|
Требования к стимульному материалу1. Слова могут быть односложными или двусложными. 2. Слова должны быть одного или близкого уровня частоты встречаемости в 3. Слова должны иметь конкретное значение. 4. Слова не должны образовывать рифмованные пары (например: стол - пол, 5. Слова не должны образовывать частотные ассоциированные пары (на-пример: кот - мышь, хлеб - вода, ночь - день). 'Гак же, как и в предыдущем 6. Слова, рядом стоящие, не должны склеиваться друг с другом при произ-несении и образовывать как осмысленные, так и просто слитно щучащие соче-тания. 7. Рядом стоящие слова, равно и отдаленные по ряду слова, не должны вы Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем запоминать десять слов. Слова простые, вы их все знаете. Порядок слов запоминать не надо. Порядок работы будет следующий: сначала я называю десять слов, вы слушаете молча и стараетесь запомнить слова; после того как я назвала все слова, вы называете те слова, которые запомнили, в любом порядке. Я буду называть слова до тех пор, пока вы не запомните все десять слов. Всякий раз, когда вы называете слова, нужно называть все слова, которые вы помните, и те, которые раньше уже называли, также надо называть, так чтобы в конце вы назвали все десять слов вместе». Требования к процедуре проведения методики 1. Темп, в котором произносятся слова, не должен быть быстрым или слиш- 2. Нельзя акцентировать голосом те или иные слова ряда, делать перед ними Требования к ведению протокола исследования 1. Слова, называемые испытуемым, должны записываться на бумагу в том же порядке, как их воспроизводит испытуемый.
2. Мы не рекомендуем ставить крестики в заранее заготовленный прото- 3. При записи важно фиксировать все ответы испытуемого - лишние слова, 4. В протоколе должно быть зафиксировано время проведения исследова- 5. Как правило, даже для больного человека требуется не более 8 - 6. Предъявлять ряд необходимо до тех пор, пока испытуемый определенно Часто бывает необходимо проверить отсроченное воспроизведение десяти слов с целью изучения особенностей сохранения материала, прочности процесса следообразования, реминисценции и др. Для этого можно воспользоваться некоторыми стандартными приемами: а) выдержать паузу в 10 минут (минимальное значение времени реверберации следа) или более. При этом пауза может быть как заполнена какой-либо деятельностью, так и «пустой». В зависимости от вида промежуточной деятельности торможение, создаваемое материалом паузы, может быть гомогенным, если материал речевой, словесный; или гетерогенным, если экспериментатор использовал, например, счет или рисование, или заполнил паузу слушанием музыки или рассматриванием журнала. Для «пустой» паузы испытуемого просят закрыть глаза и расслабиться, отдохнуть от работы; б) можно воспользоваться приемом, обычно применяемым в клинике, когда проба с десятью словами дается в начале работы, после нее проводится необходимая по исследованию методика, идентичная или противоположная по материалу задания, после чего проверяется отсроченное воспроизведение десяти слов. Следующие проверки прочности запоминания ряда можно провести через час или на следующий день. Обработка и анализ данных 1. Подсчитывается число неповторяющихся слов при каждом воспроизведе-нии ряда испытуемым, лишние слова; контрольные повторы слов ряда учиты-вать не надо. По этим данным строится график «зависимости объема воспроизведения от количества предъявлений». Для этого на оси абсцисс откладываются номера предъявления ряда от 1 до п, а на оси ординат откладывается соответствующее номеру предъявления количество воспроизведенных слов. Таким образом, график будет иметь вид кривой, стремящейся к плато на значении «10 слов». 2. Наличие лишних слов свидетельствует о нарушении процесса избирательности следа при воспроизведении. Появление каждого лишнего слова необходимо объяснить. Дня этого необходимо сопоставить следующие моменты организации воспроизводимого материала: а) рядом с какими словами воспроизводится лишнее слово - не является ли оно ассоциативной парой к одному из рядом стоящих слов; б) не может ли оно быть созвучным им или рифмующимся с ними словом; в) не может ли оно быть связанным с ними по смыслу или входить в общее семантическое поле с ними. Следующим уровнем анализа должно быть аналогичное сопоставление лишнего слова со словами исходного экспериментального ряда. Для этого необходимо ответить на вопрос: вместо какого слова исходного ряда могло появиться лишнее слово? связано ли оно с исходным словом по ассоциации, по созвучию или по смыслу, или входит в общее семантическое поле? 3. Наличие контрольных повторов уже воспроизведенных слов без воспоминания новых свидетельствует о трудностях извлечения следа, инертности 4. При анализе графика «зависимости объема воспроизведения от количества предъявлений» следует обратить внимание на следующие его показатели: 5. Вторым компонентом обработки материала является построение гистограммы «уровня воспроизведения каждого слона ряда». Для этого необходимо 6. В выводах по проведению работы необходимо отметить конкретные характеристики памяти конкретного испытуемого, а именно - первичный объем памяти, необходимое количество предъявлений для запоминания десяти слов, оценить особенности кривой запоминания, вид торможения, стратегию, наличие лишних слов и их возможное происхождение. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. В чем суть метода заучивания слов в плане оценки мнестических процессов? 2. В чем суть конкретной методики заучивания десяти слов, какие возможны ее модификации? 3. Для оценки каких параметров мнестического процесса можно использовать методику заучивания десяти слов? 4. Какова принципиальная логика построения эксперимента с использованием обозначенной методики? 5. Можно ли данную методику использовать в комбинации с другими, например методиками на оценку процесса внимания, с какими целями? 6. Что такое «интерференция»? Какого типа «паузы» можно использовать и 7. Какого типа торможения могут возникать при запоминании материала, в ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|