|
I .Дооперационный подготовительный этапОсновная цель дооперационных занятий с детьми — не допустить закрепления компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи. На этом этапе необходимо: 1. Подготовить нёбную занавеску к смыканию после операции и предупредит дистрофию мышц глотки. 2. Выработать направленную воздушную струю и затормозить ключичный тип дыхания. 3. Укрепить мускулатуру гортани. 4. Создать предпосылки для правильного звукопроизношении, развивая оральный праксис и перемещая язык в полости рта вперед. 5. Дифференцировать слуховое восприятие фонем. Если продолжительность дооперационного этапа позволяет, то необходимо приступить к постановке правильных артикуляционных укладов согласных звуков. Особенности артикуляции гласных а и э позволяют примерять их для развития подвижности сегментов нёба. Звук а — единственный в русском языке гласный нижнего подъема. При его произнесении корень языка опускается наиболее низко. Звук э среднего подъема, но переднего ряда, поэтому для него характерно наибольшее перемещение спинки языка вперед при умеренном его подъеме. При произнесении этих фонем по сравнению с другими гласными наблюдаются меньшие плотность смыкания, объем глотки, напряжение нёбной занавески и число контактов языка с глоткой, которые бывают при ринолалии. Все это объясняет наименьшую выраженность носового оттенка а и э при слуховом восприятии. Кроме того, оба звука нелабиализованные. Их произнесение с широко открытым ртом обеспечивает визуальный контроль. Упражнения с гласными а, э вводят на первом же занятии. Широко открыв рот, ребенок повторяет их за логопедом, Необходимо только привлечь внимание к мягкому голосоначалу и положению языка при фонации. Язык следует придвинуть к зубам. При оттягивании его к глотке начинают упражняться, выкладывая язык на нижнюю губу. В дальнейшем дотрагиваются кончиком до нижних резцов. Постепенно дети приучаются удерживать язык в нужном положении. Начинают с поочередного 2—3-кратного повторения ааа, эээ, но через 4—5 занятий переходят к слитному и несколько растянутому произнесению сочетаний ааээ — ээаа также по 2—3 раза подряд 6—8 раз в день. Упражнения для развития подвижности сегментов нёба и стенок глотки делают регулярно вплоть до хирургического вмешательства. Начинаются упражнения с обучения направленному дутью, поскольку дети с расщелинами не владеют направленной воздушной струей и воздух при выдохе у них утекает в нос. Направленный воздушный поток обеспечит в дальнейшем достаточное внутриротовое давление воздуха для образования согласных звуков. В ходе занятий дети запоминают ощущение направленного воздушного потока и могут затем его воспроизвести при выполнении дыхательной гимнастики. Голосовые упражнения до операции сводятся к обучению ребенка удлиненному произнесению звука м на основном тоне голоса. Ребенок выполняет упражнение, не напрягая гортани и контролируя резонанс. Постановка гласных начинается с а и э, которые к этому времени достаточно отработаны артикуляционными упражнениями. Далее переходят к гласным о, и, у, ы. Этот порядок прохождения звуков основан на изменении силы, необходимой для удерживания сегментов нёба в горизонтальном положении, и на возрастании объема глоточной полости при артикуляции гласных, из которых у, и обладают наиболее выраженным носовым резонансом как при изолированном произнесении, так и в потоке речи. Еще до операции необходимо готовить артикуляционный аппарат к правильному звукообразованию. Это позволит затратить минимальное количество времени на коррекцию звуков после уранопластики и предотвратить приспособление дефектных навыков к новым условиям. Следующим шагом в подготовке к исправлению звукопроизношения является воспитаниефонематического слуха. До операции ребенок должен овладеть дифференциацией звуков речи. Даже при таком грубом расстройстве произносительной стороны речи, как ринолалия, можно научить не только узнавать фонему, но и различать на слух правильность ее звучания. На I этапе дети учатся: 1) выделять звуки из ряда изолированных; 2) определять наличие изучаемого звука в слове; 3) определять место звука в слове; 4) отличать правильный звук от искаженного ( вчастности, ротовой от носового); 5) определять правильность произношения изучаемого звука в словах. Если дооперационный этап занятий длится полгода и более, целесообразно приступить к исправлению звукопроизношения еще до пластического закрытия дефекта нёба. Если коррекция звукопроизношения проводилась до операции, то, несмотря на временное ухудшение после снятия повязки, в течение двух-трех недель восстанавливаются правильные артикуляции. II. Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса Послеоперационный этап длится очень недолго, всего две-три недели, но важность его велика. Именно на II этапе, после пластической операции, обеспечивается анатомо-физиологическая база нормальной речи. Главной целью логопедических занятий становится развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания. Только в первые недели после пластической операции может быть растянута нёбная занавеска и развита максимальная ее подвижность. Включение же только что сформированного нёба в фонацию значительно облегчает и убыстряет введение навыка ротового резонанса гласных в спонтанную речь. Происходит как бы «опознание» ребенком функции нёбной занавески, и новый орган обретает свое целевое предназначение. К коррекционно-педагогической работе на этом этапе приступают после наложения функционального глоточного обтуратора или на 15—20-е сутки после операции. В этот период из-за длительного режима молчания речь больных ухудшается. Мягкое нёбо бывает отечным, практически неподвижным, чувствительность его отсутствует, а некоторые движения причиняют боль. Дети избегают артикуляции. Носовой оттенок речи усиливается, поэтому основной задачей становится растормаживание сформированной нёбной занавески и развитие ее подвижности. Занятия снова начинаются с проговаривания гласных а и э. Если нёбная занавеска при этом остается неподвижной, одновременно с фонацией гласного вызывают глоточный рефлекс. Гласные произносят спокойно, чуть протяжно, голосом средней громкости. При произнесении на твердой атаке можно наблюдать резкий подъем нёбной занавески. Произнесение на твердой атаке показывает потенциальную возможность подъема, но растягивание рубцов и мышц достигается только медленными и плавными движениями. С третьего-четвертого занятия гласные звуки произносят попарно, слитно аэ-эа. Здесь нужно определить, от какого из них нёбо поднимается выше, с него-то и начинать упражняться. Этот гласный звук следует в начале тянуть подольше: аааэ, эээа. Но со временем продолжительность звучания фонем сравняется. Бывает, что нёбо лучше и выше поднимается на о, чем на а или э. Эту вероятность всегда надо проверить и тогда обязательно включить звук в начальные послеоперационные упражнения. Гораздо активнее и выше, чем при обычной фонации, поднимается нёбная занавеска при пении, что легко наблюдать визуально. Гласные а, э могут звучать совсем чисто. Непроизвольный подъем нёбной занавески при пении с успехом можно использовать для растормаживания нёба и растягивания рубцов. Для растяжения свежих рубцов, кроме пения, можно применять сухое проглатывание. Рекомендуется после операции возобновить имитацию глоточного рефлекса, позевывание и полоскание горла. Эти упражнения приходится повторять 5—6 раз в день в течение нескольких месяцев. Упражнения подобного рода наиболее эффективны для детей младше 8—9 лет. Подросткам, у которых дистрофический процесс в мышцах глотки уже развился, приходится задерживаться на них дольше, хотя результаты могут быть незначительными. Полоскание горла, кроме того, является и своего рода массажем, разглаживающим рубцы на нёбе. Для усиления его действия полощут горло «густыми» жидкостями (например, заваренным до консистенции киселя крахмалом), поскольку с увеличением веса жидкости увеличивается и сила ее давления на нёбную занавеску. Чувствительность нёба после операции помогает восстановить массаж. Рубцы становятся мягче, нёбная занавеска пластичной и обретает чувствительность. Массаж делает сам ребенок, поглаживая нёбо по всей поверхности влажной подушечкой большого пальца в направлении от альвеол к краю мягкого нёба по средней линии, а потом правее и левее от нее. Затем делает надавливающие движения в области рубцов. Начинают массаж с 1—5 минут один раз в день (один раз проглаживают и разминают нёбо) и доводят до 10 раз в день по 3 минуты (10 раз в день с интервалом в один час проглаживают и разминают нёбо по 3 раза подряд). Иногда после уранопластики развивается нежелательное осложнение — массивное рубцевание в области нёбных дужек. Эти рубцы ограничивают открывание рта, что затрудняет артикуляции и усиливает носовой резонанс голоса. В этом случае ротовая полость, вместо того чтобы излучать звук, поглощает его, становится парным с носовой полостью резонатором. Растягивает рубцы и позволяет добиться значительного увеличения раскрытия рта активная жевательная гимнастика. Величину раскрытия измеряют между краями центральных резцов верхней и нижней челюстей до и после каждого занятия гимнастикой. Разница между измерениями может достигать 3—4 мм. Если нет возможности точно определить величину раскрытия в миллиметрах, то тренироваться надо до тех пор, пока рот не раскроется на три пальца ребенка. Первые несколько дней упражнения составляются только из а, э, о. Все звуки ребенок произносит растянуто, слитно, с утрированно открытыми артикуляциями. Язык продвинут к нижним зубам. Рот широко открыт. Внимание ребенка привлекаем к кинестезиям широкого раскрывания глотки и открытого звучания гласных III. Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции. Цель – коррекция согласных звуков, которые вводятся в речевой материал скоординированно с дыхательной опорой и ротовым резонансом гласных. Возникающие при этом кинестезии обеспечивают воспроизведение фонетически правильной речи. На III этапе происходит выработка и закрепление новых речедвигательных и речеслуховых связей, которые должны привести к созданию нового речевого стереотипа. Артикуляционные упражнения для усиления нёбно-глоточного смыкания теряют на III этапе свое первостепенное значение. При подвижной нёбной занавеске от них вообще можно отказаться. Введение новых навыков в устную речь начинается с проговаривания слоговых упражнений, где согласный звук стоит в интервокальной позиции — между двумя гласными. В процессе работы над согласными фонемами от подготовки их до автоматизации наиболее трудным представляется введение звука в прямой открытый слог, т. е. соединение его с последующим гласным. Это объясняется необходимостью более высокого поднятия нёбной занавески по сравнению с обратным слогом, большей слитностью фонем в прямом слоге и попыткой обучающегося компенсировать приглушенное звучание усиленным выдохом и утрированной артикуляцией. При проговаривании сочетания «согласный — гласный» дети с ринолалией обнаруживают также попытку дополнительно воспроизвести старую патологическую артикуляцию в момент переключения от согласного звука к гласному, т. е. они опираются на старые связи. Преодолеть эту трудность помогают повторения звукосочетаний при фонации в грудном регистре с согласной фонемой интервокальной позиции. В таких условиях легче удерживать подъем нёба благодаря уже поставленным гласным звукам. Наиболее легко удается повторение упражнений с сонорами л, л' и фрикативными в, в', ф, ф', поставить которые после операции удается легче и проще других звуков. Ребенок имеет возможность произносить эти фонемы длительнее, чем обычно, плавно переходя к артикуляции гласного: авв авя ала аля афа афя авэ аве алэ але афэ афе аво авё ало алё афо афё Взрывные согласные фонемы вводятся в упражнения после фрикативных. Ребенок, проговаривая звукосочетания, глубоко сидит на стуле, положив руку на грудь. Звукосочетания повторяет на мягком выдохе, отраженно за логопедом, а затем самостоятельно. При правильном выполнении упражнения ладонь ощущает мелкую вибрацию. Затем отрабатывают произнесение с уменьшением силы голоса на первом гласном звуке и увеличением на втором. Чтобы облегчить произнесение открытых слогов, надо стремиться вызывать звук по возможности не изолированным, а в сочетании с гласным. Тогда согласные гораздо легче вводятся в спонтанную речь, поскольку именно слог является единицей артикуляционной программы. Стремясь как можно быстрее ввести вызванные фонемы в слова и предложения, с детьми проговаривают короткие фразы. Располагая в начале III этапа еще ограниченным числом фонем, нужно проговаривать как можно больше словосочетаний и фраз из них, чтобы не фиксировать выработку нового навыка на произнесении стабильного дидактического материала, а максимально приблизиться к условиям разговорной речи. Развитие фонематического слуха на III этапе направлено на сопоставление звукопроизношения ребенка и нормального. Дети с ринолалией могут свободно различать фонемы и их особенности в чужой речи, а себя считать нормально говорящими. Параллельно с коррекцией звукопроизношения на III этапе подростков и взрослых обучают навыкам правильного голосоведения или проводят фонематические упражнения для исправления недостатков голоса. IV. Этап полной автоматизации новых навыков. Для достижения главной цели этого этапа — полной автоматизации новых навыков — необходимо ввести в спонтанную речь звуки, поставленные на III этапе, и снять остаточную ринофонию вокальными упражнениями. Введение поставленных звуков в спонтанную речь проходит неодинаково у детей разного возраста. Для младших дошкольников появление новых фонем — процесс, тесно связанный с развитием речи. Если фонема четко дифференцируется на слух, тогда дети от 3 до 5 лет легко, часто спонтанно начиняют переключаться на новый звук и нуждаются только в поддерживающих упражнениях дли подкрепления нового умения и стимуляции к произнесению поставленного звука в спонтанной речи. Поэтому целесообразно на занятиях с малышами приближать их к живой ситуативной обстановке — это игры типа лото, отгадывание загадок, добавление слов в предложения, сюжетные игры с называнием большого количества однородных предметов. По ходу занятий игры и беседы усложняются и становятся более продолжительными. Раннее введение фразы в упражнения помогает закрепить координацию выдоха с синтагмой. Фразы произносятся нараспев. Протяжные гласные звуки помогают удерживать ротовой резонанс. Скороговорки, пословицы, стихи и другой подобный материал нужен только для закрепления артикуляций. Они не помогают улучшить живую непринужденную речь, и нет необходимости учить наизусть много стихов, считалок, пословиц. Ихрекомендуют только для тренировок дома. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста уже критически относятся к своему недостатку. Они стесняются не только дефектного, но и нового правильного произношения. Они боятся каждого случая привлечения внимания к себе (но иногда могут и совершенно равнодушно относиться к своему недостатку). После того как ребенок научится правильно произносить новые звуки в словах и коротких предложениях, их включают в спонтанную речь, применяя игры в вопросно-ответной форме и короткие беседы по заданной теме. Необходимо как можно раньше вводить изучаемый звук в разговорную речь, поскольку, набрав большое количество идеально произносимых на занятии фраз, дети часто остаются совершенно беспомощными в спонтанной речи. Школьникам включают в занятия материалы школьной программы. Это означает предварительную проработку лексики ближайших уроков и убеждение в необходимости чтения вслух и проговаривания всего заданного учебного материала при выполнении домашних заданий. Такая подготовка гарантирует лучшее фонетическое качество ответов в классе. Кроме того, охватывая большое количество лексического материала из разных учебных дисциплин, автоматизация и введение в спонтанную речь звуков проходят быстрее. Для подростков автоматизация является самым сложным этапом работы над звуком. Помимо необходимости преодоления психологического барьера, сказываются длительный опыт патологического звукообразования, увлеченность смысловой и эмоциональной сторонами речи. Особое значение приобретают непринужденность занятий и естественность речевого материала. Работа над ним сводится к многократному проговариванию заданных слов в различных ситуациях. Для этого в занятия вводят как можно больше элементов творчества: широко употребляют наращивание и распространение предложений, беседы на заданные и отвлеченные темы, обсуждение произведений литературы и искусства.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|