|
Технологии оптимизации эмоциональной устойчивости. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Как показывает анализ научных данных и практики управленческой деятельности, со стрессом хорошо справляются руководители, обладающие достаточным уровнем профессиональной компетентности, высоким интеллектом, волей и эмоциональной стабильностью, владеющие эффективной технологией саморегуляции, позволяющей им существенно повышать свою способность к преодолению физических и психических нагрузок. Сущность психической устойчивости руководителя и представляется как интегративное психическое образование, включающее интеллектуальные, эмоционально – волевые, и личностно – профессиональные качества, уровень развития и гармоничность проявления которых определяет способность руководителя успешно выполнять функции профессиональной деятельности. На полученную визуально или по другим каналам информацию в первую очередь реагирует эмоциональная компонента. Человек под воздействием негативных эмоций может принять неверное решение или не принять его вообще. Но высокий интеллект руководителя, его профессиональная память и стиль поведения позволяют ему оценить ситуацию и представить ее не как катастрофу. Ему необходимо принять решение и воля, волевые качества этого профессионала, личности ставят последний штрих в принятии необходимого решения. Важнейшей предпосылкой для оптимизации психической устойчивости персонала, а, следовательно, и профессиональной деятельности, считается активное использование современных эффективных психотехнологий. Причем, психотехнологий не только саморегуляции, но и технологий психолого-акмеологического сопровождения всего уклада труда. На основе полученных данных представляетсяважным определение концептуальных и процедурных основ психоло-акмологического обеспечениятруда. Направление акмеологического сопровождения деятельности персонала. Прежде всего, требуется уточнение сущности, содержания иорганизации психолого-акмеологического сопровождения. Акмеологический характер модели психолого-акмеологического сопровождения заключается в обеспечении раскрытия творческогопотенциала руководителя в едином контексте труда, продуктивной саморегуляции психическойустойчивости и здорового образа жизни. Знание модели психолого-акмеологического сопровожденияявляется основой и ориентиром, вносящим определенность в оптимизацию психической устойчивостиперсонала. Акмеологическое сопровождение в сфере профессиональной деятельности персонала целесообразно вести по следующим направлениям: – акмеологическое моделирование профессиональной деятельности, приоритетное место в которой занимает управленческая деятельность; – экспертный мониторинг профессионализации персонала и развитие их творческого потенциала в процессе труда; – акмеологический сервис – социально-психологическое, психотехнологическое и педагогическое обеспечение эффективной профессиональной деятельности руководителя; – актуализация саморегуляции психической устойчивости в рамках психолого-акмеологического сопровождения; – организация системной деятельности акмеологической службы в конкретной структуре. Для человека важно видеть возможности психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности как для ее оптимизации, так и для обеспечения здорового образа жизни, эффективной саморегуляции психической устойчивости субъектов труда. Каждое выделенное направление психолого-акмеологического сопровождения целесообразно наполнить конкретным содержанием. Акмеологическое моделирование профессиональной деятельности руководителя государственных структур включает: – анализ целей, задач, объективно необходимых управленческих функций и предпосылок продуктивного выполнения всей деятельности руководителя в общем контексте труда и с учетом жизненных интересов конкретного управленца; – разработка и апробация прогностической и нормативной моделей управленческой деятельности руководителей, а также целостной концепции оптимизации реальных сторон их труда; – подготовка обоснованных предложений по использованию продуктивных алгоритма, технологии и процедуры осуществления труда во взаимосвязи всех его сторон, а также выработка критериев, показателей оценки уровней его эффективности; – осуществление системно-структурного анализа имиджа, менталитета и стиля управленческой деятельности руководителей, а также формулирование требований к ним в соответствии с интересами труда и утверждения здорового образа жизни. Экспертный мониторинг профессионализации руководителей и развитие их творческого потенциала предполагает решение таких вопросов, как: – разработка исследовательско-диагностических и экспертных процедур социально-психологического анализа и прогнозирования управленческой деятельности руководителей, оценка их профессиональной компетентности и содействие в выработке стратегии продуктивного развития собственного творческого потенциала; – создание и использование инструментария и методик развития творческого потенциала и качеств руководителей, необходимых им для эффективной управленческой деятельности; – разработка социально-психологических основ подбора, расстановки кадров, их профессионального становления и подготовки, а также методики оценки уровня профессиональной компетентности в соответствии с выработанными критериями и показателями; – выявление общих социально-психологических закономерностей развития профессиональной компетентности руководителей и учет конкретных результатов их профессионализации, а также разработка научно-практических рекомендаций по диагностике и экспертизе. Акмеологчиеский сервис, включающий социально-психологическое, психотехнологическое и педагогическое обеспечение жизнедеятельности руководителей осуществляется по следующим направлениям: – изучение условий и факторов, влияющих на результативность управленческой деятельности конкретного руководителя, которые существенно влияют на социально-психологическую обстановку в коллективе; – формирование и развитие акмеологической культуры у персонала, потребности у них к творческой самореализации и способности к осуществлению оптимальной управленческой деятельности, коммуникации, поведения; – подготовка руководителей к творческому использованию продуктивных технологий в повседневных и нестандартных условиях; – обеспечение комфортных условий деятельности, а также восстановление психологического ресурса руководителей; – психологическое содействие при решении проблем в психологически сложных ситуациях. Создание организационно-психологических предпосылок для активизации саморегуляционной деятельности персонала: – теоретическая и методическая подготовка по проведению саморегуляционной деятельности; – практическое развитие саморегуляционной культуры; – осуществление саморегуляционной деятельности в рамках целостной психолого-акмеологической модели; – мониторинговоая диагностика, оценка и коррекция саморегуляционной деятельности госслужащих в соответствии с критериями оптимальности; – совершенствование саморегуляционной деятельности психической устойчивости. Организация системной работы психолого-акмеологической службы в конкретной госструктуре предполагает системно-целостное решение задач профессиональной деятельности, оптимизации всего труда и жизни, которые ориентированы на конкретного служащего и весь персонал. При этом в круг основных вопросов включаются: – диагностика и анализ социальных, социально-психологических процессов, общего здоровья и психической устойчивости и прогнозирование их развития; – выработка оптимальной модели, алгоритма и технологии реализации персоналом управленческих функций и продуктивной коммуникации в процессе жизнедеятельности; – разработка механизма оптимизации и гармонизации целей и задач профессиональной деятельности с интересами и потребностями людей; – осуществление психодиагностики, психотерапии и коррекции психологических характеристик и поведения персонала для содействия им в овладении оптимальным стилем управления, высокой культурой общения и комфортного психического состояния; – участие в планировании и отработке программ профессионализации и содействие в практическом решении социально-психологических проблем; – оказание психологической помощи сотрудникам и подготовка их к самостоятельной саморегуляции с использованием продуктивных технологий оптимизации и эффективной практики. Развитие творческого потенциала руководителей, активация саморегуляционной деятельности, целевые программы оптимизации психической устойчивости. В целом современный опыт показывает, что осуществление психолого-акмеологическогосопровождения профессиональной деятельности позволяет более эффективно решать многоплановыепрактические задачи, отражающие интересы общества, коллектива и конкретного человека. Его реальносложившаяся основа – социально-психологическое сопровождение труда и жизни человека и группыэффективно используется в различных сферах и обеспечивает их оптимизацию. Вполне очевидна егоинтегративная роль и для систематизации профессионализации деятельности. В его рамках более продуктивно реализуются такие функции, как исследовательско-диагностическая, аналитическая, конструктивно-прогностическая, педагогическая, тренингово-развивающая, саморегулятивная, коррекционная и организационная. Их успешное выполнение выступает одним из ключевых звеньев в достижении госслужащим качественно нового уровня соответствия требованиям профессиональной деятельности. Одной из главных задач развития волевой регуляции является формирование волевых привычек. В привычке сочетается доведенный до автомата способ действия (что значительно облегчает работу) с потребностью использовать именно этот способ. Упражнения, направленные на повышение эмоциональной стабильности. Данный компонент психической устойчивости во многом зависит от самооценки – мнения человека о себе самом, которое формируется при сравнении себя с другими людьми. Самооценка может быть адекватной, т.е. соответствующей реальным возможностям и способностям человека, и неадекватной, т.е. субъективно завышенной или заниженной. Часто бывает так, что при столкновении с многочисленными трудностями, не обладая определенными навыками их преодоления, человек может отказаться от своих жизненный планов, начать считать себя заурядной личностью, резервы и способности которой уже исчерпаны. Самое нежелательное – это закрепление заниженной самооценки. Такая самооценка обычно довольно устойчива: даже внешнюю положительную оценку своих успехов и сами успехи люди начинают считать случайностью, благоприятным стечением обстоятельств, но никак не результатом собственных способностей и усилий. Человек с заниженной самооценкой чаще всего нерешителен, не уверен в своих силах, пребывает в угнетенном психическом состоянии. При заниженной самооценке. Если вас беспокоит проблема соответствия ваших способностей и возможностей требованиям какой-то деятельности, вспомните, что она рассчитана на средние способности, и подходить к ее усвоению нужно с установкой: если могут и другие, могу и я. К тому же можно с уверенностью сказать, что Вы реализовали далеко еще не все свои способности. Думайте о себе с оптимизмом. И подтверждайте наделе хорошее мнение о себе. Постарайтесь поставить перед собой серьезные, но реально достижимые цели, которые требуют усердия и настойчивости. Ставьте себе оценку за качество работы, за соответствие времени выполнения намеченному сроку. Хвалите себя за хорошо сделанное дело, гордитесь собой. Награждайте себя за каждый успешный этап продвижения к цели. Постарайтесь увидеть и оценить хорошие и сильные стороны вашей личности. Опора на положительные черты и их развитие – главное условие успешности в работе над собой: – составьте отдельный список ваших сильных сторон: черт характера, способностей, особенностей поведения; можно подумать над тем, каким образом совершенствовать свои достоинства; – возможно, ваши друзья или члены семьи помогут вам в составлении такого списка, а вы, в свою очередь, поможете им; поиграете в игру: составьте подробный список достоинств друг друга. Вслух объясните вашему другу, почему вы включили каждый из пунктов в список. Лучше начинать такие объяснения словами: «Что мне в тебе нравиться, так это...»; – каждый из нас умеет делать какое-либо дело, хотя бы самое маленькое, немного лучше других. Планирование работы по саморегуляции свойств личности обладает преимуществом, позволяющим равномерно распределять усилия в течении определенного времени, например, сами можете спланировать себе свободные вечера или дни, можете их скорректировать в зависимости от обстоятельств. планы могут быть нескольких видов по охвату времени: на день – в этот планвключаются занятия, важные дела, работа по саморегуляции и вид поощрения. Особо отметьте пункты, которые необходимо выполнить в первую очередь; на неделю – по внешнему виду он представляет собой ту же таблицу, где записаны основные занятия, встречи, важные события, работа над собой и т.п. При составлении планов учитывались особенности темперамента госслужащих. Например: если преобладают черты флегматического темперамента, можно планировать напряженную даже, однообразную работу на довольно длительное время, но особое внимание уделять фазе врабатывания, более интенсивно проводить интеллектуальную разминку и т.д. Сангвиник, напротив, гораздо быстрее включается в работу, но для поддержания высокой работоспособности ему необходимо довольно часто менять виды работы. Меняйте цвета: если длительная работа, то застелите стол бумагой салатового цвета; если интенсивная работа в короткое время – красного цвета. Любое чрезмерное развитое качество или привычка, превратившаяся во всепоглощающую потребность, может стать не подспорьем, а тормозом в работе. Она способна принести вред человеку и окружающим. Поэтому, формируя привычку доводить начатое дело до конца, в эксперименте обеспечивалось избегание крайности: стремления всегда и во что бы то ни стало выполнить намеченное как можно скорее. Таким образом, одним из основных путей актуализации оптимизации в рамках психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности управленцев является целенаправленное моделирование и развитие ситуаций самосовершенствования, при которых они постоянно сталкиваются с необходимостью активно расширять и применять имеющиеся знания, умения и навыки, а также систематичность и регулярность действий в подобных ситуациях будет способствовать развитию продуктивной саморегуляции. Опытно-экспериментальная работа по развитию компонентов психической устойчивости – волевого, эмоционального, интеллектуального и личностно-профессионального в процессе оптимизации дала положительный результат и с точки зрения повышения эффективности профессиональной деятельности. Об этом свидетельствует и коэффициент ранговой корреляции Спирмена между уровнем психической устойчивости и уровнем эффективности профессиональной деятельности. Значение коэффициента может расти при задействовании и других механизмов положительно влияющих на уровень психической устойчивости. К таким механизмам можно отнести организацию всестороннего психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности управленческих кадров. Итак, современный опыт показывает, что оптимизация с помощью различных психотехнологий профессиональной деятельности персонала позволяет более эффективно решать многоплановые практические задачи, отражающие интересы общества, структуры и конкретного руководителя. Вполне очевидна интегративная роль оптимизации в саморегуляции психической устойчивости. В его рамках более продуктивно реализуются такие функции, как исследовательско-диагностическая, аналитическая, конструктивно-прогностическая, педагогическая, коррекционная.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|