|
Описание общины в Северо-Западных провинциях ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Следует помнить, что первоначально эти общины объединяли своих членов на основе совместного жительства и обработки земли и что сейчас каждый из них является полным владельцем своего маленького земельного участка, доставшегося ему от отца, который он обрабатывает сам и за который платит правительству установленную долю своего дохода. Об узах, которые связывают его с общиной, в которой он родился, об общих законах деревенской общины мы скажем позднее... Права этого земледельца определены и гарантированы. Владение землей превращается в наследственное на основе обычного права давности обработки земли. Такое положение выгодно и помещику. Он охотно установит неизменную ставку арендной платы и даже уменьшит ее величину для подобных землевладельцев, исходя из того, что от этого поступление арендной платы в его пользу станет более точным и регулярным. При последнем определении размера налогообложения правительство провело проверку прав таких арендаторов и установило различие между наследственными и ненаследственными арендаторами. Теперь наследственный арендатор знает, что он уже не бесправный арендатор, которого можно согнать с земли без всякого предупреждения, что до тех пор, пока он будет исправно платить арендную плату, он будет владеть своим участком земли и что единственной законной причиной лишения его этого участка является неуплата им установленной ренты. Полное паттидари1. Земли всей маузы, или общины, находятся в общем владении группы собственников. Они все избирают из своей' среды старост, носящих название ламбердаров... Каждый член общины имеет свой собственный земельный надел, который он сам обрабатывает и за который платит правительству установленную часть земельного налога... Если один или несколько общинников покинут село или оставят свои наделы необработанными, то их должны обрабатывать остальные члены общины; во всяком случае, независимо от того, станет ли община обрабатывать эти участки или нет, ей придется платить правительству долю налога, причитающуюся с отсутствующих... Неполное паттидари2. Рента или доход от земли, находящейся в общем владении, в первую очередь идет на покрытие налога, причитающегося правительству. Если после этого останутся излишки, что случается не так часто, они распределяются между владельцами в соответствии с величиной и значением каждого надела. Если, как это случается обычно, имеется дефицит, то есть полученной ренты окажется недостаточно для уплаты земельного налога и останется сумма, которую нужно возместить, то эта сумма собирается путем раскладки. Каждый общинник платит в соответствии с вели- 1 Паттидарами в Индии назывались полноправные члены сельской общины, наследственно владевшие участками общинной земли. Полное паттидари, когда вся земля общины поделена между паттидарами. 2 Неполное паттидари, когда одна часть земли находится в общей собственности общины, другая — поделена между паттидарами. чиной своего владения. Эта раскладка известна под разными названиями, такими, как баччх, дхарбаччх, бигадан. При этом порядке владения существует общая ответственность, такая же, как и при полном паттидари. Оба типа владения ' во многих частях страны называют бхаичара, или братство. При обоих типах владения существуют разные манориальные права, которыми обычно обладает все братство. К ним относятся права на нераспаханные земли, где можно косить траву и рубить лес; на естественные и искусственные водоемы, такие, как резервуары и болота, откуда можно брать воду для орошения; на сохранившиеся древние рощи и сады с их фруктовыми деревьями и строевым лесом; на получение платы за имеющуюся в деревне землю, пригодную для возведения построек2; на получение поборов с разного рода пришельцев, с ремесленников и рабочих, которым разрешено жить в деревне и заниматься своим ремеслом; на получение небольшой платы с торговцев, съезжающихся на ярмарки, время от времени происходящие в деревне; на получение арендной платы за землю, которую некоторые касты используют для добычи селитры, производства глиняной посуды и т. д. Этот список манориальных прав отнюдь не претендует на исчерпывающее перечисление дополнительных доходов, существующих в этих местностях... Такие дополнительные доходы общины распределяются обычно [между паттидарами] в соответствии с величиной надела, но решающую роль играют при этом местные правила. Подобным же образом община должна совместно оплачивать и случающиеся расходы. К ним относятся оплата деревенской полиции, раздача милостыни, судебные издержки, покрытие расходов членов общины, ведущих общественные дела, и так далее. Не следует забывать, что владения обоих типов паттидари часто бывают подразделены. 1 Т. е. полное и неполное паттидари. 2 «Каждый житель, не занимающийся сельским хозяйством, за исключением факиров, чамаров и еще одной или двух других каст, в настоящее время обязан платить этот побор, который является видом ренты за землю, занимаемую его домом. Он очень напоминает побор «мохтурфа», существующий в Доабе. В этом районе (Панипатском), где обработка земли является основным занятием, все жители, не занимающиеся земледелием, за исключением общинных ремесленников и других лиц, обслуживающих потребности собственников, с земледельческой точки зрения являются невыгодными членами общины... Присутствие подобных людей, которые занимают землю своими домами, содержат скот и требуют защиты их собственности, делает для общины необходимым содержание большого числа деревенских полицейских. Поэтому небольшая плата в размере 1—2 рупий с каждого дома не представляется чрезмерной ценой за все те привилегии и льготы, которыми пользуется этот класс жителей. Поступления от этого баччха (побора) обычно идут на уплату деревенских расходов» (из примечания к статье. — А. О.). Первое подразделение общины называется тхоком. Оно в свою очередь подразделяется на бехри, а последние — на патти. Эти подразделения не оказывают ровно никакого влияния на целостность устройства и единство интересов всех членов общины. Они возникают по мере роста семьи и появления основателей отдельных родов. Фактически каждое подразделение является ответвлением единого генеалогического дерева. Устройство братства [общины] становится благодаря этому более сложным, и как бы возникает разделение интересов и ответственности, для регулирования которых община по общему согласию вырабатывает специальные правила. Например, при неплатежеспособности одного члена коллектива, составляющего подразделение патти, или при освобождении земельного участка в том или ином патти обязанность покрыть недоимку лежит прежде всего на коллективе владельцев, входящих в подразделение патти; членам же этого коллектива принадлежит преимущественно право занять освободившийся участок. Если патти окажется не способным покрыть недостачу, это становится обязанностью бехри. Если и бехри будет не в состоянии выполнить это, его обязанность падает на тхок, в состав которого входит данное бехри, а при неплатежеспособности тхока недостачу покрывает община в целом. Так же обстоит дело и с правом преимущественной покупки: ни один общинник не может отдать свой надел в чужие руки прежде, чем он предложит его членам общины, к которой он принадлежит. Если община или кто-нибудь из ее членов готовы принять те условия, которые принимает посторонний, они имеют преимущественное право приобретения. Совершенно очевидно, что эта отличительная черта владения паттидари имеет весьма консервативное влияние. Этот принцип специально учрежден актом I от 1841 г.1 ...При недоимке по налогу правительство обычно передает надел недоимщика на ряд лет одному из платежеспособных общинников, а иногда продает его в соответствии с актом I от 1841 г. Во всех случаях перемены владельца налоговые власти следуют местному обычаю и предлагают этот надел сначала членам коллектива, составляющим патти, потом бехри и т. д. Более того, все, что было сказано относительно общей собственности и общих расходов, может быть отнесено как к коллективу, составляющему любое из вышеуказанных 1 По статье IV этого акта, если участок земли продается с аукциона постороннему человеку, то любой паттидар или другой член общины, за которым не числится недоимок, может требовать продажи ему этого земельного участка за ту цену, которая предложена последним, если подобное требование на основе права преимущественной покупки сделано вдень аукциона (из примечания автора статьи.— А. О.). подразделений, так и ко всему братству, или общине. Каждое подразделение может иметь свое особое владение, а также обладать своей долей в общем владении общины. По своему внутреннему устройству подразделение может быть миниатюрной копией всей общины. Оно может иметь собственную землю, свою ответственность по налогу, собственного старосту (ламбердара), совладельцев и землевладельцев, собственные статьи прихода и расхода, собственные усадьбы и дома, собственные сады, пустоши, водоемы и лес. Члены общины тем не менее сохраняют узы, связывающие их братство. Они по-прежнему связаны с отцовским родом, ответвлениями которого они являются. Продолжают сохранять некоторые права в центральной деревне, где в более опасные времена под защитой деревенской крепости, возможно, укрывалась вся община и все те группы общинников, которые из-за отдаленности своих полей отделились в более мирные времена от этой центральной деревни и построили себе новый поселок, расположенный ближе к месту их сельскохозяйственных работ. Возможно, они все еще претендуют на долю в ряде дополнительных доходов, например от ярмарок, происходящих в центральной деревне, и по-прежнему платят свою долю местных и случайных расходов. Нам кажется, что наилучшие образцы таких огромных общин были (и их можно найти там и сейчас) в Бунделкханде'. Еще одна черта этих коллективных владений заслуживает внимания. Доля каждого совладельца в земле и налоге устанавливается при очередном пересмотре ставок земельного налога. Таким образом, предполагается, что соглашения, 1 «Создать правильное представление об их огромнейших площадях едва ли можно, не приведя нескольких примеров. Путарская мауза (мау-за — село со всеми своими угодьями. — А. О.) Хаммирпурской парганы (паргана — административный район, являющийся частью округа (дистрикта).— А. О.), занимает 9394 кв. миль. Она делится на 12 бехри и 47 патти, а число его паттидаров равно 157. Гоиндская мауза в Джелару-ре — другое знаменитое владение бхаичара, площадь которого равняется 12 033 акрам, а число паттидаров — 395 человекам. Но самым замечательным из всех деревень типа бхаичара является село Кхурела Хае, которому принадлежит 18 260 акров (что составляет около 28,5 кв. миль), из числа которых 1090 не пригодно для обработки. Хотя вся эта земля разделена на шесть тхоков, каждый из которых подразделен на патти, она всегда рассматривалась как единое владение. Число заминдаров (заминдар — в данном случае синоним полноправного общинника.— А. О.) достигает 379, и для их созыва во время сбора доходов бьют в барабан на холме, возвышающемся над территорией общины. Приведенные примеры — не исключение. Только в одной паргане Джелапур Кхурела имеется 11 деревень со средней площадью в 7294 акра и 34 — со средней площадью в 5111 акров. Во всем Канпурском дистрикте имеется лишь три деревни, занимающие площадь меньше 5000 акров... Однако наиболее крупные из этих общин ко времени введения налога уже распались, а некоторые из их главных подразделений, так же как тхоки и т. п., оформились в отдельные махалы» (из примечания к статье. — А. О.). заключенные совладельцами между собой, должны сохранять силу в течение всего налогового периода, то есть 30 лет, при всех обстоятельствах, кроме тех случаев, когда их пересмотра потребует крайняя необходимость. Однако год на год не приходится: бывают засухи, меняется плодородие почвы. Искусство и энергия землевладельцев столь же неопределенны и изменчивы. Некоторые подразделения общины, которые были в цветущем состоянии во время пересмотра ставок земельного налога, уже по прошествии нескольких лет не в состоянии платить установленный налог. Более удачливые подразделения легко несут свое налоговое бремя и повышают свое благосостояние, в то время как другие разоряются. Возникает зависть, которая обостряется муками нищеты. Бедные, измученные члены тхока требуют перераспределения расходов и молят, чтобы хоть часть бремени, которая лежит на них, была снята с их ослабевших плеч и переложена на спину их более сильного соседа. В некоторых районах Бун-делкханда владения типа паттидари имеют, кроме этого, еще одну особенность, заключающуюся в том, что предусматривается периодическое перераспределение земельного налога среди совладельцев в соответствии с изменением доходности их земельных участков. Таким образом, хотя величина дохода, установленного для всего общинного владения, не может изменяться, однако она может изменяться для отдельного подразделения. В некоторых местах перераспределение налогов обычно производится ежегодно. Обезземеливание общинников Многие туземные служащие правительственного аппарата или их друзья скупали общинные земли, продаваемые за недоимки с аукциона, платя за них номинальную цену... Общинники же подобно бесправным арендаторам были отданы на милость бесчестных покупателей. При этом им не обеспечивалась возможность полюбовного урегулирования вопроса о пользовании землей и о ренте, которую они должны были платить. Стоит ли тогда удивляться, если пылкие раджпуты часто принимали свои собственные меры для восстановления справедливости, если они отказывались подчиниться принудительному лишению их всего того, чем они обладали в течение многих столетий, и решали споры с этими захватчиками земли, прибегая к открытому насилию или к ночным убийствам?
Описание пыток, применявшихся колониальными властями при сборе налога в Мадрасской провинции Человеку не давали ни питья, ни еды; не давали спать; надевали на шею ожерелье из костей (наказание особенно оскорбительное для индуса); заставляли стоять на корточках, подложив под пятки острые черепки или камешки; били по голове недоимщика головою другого такого же недоимщика; связывали двух человек за волосы и заставляли их стоять в согнутом положении; согнув человека, привязывали в таком виде к колесу повозки; привязывали человека к хвосту осла и водили по базару; заставляли человека стоять в согнутом положении, привязав к его спине другого человека; привязывали недоимщика к дереву и с помощью веревки, перекинутой через другое дерево, тянули его ногу вверх; подвешивали человека за кисти рук и пороли. Насколько я помню, в отчете ' отмечается, что одна женщина умерла, будучи подвергнутой подобной пытке. Человека привязывали к дереву и зажигали костер, чтобы вызвать удушье; ставили под палящими лучами солнца и с помощью плети заставляли вертеть особым образом головой (местные налоговые чиновники называли это «изгнанием дьявола»); подвешивали за руки, связанные за спиной, — пытка, которая, как я полагаю, в индийской практике называется «страппадо»; погружали в колодезь или речку иногда по самый рот, а иногда и с головою; прикладывали к животу или другим, еще более чувствительным частям тела кокосовый орех, наполненный жучками-короедами или другими такого же рода насекомыми; били дубинками с такой жестокостью, что у жертвы вывихивались суставы; загоняли большой палец ноги в дуло мушкета и заставляли человека стоять в таком положении в течение многих часов; клали на грудь жертвы деревянный шест, на концах которого сидело по человеку, и вызывали таким образом удушье (я слышал, что эта пытка продолжалась, пока у человека не вываливался язык изо рта); затягивали члены веревками с тем, чтобы нарушить кровообращение, и усиливали эту пытку, прикладывая к телу красный перец, соль и горчицу... Недоимщика клали лицом кверху на пень так, чтобы он не мог достать пятками до земли, и оставляли жертву лежать в такой позе под дневным солнцем и в ночную сырость и холод. Затем имеется пытка путем поднимания жертвы за усы или вырывания усов — пытка не только крайне мучительная, но и унизительная для мужчины; человека сажали в муравейник красных муравьев —тоже очень мучительная пытка; сдавливали перекрещенные паль- 1 Имеется в виду отчет правительственной комиссии. цы; зажимали пальцы, загоняя их в трещину бамбука; пытали при помощи «китти» — инструмента, которым у жертвы постепенно выгибали спину назад, пока боль не становилась невыносимой; щипали тело с внутренней стороны бедер; отрывали куски мяса деревянными или железными щипцами; били деревянными молотками по суставам; пороли самыми разнообразными орудиями по всем частям тела с такой жестокостью, что иногда жертвы умирали под пыткой (на странице 80 отчета г-н Лушингтон упоминает случай, когда за неуплату налога человек был запорот до смерти); обертывали пальцы тряпками, а затем поджигали их; прижигали разные части тела сигаретой или большими раскаленными иглами; надевали раскаленные железные кандалы; обертывали тело тканью, пропитанной маслом, а затем поджигали ее; сжимали наиболее чувствительные части тела; загоняли шипы под ногти; насыпали кайенский перец в ноздри, глаза и на другие части тела; щипали женские груди щипцами, сделанными из бамбука. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|