Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности предупреждения наркопреступности





Профилактика наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее – наркотиков), в российской государственной политике впервые определена как самостоятельное направление в 1993 году в Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации (раздел "Предупреждение незаконного потребления наркотических средств").

Федеральным законом Российской Федерации от 8 января 1998 года №3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", разработанным с учетом норм международного права, приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (далее – профилактика наркомании и предупреждение наркопреступности) закреплена на законодательном уровне как принцип государственной политики.

Политические подходы и управленческие модели решения вопросов сокращения спроса на наркотики определены в 1999 году в "Руководящих принципах и основных направлениях деятельности в Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на период до 2008 года".

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации в 2000 году рост потребления наркотиков назван угрозой физическому здоровью нации, а борьба с наркобизнесом определена как приоритетное направление противодействия преступности, которое должно реализовываться на основе общегосударственного комплекса мер.

Несмотря на актуальность требований этих нормативно-правовых актов и концептуальных документов, они не стали руководством к действию для государственных органов власти и органов местного самоуправления, а также субъектов информационного пространства и не исполняются в полном объеме.

Отсутствие адекватных и эффективных мер по профилактике наркомании и предупреждения наркопреступности, в условиях рыночной модели экономики привело к тому, что незаконное распространение наркотиков превратилось в широкомасштабную угрозу для государственной безопасности, здоровья и благополучия населения и встало в один ряд с такими угрозами национальной безопасности, как международный терроризм, оружие массового уничтожения, вооруженные региональные конфликты. Наркопреступность в России представляет собой угрозу всем видам безопасности: политической, социальной, экономической, информационной, личной и другим, а сама наркоситуация в стране приняла характер эпидемии, став непосредственной причиной ухудшения уровня здоровья людей и генофонда страны, сокращения численности населения.

Государство, реагируя на вызовы мировой наркопреступности, предприняло определенные шаги, обеспечив существенные изменения в приоритетах государственной политики, в международном сотрудничестве, в сфере контроля за наркотиками.

В рамках реализации новой государственной антинаркотической политики в 2003 году впервые в российской истории был создан ФСКН - специальный федеральный орган исполнительной власти, увеличивший как правоохранительный ресурс в реализации стратегического плана по коренному изменению методов борьбы с незаконным оборотом наркотиков, так и непосредственно осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, координации антинаркотической деятельности в стране, контролю и надзору в сфере оборота наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту.

В государстве созданы необходимые предпосылки для реализации эффективной государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, обеспечивающие позитивное изменение наркоситуации.

Реальная наркотическая ситуация, сложившаяся в стране, и созревшая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют необходимость выработки новых государственных подходов в определении целей и задач профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности на современном этапе развития России.

Основанием для разработки настоящей Концепции государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации (далее – Концепция) является необходимость изменения построения системы профилактики и организационных основ управления ею, включая меры, направленные на повышение эффективности всех ветвей власти, а также выработки критериев оценки деятельности по данному направлению.

Концепция представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по профилактике наркомании и предупреждению наркопреступности и исходит из неразрывной связи антинаркотической и социальной политики государства и их взаимообусловленности в плане перспектив реализации, а также понимания антинаркотического воспитания как неотъемлемой составной части общей системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Несмотря на принимаемые меры в Российской Федерации недопустимо высоким остается удельный вес (процент, доля) населения, участвующего в незаконном обороте и потреблении наркотиков. Наркоситуация это всегда – результат столкновения, борьбы интересов различных социальных групп. Интересы незаконного рынка наркотиков вступают в острейший конфликт с интересами государства и населения. Правовое, социальное государство на стороне тех, кто за общество "свободное от наркотиков" и это требует помимо проведения правоохранительных операций вовлечения в борьбу с наркоманией и наркопреступностью всего общества и его общественных институтов. Учитывая то, что в истории России наркомания, как социальное явление, не имеет достаточно глубоких исторических и психологических корней, она может быть успешно преодолена.

Исходя из научного понимания механизмов развития наркомании, незаконного распространения наркотиков в обществе и принудительного характера наркозависимости по отношению к индивидам, допустившим ее формирование, государство осуществляет меры контролирующего, ограничительного и принудительного характера, при этом профилактика наркомании способствует более полному и своевременному выявлению и привлечению лиц, потребляющих наркотики без назначения врача, к лечению и социально-медицинской реабилитации.

Антинаркотическая стратегия государства в целях обеспечения стабильности, устойчивого развития, реализации прав и законных интересов каждого гражданина, личности и общества основывается на следующих положениях:

· комплексность и неразрывная связь с деятельностью по сохранению психологического и физического здоровья нации при соблюдении принципов сбалансированного применения воспитательных и принудительных мер, скоординированного проведения просветительных, лечебно-реабилитационных и правоохранительных мероприятий;

· совершенствование системы межведомственного взаимодействия в сфере профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, поиск и развитие новых форм взаимодействия и сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов с населением;

· лечение больных наркоманией осуществляется исключительно в учреждениях государственной системы здравоохранения, с применением средств и методов, разрешенных федеральным органам исполнительной власти в области здравоохранения;

· государство имеет право применять принудительное лечение несовершеннолетнего (недееспособного) без его согласия, а для взрослого – в случае угрозы его жизни (передозировка или острое отравление) или жизни окружающих;

· недопустимость распространения и разъяснения знаний, взглядов, аморальных и неэтичных принципов, направленных на формирование наркотического образа жизни и позитивного отношения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также на легализацию наркотиков, то есть наркотической пропаганды во всем информационном пространстве;

· недопустимость применения форм и методов, облегчающих доступность наркотиков или их потребление при осуществлении профилактики распространения ВИЧ/СПИДа среди населения, включая инъекционных наркоманов;

· недопустимость ограничения гражданских прав и свобод лиц, больных наркоманией, находящихся в ремиссии и прекративших потребление наркотиков вследствие преодоления наркозависимости, если ее отсутствие официально подтверждено государственным учреждением здравоохранения.

Основными направлениями антинаркотической деятельности государства на сегодняшний день являются:

· профилактика наркомании и предупреждение наркопреступности;

· лечение наркомании и пресечение наркопреступности;

· реабилитация наркозависимых и исполнение наказания в отношении осужденных участников незаконного оборота наркотиков.

Стратегической целью деятельности государственного органа субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляющего профилактику наркомании и предупреждение наркопреступности, является "общество, свободное от наркотиков", а как практически поставленная среднесрочная задача – воздействие на наркоситуацию, приводящее к увеличению количества лиц, прекративших незаконное потребление наркотиков и снижению уровня наркопреступности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Для достижения этой цели в каждом субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) органам государственной власти необходимо решить следующие основные задачи:

· добиться сокращения удельного веса (доли, процента) несовершеннолетних, допустивших первую пробу наркотиков, а в последующем – их эпизодическое потребление в целях опьянения, по отношению к общей численности несовершеннолетнего населения административно-территориального образования;

· обеспечить полное выявление молодежи с опытом потребления наркотиков на ранних стадиях развития наркозависимости и увеличение количества тех из них, которых удалось удержать от формирования наркозависимости;

· добиться увеличения удельного веса (доли, процента) лиц, находящихся в ремиссии и прекративших незаконное потребление наркотиков, по отношению к общему количеству лиц, состоящих на учете с диагнозом "наркомания" в каждом административно-территориальном образовании.

Исходя из этой цели нужно решить несколько задач:

1. Совершенствование профилактики незаконного потребления наркотиков и наркозависимости. Профилактика незаконного потребления наркотиков и наркозависимости, как приоритетное направление в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных субъектов профилактической деятельности включает в себя комплекс мероприятий правового, политического, социально-психологического, экономического, медицинского, педагогического и иного характера, направленных на предупреждение причин и условий, способствующих возникновению наркомании.

Осуществление на федеральном, региональном и муниципальном уровне комплекса мероприятий по профилактике наркомании и предупреждения наркопреступности должно учитывать возможности макросоциального регулирования сложных психосоциальных и криминогенных явлений и опираться на постоянную оценку изменения наркоситуации, научный анализ данной проблемы, реалистичность и соответствие системе приоритетов, основанных на конкретных социально-экономических условиях региона.

Приоритетными задачами на федеральном уровне следует считать результативную работу Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту как межотраслевого органа управления; координацию выполнения действующей федеральной целевой программы, ее корректировку для решения возникающих неотложных задач и обеспечения интересов наркопораженных регионов, а также межрегиональных проблем в федеральных округах.

При реализации государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности в субъектах Российской Федерации, государственные органы и должностные лица должны обеспечивать уменьшение спроса на наркотики, опираться на общественные институты, квалифицированных специалистов в области профилактики, используя в повседневной деятельности и при решении стратегических задач программно-целевые методы, межведомственный подход, последние научные разработки в области управления, медицины, образования, психологии и других сферах, а также международный опыт.

Залогом успеха такого подхода должны стать своевременно принятые региональные и муниципальные целевые программы (планы), обязательность и контроль за их финансированием и исполнением, а также планомерная и целенаправленная работа региональных и муниципальных межведомственных антинаркотических комиссий и иных органов, деятельность которых включает профилактику незаконного потребления наркотиков.

Главной целью профилактической деятельности является раннее выявление потребителей наркотиков, снижение общего числа лиц, вовлеченных в наркотическую субкультуру, в том числе впервые попробовавших наркотики, эпизодически их потребляющих, заболевших наркоманией, а также состоящих на наркологическом учете, и проведение психосоциальной коррекции, направленной на изменение жизненных приоритетов и прекращение наркотизации.

Важнейшей задачей должно стать пресечение незаконного оборота наркотиков на территориях учебных заведений и разработка алгоритма профилактических действий руководителей и специалистов образовательных учреждений в ситуациях обоснованного подозрения учащегося в потреблении наркотиков, при получении достоверной информации об его причастности к незаконному обороту наркотиков или при обнаружении факта сбыта наркотиков иными лицами.

Кроме того, важно направить усилия на снижение доступности в местах досуга молодежи "клубных" наркотиков, на разъяснение опасности любых видов наркотических средств и психотропных веществ, при этом органам государственной власти и местного самоуправления, учреждениям культуры необходимо предусмотреть контролирующие меры, направленные на недопущение потребления наркотиков в развлекательных учреждениях.

Считать проведение общей специальной и индивидуальной профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности среди беспризорников, трудных подростков, воспитанников детских домов и трудовых колоний, учащихся спецшкол приоритетным направлением в деятельности органов внутренних дел, юстиции, образования, здравоохранения и молодежной политики.

При осуществлении мероприятий первичной профилактики отдавать предпочтение методам косвенного и опосредованного воздействия на потенциальных потребителей наркотиков, добиваясь постепенного изменения социально-культурных стереотипов.

При этом следует:

- при формировании федеральной целевой программы разработать регламент и механизм получения конкретных предложений по каждому субъекту Российской Федерации, федеральным округам, министерствам и ведомствам, обеспечив согласование и соблюдение сроков поступления финансовых средств в регионы для исполнения мероприятий программы;

- этот же принцип и подход необходимо использовать при разработке региональных и муниципальных программ, ориентировав их на нужды муниципальных образований и ресурсы федеральной целевой программы;

- на заседаниях межведомственных антинаркотических комиссий федеральных округов и субъектов Российской Федерации осуществлять оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти в сфере профилактики наркомании и пресечению наркопреступности;

- на основе имеющегося передового опыта и научных разработок, организовать в каждом регионе межведомственный мониторинг наркоситуации, включающий контроль тенденций развития наркотизации населения, смертности, в том числе групповой, количества выездов бригад скорой помощи на случаи отравления (передозировки), выработку прогнозов и оперативное информирование заинтересованных органов и организаций в целях эффективного и своевременного реагирования в рамках компетенции на ее существенное ухудшение;

- обеспечить слежение за видами изъятых наркотических средств и психотропных веществ, появлением новых видов наркотиков, а также веществ, добавляемых в героин и его смеси и послуживших причиной острого отравления или смерти потребителя, предприняв меры неотложной профилактики;

- обеспечить проведение и эффективное использование полученных результатов социологических исследований среди подростков и учащейся молодежи для принятия эффективных управленческих решений;

- организовать проведение ежегодной сверки лиц, состоящих на наркологическом учете, корректировку показателей государственной статистики на всех уровнях, характеризующих структуру видов наркотической зависимости;

- создать во всех регионах и организовать работу подразделений по координации и межведомственному взаимодействию в сфере профилактики, региональной межведомственной информационно-аналитической службы при администрации субъектов Российской Федерации по разработке и ведению паспорта наркоситуации региона, обеспечению оперативного сбора по единой научно-обоснованной методике достоверной информации о масштабах незаконного распространения наркотиков и иных показателей, характеризующих оперативную обстановку;

- органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации определить перечень групп населения с повышенным риском незаконного потребления наркотиков, организовать психолого-медико-биологическое тестирование в виде комплекса мероприятий по раннему выявлению незаконных потребителей наркотиков;

- обеспечить единую систему подготовки специалистов в области профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности из числа педагогических, медицинских, социальных работников, сотрудников правоохранительных служб, а также представителей учреждений культуры и общественных организаций. Разработать систему финансового и ресурсного обеспечения центров подготовки, переподготовки, повышения квалификации в рамках бюджетов Федеральной целевой программы и антинаркотических программ субъектов Российской Федерации;

- обобщить накопленный в высших учебных заведениях положительный опыт профилактики наркомании, и предупреждения наркопреступности в студенческой среде (внесение соответствующих изменений в Уставы ВУЗов, в контракты с абитуриентами; деятельность служб безопасности по пресечению на территории учебного заведения и в местах проживания студентов фактов незаконного оборота наркотиков; работа студенческих оперативных отрядов; внедрение здоровье сберегающих технологий; разработка и включение в учебные программы специализированного курса и т.д.) и обеспечить его внедрение в высшей школе;

- разработать и принять образовательный государственный стандарт программ профилактики наркомании и наркопреступности;

- на федеральном и региональном уровнях создать общественные Советы, обеспечивающие разработку предложений по совершенствованию государственной политики в сфере профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, а также по критериям оценки уровня взаимодействия правоохранительных органов с населением, результатов их оперативно-служебной деятельности и уровня поддержки гражданами государственной антинаркотической политики.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.