика «зависимости объема воспроизведения от количест­ва предъявлений» следует обратить внимание на следующие его показатели:
а) объем первого воспроизведения исходного ряда; б) количество необходимых
предъявлений для запоминания всех десяти слов; в) особенности конфигурации
самого графика, свидетельствующие о протекании процесса фиксации следа.

5. Вторым компонентом обработки материала является построение гисто­граммы «уровня воспроизведения каждого слона ряда». Для этого необходимо
на горизонтальной оси отметить десять делений, каждое из которых соответст­вует слову ряда, стоящему при назывании его экспериментатором на этом мес­те. После чего отложить вверх от деления на горизонтальной оси такое количе­ство единичных отрезков, сколько раз слово было воспроизведено. При этом
лишние слова и повторы слов не учитываются (даже если испытуемый при воспроизведении вместо различных слов исходного ряда называл одно и то же слово, оно в гистограмме учитывается одним делением). На основании вида данной гистограммы, а также стратегии воспроизведения ряда слов испытуе­мым оценивается вид торможения и особенности взаимодействия слов при вос­произведении.

6. В выводах по проведению работы необходимо отметить конкретные характеристики памяти конкретного испытуемого, а именно - первичный объем


памяти, необходимое количество предъявлений для запоминания десяти слов, оценить особенности кривой запоминания, вид торможения, стратегию, нали­чие лишних слов и их возможное происхождение.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем суть метода заучивания слов в плане оценки мнестических про­цессов?

2. В чем суть конкретной методики заучивания десяти слов, какие воз­можны ее модификации?

3. Для оценки каких параметров мнестического процесса можно использо­вать методику заучивания десяти слов?

4. Какова принципиальная логика построения эксперимента с использова­нием обозначенной методики?

5. Можно ли данную методику использовать в комбинации с другими, на­пример методиками на оценку процесса внимания, с какими целями?

6. Что такое «интерференция»? Какого типа «паузы» можно использовать и
зачем?

7. Какого типа торможения могут возникать при запоминании материала, в
чем оно проявляется?

Ряда из 15 слов

Данная методика предлагается с целью исследования внутренней организа­ции прошлого языкового опыта испытуемого. Методика позволяет отследить не только динамику мнестического процесса конкретного испытуемого, но обна­ружить связь, существующую между речевой кратковременной и долговремен­ной памятью, а также роль семантической и ассоциативной организации опыта в эффективности мнестических процессов. Она представляет собой модифика­цию методики «10 слов» по организации стимульного материала, но сохраняет схему процедуры ее проведения, что позволяет проанализировать тенденции, возникающие в процессе запоминания различно организованного материала. Эта же методика позволяет перейти к исследованию опосредованного характе­ра мнестических процессов.

В оригинальных методиках Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова, А.Р. Лурия, направленных на исследование эффективности использования внешних стимулов - средств для запоминания речевого ряда, непосредственное запоминание 15 слов, предъявляемых однократно (что позволяет выявить толь­ко первичный объем памяти), является первой серией методики и служит для последующего сравнения с результатами второй серии методики - запоминания других 15 слов при введении опосредования наглядным рядом предметных кар­тинок. Для всех методик, направленных на изучение речевой памяти, самым


важным является составление ряда и выбор для него речевого материала, ЧТО требует психолингвистических знаний.

Данная методика в цикле лабораторных работ включается для сраннспин получаемых результатов в пару ко всем остальным методикам, направленным на изучение речевой памяти. Однако используются при этом различные дан­ные: 1) с методикой «10 слов» сравнивается динамика заучивания, тенденции, действующие в ряду слов при заучивании, первичный и отсроченный объемы воспроизведения, т.е. практически все параметры выполнения методики для этого и необходимо провести заучивание 15 слов, а не однократное воспроиз­ведение; 2) с методиками на опосредованное запоминание для сравнения следу­ет использовать только результаты первого непосредственного запоминания слов, поскольку в последних слова предъявляются однократно, и необходимо уравнять условия предъявления.

Цель работы: исследование особенностей внутренней орШШМШМ про­шлого речевого опыта испытуемого (методика проводится только индивиду­ально).

Стимульный материал: набор из пятнадцати слов.

Требования к стимульному материалу (построение экспериментального ряда является отдельной задачей лабораторной работы).

1. Слова могут содержать различное количество слогов (от одного до трех-
четырех).

2. Слова могут быть различными по уровню частотности, но перепад час­
тотности не должен быть очень большим.

3. Организация ряда из 15 слов может быть любой и диктуется целью экспе­
римента. Среди 15 слов должны быть слова, имеющие различную эмоциональ­
ную окраску (отрицательную, положительную, нейтральную), слова с конкрет­
ным предметным содержанием, абстрактные слова, слова, ассоциативно
связанные или входящие в единое семантическое поле, противоположные или
близкие по смыслу.

4. Слова могут образовывать рифмованные пары, но нежелательно в ряду
ставить их рядом.

5. Слова, рядом стоящие, не должны склеиваться друг с другом при проич-
несении и образовывать как осмысленные, так и просто слитно звучащие соче­
тания.

6. Так же, как и в методике «10 слов», нежелательно, чтобы в эксперимен­
тальном ряду стоящие рядом слова легко могли бы быть объединены в нагляд­
ную или смысловую последовательность без дополнительных усилий испытуе­
мого. При таком варианте построения ряда смысл исследования исчезает.

Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем запоминать пятнадцать слов. Слова вам все знакомы. Порядок слов запоминать не надо. Порядок рабо­ты будет следующий: сначала я называю слова, вы слушаете молча и стараетесь запомнить слова. После того как я заканчиваю называть слова, вы называете те слова, которые запомнили, в любом порядке. Я буду называть слова до тех пор, пока вы не запомните все. Всякий раз, когда вы называете слова, нужно назы-


вать все слова, которые вы помните, и те, которые раньше уже называли, так чтобы в конце вы назвали все слова вместе».

Требования к процедуре проведения методики

1, Темп, в котором произносятся слова, не должен быть быстрым или слиш­ком медленным, он должен примерно соответствовать темпу «andante», т.е. в темпе среднего шага.

2 Нельзя акцентировать голосом те или иные слова ряда, делать перед ними паузы.

Требования к ведению протокола исследования

1. Слова, называемые испытуемым, должны записываться на бумагу в том
же порядке, как их воспроизводит испытуемый.

2. Мы не рекомендуем ставить крестики в заранее заготовленный прото­
кольный лист, так как при этом утрачивается важная информация, указываю­
щая на особенности объединения слов в смысловые или ассоциативные группы.

3. При записи важно фиксировать все ответы испытуемого - лишние слова,
повторы, -контрольные реплики.

4. В протоколе должно быть зафиксировано время проведения исследова­
ния, данные испытуемого - фамилия (или зашифрованные данные), возраст. В
зависимости от целей эксперимента время проведения исследования может
варьироваться, но следует отметить, что оптимальным временем исследования
для получения достаточно чистого материала является такой период дня, когда
испытуемый еще не слишком утомлен, т.е. утренние (до 12 - 13) часы дня, и пе­
риод от15 до 17 часов, после обеденного отдыха. Позднее проводить работу
крайне нежелательно, так как результаты буду! искажены утомлением и впе­
чатлениями дня.

5. Предъявят!, ряд необходимо до тех пор, пока испытуемый определенно
не шпоиет пес МОИ и любом порядке, после чего требуется провести пробу
еще раз для контроля, убедиться, что испытуемый действительно помнит эти
слова и не ухудшил эффективность при повторении.

Так же, как и в случае с «10 словами», необходимо проверить отсроченное воспроизведение с целью изучения особенностей сохранения материала, проч­ности процесса следообразования, реминисценции и др.

Приемы организации этого процесса те же, что и при проведении методики «10 слов».

Обработка и анализ данных

1. Подсчитывается число неповторяющихся слов при каждом воспроизведе­
нии ряда испытуемым, лишние слова, контрольные повторы слов ряда учиты­
вать не надо.

2. По этим данным строится график «зависимости объема воспроизведения
от количества предъявлений». Для этого на оси абсцисс откладываются номера
предъявления ряда от 1 до п, а на оси ординат откладывается соответствующее
номеру предъявления количество воспроизведенных слов. Таким образом, гра­
фик будет иметь вид кривой, стремящейся к плато на значении «15 слов».


3. Полученный график следует сопоставить с аналогичным графиком, полу­
ченным при обработке результатов методики 10 слов.

4. Так же, как и в методике 10 слов, следует отдельно осмыслить механизм
появления лишних слов, однако следует помнить, что в данном эксперимен­
тальном ряду, в принципе его организации содержится «провокация», способ­
ствующая появлению ассоциатов и слов из общего семантического поля, сино­
нимов и др. И в данном случае поспешных строгих выводов о нарушении
избирательности следа делать не стоит.

5. Как правило, ряд слов, позволяющий его реорганизовать по принципам
свойственной испытуемому семантики долговременной речевой памяти, запо­
минается быстро и сохраняет высокий уровень отсроченного воспроизведения.
При этом наличие контрольных повторов слов, мысли вслух могут указать на
особенности семантической организации долговременной речевой памяти, на
них следует обратить особое внимание и зафиксировать в протоколе и при ана­
лизе.

6. При анализе графика «зависимости объема воспроизведения от количест­
ва предъявлений» следует обратить внимание на следующие его показатели:
а) объем первого воспроизведения исходного ряда; б) количество необходимых
предъявлений для запоминания всего ряда; в) особенности конфигурации само­
го графика, свидетельствующие о протекании процесса фиксации следа.

7. Вторым компонентом обработки материала является построение гисто­
граммы «уровня воспроизведения каждого слова ряда». Принцип построения и
анализа смотри в методике 10 слов.

8. В выводах необходимо отметить конкретные характеристики семантиче­
ской организации памяти конкретного испытуемого, кроме того, необходимо
указать первичный объем памяти, необходимое количество предъявлений для
запоминания ряда из 15 случайных слов, оценить особенности кривой запоми­
нания, вид торможения, стратегию.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем суть метода заучивания слов н плане оценки семантической органи­
зации прошлого речевого опыта?

2. В чем суть конкретной модификации меюдики заучивания десяти слов?

3. Для оценки каких параметров мнестического процесса можно использо­
вать данную методику?

4. Какова принципиальная логика построения эксперимента с использовани­
ем обозначенной методики?

5. Какую служебную роль может играть данная методика в эксперименталь­
ном исследовании других психических функций?


Работа № 3. Исследование памяти при опосредованном запоминании 15 слов

В основу данной лабораторной работы положена «методика двойной стиму­ляции со свободным выбором» (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия). Методика направлена на изучение закономерностей использования испытуе­мым дополнительных внешних средств для запоминания слов-стимулов. По­скольку в учебном процессе студент-практикант второго курса не имеет воз­можности найти себе испытуемых разного возраста и уделить им достаточное внимание и время, практически работа может ограничиться одним испытуе­мым, однако возможно существенно расширить возможности исследования, введя требование к испытуемому в процессе выбора картинок пояснять свой выбор вслух. В таком случае экспериментатор получает интересный материал, позволяющий оценить как речевую, так и образную семантическую организа­цию долговременной памяти испытуемого, проследить процесс перевода слова в образ, а при опросе - обратный ход от образа к слову. В случаях ошибок ис­пытуемого при воспроизведении слов студент имеет возможность выйти на анализ парадигматического или синтагматического строя языка.

Основную структуру методики составляют два ряда элементов-стимулов: первый - стимульный ряд из 15 слов, подлежащих запоминанию и последую­щему воспроизведению; второй- ряд вспомогательных средств- картинок, внешних опор, помогающих запоминанию и воспроизведению первого сти-мульного ряда.

Цель работы: исследование ночможностей внешнего образного опосредо­вания мри шиомшшним речевого материала (методика проводится только ин­дивидуально)

Стимульный материал: набор П 15 ело», набор КЗ 30 образных картинок.

Требовнния к стимулмюму материалу (построение экспериментального ряда является отдельной задачей лабораторной работы).

1. Слова для первого стимульного ряда (15 слов) могут содержать различное
количество слогов и быть разного уровня частотности. Слова могут быть лю­
быми, но достаточно знакомыми предполагаемому испытуемому. В оригиналь­
ной методике предлагаются следующие слова: снег, обед, лес, ученье, молоток,
одежда, поле, игра, птица, лошадь, урок, ночь, мышь, молоко, стул.
Это, одна­
ко, не говорит о том, что студент-практикант не должен сам подумать над со­
ставлением стимульного ряда.

2. В организацию ряда можно ввести и эмоционально насыщенные слова и
слова разного уровня абстрактности - конкретности предметного содержания.
В данной методике не имеет значения контроль за рифмованностью или ассо­
циативно-семантической связью слов, поскольку акцент методики перенесен с
взаимодействия слов в ряду на их связь с внешними стимулами - средствами.

3. Можно при выборе слов для организации стимульного ряда (если испы­
туемый вполне взрослый) воспользоваться наборами слов, реорганизовав их в


соответствии со своими задачами, из практикума под редакцией Ю.К. Корнилова и В.Д. Шадрикова (с. 68-69).

4. При подборе картинок для второго стимульного ряда следует исходить из принципа их семантической простоты, т.е. это должны быть изображения час­тотных предметов, относящихся к следующим категориям: животные, расте­ния, птицы, мебель, бытовые предметы, простейшие орудия труда, транспорт. В оригинальной методике предлагаются картинки: диван, гриб, корова, умываль­ник, стол, ветка, земляника, ручка, самолет, географическая карта, щетка, лопата, грабли, автомобиль, дерево, лейка, домик, цветок, тетради, теле­графный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, телега с оглобля­ми, настольная лампа, картина в раме, цветы на лугу, кошка. Можно так же, как и при подборе слов в стимульный ряд, ориентироваться на перечень пред­метов для картинок, предлагающийся в том же практикуме на с. 66.

Инструкция испытуемому: «Ваша задача - запомнить слова, для этого можно пользоваться этими картинками. Когда я назову слово, посмотрите на карточки, выберите и отложите такую, которая поможет потом припомнить за­данное слово».

Обработка и анализ данных

1. Следует подсчитать процент правильных ответов при непосредственном опросе и в отсроченном воспроизведении, для формальной оценки качества воспроизведения.


 


 


 


2. Основное внимание при анализе результатов выполнения методики сле­
дует обратить на характер пояснений выбора с точки зрения их грамматической
развернутости, образной насыщенности, лексических особенностей, логической
последовательности.

3. Часто у студентов-практикантов возникают вопросы, связанные с оценкой
правильности ответа. Если в стимульном ряду прозвучало для запоминания
слово «снег», а в воспроизведении возникло слово «мороз» или «зима», или на
это же слово «снеге в ответе воспроизводится слово «снежный», «снега», то как
можно объяснить появление изменений? В данной ситуации мы предлагаем
считать все ответы отклоняющимися от заданного по характеру и особенностям
их близости - отдаленности в общем семантическом поле.

4. Следует отдельно рассмотреть такие ответы, оценив их также с точки
зрения ассоциативной связи или включенности в синтагматический или пара­
дигматический строй речи.

5. Следует отдельно проанализировать каждый неправильный, отклоняю­
щийся ответ.

6. Особенно следует обратить внимание на ответы, воспроизводящие не
стимульное исходное слово, а звено или элемент опосредующей связи, выстро­
енной испытуемым при выборе картинки. Такой ответ также следует оценить
на степень близости - отдаленности в семантическом поле от стимульного сло­
ва, а также предмета, изображенного на картинке.

7. Анализу должны быть подвергнуты и правильные ответы с точки зрения
типичной стратегии выстраивания опосредующей связи, которая может быть
преимущественно речевой или преимущественно образной. Для речевой стра­
тегии характерна развернутость, высокая грамматичность и последовательность
пояснения. Для образной - обратная тенденция, либо скупая номинация элемен­
тов, входящих в опосредующую связь.

8. В анализе стратегий следует учитывать не только количественные показа­
тели, но также уровень эффективности опосредующих связей, выстроенных в
той или иной стратегии.

9. Необходимо сопоставить особенности мнестического процесса при вы­
полнении этой методики с его особенностями, выявленными в методике непо­
средственного заучивания 15 слов.

10. В выводах должна прозвучать обоснованная оценка характера и особен­
ностей процесса выстраивания опосредования при запоминании стимульных
слов конкретным испытуемым.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем суть процесса опосредования при запоминании?

2. Какие способы опосредования могут быть использованы испытуемым при
запоминании речевого материала (словесного, фразового, текстового)?

3. Какую роль в процессе опосредования выполняет образ?

4. Какие стратегии выстраивания связи образ - слово может использовать
испытуемый? В чем они выражаются?


 

5. Чем данная модификация методики с опосредованным заучиванием отли­
чается от оригинальной методики, описанной в исследовании А.Н. Леонтьевым
(Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972)?

6. Для оценки каких параметров мнестического процесса можно использо­
вать данную методику?

7. Какова принципиальная логика построения эксперимента с использовани­
ем обозначенной методики?

8. Какую служебную роль может играть данная методика в эксперименталь­
ном исследовании других психических функций?

Работа № 4. Исследование памяти

при «жестком» опосредованном

запоминании 15 слов

Методической схемой проведения исследования памяти в данной случае яв­ляется оригинальная методика Л.В. Занкоеа «Двойная стимуляция без выбора». В совокупной последовательности все предлагаемые для работы методики за­поминания 15 слов ориентированы на выстраивание плана анализа возможных типов опосредования в речевом запоминании. Они градуируются по степени жесткости процесса выбора материала опосредования. В данном случае выбор опосредующего внешнего образа жестко задается экспериментатором и позво­ляет проверить любое его гипотетическое предположение об особенностях та­ковой связи.

Выбор обоих рядов в данной методике так же, как и в «Двойной стимуляции со свободным выбором», является основной проблемой не только для учебной задачи, но и при построении исследовании. Проблема сосгоит в том, что экспе­риментатор должен задать уровень и характер связи между парными элемента­ми рядов, а для методики двойной стимуляции со свободным выбором необхо­димо рассчитать меру и логику расширения наглядно-образного ряда для расчета и прогноза логики возможного выбора испытуемого. Данные задачи могут быть решены только при проведении дополнительной серии исследова­ния семантико-ассоциативной организации долговременной памяти данного испытуемого, либо получения некоторых усредненных данных из серии иссле­дований или ассоциативных словарей. Мы полагаем, что в строгом варианте для выбора второго стимульного ряда в данной методике необходимым являет­ся знание частотности ассоциативных связей слова, предлагаемого для запоми­нания в первом стимульном ряду, со словом, обозначающим предмет, изобра­женный на картинке второго стимульного ряда, предлагаемой в качестве внешнего опосредующего стимула-средства. Вряд ли разумно полагаться в этом случае только на свой личный опыт. Следует учесть также тот факт, что с возрастом частотно-ассоциативные связи имеют тенденцию к естественному видоизменению, они различны по регионам, в зависимости от профессиональ­ных склонностей, национальной самоидентификации и др.


Поэтому выбор второго стимульного ряда и для данной (может быть, осо­бенно для данной методики) является специальной исследовательской задачей, которая требует психолингвистических знаний, грамотного обращения со сло­вом и образом, а также понимания и формулирования собственной исследова­тельской задачи даже в учебной работе.

Цель работы: исследование возможностей внешнего образного опосредо­вания при запоминании речевого материала (методика проводится только ин­дивидуально).

Стимульный материал: набор из пятнадцати слов, набор из пятнадцати образных картинок.

В оригинальной методике Л.В. Занкова каждому слову первого ряда, предъ­являемому для запоминания, соответствует второй элемент пары, предлагае­мый в наглядно-образном виде: молоко - стакан, стул - стол, лошадь - телега, лес - лукошко, обед - тарелка, работа - молоток, мышь - кошка, помидор - яб­локо, учебник - книга, вокзал - поезд, зеркало - расческа, вода - мыло, город -многоэтажный дом, вилка - нож, игра - плюшевый мишка. Данный парный стимульный ряд составлен был в 30-х годах для решения определенных экспе­риментальных и теоретических задач. Для учебной работы необходимо соста­вить новые стимульные ряды с уточнением характера связи в парах.

Требования к стимульному материалу (построение экспериментального ряда является отдельной задачей лабораторной работы).

1. Слова для первого стимульного ряда (15 слов) могут содержать различное
количество слогов и быть разного уровня частотности. Слова могут относиться
к различным категориям, но быть достаточно знакомыми предполагаемому ис­
пытуемому и семантически простыми. При выборе слов первого стимульного
ряда необходимо ориентироваться на «Частотный словарь русского языка», а
также на «Словарь ассоциативных норм русского языка». Желательно, чтобы
слова относились в основном к ядерным речевым понятиям.

2. При выборе второго стимульного ряда необходимо ориентироваться на
ассоциативные нормы. В зависимости от собственной экспериментальной зада­
чи, можно предложить, чтобы пары были составлены из различных типов от­
ношений, взятых в различных равных пропорциях (дабы можно было проана­
лизировать легкость или трудность выстраивания опосредования при одном из
них): род - вид, часть - целое, антонимические и синонимические отношения,
ассоциации по месту, времени и т.д.

3. Для составления стимульных рядов к данной методике не следует брать
сложных абстрактных слов, так как сложно выбрать пару для наглядного ряда и
проблемно определить круг ассоциаций.

4. Так же, как и в предыдущей методике, нет необходимости производить
контроль за возможной рифмованностью первого стимульного ряда, так как ак­
цент направлен на выявление связи стимульного слова с внешним средством
опосредования, а не на анализ его связи с другими словами ряда.

5. При выборе изображений для второго стимульного ряда следует исходить
из принципа семантической простоты предмета изображения и узнаваемости


самого рисунка. Изображаться должны частотные предметы, относящихся к следующим категориям: животные, растения, птицы, мебель, бытовые пред­меты, простейшие орудия труда, транспорт. Конкретный предмет для изобра­жения должен выбираться по одному из обозначенных в п. 2 типов отношений со словом первого стимульного ряда. Само изображение должно быть цветным и четко опознаваемым, чтобы испытуемый не гадал о смысле и значении изо­браженного предмета: лошадь это или корова, а может быть, еще какое-то до­машнее животное. При выборе картинок можно воспользоваться детским лого­педическим лото или другими настольными играми, можно сделать изображения самостоятельно, если есть гарантия, что рисунки будут качествен­ными и точно опознаваемыми. Важно также, чтобы картинки были выполнены в едином изобразительном стиле и манере, были одного размера, наклеены на картон или ватман.

6. Материал, созданный в ходе данного цикла лабораторных работ, остается у студента-практиканта и всегда может пригодиться в дальнейшей профессио­нальной работе.

Инструкция испытуемому: «Ваша задача - запомнить слова, которые я бу­ду называть. Для облегчения этого процесса вам будут предложены кар­тинки. На каждое слово - своя картинка с изображением другого предмета, од­нако, возможно, он поможет вам запомнить то слово, которое будет при этом названо. Для этого нужно посмотреть на картинку и установить связь между ею и словом - так, чтобы потом, глядя на картинку, можно было бы вспомнить за­данное слово».

Требования к процедуре проведения методики

1. Перед проведением методики экспериментатор должен подготовить про­
токол по указанному образцу (табл. 2), который он должен заполнять при про­
ведении эксперимента.

2. Экспериментатор называет слово и одновременно выкладывает перед ис­
пытуемым картинку с изображением выбранного к слову предмета.

3. Экспериментатор дает испытуемому возможность подумать 3-5 се ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.