|
Понятие страхования и его значениеСтр 1 из 10Следующая ⇒ Правовые основы страхования · Грачева Е.Ю., Болтинова О.В. Правовые основы страхования: учебное пособие. - "Проспект", 2010 г. Глава 1. Основные понятия страхового права 1.1. Понятие страхования и его значение. Функции страхования. Функции страхования Сущность страхования проявляется в функциях, которые оно выполняет. Можно выделить следующие функции, присущие страхованию: рисковая, предупредительная, защитная, сберегательная, контрольная (см. схему 1).
┌────────────────┐ │ Функции │ │ страхования │ └──┬──┬─┬─┬──┬───┘ ┌─────────────────┘ │ │ │ └─────────────────────────┐ │ ┌────────┘ │ └────────────────┐ │ ┌───────┴────────┐ │ ┌──────┴─────────┐ │ ┌────────┴───────┐ │ рисковая │ │ │ защитная │ │ │ контрольная │ └────────────────┘ │ └────────────────┘ │ └────────────────┘ │ │ ┌─────────┴───────┐ ┌───────┴────────┐ │предупредительная│ │ сберегательная │ └─────────────────┘ └────────────────┘ Схема 1. Функции страхования 1. Рисковая функция - страховой риск, как вероятность ущерба, непосредственно связан с основным назначением страхования (оказание денежного возмещения пострадавшим). Происходит перераспределение денежной формы стоимости участников страхования в связи с последствиями случайных страховых событий. 2. Предупредительная функция страхования - связана с использованием части средств страхового фонда на исключение или уменьшение степени и последствий страхового риска. Страховые компании вправе использовать временно свободные денежные средства страховщиков на проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей (например, финансирование противопожарных мероприятий). 3. Защитная (или восстановительная) функция страхования - заключается в возмещении ущерба, понесенного юридическими или физическими лицами в рамках заключенного договора, наступлении страхового случая и выплате определенной, обусловленной договором денежной суммы. Таким образом, право на возмещение ущерба имеют юридические и физические лица, являющиеся участниками формирования страхового фонда. Порядок же возмещения ущерба регулируется государством и определяется страховыми компаниями. 4. Сберегательная функция страхования - это сбережение денежных сумм с помощью страхования на дожитие. Другими словами, происходит накопление страховых сумм, обусловленных договором. Таким образом, страхование используется как средство обеспечения защиты не только личных и имущественных потерь, но и самих денежных средств, вложенных в качестве страховых платежей. 5. Контрольная функция страхования - проявляется в обеспечении строгого целевого формирования и использования средств страхового фонда. Посредством данной функции осуществляется и финансовый страховой контроль за правильным проведением страховых операций. Страховой фонд: понятие, виды Материальную основу страхования составляет страховой фонд. Страховой фонд - это резерв материальных и денежных средств для покрытия ущерба, возникшего в результате наступления страхового случая. Наряду с теорией К. Маркса существует и амортизационная*(12) теория происхождения страхового фонда. 1. Теория страхового фонда, обоснованная К. Марксом, получила развитие в "Капитале". В соответствии с данной теорией источником образования страхового фонда является прибавочная стоимость. К. Маркс считал, что страховой фонд нельзя относить ни к фонду накопления, ни к фонду потребления. Согласно его утверждению, расходы на создание страхового фонда должны покрываться за счет прибавочной стоимости. 2. Амортизационная теория страхового фонда основана и обоснована немецким ученым Адольфом Вагнером. В соответствии с данной теорией источником образования страхового фонда являются издержки производства. Вагнер утверждал, что страховой фонд создается путем постепенного перехода части стоимости средств производства на готовый продукт. Страхование отражает общую вероятность наступления ущерба, которую нельзя заранее отнести к каким-либо конкретным объектам. В современных условиях развития экономики в Российской Федерации страховой фонд можно рассматривать как средства, изъятые из национального дохода и совокупного общественного продукта. Можно выделить следующие виды страховых фондов: а) централизованный страховой фонд; б) страховой фонд страховщика; в) фонд самострахования; г) фонд взаимного страхования (см. схему 2).
┌───────────────────────────────┐ │ Виды страховых фондов │ └───────────────┬───────────────┘ └───────────────────┐ ┌───────────────────────────────┐ │ │Централизованный страховой фонд├───┤ └───────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────┐ │ │ Страховой фонд страховщика ├───┤ └───────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────┐ │ │ Фонд самострахования ├──┤ └────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────┐ │ │ Фонд взаимного страхования ├──┘ └────────────────────────────────┘ Схема 2. Виды страховых фондов Централизованный страховой фонд - это государственный резерв, который создается за счет бюджетных средств в денежной или натуральной форме. Данный фонд существует в общегосударственном масштабе и служит для возмещения ущерба и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, которые повлекли крупные разрушения и человеческие жертвы. Распоряжается централизованным страховым фондом правительство РФ. Средства централизованного фонда по мере использования пополняются как в натуральной (запасы продукции, сырья, топлива и т.п.), так и в денежной форме. Например, средства централизованного страхового фонда использовались при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Страховой фонд страховщика - создается в децентрализованном порядке, за счет взносов страхователей (предприятий, учреждений, организаций, граждан). Страховой фонд страховщика имеет денежную форму. Участники данного фонда выступают в качестве страхователей. Средства страхового фонда страховщика идут на возмещение ущерба и выплату страховых сумм в соответствии с условиями страхования. Фонд самострахования - это децентрализованный страховой фонд, который создается за счет накопления в натуральной форме или в виде денежных средств субъектов хозяйственной деятельности. Например, в аграрном секторе экономики с помощью фонда самострахования создается семенной фонд, фуражные и другие фонды; в производстве данный фонд может быть создан на случай задержки платежей за поставленную продукцию и т.д. Фонд взаимного страхования - создается на основе некоммерческого взаимного страхования за счет паев. Размер фонда взаимного страхования определяется на основе итогов предыдущего года. Допускается сбор дополнительных и чрезвычайных взносов. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение термину "страхование". 2. Раскройте понятие "страхование" с материальной точки зрения. 3. Поясните понятие страхования как экономической категории. Его значение. 4. Назовите понятие страхования с правовой точки зрения. 5. Перечислите функции страхования. 6. Поясните понятие страхового фонда. Назовите теории происхождения страхового фонда. 7. Какие существуют виды страховых фондов? Их отличия. Вопросы для самоконтроля 1. Назовите этапы становления страхования в России. 2. Когда зародилось страхование в России? 3. В чем особенности страхования в период существования советского государства? 1.3. Предмет и метод правового регулирования страхового права. Источники страхового права Источники страхового права Источниками страхового права являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, кодификационные акты, в которых содержатся нормы страхового права. Среди источников страхового права основополагающее значение имеет Конституция Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация этих последствий. К важнейшему источнику, кроме Конституции Российской Федерации, относится Гражданский кодекс Российской Федерации (гл. 48 "Страхование" ст. 927-970), Кодекс торгового мореплавания от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (гл. XV - договор морского страхования) *(42), Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ*(43). Источниками страхового права являются также многочисленные федеральные законы, регулирующие страховые отношения. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) *(44). Это закон прямого действия, распространяющийся на всю территорию России. Он охватывает отношения, возникающие между страховыми организациями и гражданами, устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности. В настоящее время сложилась определенная система страхового законодательства, состоящая из нормативных правовых актов, которые можно классифицировать по юридической силе, по масштабу действия, по кругу лиц, на которых они распространяются. К первой группе нормативных актов высшей юридической силы, кроме упомянутых, можно отнести Закон РФ от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"*(45), Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ*(46) "Об основах обязательного социального страхования", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды"*(47), Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ "О взаимном страховании"*(48). Можно также выделить многочисленные законы, регулирующие правовой статус различных категорий и групп граждан. Например, от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"*(49), от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ"*(50), от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей"*(51), от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"*(52) и т.д. Одно перечисление законов, регулирующих правовой статус различных категорий и групп граждан, свидетельствует о том, какое большое значение имеет страхование в жизни общества. Нормы страхового права содержатся в Указах Президента Российской Федерации: от 7 июля 1992 г. "Об обязательном личном страховании пассажиров"*(53), от 6 апреля 1994 г. "Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования"*(54). Отношения по страхованию регулируются постановлениями Правительства Российской Федерации. Например, постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 1998 г. "О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства"*(55), постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. "О порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел"*(56). Кроме того, страховая деятельность регламентируется ведомственными нормативными актами. Например: письмо Минфина России от 18 октября 2002 г. N 24-08/13 "О примерах расчета страховщиками резерва происшедших, но незаявленных убытков и стабилизационного резерва"; приказ Минфина России от 11 июня 2002 г. N 51н "Об утверждении правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни"*(57); приказ ФСБ России от 15 февраля 1999 г. N 57 "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих органов Федеральной службы безопасности и граждан, призванных на военные сборы"; приказ министра внутренних дел Российской Федерации от 16 декабря 1998 г. N 825 "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России"*(58). Среди источников можно выделить международные договоры о страховании, заключенные Российской Федерацией. (Например, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, заключенное между РФ и Европейским Союзом на острове Корфу 24 июня 1994 г., вступившее в силу с июля 1999 г.) Не менее важное значение среди источников страхового права имеют нормативные акты локального характера. Они наряду с документами, определяющими индивидуально-правовой статус страховых компаний, включают специальные правила (общие условия) добровольного страхования. Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте предмет и метод правового регулирования страхового права. 2. Дайте понятие страхового права. 3. Поясните место страхового права в системе российского права и его соотношение с другими отраслями права. 4. Назовите источники страхового права. Объекты страхования Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные: 1) с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни); 2) с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование). Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с: 1) владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества); 2) обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности); 3) осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков). Закон отмечает, что страхование расположенных на территории Российской Федерации имущественных интересов юридических лиц (за исключением перестрахования и взаимного страхования) и имущественных интересов физических лиц (резидентов РФ) может осуществляться только юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. Гражданский кодекс РФ (ст. 928) содержит перечень интересов, страхование которых не допускается: - страхование противоправных интересов; - страхование убытков от участия в играх, лотереях и пари; - страхование расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте понятие страхового правоотношения. 2. Назовите субъектов страхового правоотношения. 3. Определите понятие страхователя и страховщика. 4. Чем отличается выгодоприобретатель от застрахованного лица? 5. Назовите субъектов страхового дела. 6. Перечислите объекты страхования. Глава 2. Организация страхового дела в Российской Федерации Вопросы для самоконтроля 1. Назовите направления деятельности современного страхового рынка. 2. Перечислите формы страховых компаний. 3. Каковы цели развития национальной системы страхования? Вопросы для самоконтроля 1. Назовите полномочия Федеральной службы страхового надзора по лицензированию страховой деятельности. 2. Каким образом осуществляется лицензирование страховой деятельности? 3. Что является основанием для прекращения страховой деятельности? 2.3. Государственный надзор за страховой деятельностью В Российской Федерации Современный этап развития нашего государства в условиях рыночной экономики широко использует государственное регулирование страховой деятельности в целях обеспечения стабильности страхового рынка, защиты прав и интересов всех участников страховых отношений. Еще в 1894 г. в России для регулирования страхового рынка было утверждено Положение о надзоре за страховой деятельностью, и при хозяйственном департаменте Министерства внутренних дел был создан Комитет по надзору за страховой деятельностью. В советский период развития нашего государства существовал Госстрах, который и осуществлял надзор за страховой деятельностью. Страховые органы союзных республик находились в двойном подчинении - Правления Госстраха и Министерства финансов союзной республики. В 1991 г. в жизни нашей страны произошли коренные изменения: конституционное закрепление демократического правового государства с республиканской формой правления, формирование основ рыночных отношений, либерализация, структурная перестройка экономики. В 1992 г. был создан самостоятельный орган - Государственный страховой надзор в РФ*(75), который впоследствии Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 г. был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью*(76), а Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1993 г. (после вступления в силу Закона РФ "О страховании" (в новой редакции называется: Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации") *(77) - в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор). В августе 1996 г. Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью была ликвидирована, ее функции были переданы Министерству финансов Российской Федерации, при котором был создан Департамент страхового надзора*(78). В 2004 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" была создана Федеральная служба страхового надзора Российской Федерации*(79). Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, и находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях: - соблюдения ими страхового законодательства; - предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых Законом "Об организации страхового дела", страхового законодательства; - обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства; - эффективного развития страхового дела. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства. Страховой надзор включает в себя: 4) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела; 2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности; 3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями. Субъекты страхового дела обязаны: - представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении; - соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства; - представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну). Государственный страховой надзор осуществляет Федеральная служба страхового надзора и ее территориальные подразделения. Основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются: а) принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий; б) выдача и отзыв квалификационных аттестатов; в) ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела; г) осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности; д) осуществление контроля за предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации; е) получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела; ж) выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства; з) обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; и) обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора. Федеральная служба страхового надзора наделена следующими полномочиями: 1) осуществляет контроль и надзор за: - соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; - выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства в пределах компетенции Службы; - предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации; - достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности; - обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств; - составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика; - выдачей страховщиками банковских гарантий; - соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы; 2) принимает решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев; 3) проводит аттестацию страховых актуариев; 4) ведет Единый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела; 5) получает, обрабатывает и анализирует отчетность и иные сведения, предоставляемые субъектами страхового дела; 6) выдает в соответствии с законодательством Российской Федерации предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства; 7) обращается в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; 8) обобщает практику страхового надзора, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора; 9) осуществляет расчет размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций и выдает разрешения на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страховой деятельности (страхового дела), а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями; 10) публикует в печатном органе информационные материалы по правоприменительной практике в установленной сфере деятельности, справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы, а также Единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информацию о приостановлении, ограничении, возобновлении действия или отзыве лицензии (исключении сведений о субъектах страхового дела из единого государственного реестра субъектов страхового дела); 11) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций; 12) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; 13) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок; 14) обеспечивает мобилизационную подготовку Службы; 15) организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; 16) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы; 17) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности; 18) представляет Российскую Федерацию по поручению Правительства Российской Федерации в международных организациях по вопросам страхового надзора, участвует в установленном порядке в деятельности международных организаций в сфере страхового надзора; 19) участвует в установленном порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке проектов нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации по вопросам страхового надзора; 20) проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности; 21) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. В целях обеспечения государственного регулирования страхования в сфере агропромышленного производства постановлением Правительства РФ от 21 ноября 1998 г.*(80) при Министерстве финансов Российской Федерации образовано Федеральное агентство по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства. Задачами Федерального агентства по регулированию страхования являлись: - содействие развитию государственной поддержки страхования сельскохозяйственной продукции, созданию агропромышленных страховых организаций и обществ взаимного страхования; - решение вопросов о выделении страховщикам средств федерального бюджета на оплату целевых страховых взносов; - управление в установленном порядке средствами федерального сельскохозяйственного страхового резерва; - выполнение контрольных задач. В соответствии с вышеуказанным постановлением был образован Федеральный сельскохозяйственный резерв. Средства из данного резерва направлялись страховщиками для выплаты страхового возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям за ущерб от стихийных бедствий, проведения централизованных предупредительных и иных мероприятий, связанных со страхованием урожая сельскохозяйственных культур (если недостаточно средств, имеющихся в распоряжении страховщиков). Также необходимо отметить, что были приняты основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации. В постановлении Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1139 "Об основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах"*(80) намечены пути совершенствования государственного надзора за страховой деятельностью в Российской Федерации: 1. Создание нормативных и организационных основ страхового надзора в Российской Федерации. 2. Разработка процедур финансового оздоровления страховых организаций. 3. Определение специальных требований к страховым организациям, оказывающим услуги населению по долгосрочному страхованию жизни и пенсий. 4. Совершенствование условий лицензирования страховой деятельности, создание дифференцированной системы санкций, применяемых к страховым организациям за нарушение предъявляемых к ним требований. 5. Введение порядка, ограничивающего допуск к руководству страховой или брокерской организацией лиц, действия которых привели финансово-кредитную организацию к банкротству. Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества. Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. Вопросы для самоконтроля 1. Какой орган государственной власти осуществляет государственный надзор за страховой деятельностью? Назовите его полномочия. 2. Перечислите принципы осуществления страхового надзора. 3. Определите содержание страхового надзора. Налоговая база Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке. Налоговый период Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал. Ставка данного налога для страховых компаний составляет: 10% - по продовольственным товарам (кроме подакцизных), товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ, 20% - по остальным товарам, работам, услугам. Порядок исчисления налога Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде. Транспортный налог Транспортный налог устанавливается гл. 28 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Налогоплательщиками являются страховые организации, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Налоговым периодом является календарный год. Отчетными перио< Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|