|
Работа № 1. Исследование памяти с помощью методики заучивания 10 словСтр 1 из 5Следующая ⇒ Понятие памяти Память традиционно понимается как процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения человеком опыта, имевшего место в его ж изни. В зависимости от выбираемого основания можно выделить несколько классических делений памяти на виды, формы и уровни протекания процесса. 1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная память связана с запоминанием, хранением и воспроизведением движений, операций и сложных моторных программ (двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной деятельности или любой другой человеческой деятельности, требующей подключения моторного компонента, - например письма или рисования, где также требуются точно дозированные моторные усилия, формирование и развитие двигательного навыка). В организации движения наибольший вес имеют два анализатора - собственно двигательный (пирамидная и экстрапирамидная система), а также чувствительный, составленный из различных видов мышечной, суставной, тактильной и другой чувствительности. Каждый из данных анализаторов также имеет свои механизмы фиксации информации. Образная память в узком смысле слова представляет собой запечатление, хранение и воспроизведение информации в образной (зрительной) форме. В более широком смысле слова под образом следует понимать представление, содержащее в интегрированном виде информацию от всех модальностей - зрительной, акустической (предметно-природные звуки или шумы, речевые звуки), обонятельной, осязательной, вкусовой, кожно-кинестетической - о прошлом опыте встреч с отражаемым в нем (в представлении) событии, позволяющее составить прогноз о способах поведения в ситуации взаимодействия с отраженным в представлении явлением. В этом контексте образ является системно-интегративным уровнем иерархически организованной структуры мнестических следов разного уровня интегративнои сложности и модальной представленности. В этом же смысле в такой интегра-тивный образ будет входить и двигательный, и эмоциональный, и словесный компоненты явления. В узком смысле слова эмоциональная память связана с запоминанием, хранением и воспроизведением эмоций, чувств и эмоционально окрашенных состояний, выступающих фоном к любым событиям и явлениям в жизни человека. Словесно-логическая память связана с запоминанием, хранением и воспроизведением речевой информации разного уровня сложности и интегративности организации, включенности в мыслительные процессы. Любой из означенных видов памяти может иметь индивидуальные особенности в развитии, обусловленные способностями или структурой профессиональной деятельности человека. 2. С точки зрения временных параметров протекания информационных Уровни запечатления, хранения, переработки следа различаются не только по временным параметрам протекания процесса, по также и химизмом процесса консолидации следа, системным уровнем включенных в процесс структур головного мозга, а также объемом вовлеченного в процесс прошлого опыта, ассоциативно связанного с вновь полученной информацией, т.е. уровнем семантической сложности необходимой переработки информации для ее полного и адекватного сохранения и беспрепятственного извлечения. Таким образом, сле-дует выделить еще необходимые компоненты мнестического процесса, а именно, процессы кодирования следа и процессы управления памятью. Исследование данных аспектов мнестического процесса развивается в русле когнитивного или информационного направления психологической науки. Кроме выделения видов памяти по времени хранения следа, в информационных теориях выделяют также и оперативную память, которая представляет собой актуальный уровень извлечения (оживления) прошлого опыта, потребного для решения непосредственно стоящей перед человеком задачи. 3. В соответствии с основным принципом, лежащим в основе теории дея- Системный подход, начавший свое развитие с 50-х годов и получивший широкое распространение во всех областях психологического знания к концу 70-х, закономерным образом привел к реализации принципа системности и в исследованиях мнестической проблематики. К этому привело естественное развитие всех направлений, в рамках которых происходила разработка исследований памяти: информационного, структурно-функционального, деятельностного, а также изучения мнестических процессов на разных этапах онтогенеза или при ее патологии и норме. В теоретическом аспекте переход на позиции системного принципа анализа психических процессов, и в частности памяти, означал новый качественный этап исследований, позволивший перейти к разработке общепсихологической теории памяти; позволивший рассмотреть процесс от его биохимических, молекулярных, нейрофизиологических основ до полисистемных психических характеристик, в рамках которых реализуются комплексы дея-тельностных и коммуникативных свойств и отношений человека. Изучение памяти в этом плане привело к пониманию памяти как функции, «пронизывающей всю психику». В настоящее время считается, что мнестические процессы имеют сложную структуру и механизмы функционирования, являются многомерными, иерархически организованными и динамически развивающимися. Иначе говоря, память человека является сложной системой многоуровневого и многоступенчатого кодирования информации, имеющей системное генетическое условие и базовое нейроанатомофизиологическое основание в развитии и социально-педагогическое опосредование формирования, с возможностями выхода на уровень управлении собственной памятью, ее организации и саморазвития. Обработка и анализ данных 1. Подсчитывается число неповторяющихся слов при каждом воспроизведе-нии ряда испытуемым, лишние слова; контрольные повторы слов ряда учиты-вать не надо. По этим данным строится график «зависимости объема воспроизведения от количества предъявлений». Для этого на оси абсцисс откладываются номера предъявления ряда от 1 до п, а на оси ординат откладывается соответствующее номеру предъявления количество воспроизведенных слов. Таким образом, график будет иметь вид кривой, стремящейся к плато на значении «10 слов». 2. Наличие лишних слов свидетельствует о нарушении процесса избирательности следа при воспроизведении. Появление каждого лишнего слова необходимо объяснить. Дня этого необходимо сопоставить следующие моменты организации воспроизводимого материала: а) рядом с какими словами воспроизводится лишнее слово - не является ли оно ассоциативной парой к одному из рядом стоящих слов; б) не может ли оно быть созвучным им или рифмующимся с ними словом; в) не может ли оно быть связанным с ними по смыслу или входить в общее семантическое поле с ними. Следующим уровнем анализа должно быть аналогичное сопоставление лишнего слова со словами исходного экспериментального ряда. Для этого необходимо ответить на вопрос: вместо какого слова исходного ряда могло появиться лишнее слово? связано ли оно с исходным словом по ассоциации, по созвучию или по смыслу, или входит в общее семантическое поле? 3. Наличие контрольных повторов уже воспроизведенных слов без воспоминания новых свидетельствует о трудностях извлечения следа, инертности 4. При анализе графика «зависимости объема воспроизведения от количества предъявлений» следует обратить внимание на следующие его показатели: 5. Вторым компонентом обработки материала является построение гистограммы «уровня воспроизведения каждого слона ряда». Для этого необходимо 6. В выводах по проведению работы необходимо отметить конкретные характеристики памяти конкретного испытуемого, а именно - первичный объем памяти, необходимое количество предъявлений для запоминания десяти слов, оценить особенности кривой запоминания, вид торможения, стратегию, наличие лишних слов и их возможное происхождение. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. В чем суть метода заучивания слов в плане оценки мнестических процессов? 2. В чем суть конкретной методики заучивания десяти слов, какие возможны ее модификации? 3. Для оценки каких параметров мнестического процесса можно использовать методику заучивания десяти слов? 4. Какова принципиальная логика построения эксперимента с использованием обозначенной методики? 5. Можно ли данную методику использовать в комбинации с другими, например методиками на оценку процесса внимания, с какими целями? 6. Что такое «интерференция»? Какого типа «паузы» можно использовать и 7. Какого типа торможения могут возникать при запоминании материала, в Ряда из 15 слов Данная методика предлагается с целью исследования внутренней организации прошлого языкового опыта испытуемого. Методика позволяет отследить не только динамику мнестического процесса конкретного испытуемого, но обнаружить связь, существующую между речевой кратковременной и долговременной памятью, а также роль семантической и ассоциативной организации опыта в эффективности мнестических процессов. Она представляет собой модификацию методики «10 слов» по организации стимульного материала, но сохраняет схему процедуры ее проведения, что позволяет проанализировать тенденции, возникающие в процессе запоминания различно организованного материала. Эта же методика позволяет перейти к исследованию опосредованного характера мнестических процессов. В оригинальных методиках Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова, А.Р. Лурия, направленных на исследование эффективности использования внешних стимулов - средств для запоминания речевого ряда, непосредственное запоминание 15 слов, предъявляемых однократно (что позволяет выявить только первичный объем памяти), является первой серией методики и служит для последующего сравнения с результатами второй серии методики - запоминания других 15 слов при введении опосредования наглядным рядом предметных картинок. Для всех методик, направленных на изучение речевой памяти, самым важным является составление ряда и выбор для него речевого материала, ЧТО требует психолингвистических знаний. Данная методика в цикле лабораторных работ включается для сраннспин получаемых результатов в пару ко всем остальным методикам, направленным на изучение речевой памяти. Однако используются при этом различные данные: 1) с методикой «10 слов» сравнивается динамика заучивания, тенденции, действующие в ряду слов при заучивании, первичный и отсроченный объемы воспроизведения, т.е. практически все параметры выполнения методики для этого и необходимо провести заучивание 15 слов, а не однократное воспроизведение; 2) с методиками на опосредованное запоминание для сравнения следует использовать только результаты первого непосредственного запоминания слов, поскольку в последних слова предъявляются однократно, и необходимо уравнять условия предъявления. Цель работы: исследование особенностей внутренней орШШМШМ прошлого речевого опыта испытуемого (методика проводится только индивидуально). Стимульный материал: набор из пятнадцати слов. Требования к стимульному материалу (построение экспериментального ряда является отдельной задачей лабораторной работы). 1. Слова могут содержать различное количество слогов (от одного до трех- 2. Слова могут быть различными по уровню частотности, но перепад час 3. Организация ряда из 15 слов может быть любой и диктуется целью экспе 4. Слова могут образовывать рифмованные пары, но нежелательно в ряду 5. Слова, рядом стоящие, не должны склеиваться друг с другом при проич- 6. Так же, как и в методике «10 слов», нежелательно, чтобы в эксперимен Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем запоминать пятнадцать слов. Слова вам все знакомы. Порядок слов запоминать не надо. Порядок работы будет следующий: сначала я называю слова, вы слушаете молча и стараетесь запомнить слова. После того как я заканчиваю называть слова, вы называете те слова, которые запомнили, в любом порядке. Я буду называть слова до тех пор, пока вы не запомните все. Всякий раз, когда вы называете слова, нужно назы- вать все слова, которые вы помните, и те, которые раньше уже называли, так чтобы в конце вы назвали все слова вместе». Требования к процедуре проведения методики 1, Темп, в котором произносятся слова, не должен быть быстрым или слишком медленным, он должен примерно соответствовать темпу «andante», т.е. в темпе среднего шага. 2 Нельзя акцентировать голосом те или иные слова ряда, делать перед ними паузы. Требования к ведению протокола исследования 1. Слова, называемые испытуемым, должны записываться на бумагу в том 2. Мы не рекомендуем ставить крестики в заранее заготовленный прото 3. При записи важно фиксировать все ответы испытуемого - лишние слова, 4. В протоколе должно быть зафиксировано время проведения исследова 5. Предъявят!, ряд необходимо до тех пор, пока испытуемый определенно Так же, как и в случае с «10 словами», необходимо проверить отсроченное воспроизведение с целью изучения особенностей сохранения материала, прочности процесса следообразования, реминисценции и др. Приемы организации этого процесса те же, что и при проведении методики «10 слов». Обработка и анализ данных 1. Подсчитывается число неповторяющихся слов при каждом воспроизведе 2. По этим данным строится график «зависимости объема воспроизведения 3. Полученный график следует сопоставить с аналогичным графиком, полу 4. Так же, как и в методике 10 слов, следует отдельно осмыслить механизм 5. Как правило, ряд слов, позволяющий его реорганизовать по принципам 6. При анализе графика «зависимости объема воспроизведения от количест 7. Вторым компонентом обработки материала является построение гисто 8. В выводах необходимо отметить конкретные характеристики семантиче КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. В чем суть метода заучивания слов н плане оценки семантической органи 2. В чем суть конкретной модификации меюдики заучивания десяти слов? 3. Для оценки каких параметров мнестического процесса можно использо 4. Какова принципиальная логика построения эксперимента с использовани 5. Какую служебную роль может играть данная методика в эксперименталь Работа № 3. Исследование памяти при опосредованном запоминании 15 слов В основу данной лабораторной работы положена «методика двойной стимуляции со свободным выбором» (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия). Методика направлена на изучение закономерностей использования испытуемым дополнительных внешних средств для запоминания слов-стимулов. Поскольку в учебном процессе студент-практикант второго курса не имеет возможности найти себе испытуемых разного возраста и уделить им достаточное внимание и время, практически работа может ограничиться одним испытуемым, однако возможно существенно расширить возможности исследования, введя требование к испытуемому в процессе выбора картинок пояснять свой выбор вслух. В таком случае экспериментатор получает интересный материал, позволяющий оценить как речевую, так и образную семантическую организацию долговременной памяти испытуемого, проследить процесс перевода слова в образ, а при опросе - обратный ход от образа к слову. В случаях ошибок испытуемого при воспроизведении слов студент имеет возможность выйти на анализ парадигматического или синтагматического строя языка. Основную структуру методики составляют два ряда элементов-стимулов: первый - стимульный ряд из 15 слов, подлежащих запоминанию и последующему воспроизведению; второй- ряд вспомогательных средств- картинок, внешних опор, помогающих запоминанию и воспроизведению первого сти-мульного ряда. Цель работы: исследование ночможностей внешнего образного опосредования мри шиомшшним речевого материала (методика проводится только индивидуально) Стимульный материал: набор П 15 ело», набор КЗ 30 образных картинок. Требовнния к стимулмюму материалу (построение экспериментального ряда является отдельной задачей лабораторной работы). 1. Слова для первого стимульного ряда (15 слов) могут содержать различное 2. В организацию ряда можно ввести и эмоционально насыщенные слова и 3. Можно при выборе слов для организации стимульного ряда (если испы соответствии со своими задачами, из практикума под редакцией Ю.К. Корнилова и В.Д. Шадрикова (с. 68-69). 4. При подборе картинок для второго стимульного ряда следует исходить из принципа их семантической простоты, т.е. это должны быть изображения частотных предметов, относящихся к следующим категориям: животные, растения, птицы, мебель, бытовые предметы, простейшие орудия труда, транспорт. В оригинальной методике предлагаются картинки: диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка, земляника, ручка, самолет, географическая карта, щетка, лопата, грабли, автомобиль, дерево, лейка, домик, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, телега с оглоблями, настольная лампа, картина в раме, цветы на лугу, кошка. Можно так же, как и при подборе слов в стимульный ряд, ориентироваться на перечень предметов для картинок, предлагающийся в том же практикуме на с. 66. Инструкция испытуемому: «Ваша задача - запомнить слова, для этого можно пользоваться этими картинками. Когда я назову слово, посмотрите на карточки, выберите и отложите такую, которая поможет потом припомнить заданное слово». Обработка и анализ данных 1. Следует подсчитать процент правильных ответов при непосредственном опросе и в отсроченном воспроизведении, для формальной оценки качества воспроизведения.
2. Основное внимание при анализе результатов выполнения методики сле 3. Часто у студентов-практикантов возникают вопросы, связанные с оценкой 4. Следует отдельно рассмотреть такие ответы, оценив их также с точки 5. Следует отдельно проанализировать каждый неправильный, отклоняю 6. Особенно следует обратить внимание на ответы, воспроизводящие не 7. Анализу должны быть подвергнуты и правильные ответы с точки зрения 8. В анализе стратегий следует учитывать не только количественные показа 9. Необходимо сопоставить особенности мнестического процесса при вы 10. В выводах должна прозвучать обоснованная оценка характера и особен КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. В чем суть процесса опосредования при запоминании? 2. Какие способы опосредования могут быть использованы испытуемым при 3. Какую роль в процессе опосредования выполняет образ? 4. Какие стратегии выстраивания связи образ - слово может использовать
5. Чем данная модификация методики с опосредованным заучиванием отли 6. Для оценки каких параметров мнестического процесса можно использо 7. Какова принципиальная логика построения эксперимента с использовани 8. Какую служебную роль может играть данная методика в эксперименталь Работа № 4. Исследование памяти при «жестком» опосредованном запоминании 15 слов Методической схемой проведения исследования памяти в данной случае является оригинальная методика Л.В. Занкоеа «Двойная стимуляция без выбора». В совокупной последовательности все предлагаемые для работы методики запоминания 15 слов ориентированы на выстраивание плана анализа возможных типов опосредования в речевом запоминании. Они градуируются по степени жесткости процесса выбора материала опосредования. В данном случае выбор опосредующего внешнего образа жестко задается экспериментатором и позволяет проверить любое его гипотетическое предположение об особенностях таковой связи. Выбор обоих рядов в данной методике так же, как и в «Двойной стимуляции со свободным выбором», является основной проблемой не только для учебной задачи, но и при построении исследовании. Проблема сосгоит в том, что экспериментатор должен задать уровень и характер связи между парными элементами рядов, а для методики двойной стимуляции со свободным выбором необходимо рассчитать меру и логику расширения наглядно-образного ряда для расчета и прогноза логики возможного выбора испытуемого. Данные задачи могут быть решены только при проведении дополнительной серии исследования семантико-ассоциативной организации долговременной памяти данного испытуемого, либо получения некоторых усредненных данных из серии исследований или ассоциативных словарей. Мы полагаем, что в строгом варианте для выбора второго стимульного ряда в данной методике необходимым является знание частотности ассоциативных связей слова, предлагаемого для запоминания в первом стимульном ряду, со словом, обозначающим предмет, изображенный на картинке второго стимульного ряда, предлагаемой в качестве внешнего опосредующего стимула-средства. Вряд ли разумно полагаться в этом случае только на свой личный опыт. Следует учесть также тот факт, что с возрастом частотно-ассоциативные связи имеют тенденцию к естественному видоизменению, они различны по регионам, в зависимости от профессиональных склонностей, национальной самоидентификации и др. Поэтому выбор второго стимульного ряда и для данной (может быть, особенно для данной методики) является специальной исследовательской задачей, которая требует психолингвистических знаний, грамотного обращения со словом и образом, а также понимания и формулирования собственной исследовательской задачи даже в учебной работе. Цель работы: исследование возможностей внешнего образного опосредования при запоминании речевого материала (методика проводится только индивидуально). Стимульный материал: набор из пятнадцати слов, набор из пятнадцати образных картинок. В оригинальной методике Л.В. Занкова каждому слову первого ряда, предъявляемому для запоминания, соответствует второй элемент пары, предлагаемый в наглядно-образном виде: молоко - стакан, стул - стол, лошадь - телега, лес - лукошко, обед - тарелка, работа - молоток, мышь - кошка, помидор - яблоко, учебник - книга, вокзал - поезд, зеркало - расческа, вода - мыло, город -многоэтажный дом, вилка - нож, игра - плюшевый мишка. Данный парный стимульный ряд составлен был в 30-х годах для решения определенных экспериментальных и теоретических задач. Для учебной работы необходимо составить новые стимульные ряды с уточнением характера связи в парах. Требования к стимульному материалу (построение экспериментального ряда является отдельной задачей лабораторной работы). 1. Слова для первого стимульного ряда (15 слов) могут содержать различное 2. При выборе второго стимульного ряда необходимо ориентироваться на 3. Для составления стимульных рядов к данной методике не следует брать 4. Так же, как и в предыдущей методике, нет необходимости производить 5. При выборе изображений для второго стимульного ряда следует исходить самого рисунка. Изображаться должны частотные предметы, относящихся к следующим категориям: животные, растения, птицы, мебель, бытовые предметы, простейшие орудия труда, транспорт. Конкретный предмет для изображения должен выбираться по одному из обозначенных в п. 2 типов отношений со словом первого стимульного ряда. Само изображение должно быть цветным и четко опознаваемым, чтобы испытуемый не гадал о смысле и значении изображенного предмета: лошадь это или корова, а может быть, еще какое-то домашнее животное. При выборе картинок можно воспользоваться детским логопедическим лото или другими настольными играми, можно сделать изображения самостоятельно, если есть гарантия, что рисунки будут качественными и точно опознаваемыми. Важно также, чтобы картинки были выполнены в едином изобразительном стиле и манере, были одного размера, наклеены на картон или ватман. 6. Материал, созданный в ходе данного цикла лабораторных работ, остается у студента-практиканта и всегда может пригодиться в дальнейшей профессиональной работе. Инструкция испытуемому: «Ваша задача - запомнить слова, которые я буду называть. Для облегчения этого процесса вам будут предложены картинки. На каждое слово - своя картинка с изображением другого предмета, однако, возможно, он поможет вам запомнить то слово, которое будет при этом названо. Для этого нужно посмотреть на картинку и установить связь между ею и словом - так, чтобы потом, глядя на картинку, можно было бы вспомнить заданное слово». Требования к процедуре проведения методики 1. Перед проведением методики экспериментатор должен подготовить про 2. Экспериментатор называет слово и одновременно выкладывает перед ис 3. Экспериментатор дает испытуемому возможность подумать 3-5 се Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|