|
Экономические права человекаОсобую группу основных прав составляютэкономические права,гарантированность которых государством создает предпосылки выбора гражданами не только сферы приложения трудовых усилий, повышения своего благосостояния, но и условий для реализации личностью иных прав и свобод: личных, политических, социальных и культурных. Важными экономическими правами являются право частной собственности на различные виды имущества, в том числеправо собственности на землю, а также право на свободный труд. Определяющим при этом является признание за гражданами конституционного права на частную собственность (ст. 35), в том числе на землю (ст. 36). Государство принимает на себя обязанность охраны частной собственности граждан, причем принудительное отчуждение имущества, в том числе для государственных нужд, возможно не иначе как по решению суда и только при условии предварительного и равноценного возмещения. Тесно связано с правом частной собственности и сопутствует ему право наследования, которое также гарантируется государством. Лишь при наличии права частной собственности возможна реализация права на свободное занятиепредпринимательской деятельностью (ст. 34). Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, [[Конституция РФ 1993]] г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере: § принудительный труд запрещается; § закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; § утверждается право на защиту от безработицы; § признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37). Социальные права человека С экономическими правами тесно связанысоциальные права. Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей. Особую роль имеет право на социальное обеспечение, отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство. Каждый имеет право на охрану здоровья, в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений. Культурные права человека Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д. В числе основныхкультурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.
Ответ №12 Принцип разделения властей
В функционировании государства важное значение имеет проблема разделения властей. Зародилась эта теория еще во времена античности. Мыслители античности (Сократ, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирования общества той или иной эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма жизни, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Аристотель (389—328 гг. до н. э.) в своей книге «Политика» писал: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя». А вот слова Аристотеля относительно демократического строя: «Демократия пользуется большей в сравнении с олигархиями безопасностью; существование их более долговечно...». Цицерон говорил о государстве как о правовом обшении и общем порядке. Государственно-правовые институты древней Г рении и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие болсс поздних прогрессивных учений о правовом государстве. В период разложения феодализма идеи правового государства изложили мыслители того времени: Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своих работах они доказывали преимущество республики перед другими формами государства. Главной задачей государства они провозглашают обеспечение прав и свобод граждан. Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политической мысли. Они излагались в трудах Писарева, Герцена, Чернышевского, Радищева (один из приверженцев теории Монтескье), Пестеля, Муравьева. Теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в произведениях видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Котлярского, Иовго - родцева, Муромцева, Гессена, Щерминевича, Чичерина, Бердяева. Все вышеперечисленные ученые внесли большой вклад в развитие учения о правовом государстве. Однако интересующее нас разделения властей затрагивали лишь некоторые из них. Теория разделения властей, ставшая непреложным принципом конституционного устройства всех демократических государств, в развитом виде была сформулирована во Франции и была связана с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, с системой, тормозившей развитие общества и государства. В то время широкое развитие в экономике рыночных отношений и свободного предпринимательства поставили вопрос о глубоких изменениях вструктуре власти. Теоретическим источником этой политико-правовой доктрины были получившие широкое распространение в XVII— XVIII вв. концепции естественного права и общественного договора. Первой научным трудом, в котором говорилось о разделение властей можно считать работу Дж. Локка (1632—1704. «Два трактата о государственном правлении» (конец XVII в.). Выражая симпатии монархии, Дж. Локк считает, что она всс же должна быть ограничена народным представительством и четко определена законом, обязательным для всех, в том числе и для монарха. Главная угроза свободы, считает Дж. Локк, состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточении в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению. «Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать мерам правительства», — констатирует Дж. Локк. Он пишет также о том, что власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены. На первое место Дж. Локк выдвигает законодательную власть. Именно она и образует «первую ветвь власти». Он считал, что власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную (которая совмещается с судебной) и федеративную, отвечающую за международные отношения. В данном случае государственная власть подразделялась по функциональному признаку, а не по соображениям приоритета одной из них. Появление новой концепции было связано с именем Ш. Л. Монтескье, человек, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов. Еще в 1721 г. в своих «Персидских письмах» он в сатирической форме осуждал неограниченную монархию во Франции и писал о необходимости ее ограничения. В 1748 г. Ш. Л. Монтескье публикует свой знаменитый труд «О духе законов», (затратив на его издание около 20 лет). В нем мыслитель не только критикует абсолютизм, но и противопоставляет ему республиканское государственное устройство с разделением властей. Монтескье занимал видное положение президента Бордосского парламента — судебного учреждения. В своей фундаментальной работе «О духе законов» он изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, придя к выводу, что «свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга». Как видно, цель теории — создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод. Выступая за синхронность, согласованность действий всех отсеков власти, Ш. Л. Монтескье намечает контуры системы взаимных сдержек и противовесов между различными ветвями власти. Позднее, уже в XVIII в. мыслитель, критикуя феодально - деспотическую форму правления, обосновывает теорию разделения властей в ее современном виде на законодательную, исполнительную и судебную. Он считал, что тремвидам власти должны соответствовать три элемента государственного аппарата: законодательной — парламент, местные органы самоуправления, исполнительной — правительство и его учреждения на местах (префектуры и т. д.), судебной — конституционный и верховные суды, органы надзора и т. д. Все виды власти должны дополнять друг друга, создавать противовесы и осуществлять взаимный контроль так, чтобы избежать злоупотреблений ею. III. Л. Монтескье считает недопустимым объединением хотя бы двух ветвей власти в одних руках. «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, поскольку можно опасаться, что монарх или сенат будет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их. Не будет свободы..., если судебная не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем». Если же произойдет соединение трех ветвей власти, то, как считает Ш. Л. Монтескье, неизбежно установление жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы. Созданная им доктрина не ограничивается вычленением трех ветвей власти и показом опасности их соединения в одних руках. Не менее важно и то, что он также пишет об опасности, связанной с чрезмерной независимостью этих властей и к чему это может привести. Теоретические модели Дж. Локка и Ш. Л. Монтескье, выработанные на основе анализа британской политической системы конца XVII — первой половины XVIII в., легли в основу всех конституций конца XVIII—XIX вв. Среди этих актов особое место занимают два: Декларация прав независимости Североамериканских Соединенных Штатов от 4 июля 1776 г. и Французская декларация прав человек (1789 г.). С этого момента проблема структуры власти перемещается преимущественно в сферу государственно-правовых исследований и разработок. Число и формы взаимодействующих и конкурирующих властей не ограничивается классической триадой, структура эта открыта для новых видов, чему способствует дальнейшая демократизация общественной жизни. Так, в современных условиях все чаще говорят о «четвертой власти» — власти информационной, которая представлена средствами массовой информации. Принцип разделения властей имеет огромное значение, которое кратко можно выразить в следующем: • разделение властей призвано стать гарантом демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма итоталитаризма; • данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросов государственной жизни, что достигается главным образом при помощи системы сдержек и противовесов, являющейся эффективным инструментом обеспечения баланса властей; • разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилий в решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом. У разделения властей есть свои границы. Это — принцип организации и осуществления власти на общегосударственном уровне. Разделение властей — не некий шаблон, одинаково применяемый во всех странах. Его конкретное воплощение каждый раз предопределяется конкретными условиями времени и места. В функциональном плане государственная власть включает в себя три основные ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную, а также реализующие их институты — парламент, президент, правительство и судебные органы.
Ответ №13 ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|