|
Тема: Организационные формы воспитания.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Занятие 5 Тема: Организационные формы воспитания. Воспитательное мероприятие как форма организации воспитательной работы Форма занятия: посещение воспитательного мероприятия в школе или внешкольном учреждении образования На занятии вы: · углубите знания о современных воспитательных технологиях и формах организации воспитательного процесса; · посетите воспитательное мероприятие в Минском государственном дворце детей и молодежи или в школе и проанализируете его; · опишите еще одну форму воспитательной работы, участником которой вы были сами; · научитесь использовать технологию КТД для организации различных форм воспитательной работы.
Подготовка к занятию
Изучите формы организации воспитательного процесса и технологию подготовки и проведения КТД (см. приложение 1и обязательную литературу). Ход занятия Посещение и наблюдение воспитательного мероприятия.
Контрольное задание Подготовьте письменный отзыв о посещенном мероприятии 1. Определите конкретные цель и задачи посещенного мероприятия: · цель как конечный результат дела (формулируется коротко и лаконично, отражая главный результат педагогического взаимодействия); · задачи (это отдельные шаги в реализации цели), они классифицируются на: - образовательные (формирование каких-либо знаний, умений и навыков); - развивающие (развитие различных психических процессов: познания, восприятия, памяти, речи, воли, понимания, воображения, эмоций и чувств, способностей, мышления, мотивов деятельности и поведения, черт характера, удовлетворение потребностей и т.д.); - воспитательные (формирование базовой культуры личности, отдельных составляющих этой культуры (нравственной, эстетической, экологической, национальной, гендерной и т.д.), отдельных аспектов той или иной культуры, культуры поведения и деятельности, качеств и свойств личности современного школьника). 1. Оцените влияние содержания воспитательного мероприятия на реализацию целей и задач. Выявите имеющиеся успехи, определите «болевые точки». При необходимости внесите коррективы в содержание воспитательного мероприятия, чтобы оно способствовало решению воспитательных задач. 2. Разработайте сценарий воспитательного мероприятия, используя технологию КТД Задание для самообразования (по желанию) 1. Ответьте на вопрос: Каковы основные положения концепции коллективного творческого воспитания (по И.П.Иванову). Дополните предложения, определяющие основные характеристики КТД · Коллективное творческое дело – именно дело, а не мероприятие, потому что…………. · Дело это коллективное, поскольку…………… · Дело это творческое, потому что……………… 3. Назовите 6 этапов подготовки коллективного творчекого дела · …………………………. · …………………………. · …………………………. · …………………………. · …………………………. · …………………………. 4. Как Вы понимаете 5 условий успешной реализации системы коллективного творческого воспитания по И.П.Иванову 1) Общая забота – это…………….. 2) Подлинное товарищество – это…………… 3) Единство мыслей и действий, воли и чувств – это………………. 4) Единый коллектив это …………… 5) Творчество – это………………
5. Изучите статью «Как организовать групповую деятельность» (Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. См. дополнительную литературу №4). Составьте конспект статьи.
Основная литература 1. Артеменко, З.В. Формы воспитательной работы с молодежью: организация и методика проведения / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская. – Минск, 1994. – 230 с. 2. Горбачёва, Л. Словарь современных форм воспитательной работы // Воспитание школьников. – 2001. – № 8, 9, 10., – 2002. – № 1., 2, 3. 3. Иванов, И.П.Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с (КТД). 4. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения педагогике / С.С. Кашлев. – Минск: Выш. шк., 2004. – С.166-172. (КТД). 5. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Молодежные и детские инициативы – опыт гражданственности / Под ред. И.М. Беляевой. – Минск: Печатная школа, 2008. – С. 118-143. Дополнительная литература 1. Дневник студента-практиканта 5 курса. / Под общ. ред. В.В.Пашкевича. – Мозырь: Содействие, 2008. – С. 35-40. 2. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин [и др.]. – М.: Школьная Пресса, 2002. –. 274-296. 3. Прокопьев, И.И. Педагогика: учебное пособие / И.И. Прокопьев. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 433-434, 440-443. 4. Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е. Щуркова (и др.). – М.: Новая школа, 1994. – С. 29-35.
Приложение 1
Форма (от лат. «forma») означает вид, образ чего-либо. Форма является внешним очертанием, наружным видом предмета. Форма представляет собой способ организации и способ существования предмета, процесса, явления. Прежде всего, форму можно интерпретировать как способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением. Это внешнее выражение какого-либо содержания различных предметов, процессов, явлений Организационная форма в педагогическом процессе – это внешнее выражение взаимодействия педагога и учащихся, осуществляемое в установленном порядке и определенном режиме (временном и организационном). Организационная форма отражает взаимоотношения педагога и учащихся. В зависимости от того как организованы эти взаимоотношения, какие позиции занимают, какие функции выполняют педагог и учащиеся, педагогический процесс принимает те или иные организационные формы. Классификация конкретных организационных форм Педагогического процесса Конкретных организационных форм, используемых в педагогическом процессе, великое множество. В этой связи есть необходимость их классифицировать. Основаниями такой классификации могут быть разные характеристики или признаки педагогического взаимодействия. Так, в основу классификации организационных форм может быть положен такой признак как количество участников педагогического взаимодействия: весь класс или несколько классов, группа учащихся или отдельные учащиеся. В этой связи выделяются следующие группы организационных форм педагогического взаимодействия: Ø фронтальные или массовые (урок, вечер, турнир, классный час, игра-путешествие и т.д.); Ø групповые или кружковые (факультативы, предметные кружки, кружки художественной самодеятельности, клубы, студии, консультации и т.д.); Ø индивидуальные (индивидуальная беседа, зачет, экзамен, индивидуальная консультация, выполнение индивидуального творческого задания, общественное поручение и т.д.). В зависимости от источника передачи и характера восприятия информации, доминирования соответствующих методов в педагогическом взаимодействии, организационные формы могут подразделятся на: Ø словесные (беседа, лекция, диспут, устный журнал, конференция и т.п.); Ø практические (экскурсия, поход, конкурс, олимпиада, трудовой десант, спартакиада и т.п.); Ø наглядные (выставки, школьный музей, школьная картинная галерея и т.п.). В зависимости от доминирования того или иного вида деятельности учащихся организационные формы могут классифицироваться на: Ø познавательные (урок, устный журнал, экскурсия, олимпиада, конкурс знатоков и т.п.); Ø трудовые (трудовые операции, десанты, акции, субботники, стройотряды, дежурство по классу, школе и т.п.); Ø художественно-эстетические (творческие конкурсы, кружки художественной самодеятельности, школьный театр, посещение театров, музеев, музыкальный ринг и т.п.); Ø спортивные (уроки физкультуры, спортивные соревнования, спортивные секции и клубы, «Веселые старты», спортивные праздники и т.п.); Ø экологические (экологическая тропа, школьное лесничество, турнир знатоков природы, трудовая экологическая операция, экскурсия в природу и т.п.). В соответствии с ведущим видом деятельности («общественно-практической заботы») классифицируются коллективные творческие дела (КТД) как организационные формы на: Ø трудовые (атака трудовая, десант трудовой, почта трудовая, рейд трудовой, сюрприз трудовой, фабрика трудовая и др.); Ø познавательные (вечер ( сбор ) веселых задач, вечер ( сбор ) -путешествие, вечер ( сбор ) разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс-конференция, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал ( альманах ) и др.); Ø художественные (кольцовка песен, концерт-«молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий, эстафета-«ромашка» и др.); Ø спортивные (веселая спартакиада, сюита туристских игр, «десант-ракеты» и др.); Ø общественно-политические (звездный марш-поход, город будущего, салют ветеранам, день знаний и др.); Ø организаторские (сбор-рождение коллектива, журнал-эстафета, газета-«молния», разведка дел и др.). По основной педагогической функции организационные формы также подразделяются на: Ø организационные формы обучения (урок, лекция, факультатив, практикум, зачет, экзамен, консультация, олимпиада, предметная неделя и др.); Ø организационные формы воспитания (классный час, турнир, вечер, конкурс, игра-путешествие и др.). Приложении 2 КТД Основные понятия: Детский коллектив -группа детей, объединенная совместной целеустремленной деятельностью и общей организацией этой деятельности. Создается и укрепляется в процессе решения практических задач. Современный словарь по педагогике. Мн., 2001. С 316 Самоуправление – форма демократического устройства жизни детского коллектива, предполагающая широкое участие детских организаций и их выборных органов в управлении всеми важнейшими вопросами своей жизнедеятельности с учетом интересов и склонностей. ТЕХНОЛОГИЯ КТД К – коллективное (обсуждается всеми членами коллектива) Т – творческое (поиск нового) Д – дело (реализация системы практических действий) Структура КТД 1. Предварительная работа коллектива 2. Коллективное планирование 3. Коллективная подготовка КТД 4. Проведение КТД 5. Коллективное подведение итогов 6. Последействия КТД
ЭТАПЫ КТД
Трудовые КТД – атака – десант – подарок друзьям – трудовая почта – трудовой рейд – фабрика Познавательные КТД – вечер весёлых задач – защита фантастических проектов – пресс бой Художественные КТД – кольцовка песен – концерт-«молния» – кукольный театр – литературно-художественный конкурс – турнир знатоков поэзии Спортивные КТД – весёлая спартакиада – космонавты и метеоры – тайна Организаторские КТД – газета-молния – живая газета – журнал-эстафета – общий сбор коллектива
Занятие 5 Тема: Организационные формы воспитания. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|