|
НовосибирскИЙ государственнЫЙ УНИВЕРСИТЕТСтр 1 из 2Следующая ⇒ Экономики и управления – «НИНХ»
ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
По специальности 080507.65 «Менеджмент организации» для студентов очной и заочной форм обучения
Новосибирск 2010
Программа преддипломной практики рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Управления 25 октября 2010г, протокол № 3.
Составитель к.э.н. Артемова С.А. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................4
1. Преддипломная практика: общие положения......................................................5 2. Преддипломная практика: руководство................................................................- 3. Преддипломная практика: место прохождения...................................................8 4. Преддипломная практика: права и обязанности студента..................................9 5. Преддипломная практика: выбор темы и составление задания..........................- 6. Преддипломная практика: содержание (программа практики)........................10 7. Отчет о преддипломной практике: оформление и защита................................16
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Бланк заявления о месте прохождения преддипломной практики ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Бланк задания на преддипломную практику ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Бланк титульного листа отчета о преддипломной практике ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Образец оформления отзыва о прохождении преддипломной практики ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Инструменты и методы, рекомендуемые для выполнения отчета по преддипломной практике ВВЕДЕНИЕ
Данные методические указания конкретизируют существующие и устанавливают дополнительные требования со стороны выпускающей кафедры к подготовке, организации и проведению итоговой государственной аттестации выпускников, а именно требования к содержанию, организации и проведению преддипломной практики студентов, обучающихся по специальности 080507.65 «Менеджмент организации». Методические указания составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом Минобразования России от 17.03.2000; Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России №1155 от 25.03.2003; Положением об итоговой государственной аттестации выпускников НГУЭУ – «НИНХ». 1. Преддипломная практика: общие положения
Целью преддипломной практики является закрепление в практической деятельности знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе обучения, а также сбор информации для дипломного проектирования по выбранной теме в соответствии с заданием, полученным от научного руководителя. Студент в период прохождения преддипломной практики должен собрать первичную информацию: статистический материал, выписки из служебной документации предприятия, инструктивных материалов, методических указаний, нормативных документов, постановлений, должностных инструкций и других источников, действующих в настоящее время и регламентирующих работу фирм, предприятий организаций. Студенты, не прошедшие преддипломную практику вне зависимости от причин не допускаются к защите дипломного проекта. На заключительном этапе преддипломной практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достаточность и достоверность для выполнения дипломного проекта, оформить отчет по практике. Общая продолжительность практики устанавливается учебным планом подготовки специалистов. 2. Преддипломная практика: руководство
Организация и учебно-методическое руководство преддипломной практикой студентов осуществляются выпускающей кафедрой. Руководителем практики от университета назначается преподаватель выпускающей кафедры, который в дальнейшем будет руководить выполнением дипломного проекта. Руководитель преддипломной практики от университета: · своевременно оповещает студентов о сроках прохождения практики; · проводит консультации со студентами перед практикой; · устанавливает связь с руководителем практики от организации и совместно с ним разрабатывает тематику индивидуальных заданий в соответствии с темами дипломного проектирования; · принимает участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ; · выдает в соответствии с программой преддипломной практики студенту задание на практику и календарный план; · ставит перед студентом ряд проблемных вопросов, которые требуется решить в период прохождения практики; · оказывает научно-методическую помощь студенту, рекомендует основную и дополнительную литературу; · проводит индивидуальные консультации по вопросам практики и составления отчета о преддипломной практике; · отслеживает своевременность представления отчета по практике студентом; · обращает внимание студента на необходимость детального анализа деятельности предприятия и необходимости письменно отразить свои замечания; · обращает внимание на соответствие задания руководителя и содержания представленного отчета; · проверяет качество работы студента и контролирует выполнение им задания и календарного плана; · по окончании практики оценивает работу студента и принимает зачет по преддипломной практике. В качестве руководителя практики от организации выступают сотрудники кадровых служб, непосредственные руководители или работники подразделений, где студенты проходят практику. При этом необходимо учесть, что финансовые взаимоотношения по поводу руководства практикой между сотрудником организации и НГУЭУ, как правило, не оформляются. Поэтому руководство практикой студентов от предприятия осуществляется на общественных началах или за счет внутренних ресурсов предприятия. Предприятия, учреждения и организации, являющиеся базами практики: · организуют и проводят практику студентов в соответствии с программами практики; · представляют в соответствии с программой студентам места практики, обеспечивающие наибольшую эффективность прохождения практики; · создают необходимые условия для получения студентами знаний по специальности в области технологии, экономики и организации, планирования и управления производством, научной организации труда, организации научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ; · обеспечивают соблюдение согласованных с университетом календарных графиков прохождения практики; · предоставляют студентам-практикантам возможность пользоваться имеющейся литературой, технической и другой документацией; · оказывают помощь в подборе материалов для дипломных проектов; · проводят обязательные инструктажи по охране труда и технике безопасности: вводный и на рабочем месте с оформлением установленной документации. В необходимых случаях проводят обучение студентов-практикантов безопасным методам работы; · обеспечивают и контролируют соблюдение студентами-практикантами правил внутреннего трудового распорядка, установленных в организации, в том числе времени начала и окончания работы. Руководитель практики студентов от предприятия, учреждения, организации, осуществляющий общее руководство практикой: · подбирает опытных специалистов для проведения консультаций в цехе, отделе, лаборатории, подразделении; · совместно с руководителем от кафедры Управления организует и контролирует прохождение практики в соответствии с программой и утвержденными графиками; · обеспечивает качественное проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности; · контролирует соблюдение практикантами производственной дисциплины и сообщает руководству кафедры обо всех случаях нарушения студентами правил внутреннего трудового распорядка и наложенных на них дисциплинарных взысканий; · осуществляет учет работы студентов-практикантов; · организует совместно с руководителями практики от кафедры перемещение студентов по рабочим местам; · отчитывается перед руководством организации за уровень проведения практики. Оценка по практике приравнивается к оценке (дифференцированному зачету) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, обязаны согласовать сроки прохождения практики с руководителем от НГУЭУ. Студенты, не выполнившие программы практики без уважительной причины к моменту итогового междисциплинарного экзамена, или получившие отрицательную оценку, отчисляются из учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом ВУЗа.
3. Преддипломная практика: место прохождения
Местом прохождения преддипломной практики может быть выбрана организация любой формы собственности в любой сфере деятельности (промышленные и торговые предприятия, финансовые организации, фирмы, агентства, муниципальные, областные, окружные или федеральные структуры и пр.), в которой студенту обеспечивается доступ к информации для выполнения дипломного проекта по выбранной теме. При этом желательно, чтобы студент-практикант: · был знаком с выбранной организацией ранее, т.е. проходил практику на младших курсах; · имел возможность трудоустройства в выбранной организации. Студент находит место прохождения практики самостоятельно и обязательно сообщает руководителю практики от кафедры следующие данные: · полное наименование организации; · фамилию, имя, отчество и контактный телефон руководителя практики от предприятия; · название подразделения, где студент будет проходить практику. Если студент не имеет возможности устроиться на практику самостоятельно, он должен не менее чем за 10 дней до начала практики в письменной форме сообщить об этом руководителю практики от кафедры и руководству Института менеджмента и коммерции (Института заочного обучения). В этом случае кафедра и институт окажут студенту посильную помощь в поиске места практики. Место прохождения практики должно совпадать с организацией, на базе которой будет выполняться дипломный проект. Место прохождения практики фиксируется в заявлении (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и впоследствии не меняется.
4. Преддипломная практика: права и обязанности студента
В период прохождения преддипломной практики студент имеет право: · получать необходимую информацию для выполнения задания на преддипломную практику, а также для выполнения дипломного проекта; · пользоваться библиотекой предприятия и с разрешения главных специалистов и руководителей подразделений информационными фондами и техническими архивами предприятия; · получать компетентную консультацию специалистов предприятия по вопросам, предусмотренным заданием на практику и дипломное проектирование; · с разрешения руководителя преддипломной практики от предприятия и руководителя подразделения пользоваться вычислительной и оргтехникой для обработки информации, связанной с выполнением задания на преддипломную практику и дипломное проектирование. В период прохождения преддипломной практики студент обязан: · полностью и самостоятельно выполнять задания, предусмотренные программой и заданием на преддипломную практику; · осуществить сбор, систематизацию, обработку и анализ первичной экономико-управленческой информации и иллюстративных материалов по теме дипломного проекта; · обеспечить необходимое качество и нести равную со штатными работниками ответственность за выполняемую работу по плану подразделения и ее результаты; · подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка, строго соблюдать правила охраны труда; · представить руководителю практики отчет о выполнении всех заданий и защитить его. К студенту, не выполнившему программу практики и задание в установленный срок, получившему отрицательный отзыв руководителя или неудовлетворительную оценку при защите, применяются санкции как к неуспевающему студенту, вплоть до отчисления из университета.
5. Преддипломная практика: выбор темы и составление задания
Задание на преддипломную практику формируется руководителем преддипломной практики от университета с участием студента, утверждается заведующим кафедрой и выдается индивидуально каждому студенту перед началом практики (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Задание должно включать ознакомление с вопросами управления и смежными областями экономики по направлению будущей тематики дипломного проектирования. При составлении задания необходимо учитывать направленность и фактические результаты производственной практики, успеваемость, желания и склонности студента, практические организационные и экономические возможности прохождения практики, место будущей работы студента. В задании должно быть сформулировано предварительное (рабочее) название темы будущего дипломного проекта.
6. Преддипломная практика: содержание (программа практики)
Студент в период прохождения практики должен собрать статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия, ознакомиться с информацией по теме ВКР, собрать и подготовить графический материал. Студенту рекомендуется ознакомиться с литературой, в которой освещается не только отечественный, но и зарубежный опыт деятельности предприятий. Необходимо изучить инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, действующие в настоящее время и регламентирующие работу предприятий. Намечаемая тема дипломного проекта в значительной степени определяет, какие вопросы, касающиеся деятельности предприятия, следует изучить вообще, а какие наиболее подробно. В целом программа преддипломной практики включает следующие разделы: 1. Общая характеристика предприятия. 2. Стратегический анализ внешней среды организации. 3. Анализ внутренней среды организации. 3.1. Организационная структура управления. 3.2. Управление производством. 3.3. Управление персоналом. 3.4. Информационная система управления. 3.5. Экономические службы и финансовое состояние предприятия. 3.6. Управление маркетингом. 4. Постановка задачи дипломного проектирования. Рассмотрим порядок подготовки разделов программы преддипломной практики. 1. Общая характеристика предприятия. Студент должен получить информацию и уточнить: · вид собственности; · отраслевую принадлежность; · местонахождение; · основные направления деятельности; · ассортимент продукции (услуг); · характеристику миссии организации, корпоративной, деловых и функциональных стратегий; · цели и задачи предприятия; · масштаб деятельности предприятия; · характер производственной кооперации, систему снабжения и сбыта, основных поставщиков, потребителей и конкурентов; · степень механизации и автоматизации производства и процессов управления; · уровень специализации, кооперирования и концентрации производства; · организационную структуру производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними); · производственную структуру предприятия (технологический аспект); · структуру персонала; · уровень организационной культуры. 2. Стратегический анализ внешней среды организации. В данном разделе необходимо собрать, обобщить и систематизировать информацию по следующим направлениям: · факторы и показатели макросреды исследуемого предприятия, имеющие для него первостепенное значение, влияющие на его функционирование и развитие. Состояние данных факторов и возможные изменения; · отрасль, в которой функционирует предприятие, состояние и динамика ключевых экономических характеристик; · конкурентная ситуация в отрасли, влияние основных конкурентных сил; · фирмы, занимающие сильные(слабые) конкурентные позиции в отрасли; · ключевые факторы успеха в отрасли. При подготовке данного раздела можно воспользоваться такими методами, как PEST-анализ, профиль среды, матрицы угроз и возможностей, модель пяти сил конкуренции М.Портера и др. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5). В результате проведенного анализа следует сделать выводы относительно агрессивности внешней среды предприятия, ее изменчивости, привлекательности отрасли, напряженности конкурентной борьбы. Итогом выполнения данного раздела должен стать список наиболее вероятных возможностей и угроз внешней среды организации. 3. Анализ внутренней среды организации. 3.1. Организационная структура управления. По данному разделу студент должен изучить: · организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы; · характер организационных отношений между структурными подразделениями; · компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения; · методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне; · структуру и функции аппарата управления предприятием; · регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями; · эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования. Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами организационных структур управления предприятия, его структурных подразделений (отдела, цеха и т. д.), на базе которых выполняется дипломный проект. Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры базового предприятия. 3.2. Управление производством. Данный раздел предполагает изучение: · производственной функции предприятия; · структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля; · оперативного планирования выпуска продукции; · нормирования труда и управления запасами; · календарного планирования и диспетчеризации производства; · мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора; · управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена. Студенту необходимо: · ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо, базовому производственному подразделению; · изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии; · проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов; · изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений; · проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность; · ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планированием товародвижения, выбором и оценкой каналов сбыта, формами организации торговли); · дать комплексную оценку организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия; · изучить систему управления маркетингом (на предприятиях с маркетинговыми службами) и дать ей оценку. 3.3. Управление персоналом. Необходимо изучить кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе: · профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала); · планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала); · процесс подбора кадров руководителей и специалистов; · систему материального и морального стимулирования; · функции управленческого персонала; · требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки; · систему работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.); · методы повышения эффективности управленческого труда. 3.4. Информационная система управления. По данному разделу студент должен изучить: · массивы информации; · коммуникационный процесс; · коммуникации между уровнями управления и подразделениями; · коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.); · характеристика общей схемы информационных потоков в организации; · информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации); · средства передачи и преобразования информации; · документооборот предприятия и его характеристика; · организация делопроизводства, рационализация документооборота предприятия; · пути устранения недостатков коммуникационного процесса; · совершенствование коммуникаций в организации. 3.5. Экономические службы и финансовый менеджмент. По этому разделу студенту необходимо: · изучить структуру и содержание деятельности экономических служб; · ознакомиться с системой цен на выпускаемую продукцию и методикой их формирования; · приобрести навыки составления финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия; · на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели финансового состояния предприятия; · изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности; · осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы; · внести предложения по выработке соответствующих управленческих решений в области ценообразования и финансов, по их реализации и контролю за выполнением принятых решений. 3.6. Управление маркетингом. Студент должен отразить в отчете: · задачи службы маркетинга; · систему организации службы маркетинга; · задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей предприятия; · структуру и функции маркетинговой информационной системы; · планирование продукции и товарную политику; · управление качеством товара; · стадии жизненного цикла товара и функции маркетинговых служб; · инновационную политику; · ассортиментную политику предприятия и направления его ассортиментной стратегии; · роль посредников в товародвижении; · условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта; · требования к торговым посредникам; · планирование продвижения товара на рынке; · коммуникационную политику предприятия; · основные методы реализации продукции (услуг); · стратегию и тактику предприятия в области рекламы и ее эффективность; · инструменты стимулирования сбыта; · факторы, определяющие решения по ценам; · ценовые гарантии и особые соглашения; · определение цен на новые изделия и их поведение на рынке; · систему оценки эффективности деятельности маркетинговых служб предприятия; · предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия. Для осуществления анализа внутренней среды предприятия по вышеозначенным разделам следует воспользоваться такими методами, как: SNW-анализ, «цепочка ценности» М.Портера, SPIDER-MAP, инструменты портфельного анализа (матрицы БКГ, GE-McKincey, Shell, Ансоффа, Абеля и др.) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5). В результате выполнения третьего раздела программы преддипломной практики студент должен сформулировать сильные и слабые стороны предприятия, а также выделить проблемы, препятствующие его развитию. В результате анализа должно быть построено укрупненное дерево проблем в деятельности предприятия, настоящих и прогнозируемых. На основании этого перечня должна быть выбрана та проблема, решение которой станет целью дипломного проекта. 4. Постановка задачи дипломного проектирования. В процессе выполнения данного раздела студент должен: · сопоставить возможности и угрозы внешней среды с сильными и слабыми сторонами предприятия на матрице SWOT-анализа, проанализировать образовавшиеся пары; · сформулировать основные направления развития организации (на основе SWOT-анализа); · выделить проблемы, возникающие у предприятия при выборе того или иного пути развития; · сформулировать приоритетную проблему, на решение которой будет направлено дипломное проектирование; · разработать альтернативные пути решения приоритетной проблемы. Инструменты анализа, которыми студент может воспользоваться при обработке собранных материалов и подготовке отчета о преддипломной практике, приведены в ПРИЛОЖЕНИИ 5.
7. Отчет о преддипломной практике: оформление и защита
По завершении практики студент в недельный срок представляет на выпускающую кафедру отзыв о прохождении преддипломной практики и отчет о преддипломной практике (см. ПРИЛОЖЕНИЯ 3, 4). В отзыве от руководителя практики от организации должно быть сделано общее заключение о работе студента, оцененной по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Отзыв заверяется подписью руководителя с указанием подразделения и должности, печатью организации. На заключительном этапе практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достаточность и достоверность для выполнения дипломного проекта, оформить отчет. То есть отчет должен содержать комплекс исходных материалов, необходимых для планомерного и обоснованного выполнения дипломного проекта. Отчет о преддипломной практике составляется по основным разделам программы (см. п.6.) с учетом индивидуального задания. При этом в отчете должна фигурировать не первичная, а обработанная и проанализированная информация в виде таблиц, графиков, рисунков, схем и т.д. с соответствующими ссылками и комментариями, которые составляют практическую базу для дипломного проекта. Руководитель дипломного проекта оценивает достаточность собранной информации и по окончании преддипломной практики дает свое заключение ("достаточно"/"недостаточно"), которое прилагается к отчету по практике. Отчет по практике должен иметь четкое построение, логическую последовательность и конкретность изложения материала, обоснованность выводов и рекомендаций. Отчет в сброшюрованном виде должен содержать: Титульный лист. Оформляется по утвержденной форме (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Задание на преддипломную практику. Оформляется по утвержденной форме (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Отзыв о прохождении преддипломной практики. Оформляется по утвержденной форме (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Содержание. Наименование всех разделов отчета с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Введение. Излагается содержание практики: должностные обязанности студента, вопросы, с которыми ознакомился. Обоснование актуальности темы дипломного проекта (рабочее название темы указывается в задании на практику и на титульном листе отчета о практике). Определяются цель, объект, предмет, и задачи будущей работы. Объем – 1-2 страницы. 1. Общая характеристика предприятия (см. п.6). Объем – 2-5 страниц. 2. Анализ внешней среды (см. п.6). Объем – 5-8 страниц. 3. Анализ деятельности предприятия за 3-5 лет (см. п.6). Объем – 5-10 страниц. 4. Постановка задачи дипломного проектирования (см. п.6) Объем – 3-5 страниц. Заключение. В виде тезисов подводятся итоги по практике, сбору и анализу фактического материала. Объем – 1-2 страницы. Список использованных источников. Приложения. Названия пунктов 1-4 (данные курсивом) и их объем могут быть иными; представленные формулировки отражают требуемое наполнение разделов. Совокупный объем отчета не должен превышать 30 страниц. Отчет должен быть написан таким образом, чтобы после незначительной литературной обработки текста и дополнений получилась вторая глава дипломного проекта с выводами. Оформление отчета должно осуществляться в полном соответствии с принятыми на кафедре правилами оформления работ студентов. Полностью оформленный отчет предоставляется руководителю практики. По результатам консультаций может быть уточнена формулировка темы дипломного проекта, намечается рабочий план, оформляется задание на дипломное проектирование. Защита отчета по практике назначается руководителем практики от университета в первую неделю после окончания практики и проводится на кафедре управления НГУЭУ. На представление отчета по практике студенту отводится 5-7 минут. Особое внимание должно быть уделено представлению результатов, определяющих цели и задачи дипломного проектирования. В ходе защиты студент должен ответить на поставленные вопросы. По итогам защиты выставляется оценка в зачетную книжку. В случае если отчет студента признается неудовлетворительным, то специальным решением кафедры студент может быть обязан пройти практику повторно. В противном случае защита дипломного проекта может быть перенесена на следующий год. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|