|
Право на объединение в профсоюзы
В соответствии с Конституцией РФ и нормами международного права одним из основных прав человека является право на объединение в профессиональный союз. Профсоюзы получили развитие и законодательное признание в различных странах мира в ХIХ веке, а в отечественной истории они были признаны государством в начале ХХ века. В настоящее время права профсоюзов и гарантии их деятельности определяются Конституцией РФ, федеральными законами, а также законами субъектов РФ. Основным законодательным актом, регулирующим деятельность российских профсоюзов, является Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ с последующими изменениями[73] (далее – ФЗ о профсоюзах). В нем закреплены общие положения, регламентирующие деятельность профсоюзов, права профсоюзов и гарантии их деятельности. Права профсоюзов в сфере труда получили развитие в Трудовом кодексе РФ в его общих положениях, нормах о социальном партнерстве, правовом регулировании различных условий труда, защите трудовых прав и свобод, трудовых спорах, ответственности за нарушения трудового законодательства. Права профсоюзов закреплены также в законодательстве о занятости населения, о государственной гражданской и муниципальной службе, в региональном законодательстве о социальном партнерстве, охране труда и других законодательных актах. Основными международно-правовыми ориентирами для создания и развития российского трудового законодательства и законодательства о профсоюзах являются международные акты ООН о правах человека, конвенции, рекомендации и резолюции Международной организации труда, нормативные акты СНГ, ЕврАзЭС, Совета Европы. В соответствии с определением российского законодательства профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (п.1 ст. 2 ФЗ о профсоюзах). Все профсоюзы пользуются равными правами. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В законодательстве о профсоюзах в отличие от трудового законодательства термин «работник» используется в широком смысле, обозначая широкий круг физических лиц, которые могут быть членами профсоюза: физическое лицо, работающее на основе трудового договора или контракта, лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования, Кроме того, членами профсоюза могут быть лица, временно не работающие, и пенсионеры. Российское законодательство о профсоюзах и трудовое законодательство закрепили сложившуюся в стране в течении десятилетий профсоюзную структуру, включающую в качестве основного начального звена первичную профсоюзную организацию. Закон ориентирует на то, чтобы лицо, являющееся членом профсоюза, состояло в нем через первичную профсоюзную организацию. Первичная профсоюзная организация – это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Первичные профсоюзные организации могут быть созданы у любого работодателя, который может быть как юридическим лицом (в любой организации, включая предприятия и учреждения), так и физическим лицом, с которым работник состоит в трудовых отношениях. Первичные профсоюзные организации входят обычно в территориальную организацию профсоюза, которая действует на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района. Российское законодательство ориентирует на то, чтобы в стране создавались общероссийские или межрегиональные профсоюзы, образовывались общероссийские и межрегиональные объединения профсоюзов, действовали бы территориальные объединения организаций профсоюзов. Руководство профсоюзной деятельностью осуществляют профсоюзные органы, которые образовываются в соответствии с уставом профсоюза, объединения профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации. В качестве профсоюзного представителя (доверенного лица) может быть профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа. В Трудовом кодексе РФ особая роль отводится первичной профсоюзной организации и ее выборному органу, которым, как правило, является профком – профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации, возглавляемого председателем первичной профсоюзной организации (или председателем профсоюзного комитета). Права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные законодательством, распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения, а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий. Основными принципами деятельности профсоюзов является свобода объединения, независимость, демократизм. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Законом запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст.5 ФЗ о профсоюзах). Права профсоюзов и полномочия их структур, органов и представителей закрепляются в уставах профсоюзов и их объединений, положениях о первичных профсоюзных организациях, иных актах, принимаемых профсоюзными органами, а также в коллективных договорах и соглашениях. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия. Российское законодательство запрещает дискриминацию граждан по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам. Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не должны влечь за собой какого-либо ограничения социально-трудовых, политических и иных прав и свобод граждан. Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.
Основные права профсоюзов
В современном мире основные профсоюзные права отражены в международных актах и закреплены в законодательстве различных стран. На основе норм российского законодательства к основным правам профсоюзов могут быть отнесены следующие: 1) право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников; 2) право на содействие занятости; 3) право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров, контроль за их выполнением; 4) право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров; 5) право на взаимодействие с другими представительными органами работников, работодателями, их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления; 6) право на информацию и участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров; 7) право на социальную защиту работников; 8) право на охрану труда и окружающей среды; 9) право на осуществление контроля за соблюдением трудового права и на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников
Профсоюзы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство. Проекты законодательных актов, затрагивающих социально - трудовые права работников, должны рассматриваться с учетом предложений профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально - трудовые права работников, должны рассматриваться и приниматься органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзных органов. Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда должны устанавливаться работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) с учетом мнения или по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляться в коллективных договорах, соглашениях. Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений. Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав. Право профсоюзов на содействие занятости
Профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения и государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости. Они имеют право содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций. В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на различных уровнях социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан. Органы исполнительной власти и работодатели должны проводить по предложению профсоюзных организаций взаимные консультации по проблемам занятости населения, по итогам которых могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения. Профсоюзы вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости. Массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа в порядке, установленном трудовым законодательством. Предложения выборных профсоюзных органов в связи с массовым увольнением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению. Ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза. Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с работником - членом профсоюза должно быть произведено с учетом мнения профсоюзного органа в случаях, предусмотренных законодательством, коллективными договорами, соглашениями, в которых также может быть указана необходимость в отдельных случаях предварительного согласия профсоюзного органа Трудовым кодексом РФ предусмотрено обязательное участие выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя в случаях сокращения численности или штата, несоответствия занимаемой должности, неоднократного нарушения трудовых обязанностей. При принятии решения о сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения этих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях. При проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа первичной профсоюзной организации. Привлечение и использование иностранной рабочей силы должно осуществляться с учетом мнения общероссийских или территориальных профсоюзных объединений.
Право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров, контроль за их выполнением
Профсоюзы, их организации и органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников. Профсоюзные представители участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров. Представительство профсоюзов, их организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений от имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях определяется с учетом количества объединяемых ими членов профсоюза. В случае, если у работодателя действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза. Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями. Работодатели, их объединения, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с первичными профсоюзными организациями, профсоюзами, их объединениями по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения выступают инициаторами таких переговоров, и заключать коллективные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях. Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений. В случае нарушения работодателями, их объединениями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое должно рассматриваться в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия могут рассматриваться либо путем обращения в государственные органы контроля (надзора) или в суд, либо путем процедур, установленных для коллективных трудовых споров.
Право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров
Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников. Профсоюзы имеют право выдвижения коллективных требований в защиту прав и интересов работников. Требования, выдвинутые профсоюзным органом на уровне организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, а при невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых им требований. Требования профессиональных союзов и их объединений (общероссийских и межрегиональных профессиональных союзов, их территориальных организаций, объединений профессиональных союзов и объединений территориальных организаций профессиональных союзов) выдвигаются их выборными коллегиальными органами, уполномоченными на это уставами профессиональных союзов и уставами их объединений, и направляются указанными органами соответствующим сторонам социального партнерства, в государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Объединения работодателей, иные представители работодателей обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить в письменной форме профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение трех недель со дня получения указанных требований. Профсоюзы вправе участвовать на всех этапах разрешения коллективного трудового спора при рассмотрении его примирительной комиссией, с участием посредника, в трудовом арбитраже. Профсоюзы вправе объявлять забастовку, участвовать в ней, приостанавливать, возобновлять и прекращать ее. О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней. Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур. По согласованию с соответствующими общероссийскими профессиональными союзами разрабатываются и утверждаются отраслевые перечни минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки. На их основе разрабатываются и утверждаются по согласованию с соответствующими территориальными объединениями организаций профессиональных союзов региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Право профсоюзных органов на взаимодействие с другими представительными органами работников, работодателями и их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления
Отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников, созданными и действующими у соответствующего работодателя, должны строиться на основе сотрудничества. Наличие иных представительных органов работников у работодателя не может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов. Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания их в эти органы. Участие профсоюзных представителей в работе таких органов работников не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза. Профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией. Профсоюзы вправе иметь своих представителей в создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения. Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления должны строиться на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, включая использование системы коллективных договоров, соглашений. Для обеспечения представительства интересов работников в правотворческом процессе профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством. Профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов должны утверждаться по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами. Профсоюзы осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются Фондом социального страхования РФ по представлению соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.
Права профсоюзов на информацию и участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров
Профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать информацию по социально-трудовым вопросам и обсуждать их с приглашением представителей работодателей и их объединений, органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Профсоюзы имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут быть учредителями средств массовой информации. Профсоюзы вправе создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза. Профсоюзные образовательные и научно-исследовательские учреждения могут частично финансироваться за счет бюджетных средств.
Права профсоюзов на социальную защиту работников
Федеральным и региональным законодательством закрепляются права профсоюзов в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников. Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.
Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей среды
Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности. Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза. В сфере охраны труда профсоюзные инспекторы и уполномоченные (доверенные) лица имеют право: осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства и иных нормативных правовых актов об охране труда; проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений, обязательные для рассмотрения; осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов; принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их; обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора праве потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в государственную инспекцию труда для принятия неотложных мер. При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспектора вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения государственной инспекцией труда. Права профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений и на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров
Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Особое внимание при этом уделяется вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, другим социально-трудовым вопросам. Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах. Для осуществления контроля общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. Межрегиональное, а также территориальное объединение организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов. Профсоюзные инспекторы труда имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей, у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок. Профсоюзные инспекторы труда имеют право принимать участие в рассмотрении трудовых споров и обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Профессиональные союзы, их инспекции взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю (надзору). В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры. Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.
Гарантии прав профсоюзов В российском законодательстве установлены определенные гарантии для осуществления прав профсоюзов. Они содержатся в нормах, закрепляющих: 1) принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа; 2) гарантии профсоюзных представителей; 3) обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов; 4) гарантии имущественных прав профсоюзов; 5) гарантии защиты прав профсоюзов.
Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа
Работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, социально-партнерским соглашением. Трудовой кодекс РФ установил два вида процедур, образующих порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации: 1) при принятии локальных нормативных актов и 2) при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Работодатель должен перед принятием решения направить проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения. При недостижении согласия выборный орган первичной профсоюзной организации может обжаловать принятый локальный акт в государственную инспекцию труда или в суд или начать процедуру коллективного трудового спора. Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения. Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя включает следующие процедуры. При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в случаях сокращения численности или штата, несоответствия должности или неоднократного нарушения трудовых обязанностей работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. В случае, если профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжало Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|