|
Воспитательное мероприятие как форма организации воспитательной работы ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Форма занятия: посещение воспитательного мероприятия в школе или внешкольном учреждении образования На занятии вы: · углубите знания о современных воспитательных технологиях и формах организации воспитательного процесса; · посетите воспитательное мероприятие в Минском государственном дворце детей и молодежи или в школе и проанализируете его; · опишите еще одну форму воспитательной работы, участником которой вы были сами; · научитесь использовать технологию КТД для организации различных форм воспитательной работы.
Подготовка к занятию
Изучите формы организации воспитательного процесса и технологию подготовки и проведения КТД (см. приложение 1и обязательную литературу). Ход занятия Посещение и наблюдение воспитательного мероприятия.
Контрольное задание Подготовьте письменный отзыв о посещенном мероприятии 1. Определите конкретные цель и задачи посещенного мероприятия: · цель как конечный результат дела (формулируется коротко и лаконично, отражая главный результат педагогического взаимодействия); · задачи (это отдельные шаги в реализации цели), они классифицируются на: - образовательные (формирование каких-либо знаний, умений и навыков); - развивающие (развитие различных психических процессов: познания, восприятия, памяти, речи, воли, понимания, воображения, эмоций и чувств, способностей, мышления, мотивов деятельности и поведения, черт характера, удовлетворение потребностей и т.д.); - воспитательные (формирование базовой культуры личности, отдельных составляющих этой культуры (нравственной, эстетической, экологической, национальной, гендерной и т.д.), отдельных аспектов той или иной культуры, культуры поведения и деятельности, качеств и свойств личности современного школьника). 1. Оцените влияние содержания воспитательного мероприятия на реализацию целей и задач. Выявите имеющиеся успехи, определите «болевые точки». При необходимости внесите коррективы в содержание воспитательного мероприятия, чтобы оно способствовало решению воспитательных задач. 2. Разработайте сценарий воспитательного мероприятия, используя технологию КТД Задание для самообразования (по желанию) 1. Ответьте на вопрос: Каковы основные положения концепции коллективного творческого воспитания (по И.П.Иванову). Дополните предложения, определяющие основные характеристики КТД · Коллективное творческое дело – именно дело, а не мероприятие, потому что…………. · Дело это коллективное, поскольку…………… · Дело это творческое, потому что……………… 3. Назовите 6 этапов подготовки коллективного творчекого дела · …………………………. · …………………………. · …………………………. · …………………………. · …………………………. · …………………………. 4. Как Вы понимаете 5 условий успешной реализации системы коллективного творческого воспитания по И.П.Иванову 1) Общая забота – это…………….. 2) Подлинное товарищество – это…………… 3) Единство мыслей и действий, воли и чувств – это………………. 4) Единый коллектив это …………… 5) Творчество – это………………
5. Изучите статью «Как организовать групповую деятельность» (Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. См. дополнительную литературу №4). Составьте конспект статьи.
Основная литература 1. Артеменко, З.В. Формы воспитательной работы с молодежью: организация и методика проведения / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская. – Минск, 1994. – 230 с. 2. Горбачёва, Л. Словарь современных форм воспитательной работы // Воспитание школьников. – 2001. – № 8, 9, 10., – 2002. – № 1., 2, 3. 3. Иванов, И.П.Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с (КТД). 4. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения педагогике / С.С. Кашлев. – Минск: Выш. шк., 2004. – С.166-172. (КТД). 5. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Молодежные и детские инициативы – опыт гражданственности / Под ред. И.М. Беляевой. – Минск: Печатная школа, 2008. – С. 118-143. Дополнительная литература 1. Дневник студента-практиканта 5 курса. / Под общ. ред. В.В.Пашкевича. – Мозырь: Содействие, 2008. – С. 35-40. 2. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин [и др.]. – М.: Школьная Пресса, 2002. –. 274-296. 3. Прокопьев, И.И. Педагогика: учебное пособие / И.И. Прокопьев. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 433-434, 440-443. 4. Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е. Щуркова (и др.). – М.: Новая школа, 1994. – С. 29-35.
Приложение 1
Форма (от лат. «forma») означает вид, образ чего-либо. Форма является внешним очертанием, наружным видом предмета. Форма представляет собой способ организации и способ существования предмета, процесса, явления. Прежде всего, форму можно интерпретировать как способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением. Это внешнее выражение какого-либо содержания различных предметов, процессов, явлений Организационная форма в педагогическом процессе – это внешнее выражение взаимодействия педагога и учащихся, осуществляемое в установленном порядке и определенном режиме (временном и организационном). Организационная форма отражает взаимоотношения педагога и учащихся. В зависимости от того как организованы эти взаимоотношения, какие позиции занимают, какие функции выполняют педагог и учащиеся, педагогический процесс принимает те или иные организационные формы. Классификация конкретных организационных форм Педагогического процесса Конкретных организационных форм, используемых в педагогическом процессе, великое множество. В этой связи есть необходимость их классифицировать. Основаниями такой классификации могут быть разные характеристики или признаки педагогического взаимодействия. Так, в основу классификации организационных форм может быть положен такой признак как количество участников педагогического взаимодействия: весь класс или несколько классов, группа учащихся или отдельные учащиеся. В этой связи выделяются следующие группы организационных форм педагогического взаимодействия: Ø фронтальные или массовые (урок, вечер, турнир, классный час, игра-путешествие и т.д.); Ø групповые или кружковые (факультативы, предметные кружки, кружки художественной самодеятельности, клубы, студии, консультации и т.д.); Ø индивидуальные (индивидуальная беседа, зачет, экзамен, индивидуальная консультация, выполнение индивидуального творческого задания, общественное поручение и т.д.). В зависимости от источника передачи и характера восприятия информации, доминирования соответствующих методов в педагогическом взаимодействии, организационные формы могут подразделятся на: Ø словесные (беседа, лекция, диспут, устный журнал, конференция и т.п.); Ø практические (экскурсия, поход, конкурс, олимпиада, трудовой десант, спартакиада и т.п.); Ø наглядные (выставки, школьный музей, школьная картинная галерея и т.п.). В зависимости от доминирования того или иного вида деятельности учащихся организационные формы могут классифицироваться на: Ø познавательные (урок, устный журнал, экскурсия, олимпиада, конкурс знатоков и т.п.); Ø трудовые (трудовые операции, десанты, акции, субботники, стройотряды, дежурство по классу, школе и т.п.); Ø художественно-эстетические (творческие конкурсы, кружки художественной самодеятельности, школьный театр, посещение театров, музеев, музыкальный ринг и т.п.); Ø спортивные (уроки физкультуры, спортивные соревнования, спортивные секции и клубы, «Веселые старты», спортивные праздники и т.п.); Ø экологические (экологическая тропа, школьное лесничество, турнир знатоков природы, трудовая экологическая операция, экскурсия в природу и т.п.). В соответствии с ведущим видом деятельности («общественно-практической заботы») классифицируются коллективные творческие дела (КТД) как организационные формы на: Ø трудовые (атака трудовая, десант трудовой, почта трудовая, рейд трудовой, сюрприз трудовой, фабрика трудовая и др.); Ø познавательные (вечер ( сбор ) веселых задач, вечер ( сбор ) -путешествие, вечер ( сбор ) разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс-конференция, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал ( альманах ) и др.); Ø художественные (кольцовка песен, концерт-«молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий, эстафета-«ромашка» и др.); Ø спортивные (веселая спартакиада, сюита туристских игр, «десант-ракеты» и др.); Ø общественно-политические (звездный марш-поход, город будущего, салют ветеранам, день знаний и др.); Ø организаторские (сбор-рождение коллектива, журнал-эстафета, газета-«молния», разведка дел и др.). По основной педагогической функции организационные формы также подразделяются на: Ø организационные формы обучения (урок, лекция, факультатив, практикум, зачет, экзамен, консультация, олимпиада, предметная неделя и др.); Ø организационные формы воспитания (классный час, турнир, вечер, конкурс, игра-путешествие и др.). Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|