Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I .Дооперационный подготовительный этап





Основная цель дооперационных занятий с детьми — не допу­стить закрепления компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи. На этом этапе не­обходимо:

1. Подготовить нёбную занавеску к смыканию после опера­ции и предупредит дистрофию мышц глотки.

2. Выработать направленную воздушную струю и затормо­зить ключичный тип дыхания.

3. Укрепить мускулатуру гортани.

4. Создать предпосылки для правильного звукопроизношении, развивая оральный праксис и перемещая язык в полости рта вперед.

5. Дифференцировать слуховое восприятие фонем.

Если продолжительность дооперационного этапа позволяет, то необходимо приступить к постановке правильных артикуляци­онных укладов согласных звуков.

Особенности артикуляции гласных а и э позволяют приме­рять их для развития подвижности сегментов нёба.

Звук а — единственный в русском языке гласный нижнего подъема. При его произнесении корень языка опускается наибо­лее низко.

Звук э среднего подъема, но переднего ряда, поэтому для не­го характерно наибольшее перемещение спинки языка вперед при умеренном его подъеме. При произнесении этих фонем по сравнению с другими гласными наблюдаются меньшие плот­ность смыкания, объем глотки, напряжение нёбной занавески и число контактов языка с глоткой, которые бывают при ринолалии. Все это объясняет наименьшую выраженность носового от­тенка а и э при слуховом восприятии. Кроме того, оба звука не­лабиализованные. Их произнесение с широко открытым ртом обеспечивает визуальный контроль.

Упражнения с гласными а, э вводят на первом же занятии. Широко открыв рот, ребенок повторяет их за логопедом, Необхо­димо только привлечь внимание к мягкому голосоначалу и поло­жению языка при фонации. Язык следует придвинуть к зубам. При оттягивании его к глотке начинают упражняться, выклады­вая язык на нижнюю губу. В дальнейшем дотрагиваются кончи­ком до нижних резцов. Постепенно дети приучаются удерживать язык в нужном положении. Начинают с поочередного 2—3-крат­ного повторения ааа, эээ, но через 4—5 занятий переходят к слитному и несколько растянутому произнесению сочетаний ааээээаа также по 2—3 раза подряд 6—8 раз в день.

Упражнения для развития подвижности сегментов нёба и сте­нок глотки делают регулярно вплоть до хирургического вмеша­тельства. Начинаются упражнения с обучения направленному дутью, поскольку дети с расщелинами не владеют направленной воз­душной струей и воздух при выдохе у них утекает в нос. Направ­ленный воздушный поток обеспечит в дальнейшем достаточное внутриротовое давление воздуха для образования согласных звуков. В ходе занятий дети запоминают ощущение направленного воздушного потока и могут затем его воспроизвести при вы­полнении дыхательной гимнастики.

Голосовые упражнения до операции сводятся к обучению ре­бенка удлиненному произнесению звука м на основном тоне го­лоса. Ребенок выполняет упражнение, не напрягая гортани и контролируя резонанс.

Постановка гласных начинается с а и э, которые к этому времени достаточно отработаны артикуляционными упражнени­ями. Далее переходят к гласным о, и, у, ы. Этот порядок прохож­дения звуков основан на изменении силы, необходимой для удер­живания сегментов нёба в горизонтальном положении, и на воз­растании объема глоточной полости при артикуляции гласных, из которых у, и обладают наиболее выраженным носовым резонансом как при изолированном произнесении, так и в потоке речи.

Еще до операции необходимо готовить артикуляционный ап­парат к правильному звукообразованию. Это позволит затратить минимальное количество времени на коррекцию звуков после уранопластики и предотвратить приспособление дефектных на­выков к новым условиям.

Следующим шагом в подготовке к исправлению звукопроизношения является воспитаниефонематического слуха. До операции ребенок должен овладеть дифференциацией звуков речи. Даже при та­ком грубом расстройстве произносительной стороны речи, как ринолалия, можно научить не только узнавать фонему, но и раз­личать на слух правильность ее звучания.

На I этапе дети учатся: 1) выделять звуки из ряда изолиро­ванных; 2) определять наличие изучаемого звука в слове; 3) определять место звука в слове; 4) отличать правильный звук от искаженного ( вчастности, ротовой от носового); 5) определять правильность произношения изучаемого звука в словах.

Если дооперационный этап занятий длится полгода и более, целесообразно приступить к исправлению звукопроизношения еще до пластического закрытия дефекта нёба.

Если коррекция звукопроизношения проводилась до опера­ции, то, несмотря на временное ухудшение после снятия повязки, в течение двух-трех недель восстанавливаются правильные арти­куляции.

II. Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса

Послеоперационный этап длится очень недолго, всего две-три недели, но важность его велика. Именно на II этапе, после пла­стической операции, обеспечивается анатомо-физиологическая база нормальной речи. Главной целью логопедических занятий становится развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания. Только в первые недели после пластической операции может быть растянута нёбная занавеска и развита максимальная ее подвижность. Включение же только что сформированного нёба в фонацию значительно облегчает и убыстряет введение навыка ротового резонанса гласных в спонтанную речь. Происходит как бы «опознание» ребенком функции нёбной занавески, и новый орган обретает свое целевое предназначение. К коррекционно-педагогической работе на этом этапе приступают после наложения функционального глоточного обтура­тора или на 15—20-е сутки после операции. В этот период из-за длительного режима молчания речь больных ухудшается. Мягкое нёбо бывает отечным, практи­чески неподвижным, чувствительность его отсутствует, а некото­рые движения причиняют боль. Дети избегают артикуляции. Но­совой оттенок речи усиливается, поэтому основной задачей ста­новится растормаживание сформированной нёбной занавески и развитие ее подвижности.

Занятия снова начинаются с проговаривания гласных а и э. Если нёбная занавеска при этом остается неподвижной, одновременно с фонацией гласного вызывают глоточный реф­лекс. Гласные произносят спокойно, чуть протяжно, голосом средней громкости. При произнесении на твердой атаке можно на­блюдать резкий подъем нёбной занавески. Произнесение на твердой атаке показывает потенциальную возможность подъема, но растягивание рубцов и мышц достигается только медленными и плавными движениями.

С третьего-четвертого занятия гласные звуки произносят по­парно, слитно аэ-эа. Здесь нужно определить, от какого из них нёбо поднимается выше, с него-то и начинать упражняться. Этот гласный звук следует в начале тянуть подольше: аааэ, эээа. Но со временем продолжительность звучания фонем сравняется. Бывает, что нёбо лучше и выше поднимается на о, чем на а или э. Эту вероятность всегда надо проверить и тогда обязательно включить звук в начальные послеоперационные упражнения.

Гораздо активнее и выше, чем при обычной фонации, подни­мается нёбная занавеска при пении, что легко наблюдать визу­ально. Гласные а, э могут звучать совсем чисто. Непроизвольный подъем нёбной занавески при пении с успехом можно использовать для растормаживания нёба и растягивания рубцов. Для растяжения свежих рубцов, кроме пения, можно приме­нять сухое проглатывание. Рекомендуется после операции возобновить имита­цию глоточного рефлекса, позевывание и полоскание горла. Эти упражнения приходится повторять 5—6 раз в день в течение не­скольких месяцев. Упражнения подобного рода наиболее эффективны для детей младше 8—9 лет. Подросткам, у которых дистрофический про­цесс в мышцах глотки уже развился, приходится задерживаться на них дольше, хотя результаты могут быть незначительными. Полоскание горла, кроме того, является и своего рода масса­жем, разглаживающим рубцы на нёбе. Для усиления его дейст­вия полощут горло «густыми» жидкостями (например, заварен­ным до консистенции киселя крахмалом), поскольку с увеличе­нием веса жидкости увеличивается и сила ее давления на нёб­ную занавеску.

Чувствительность нёба после операции помогает восстано­вить массаж. Рубцы становятся мягче, нёбная занавеска пластичной и обретает чув­ствительность. Массаж делает сам ребенок, поглаживая нёбо по всей поверхности влажной подушечкой большого пальца в на­правлении от альвеол к краю мягкого нёба по средней линии, а потом правее и левее от нее. Затем делает надавливающие движения в области рубцов. Начинают массаж с 1—5 минут один раз в день (один раз проглаживают и разминают нёбо) и до­водят до 10 раз в день по 3 минуты (10 раз в день с интервалом в один час проглаживают и разминают нёбо по 3 раза подряд).

Иногда после уранопластики развивается нежелательное осложнение — массивное рубцевание в области нёбных дужек. Эти рубцы ограничивают открывание рта, что затрудняет артикуляции и усиливает носовой резонанс голоса. В этом случае ро­товая полость, вместо того чтобы излучать звук, поглощает его, становится парным с носовой полостью резонатором. Растягива­ет рубцы и позволяет добиться значительного увеличения рас­крытия рта активная жевательная гимнастика. Величину раскрытия измеряют между краями центральных резцов верхней и нижней челюстей до и после каждого занятия гимнастикой. Разница между измерениями может достигать 3—4 мм.

Если нет возможности точно определить величину раскрытия в миллиметрах, то тренироваться надо до тех пор, пока рот не раскроется на три пальца ребенка.

Первые несколько дней упражнения составляются только из а, э, о.

Все звуки ребенок произносит растянуто, слитно, с ут­рированно открытыми артикуляциями. Язык продвинут к нижним зубам. Рот широко открыт. Внимание ребенка привле­каем к кинестезиям широкого раскрывания глотки и открытого звучания гласных

III. Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции. Цель – кор­рекция согласных звуков, которые вводятся в речевой материал скоординированно с дыхательной опорой и ротовым резонансом гласных. Возникающие при этом кинестезии обеспечивают вос­произведение фонетически правильной речи. На III этапе происходит выработ­ка и закрепление новых речедвигательных и речеслуховых свя­зей, которые должны привести к созданию нового речевого сте­реотипа.

Артикуляционные упражнения для усиления нёбно-глоточного смыкания теряют на III этапе свое первостепенное значение. При подвижной нёбной занавеске от них вообще можно от­казаться. Введение новых навыков в устную речь начинается с проговаривания слоговых упражнений, где согласный звук стоит в ин­тервокальной позиции — между двумя гласными.

В процессе работы над согласными фонемами от подготовки их до автоматизации наиболее трудным представляется введе­ние звука в прямой открытый слог, т. е. соединение его с после­дующим гласным. Это объясняется необходимостью более высо­кого поднятия нёбной занавески по сравнению с обратным сло­гом, большей слитностью фонем в прямом слоге и попыткой обучающегося компенсировать приглушенное звучание усилен­ным выдохом и утрированной артикуляцией.

При проговаривании сочетания «согласный — гласный» дети с ринолалией обнаруживают также попытку дополнительно вос­произвести старую патологическую артикуляцию в момент пере­ключения от согласного звука к гласному, т. е. они опираются на старые связи. Преодолеть эту трудность помогают повторения звукосочетаний при фонации в грудном регистре с согласной фо­немой интервокальной позиции. В таких условиях легче удержи­вать подъем нёба благодаря уже поставленным гласным звукам.

Наиболее легко удается повторение упражнений с сонорами л, л' и фрикативными в, в', ф, ф', поставить которые после опе­рации удается легче и проще других звуков. Ребенок имеет воз­можность произносить эти фонемы длительнее, чем обычно, плавно переходя к артикуляции гласного:

авв авя ала аля афа афя

авэ аве алэ але афэ афе

аво авё ало алё афо афё

Взрывные согласные фонемы вводятся в упражнения после фрикативных.

Ребенок, проговаривая звукосочетания, глубоко сидит на сту­ле, положив руку на грудь. Звукосочетания повторяет на мягком выдохе, отраженно за логопедом, а затем самостоятельно. При правильном выполнении упражнения ладонь ощущает мел­кую вибрацию.

Затем отрабатывают произнесение с уменьшением силы голо­са на первом гласном звуке и увеличением на втором.

Чтобы облегчить произнесение открытых слогов, надо стре­миться вызывать звук по возможности не изолированным, а в со­четании с гласным. Тогда согласные гораздо легче вводятся в спонтанную речь, поскольку именно слог является единицей артикуляционной программы.

Стремясь как можно быстрее ввести вызванные фонемы в слова и предложения, с детьми проговаривают короткие фра­зы.

Располагая в начале III этапа еще ограниченным числом фо­нем, нужно проговаривать как можно больше словосочетаний и фраз из них, чтобы не фиксировать выработку нового навыка на произнесении стабильного дидактического материала, а мак­симально приблизиться к условиям разговорной речи.

Развитие фонематического слуха на III этапе направлено на сопоставление звукопроизношения ребенка и нормального. Дети с ринолалией могут свободно различать фонемы и их особенно­сти в чужой речи, а себя считать нормально говорящими.

Параллельно с коррекцией звукопроизношения на III этапе подростков и взрослых обучают навыкам правильного голосове­дения или проводят фонематические упражнения для исправле­ния недостатков голоса.

IV. Этап полной автоматизации новых навыков. Для достижения главной цели этого этапа — полной автома­тизации новых навыков — необходимо ввести в спонтанную речь звуки, поставленные на III этапе, и снять остаточную ринофонию вокальными упражнениями.

Введение поставленных звуков в спонтанную речь проходит неодинаково у детей разного возраста.

Для младших дошкольников появление новых фонем — про­цесс, тесно связанный с развитием речи. Если фонема четко диф­ференцируется на слух, тогда дети от 3 до 5 лет легко, часто спонтанно начиняют переключаться на новый звук и нуждаются только в поддерживающих упражнениях дли подкрепления ново­го умения и стимуляции к произнесению поставленного звука в спонтанной речи.

Поэтому целесообразно на занятиях с малышами прибли­жать их к живой ситуативной обстановке — это игры типа лото, отгадывание загадок, добавление слов в предложения, сюжет­ные игры с называнием большого количества однородных пред­метов. По ходу занятий игры и беседы усложняются и становят­ся более продолжительными.

Раннее введение фра­зы в упражнения помогает закрепить координацию выдоха с синтагмой. Фразы произносятся нараспев. Протяжные гласные звуки помогают удерживать ротовой резонанс. Скороговорки, пословицы, стихи и другой подобный материал нужен только для закрепления артикуляций. Они не помогают улучшить живую непринужденную речь, и нет необходимости учить наизусть много стихов, считалок, пословиц. Ихрекоменду­ют только для тренировок дома.

Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста уже критически относятся к своему недостатку. Они стесняются не только дефектного, но и нового правильного произношения. Они боятся каждого случая привлечения внимания к себе (но иногда могут и совершенно равнодушно относиться к своему не­достатку). После того как ребенок научится правильно произносить но­вые звуки в словах и коротких предложениях, их включают в спонтанную речь, применяя игры в вопросно-ответной форме и короткие беседы по заданной теме. Необходимо как можно раньше вводить изучаемый звук в разговорную речь, поскольку, набрав большое количество идеально произносимых на занятии фраз, дети часто остаются совершенно беспомощны­ми в спонтанной речи.

Школьникам включают в занятия материалы школьной про­граммы. Это означает предварительную проработку лексики ближайших уроков и убеждение в необходимости чтения вслух и проговаривания всего заданного учебного материала при вы­полнении домашних заданий. Такая подготовка гарантирует лучшее фонетическое качество ответов в классе. Кроме того, охватывая большое количество лексического материала из разных учебных дисциплин, автоматизация и введение в спонтанную речь звуков проходят быстрее.

Для подростков автоматизация является самым сложным этапом работы над звуком. Помимо необходимости преодоления психологического барьера, сказываются длительный опыт пато­логического звукообразования, увлеченность смысловой и эмо­циональной сторонами речи.

Особое значение приобретают непринужденность занятий и естественность речевого материала. Работа над ним сводится к многократному проговариванию заданных слов в различных ситуациях. Для этого в занятия вводят как можно больше элементов творчества: широко употребляют наращива­ние и распространение предложений, беседы на заданные и от­влеченные темы, обсуждение произведений литературы и искус­ства.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.