Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие занятости и безработного гражданина.





 

Закон о занятости населения закрепляет право каждого на полную, продуктивную и свободно избранную занятость (часть 1 статьи 5).

Право на занятость следует рассматривать как сложное образование, состоящее из неразрывного единства нескольких элементов:

а) оно означает, что государство создает условия, в которых гражданин самостоятельно определяет сферу своей деятельности;

б) свобода выбора гражданином вида занятости не ограничивается;

в) гражданин, в предусмотренных Законом случаях, вправе требовать получения работы или содействия в получении работы через органы службы занятости.

Таким образом, право гражданина на занятость в общей форме можно определить как право каждого свободно реализовать свои способности к труду или выполнению иной деятельности в трудовых и (или) иных правоотношениях, в рамках которых гражданин признается занятым, а также право требовать в предусмотренных законом случаях содействия специализированных органов государственной власти в обеспечении занятости.

Наука трудового права рассматривает занятость в двух аспектах.

В широком смысле занятость включает в себя все виды общественно полезной деятельности граждан, приносящие, как правило, заработок (трудовой доход). В этом смысле в категорию занятости входит не только трудовая, но и иная деятельность (обучение в высшем учебном заведении и др.).

В узком смысле занятость понимается как трудовая деятельность по найму или по другим основаниям, приносящая регулярный доход. Сюда следует относить только работу по трудовому договору на любых условиях, в том числе оплачиваемую работу, выполняемую на основании актов назначения, утверждения и избрания на должность, членство в производственном кооперативе и других хозяйственных объединениях, основанных на личном участии в труде, государственную службу и иную оплачиваемую работу.



Закон о занятости населения воспринял широкую трактовку занятости определив в статье 1, что занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая как правило, им заработок, трудовой доход.

Анализ законодательства о занятости населения позволяет выделить следующие три группы занятых граждан:

1) лица, осуществляющие трудовую деятельность (в широком смысле) как в сфере общественного, так и личного труда. Сюда входят:

лица, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;

лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации или лицензированию;

лица, являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства;

лица, занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам, а также выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющимся членами производственных кооперативов (артелей);

граждане избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность, а также проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

2) занятые иными видами общественно полезной деятельности. К ним могут быть отнесены лица, проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

3) лица, не осуществляющие какой-либо деятельности, но признаваемые занятыми в силу Закона. К ним относятся:

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

лица, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Классификации занятости.

Существует несколько классификаций занятости по различным основаниям.

1) Классификация занятости на основе полноты охвата трудоспособного населения в целом. При классификации занятости по этому основанию можно выделить:

а) полную занятость, то есть занятость населения при наличии естественного уровня безработицы, подверженного колебанию в зависимости от социально-экономического положения страны;

б) неполную занятость – занятость, при которой превышен естественный уровень безработицы[110].

2) Применительно к конкретному гражданину можно выделить полную занятость, когда он занят полное рабочее время с получением соответствующего вознаграждения, неполную занятость, которая, в свою очередь, классифицируется на добровольную и вынужденную (частичную безработицу), и незанятость, также добровольную или вынужденную (полную безработицу)[111].

 

Понятие безработного.

Конвенция МОТ № 168 от 01.06.1988 «О содействии занятости и защите от безработицы» определяет безработного как лицо способное трудиться, потерявшее заработок по причине невозможности получить подходящую работу, готовое трудиться и действительно ищущее работу.

В России законодательное определение понятия безработный, дается в статье 3 Закона о занятости населения, где говорится, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Таким образом, из легального определения вытекает, что для признания гражданина безработным необходимо соблюдение нескольких обязательных условий.

Во-первых, гражданин должен быть трудоспособным.

Закон о занятости населения устанавливает начальный «порог» трудоспособности в 16 лет. Именно с этого возраста, при наличии иных условий, гражданин может быть признан безработным. Указанный возраст, согласно статье 63 Трудового кодекса является, по общему правилу, моментом возникновения трудовой правоспособности работника.

Верхний предел трудоспособного возраста – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, поскольку с указанного возраста граждане Российской Федерации имеют право на трудовую пенсию на общих основаниях согласно Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ»[112]. В случае, если гражданину в соответствие с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости в более раннем возрасте, то с момента выплаты пенсии по старости гражданин не может быть признан безработным.

Во-вторых, гражданин для того, чтобы быть признанным безработным, не должен иметь работы и заработка.

Третьим признаком безработного является готовность приступить к подходящей работе. Юридически готовность работника приступить к подходящей работе подтверждается только тогда, когда гражданин дает согласие на одну из предлагаемых подходящих работ.

Четвертым признаком безработного является регистрация гражданина в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для граждан:

впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);

уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Подходящей не может считаться работа, если:

она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

Последнее положение о размере среднего заработка не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации.

 

Процедура регистрации гражданина в качестве безработного в органах службы занятости определена Законом о занятости населения в РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы»[113] и детализирована Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным приказом Минзравсоцразвития России от 30.09.2010 № 847н (зарегистрировано в Минюсте России 28.10.2010 № 18844)[114].

Процедура регистрации гражданина в качестве безработного включает несколько этапов:

1) регистрация гражданина в целях поиска подходящей работы;

2) регистрация гражданина в качестве безработного;

3) перерегистрация гражданина в качестве безработного;

4) снятие гражданина с регистрационного учета в качестве безработного.

Для регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы необходимо представить в орган службы занятости:

паспорт или документ, его заменяющий;

трудовую книжку или документ, ее заменяющий;

документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию;

справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;

индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

Лица, впервые ищущие работу и не имеющих профессии (специальности) вместо трудовой книжки, документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию, и справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы представляют в орган службы занятости документ об образовании.

В течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы орган службы занятости осуществляет мероприятия по поиску и предложению такому гражданину вариантов подходящей работы.

В случае невозможности предоставления гражданину подходящей работы в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы, а также в случае, если в течение этого периода гражданин не был трудоустроен орган службы занятости принимает решения о признании гражданина безработным. При этом, такое решение не может быть принято ранее чем через 11 дней после представления всех документов.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным оформляется приказом государственного учреждения службы занятости населения, который приобщается к личному делу такого гражданина.

Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости);

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах занятости населения в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости населения для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в этот орган для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

являющиеся занятыми в соответствии с статьей 2 Закона о занятости населения в РФ.

Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в государственные учреждения службы занятости населения для решения вопроса о признании их безработными через один месяц со дня принятия решения об отказе в признании указанных граждан безработными.

Граждане, зарегистрированные в качестве безработных, проходят перерегистрацию в установленные органами службы занятости населения сроки, но не более двух раз в месяц.

Перерегистрация безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при условии предъявления гражданами:

паспорта или документа, его заменяющего;

трудовой книжки или документа, ее заменяющего;

индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

Безработные граждане, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), при перерегистрации, вместо трудовой книжки предъявляют документ об образовании.

Снятие гражданина с регистрационного учета в качестве безработного осуществляется органами службы занятости населения в случаях:

признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона о занятости населения в РФ;

прохождения профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению органа службы занятости населения с выплатой стипендии;

длительной (более месяца) неявки в государственные учреждения службы занятости населения без уважительных причин;

переезда в другую местность;

попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

осуждения к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ;

отказа от посредничества органа службы занятости населения (по личному письменному заявлению гражданина);

смерти.

Граждане, снятые с регистрационного учета в качестве безработных, уведомляются органами службы занятости населения о снятии их с регистрационного учета в качестве безработных в письменной форме.

 









ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.