|
Развитие этической мысли Нового времени. Философия Ф. Ницше
Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900) свои этические мысли изложил в трудах: "Человеческое, слишком человеческое", "По ту сторону добра и зла", "К генеалогии морали", "Так говорил Заратустра", "Антихристианин" и др. Ницше находился под влиянием идей Шопенгауэра. Он утверждал мораль через ее радикальное отрицание, поставил вопрос о ценности моральных ценностей, сделал их предметом философского сомнения. Согласно Ницше задача этики состоит в критике морального сознания. Ницше утверждал, что существует много моралей, которые можно разделить на типы. Среди них - "мораль рабов". Она господствует в Европе, сформировалась под влиянием античной и христианской этики и выражена в гуманистических традициях человечества. Основной характеристикой рабской морали, отмеченной Ницше, является претензия на безусловность, абсолютность. Мораль отождествляется с абсолютной, последней истиной. Ницше утверждал, что представления о недосягаемом абсолюте являются ложными, выдумкой, которая позволяет человеку примириться со своим ничтожеством, оправдать его. ("Водрузить идеал... "святого Бога" - и перед лицом его... быть уверенным в своей недостойности".) Рабская мораль является стадной, обезличивающей. Она: • отстаивает интересы общности (стада), а не личности; • направляет солидарность, милосердие, сострадание на поддержку больных, убогих и неудачников; • требует отречения от своих интересов, подавления своего "я" ради служения интересам большинства; • через нормы морали уравнивает всех индивидов. Отчужденность морали выражается в ее самоценности, наградой добродетели является сама добродетель. Лицемерие рабской морали является следствием ложности морали по отношению к реальной жизни. Мораль выступает от имени абсолюта, которого не существует, противостоит естественному эгоизму, свойственному жизни. Наиболее лживой, по мнению Ницше, является мораль в чистом виде. Осуждая чужие пороки, она может прикрывать и оправдывать зависть осуждающего, желание предаваться тем же порокам, его неумение и ограниченность. Осуждения самого себя также лживы, а угрызения совести - разновидность самодовольства. Феномен Ressentiment (фр. - вторичное переживание) был открыт Ницше в результате психологических исследований. Этот сложный психофизический комплекс Ницше считал мотивом морали. Составляющие этого мотива: • первичные неприятные эмоции (злоба, стыд, обида), вызванные унижением достоинства человека. Это унижение является постоянным и закономерным, вытекает из положения человека по отношению к другим людям; • вторичное переживание первичных эмоций (воспоминание), их переосмысление, результатом которого являются ненависть, чувство мести и др.; • осознание невозможности мести, то есть нанесенная обида является следствием более высокого положения (или превосходства) обидчика; • чувство бессилия и отчаяния; • жажда мести, не имея возможности воплотиться в адекватные поступки, трансформируется. Ressentiment получает идеальное воплощение, бессилие превращается в силу (например, человек верит в расплату за свои обиды на том свете), чувство отделяется от конкретных лиц, социального положения. Ницше определял Ressentiment как воображаемую месть, месть бессильного, как вытесненную ненависть. Ressentiment существует в двух формах. • стадная мораль - она экстравертна (переносит чувство вины наружу); • аскетический идеал - он интровертен (переносит вину внутрь). Ницше утверждал, что Ressentiment, воплотившийся в европейскую мораль, является единственно доступной рабам формой сопротивления. Он препятствует возвышению человека и установлению искренних отношений между людьми. Мораль "сверхчеловека". Ницше критиковал мораль с позиций морали: она ориентирована на полезность стада и не может содержать любви к ближнему. Мораль унижает человека, сострадание (христианское или социалистическое) бессмысленно, это сострадание того, кто сам страдает. Подлинным является сострадание сильных. Ницше выделял этапы развития морали: • Аморальный - поступок оценивается по его последствиям; • моральный - поступок оценивается по намерениям; • внеморальный - намерения поступков - лишь их "поверхность и оболочка". В развитии европейской нравственности Ницше выделял два направления, которые различаются по ценностям, добродетелям, носителям нравственности и пр.: • аристократическая (рыцарская) нравственность; • мещанская нравственность, которая в результате синтеза христианской морали и буржуазной практики стала главенствующей. Ницше считал, что новая мораль должна вернуться к аристократизму. Аристократизм - синоним всего благородного, высокого. Чаще встречается в среде аристократов, но не является их привилегией. Аристократические добродетели (особенности морали "сверхчеловека"), описанные Ницше: • "готовность к огромной ответственности"; • "оторванность от толпы... ее добродетелей"; • "защита того, чего не понимают и на что клевещут"; • "почитание правдивости, бесстрашия" и др. Также свойствами аристократизма является презрение к: • человеку трусливому, малодушному; • "думающему об узкой пользе"; • "собачьей породе людей, выносящих дурное обхождение"; • "льстецам и прежде всего льстецам". Основные особенности "сверхчеловеческого" типа людей: • осознание себя "не функцией", а "смыслом", мерилом ценностей; • самодостаточность в своем величии; • способность и готовность к великой ответственности; • врожденный аристократизм, сочетающийся с природной потребностью индивида в самоутверждении. Добродетели аристократа, философа и др. - естественное следствие его натуры, условий жизни, его потребность, способ жизни. Ницшеанский "сверхчеловек" находится "по ту сторону добра и зла". Согласно Ницше понятия "добро" и "зло" - результат протеста рабов. Понятие "зло" первично, является персонификацией врагов, всего того, что рабы не могли преодолеть. Понятие "добро" возникло как антипод зла, это трансформированная зависть, неосуществленная месть. Ассоциации Ницше: добро - иллюзия добра, слабость, бездеятельность, нищета мужа; зло - ум, хитрость, разрушительная мощь. Преодолеть рабскую мораль - значит становиться "по ту сторону добра и зла", оставить под собой иллюзию морального осуждения. ("Это требование вытекает из познания, сформулированного впервые мною: что не существует вовсе никаких моральных фактов". Ницше.) Ницше разграничивал понятия "хорошее" и "плохое": • хорошее - это высокое, знатное; • плохое - низменное, в отличие от зла не является предметом размышлений, объяснений, а просто игнорируется. ("...Врага не считают дурным он способен к возмездию... Не тот, кто причиняет нам вред, а тот, кто возбуждает презрение, считается дурным".) Ницше считал, что позиция "сверхчеловека" не подрывает мораль: "быть "по ту сторону добра и зла"... - это не значит "по ту сторону хорошего и плохого". 17) Моральный кодекс строителя коммунизма — свод принципов коммунистической морали, вошедший в текст Третьей Программы КПСС, принятой XXII съездом (1961). Текст «Морального кодекса строителя коммунизма» Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
18) Идея ненасилия приобрела для Толстого не просто понимание христианства, но и открыла собственную веру, которую он обрел в 50 лет. Религиозные и философские поиски привели Толстого к созданию собственного, религиозно-философского учения, впоследствии названного «толстовством». Взгляды, изложенные им в статьях «Критика догматического богословия», «В чем моя вера», «Не убий» и др., проповедовали в жизни и художественных произведениях необходимость нравственного усовершенствования; непротивления злу насилием в пользу закона любви, согласно которому, жизнь человеческая священна и неприкосновенна, и никакая внешняя сила не имеет право распоряжаться ею и чинить произвол. Именно принцип неделания, как основа в нравственном учении Л. Н. Толстого, впервые появляется как термин и обоснование в его статье «Неделание». В данной работе Толстой раскрывает ряд понятий, таких как остановка жизни, осознание закона любви и закона непротивления через внутреннее состояние человека и др. В дальнейшем он употребляет термин «неделание» в своих статьях, где подчеркивается социально- общественный характер таких ненасильственных кампаний, как гражданское неповиновение или «неучастие». Выделяя три разновидности насилия (насилие внешнее, государственное принуждение, распоряжение жизнью и смертью подданных; насилие внешнее между людьми, не достигшими компромисса; насилие внутреннее, над собой, ибо человек властен только над собой), Толстой предлагает позицию уклонения от войны через «трансформацию позитивной модели поведения». Она заключалась в следующем: 1) уход «от» примата культуры символической – к примату культуры в буквальном смысле (обработка почвы), – при этом, однако, Толстой продолжал писать; 2) «ненасилие» – отказ от негативной активности в пользу активности творчески-преобразующей, позитивной; 3) просвещение – развитие «вычислительных» способностей человеческого разума распознавать в «сокровищнице мировой культуры» ценностные инварианты, способные стать объединительной платформой для всех людей [1]. Толстой был уверен, что именно русский народ сможет принять идею ненасилия, связанную, прежде всего с его православной историей. Суть толстовской концепции заключалась в его неприятии насильственных методов разрушения государственного строя, основанного на насилии и угнетение народа в угоду правящей элиты, прикрывающейся христианскими взглядами. В поздних произведениях Толстого, приобретающих по стилю революционно- демократическое направление, появлялось все больше беспощадной критики государственных институтов. Толстой находил подкрепление своего учения в работах других мыслителей- философов: Г. Д. Торо, Э. Баллу, М. К. Ганди. В его работах мы находим много цитат данных авторов, посвятивших свои исследования изучению, как в теории, так и на практике доктрины ненасилия и гражданского неповиновения.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|