Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Требования к стимульному материалу





1. Слова могут быть односложными или двусложными.

2. Слова должны быть одного или близкого уровня частоты встречаемости в
речи. Проверить этот уровень можно в частотном словаре.

3. Слова должны иметь конкретное значение.

4. Слова не должны образовывать рифмованные пары (например: стол - пол,
звон – сон - стон). При этом такие пары не могут стоять рядом и вообще присутствовать в ряду.

5. Слова не должны образовывать частотные ассоциированные пары (на­-пример: кот - мышь, хлеб - вода, ночь - день). 'Гак же, как и в предыдущем
случае, таких слов вообще не должно быть и ряду.

6. Слова, рядом стоящие, не должны склеиваться друг с другом при произ­-несении и образовывать как осмысленные, так и просто слитно щучащие соче­-тания.

7. Рядом стоящие слова, равно и отдаленные по ряду слова, не должны вы­
страиваться в наглядную картинку (например: дом - лес - река - конь, такую
последовательность слов даже неискушенный в мнемотехнике испытуемый
легко представляет как - дом в лесу на берегу реки, а рядом конь пасется).

Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем запоминать десять слов. Слова простые, вы их все знаете. Порядок слов запоминать не надо. Порядок работы будет следующий: сначала я называю десять слов, вы слушаете молча и стараетесь запомнить слова; после того как я назвала все слова, вы называете те слова, которые запомнили, в любом порядке. Я буду называть слова до тех пор, пока вы не запомните все десять слов. Всякий раз, когда вы называете слова, нужно называть все слова, которые вы помните, и те, которые раньше уже на­зывали, также надо называть, так чтобы в конце вы назвали все десять слов вместе».

Требования к процедуре проведения методики

1. Темп, в котором произносятся слова, не должен быть быстрым или слиш­-
ком медленным, он должен примерно соответствовать темпу «andante», т.е. в
темпе среднего шага.

2. Нельзя акцентировать голосом те или иные слова ряда, делать перед ними
паузы.

Требования к ведению протокола исследования

1. Слова, называемые испытуемым, должны записываться на бумагу в том же порядке, как их воспроизводит испытуемый.


 

2. Мы не рекомендуем ставить крестики в заранее заготовленный прото­-
кольный лист, так как при этом утрачивается важная информация, указываю-­
щая на особенности порядка воспроизведения ассоциирования слов ряда, а
также на характер действия торможений в ряду слов.

3. При записи важно фиксировать все ответы испытуемого - лишние слова,
повторы, контрольные реплики.

4. В протоколе должно быть зафиксировано время проведения исследова-­
ния, данные испытуемого - фамилия (или зашифрованные данные), возраст. В
зависимости от целей эксперимента время проведения исследования может
варьироваться, но следует отметить, что оптимальным временем исследования
для получения достаточно чистого материала является такой период дня, когда
испытуемый еще не слишком утомлен, то есть утренние (до 12 - 13) часы дня, и
период от 15 до 17 часов, после обеденного отдыха. Позднее проводить работу
крайне нежелательно, так как результаты будут искажены утомлением и впе­-
чатлениями дня.

5. Как правило, даже для больного человека требуется не более 8 -
10 предъявлений ряда для полного и точного воспроизведения. Здоровые испы­-
туемые обычно запоминают десять слов уже со второго-третьего предъявления.

6. Предъявлять ряд необходимо до тех пор, пока испытуемый определенно
не назовет все десять слов, после чего требуется провести пробу еще раз для
контроля, убедиться, что испытуемый действительно помнит эти слова и не на­-
звал при контрольном воспроизведении девять или менее слов. Эта проверка
нужна, так как в ряде соматических состояний имеет место проявление исто-
щаемости мнестических процессом, если же мс провести такого контроля, то
можно ее не заметить.

Часто бывает необходимо проверить отсроченное воспроизведение десяти слов с целью изучения особенностей сохранения материала, прочности процес­са следообразования, реминисценции и др. Для этого можно воспользоваться некоторыми стандартными приемами: а) выдержать паузу в 10 минут (мини­мальное значение времени реверберации следа) или более. При этом пауза мо­жет быть как заполнена какой-либо деятельностью, так и «пустой». В зависи­мости от вида промежуточной деятельности торможение, создаваемое материалом паузы, может быть гомогенным, если материал речевой, словес­ный; или гетерогенным, если экспериментатор использовал, например, счет или рисование, или заполнил паузу слушанием музыки или рассматриванием жур­нала. Для «пустой» паузы испытуемого просят закрыть глаза и расслабиться, отдохнуть от работы; б) можно воспользоваться приемом, обычно применяе­мым в клинике, когда проба с десятью словами дается в начале работы, после нее проводится необходимая по исследованию методика, идентичная или про­тивоположная по материалу задания, после чего проверяется отсроченное вос­произведение десяти слов. Следующие проверки прочности запоминания ряда можно провести через час или на следующий день.


Обработка и анализ данных

1. Подсчитывается число неповторяющихся слов при каждом воспроизведе-нии ряда испытуемым, лишние слова; контрольные повторы слов ряда учиты­-вать не надо.

По этим данным строится график «зависимости объема воспроизведения от количества предъявлений». Для этого на оси абсцисс откладываются номера предъявления ряда от 1 до п, а на оси ординат откладывается соответствующее номеру предъявления количество воспроизведенных слов. Таким образом, гра­фик будет иметь вид кривой, стремящейся к плато на значении «10 слов».

2. Наличие лишних слов свидетельствует о нарушении процесса избирательности следа при воспроизведении. Появление каждого лишнего слова не­обходимо объяснить. Дня этого необходимо сопоставить следующие моменты организации воспроизводимого материала: а) рядом с какими словами воспро­изводится лишнее слово - не является ли оно ассоциативной парой к одному из рядом стоящих слов; б) не может ли оно быть созвучным им или рифмующимся с ними словом; в) не может ли оно быть связанным с ними по смыслу или входить в общее семантическое поле с ними. Следующим уровнем анализа должно быть аналогичное сопоставление лишнего слова со словами исходного экспериментального ряда. Для этого необходимо ответить на вопрос: вместо какого слова исходного ряда могло появиться лишнее слово? связано ли оно с исходным словом по ассоциации, по созвучию или по смыслу, или входит в общее семантическое поле?

3. Наличие контрольных повторов уже воспроизведенных слов без воспо­минания новых свидетельствует о трудностях извлечения следа, инертности
мнестических процессов, нестойкости и аморфности следа.

4. При анализе графика «зависимости объема воспроизведения от количест­ва предъявлений» следует обратить внимание на следующие его показатели:
а) объем первого воспроизведения исходного ряда; б) количество необходимых
предъявлений для запоминания всех десяти слов; в) особенности конфигурации
самого графика, свидетельствующие о протекании процесса фиксации следа.

5. Вторым компонентом обработки материала является построение гисто­граммы «уровня воспроизведения каждого слона ряда». Для этого необходимо
на горизонтальной оси отметить десять делений, каждое из которых соответст­вует слову ряда, стоящему при назывании его экспериментатором на этом мес­те. После чего отложить вверх от деления на горизонтальной оси такое количе­ство единичных отрезков, сколько раз слово было воспроизведено. При этом
лишние слова и повторы слов не учитываются (даже если испытуемый при воспроизведении вместо различных слов исходного ряда называл одно и то же слово, оно в гистограмме учитывается одним делением). На основании вида данной гистограммы, а также стратегии воспроизведения ряда слов испытуе­мым оценивается вид торможения и особенности взаимодействия слов при вос­произведении.

6. В выводах по проведению работы необходимо отметить конкретные характеристики памяти конкретного испытуемого, а именно - первичный объем


памяти, необходимое количество предъявлений для запоминания десяти слов, оценить особенности кривой запоминания, вид торможения, стратегию, нали­чие лишних слов и их возможное происхождение.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем суть метода заучивания слов в плане оценки мнестических про­цессов?

2. В чем суть конкретной методики заучивания десяти слов, какие воз­можны ее модификации?

3. Для оценки каких параметров мнестического процесса можно использо­вать методику заучивания десяти слов?

4. Какова принципиальная логика построения эксперимента с использова­нием обозначенной методики?

5. Можно ли данную методику использовать в комбинации с другими, на­пример методиками на оценку процесса внимания, с какими целями?

6. Что такое «интерференция»? Какого типа «паузы» можно использовать и
зачем?

7. Какого типа торможения могут возникать при запоминании материала, в
чем оно проявляется?







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.