Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 8. Западноевропейская культура Возрождения. Факторы формирования и открытия.





Цель и задачи лекции:Разъяснить культурологический смысл понятия «Ренессанс». Определить главный смысл эпохи: человек как субъект и объект культуры.

План:

8.1. Понятие «Возрождение», факторы формирования культуры «Возрождения».

8.2. Открытия культуры «Ренессанса» - гуманизм и титанизм.

Литература:

1. Культурология: учебник для студентов ВУЗов. Под ред. Г.В.Драча. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.

2. Культурология. История мировой культуры. Под ред. Марковой А.Н. – Москва, ЮНИТИ, 2002.

3. Багдасарьян Н.Г. Культурология. – М., Высшее образование, 2007. Габитов 4. Т.Х. Введение в культурологию (на каз.яз.) Алматы. 1995 г.

5. Габитов Т.Х., Муталипов Ж.М., Кульсариева А. Культурология. Алматы, Раритет, 2001.

6. Габитов Т.Х., Байтенова Н.Ж., Кульсариева А. и др. Культура и цивилизация. Алматы, 2006.

7. Костина А.В. Культурология. – М., КНОРУС, 2008.

8. Кравченко А.И. Культурология. – М., Проспект: 2007.

Ключевые слова: Ренессанс, маньеризм, гуманизм, титанизм.

1.Эпоха ренессанса – это подлинный переворот наоснове достижений культуры Ренессанса. В этих условиях происходили глубокие социально –экономические процессы, определившие формы новых хозяйственных общественных отношений в рамках формировавшейся рыночной системы. Философия гуманизма, противопоставленная схоластическому мировоззрению Средневековья, культ свободы разума, эгоцентризм – в противовес феодальному сословному порядку, во многом секуляризированное, материалистическое понимание окружающей действительности – эти и другие важнейшие достижения культуры эпохи Возрождения легли в фундамент культуры современной Западной цивилизации.

Феномен Возрождения – это весьма многогранное явление в культурном развитии Европы, стержнем которого было новое мировоззрение, новое самосознание человека. В отличие от античного взгляда на окружающий мир, в котором человек призван учиться у природы, мыслители Возрождения полагали, что человек, наделенный Богом свободный волей, является творцом самого себя и этим выделяется из природы. Как видим, такое понимание сути человека не только отличается от античного, но и вступает в противоречие с постулатами средневековой теологии. В центре внимания мыслителей Возрождения находился человек, а не Создатель, как высшее мерило всего сущего, в силу чего подобная система взглядов получает название «гуманизм» (от лат. Humanus - человечный).



Идеи гуманизма о том, что в человеке важны его личные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а отнюдь не социальное положение и происхождение, ложились на благодатную почву. В результате более чем двухвековой эпохи Ренессанса мировая культура обогатилась духовными сокровищами, ценность которых непреходяща.

Прежде всего следует обратить внимание на противоречивость концепции неограниченной воли и способности человека к самосовершенствованию. Гуманистическая направленность ее не гарантировала вовсе от подмены понятия свободы личности на понятие вседозволенности, низменного своеволия – по сути на антиподы гуманизма. Примером этому могут служить взгляды итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1469-1527), оправдывавшие любые средства для достижения власти, а также английского гуманиста Томаса Мора (1478-1535) и итальянсокого философа Томмазо Кампанеллы (1568-1639), видевших идеал социальной гармонии в обществе, выстроенном по жесткой иерархической системе, регламентирующей все сферы жизни. В последствии эту модель назовут «казарменным коммунизмом». В основе этой метаморфозы лежит достаточно глубокое ощущение мыслителями Возрождения двойственного характера свободы. Весьма уместной в этой связи представляется точка зрения крупнейшего западного психолога и социолога Эриха Фромма (1900-1980):

Индивид освобождается от экономических и политических ков. Он приобретает и позитивную свободу – вместе с активной и независимой ролью, какую ему приходится играть в новой системе, - но при этом освобождается т связей, давших ему чувства уверенности и принадлежности к какой-то общности. Он уже не может прожить свою жизнь в тесном мирке, центром котором был он сам; мир стал безграничным и угрожающим. Потеряв свое определенное место в этом мире, человек потерял и ответ на вопрос о смысле жизни, и на него обрушились сомнения; кто он, зачем н живет? Рай утрачен навсегда; индивид стоит дин, лицом к лицу, со своим миром, безграничным и угрожающим.

Первоначально черты Ренессанса обнаружились в Италии. Период Х111 – начало Х1Увв. – проторенессанс, ознаменованный творчеством великого поэта Данте Алигьери, зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Николло Пизано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно Джотто ди Бондоне, во многом подготовил для искусства Возрождения.

Уже в ранних произведениях Данте 1265- 1321 гг. цикл сонетов, канцон и баллад, объединенных в произведение «Новая жизнь» неоконченном произведении «Пир» и других поэт начинает опыты по использованию итальянского языка, доказывая тем самым его жизнеспособность. Величайшим шедевром поэта обессмертившим его имя стала «Божественная комедия» благодаря которой Данте вошел в историю культуры как создатель итальянского литературного языка.

С именем Джотто ди Бондоне 1266/1267- 1337 гг. связан решительный поворот к реалистическому искусству. Наиболее известными произведениями Джотто дошедшими до нашего времени является росписи на евангельские сюжеты в каппеле дель Арена в Падуе и росписи на темы из жизни Франциска Ассизского в церкви Санта Короче во Флоренции.

Одним из наиболее трогательных образов созданных им по праву считается образ Христа в сцене «Поцелуй Иуды» ( фрески капеллы дель Арена в Падуе 1004-1306 гг..0 Мастеру удалось передать высокий драматизм сцены через пристальный и многозначительный взгляд Христа , обращенный на предателя. При этом Джотто сумел предать спокойствие Христа в соединении с ясным осознанием предначертанной ему судьбы. Новаторство Джотто оказало колоссальное воздействие на изобразительное искусство эпохи Возрождения.

К периоду раннего Ренессанса относится литературное творчество Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. Эти величайшие поэты Италии считаются создателями итальянского языка.

Петрарка 1304 –1374 гг. остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога , а человека. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры, вошедшие в сборник «Книга песен» капелла – католическая часовня, небольшое отдельное сооружение или помещение в храме.

Период высокого ренессанса был сравнительно коротким. Он прежде всего связан мс именами трех гениальных мастеров Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеландджело Буонарроти.

Леонард да Винчи 1452- 1519 гг. Сложно назвать отрасль в которой он бы не достиг мастерства - Он был и художником и теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиологом , астроном и.т.д. богатив многие эти направления новыми открытиями.

И в художественном наследии осмобо выделяются такие шедевры как «Тайная вечеря» фреска в трапезной монастыря Санта Мария делла Гран в Милане, а также самый знаменитый пртрет Возргождения»Джоконда» («Мона Лиза»).

Рафаэль Санти 1483- 1520 гг. вошел в историю как создатель ряда живописных шедевров. Это ранняяя работа мастера «Мадонна Конестабиле», проникнутая изяществом и мягким лиризмом. Зрелые работы живописца являются совершенством композиционных решений, колоритом и экспрессией. Это росписи парадных залов Ватиканского дворца, и конечно, величайшее творение Рафаэля – «Сикстинская мадонна».

2.Последним титаном Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют прежде всего первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника – росписи свода икстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508-1512). Общая площадь фрески 600кв.метров. Многофингурная композиция фрески представляет иллюстрацию библейских сюжетов от сотворения мира. Особенно выделяется из живописных работ мастера фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд» написанная спустя четверть века после росписи потолка Сикстинской капеллы. В этой фреске воплотилось лучшие гуманистические идеалы Возрождения. Смелость, художника в изображении обнаженных тел вызвала негодование части клира, что свидетельствовало о начале наступления реакции на основы идеологии Возрождения.

Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему произведению «Давид».

Период Позднего Возрождения был отмечен и наступлением католической реакции. Церковь и безуспешно пыталась восстановить частично утраченную безраздельную власть, над умами, поощряя деятелей культуры, с одной стороны и используя репрессивные меры в отношении непокорных – с другой. Так, многие живописцы, поэты, скульптуры, архитектуры отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру, технику (так называемый маньеризм) великих мастеров Возрождения. Среди наиболее крупных основоположников маньеизма Якопо Понтормо (1494-1557) и Анджело Бронзино (1503-1572), работавшие в основном в жанре портрета.

Караваджо, является основоположником реалистического направления европейской живописи ХУ11в. Полотна мастера отличаются простотой композиции, эмоциальным напряжением, выраженным через контрасты света тени, демократизмом. Караваджо первым противопоставил подражательному направлению в живописи (маньеризму), реалистические сюжеты народного культа – караваджизм.

Последним из наиболее крупных скульпторов и ювелиров Италии был Бенвенуто Челлини (1500-1571), в творчестве которого отчетливо появились реалистические каноны Возрождения (например, бронзовая статуя «Персей»). Челлини остался в истории культуры не только как ювелир, давший свое имя целому периоду в развитии прикладного искусства, но и как незаурядный мемуарист, талантливо воссоздавший портреты своих современников в книге «Жизнь Бенвенуто Челлини» не раз издавшейся и на русском языке.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.