Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Информация по оценке знаний обучающихся





Список литературы

 

Основная литература:

Культурология. Электронный учебник. Каз. ГЮУ

Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995 г.

Культурология. История мировой культуры. – М., ЮНИТИ-Дана, 2008.

Культурология: учебник для студентов ВУЗов. Под ред. Г.В.Драча. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.

Культурология. История мировой культуры. Под ред. Марковой А.Н. – Москва, ЮНИТИ, 2002.

Багдасарьян Н.Г. Культурология. – М., Высшее образование, 2007.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979 г.

«Восток – Запад: диалог культур». Культурология. Ч.2. Алматы. 1992 г.

Габитов Т.Х. Введение в культурологию (на каз.яз.) Алматы. 1995 г.

Габитов Т.Х., Муталипов Ж.М., Кульсариева А. Культурология. Алматы, Раритет, 2001.

Габитов Т.Х., Байтенова Н.Ж., Кульсариева А. и др. Культура и цивилизация. Алматы, 2006.

Гердер И.Г. Идеи к Философии истории человечества. М., 1997 г.

Гуревич П.С. Культурология. М., 1995 г.

Каракузова Ж.К. Культурология: Астана, Фолиант, 2007.

Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург . 1992 г.

Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1966 г.

Костина А.В. Культурология. – М., КНОРУС, 2008.

Кравченко А.И. Культурология. – М., Проспект: 2007.

Леви – Стросс К. Структурная антропология. М., 1985 г.

Мареева Е.В. Культурология. – М., «Экзамен», 2008.

Мамонтов С.П. Основы культурологи. М., «Олимп», 1999.

Мамонтов С.П. Культурология, М., «Гардарики», 2005.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973 г.

Нуржанов Б.Г. Культурология. Курс лекций. Алматы, 1994 г.

Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991 г.

Мид Маргарет. Культура и мир детства. М., 1988 г.

Пивоев В.М. Культурология: Введение в историю и теорию культуры: уч.пособие. Москва, КНОРУС, 2011.

Романов Ю.И. Культурология: Спб.: Питер, 2008.

Сноу Ч. Две культуры. М., 1972 г.



Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990 г.

Тернер Р. Символ и ритуал. М., 1983

Тимошинов В.И. Культурология: Казахстан – Евразия – Восток – Запад: аналитический обзор мировой культуры: учебное пособие. – Алматы, НУС, 2007.

«Шахар». 1993 г. № 1, 1994 г. № 2

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991 г.

Хамидов А.А. Категории культур. Алматы. 1996 г.

Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону, Феникс, 1997.

Темирбеков С. Введение в культурологию. Алматы. 1996 г.

Швейцер А. Культура и этика. М., 1973 г.

 

 

Дополнительная литература:

Назарбаев Н.А. На пороге XXI века А., 1996 г.

Ауэзов М.М. Времен связующая нить. – Алма-Ата, 1972.

Кочевники. История. Познание мира традиционным казахским искусством. – Алматы, 1993.

Кондыбай С. Казахская мифология. – Алматы, 2005.

Аюпов Н.Г. Религиозная система древних тюрков. – Алматы: АГУ им. Абая, 1998.

Касымжанов А.Х. Пространство и время великих традиций. – Алматы, 2001.

Кодар А. Долгий путь тюркского бога. // Тамыр: Алманах. – Вып.1(3), 2001.

Кодар А. Степное знание: очерки по культурологи. – Астана, 2002.

Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. – Алма-Ата, 1992.

Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов (основы жизнедеятельности номадного общества). – Алматы, 1995.

Абай Кунанбаев. Сочинения. А., 1995

Аль-Фараби. Философские трактаты. А., 1970 г.

Баласагуни Ж. Благодатное знание. (каз.яз). А., 1986 г.

Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. Л., 1987 г.

Бертельс Е.Э. Избранные труды. М., 1965 г.

Бичурин И.К. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древности. Т.1-2 М., 1950 г.

Валиханов Ч.Ш. Собр. Соч. в 5- томах. Т.1 А., 1984 г.

Габитов Т.Х. Введение в культурологию (каз.яз.) А., 1996 г.

Габитов Т.Х. Типология культуры казахов. (каз.яз.) А., 1996 г.

Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1987 г.

Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993 г.

Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991 г.

Казахи. Историко-энографическое исследование. А., 1995 г.

Касымжанов А.Х. Портреты А., 1996

Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. А., 1992

Конрад И.И. Запад и Восток. М., 1966 г.

Кочевники. Эстетика. А., 1993 г.

Кашгари М. Диауни лугат ат-турк (каз.яз). А., 1993 г.

Левшин А. И. Описание киргиз-казахских орд, степей. А., 1996 г.

Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов. М.-А., 1995 г.

Нурланова К.Ш. Человек и мир. Казахская национальная идея. А., 1994 г.

Орынбеков М.С. Предфилософия протоказахов. М., 1994 г.

Оспаулы И. Кочевники и культура. А., 1994 г.

Акмамбетов Г.Г. и др. Сознание в социокультурном контексте. А., 1983 г.

Сулейменов О.О. Азия и Я. А., 1995г

Толеубаев А. Реликты доисламских верований семейной обрядности казахов. А., 1991г.

Хасанов М.Ш., Каракузова Ж. Космос казахской культуры. А., 1993

Этнокультурные процессы на территории Казахстана. А., 1995 г.

Янушкевич А. Дневники и письма из путешествия по казахским степям. А.,1966 г.

 

Информация по оценке знаний обучающихся

Общая шкала оценки знаний

 

Аттестационная буквенная оценка Цифровой эквивалент баллов %-е содержание степени усвоения учебной дисциплины Оценка по традиционной системе  
А 4,0 95-100 отлично
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89 хорошо
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74 удовлетворительно  
С 2,0 65-69
С- 1,67 60,64
D+ 1,33 55-59
D 1,0 50-54
F 0-49   неудовлетворительно

Итоговая оценка по дисциплине в процентном содержании определяется:

В случае если модуль состоит из одной дисциплины, то итоговой оценкой по модулю является результат итогового контроля по данной дисциплине. При этом итоговая оценка включает оценки по видам работ, предусмотренных учебной программой дисциплины (практические, лабораторные, расчетно-графические, курсовые), рассчитывается по формуле:

,где

Р1 и Р2 – оценки первого и второго рубежного контроля;

Э – оценка за экзамен;

ИМ – итоговая экзаменационная оценка за модуль дисциплин

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ

Раздел 1. Теория культуры.

Лекция 2.

Культура и человек.

Цель и задачи лекции: Рассмотреть проблему сущности человека в системе культурологических ценностей.

План:

2.1. Личность как субъект в культурологии. Исторические модели культурного человека.

2.2. Гуманизм и культура. Этика ненасилия.

Литература:

Мамонтов А.С. Основы культурологии. М.2005.

Габитов Т.. Культурология. Алматы, 2005.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.1991.

Швейцер А. Культура и этика. М.1973.

 

Ключевые слова: человек, культура, этика ненасилия, гуманизм.

1.В истории отечественной философии человек рассматривается как единственный субъект культуры, создающий жизненную среду для себя и формирующийся под ее воздействия. Это значит, что становление мира культуры является результатом длительного процесса взаимовлияния биологической и эмоциональной эволюции.

Человек, индивид, личность. Понятие личности как следствие развития формулы человек- индивид относится к числу сложных в человекознании.

Интересно отметить, что латинский термин homo восходит к понятию гумуса ( почвы, праха) из которого произведен человек, а в европейских языках man производится от manus ( рука). В русском языке слово «человек» имеет корень «чело» т.е. лоб, верхняя часть человеческого существа, приближающая его к Творцу. Следовательно, даже этимологически личностные характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной культуры и цивилизации.

Гораздо более содержателен другой термин индивидуальность обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Как писал Маркс – Человек выступает сначала как особь, «случайный индивид» потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа (сословный индивид) и затем как личность. В последней своей ипостаси человек как бы вбирает в себя все многообразие социальных связей и отношений.

Можно сказать так, личностью становится практически каждый человек в процессе развития своей индивидуальности в данной конкретно- исторической обстановке. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности – итог взаимодействия человека и общества. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний и.т.д. В принципе личность может умереть в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.

Осуществляемый в настоящее время цивилизационный поворот, трансформация индустриальной цивилизации в информационное общество резко повышают роль человеческой индивидуальности, творческого начала в человеке в развитии всех сфер общества.

Важной особенностью нашего времени является уход с исторической сцены доминировавших в недавнем прошлом тоталитарных режимов, прошедшая и проходящая деколонизация, тенденция перехода к социально ориентированному, демократическому и правовому обществу, катастрофическое падение материального и социального статуса человека в нашей стране, имеющее своим следствием обостренное внимание к смысловой, экзистенциальной проблематике. Каждый из нас уверенно выделяет человека из остального мира. Его отличие от всех других существ считается совершенно очевидным.

Проблема человека, таким образом может быть сформулирована таким образом как он была сформулирована два с половиной века назад и. Кантом: Что такое человек?

Трудовая теория происхождения человека. Нам она известна в ее марксистском варианте. Все сторонники этой теории считают, что именно труд начинающийся с изготовления труда, создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становиться все более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает потребность что- то сказать друг другу. Таким образом орудийная деятельность, сплочение и общество, речь и мышление есть решающие факторы превращения обезьяны в человека. Затем добавляются регулирование брачных отношений, нравственность и другие моменты становления и существования человека.

Однако проблематика антропосоциогенеза на этих подходах не кончается.

2.20 век называют жестоким, кровавым, безумным. Насилие не является конечно изобретением нашего столетия, оно всегда играло в истории свою противоречивую роль. Идеал ненасилия, сформулированный в Нагорной проповеди Иисуса Христа в качестве средоточия духовных усилий человека, обозначил резкий поворот в истории европейской культуры. В свете современного понимания иначе воспринимается и евангельская заповедь непротивления злу, она, как пишет Жан Госс означает требования: а) не подчиняться несправедливости, сопротивляться; б) не прибегать к ответному насилию; в) подставляя левую щеку, обращаться к совести господина, принуждая его к изменению. Во-вторых, ненасилие, способное преобразовать отдельного человека и межличностные отношения, способно также преобразовать общественные институты, взаимоотношения больших масс людей, классов, государств.

Наше время внесло существенные изменения в традиционное понимание ненасилия; они связаны с именами и практической деятельностью Л.Н. Толстого, в особенности М. Ганди и М.-Л. Кинга, которые имеют своих последователей во всем мире.. Ненасильственная позиция сегодня, как и две тысячи лет назад, требует героизма, но это не героизм ожидания конца ненавистного мира. а героизм ответственного поведения. Основой этического учения М. Ганди является ненасильственное сопротивление на базе силы любви.

Ненасилие - это и всеобщая, и вполне предметная, даже технологичная парадигма поведения. Обоснование реальности, практической осуществимости ненасильственной альтернативы является основной теоретической задачей этики, а реальные опыты ненасильственной деятельности - основными аргументами. Этика ненасилия представляет собой теоретизирование в терминах жизни, она есть одновременно и теория, и практическое усилие.

Тема 4.Культура и природа.

Тема 6. Античная культура.

Сегодня можно с известной долей вероятности считать, что период Культуры раннего и классического средневековья охватывает по меньшей мере 10 веков, с 5-поконец 14 веков, с момента падения Западной Римской империи до момента активного формирования культуры Возрождения. Период раннего Средневековья занимает период с 5 – 11 м вв., а классического 12- 14 вв.

Основными чертами данного периода являются процесс формирования европейской общности народов, складывание феномена западно – европейского христианского типа культуры на основе повсеместного распространения христианства.

Христианство возникло в условиях тяжелого социально-экономического кризиса, охватившего рабовладельческие устои Римской империи и на ее излете в 4 в. становится гос. религией в Риме. Первоначально в 1 в. н.э. христианство еще не знало церковной организации. Институт священства заменяли пророки, учителя, апостолы, проповедники, которые выходили из числа рядовых верующих и отличались в общей их массе харизмой.

Харизма – от греческого харизма – милость, божественный дар - понималась как способность, дарованная духом, к пророчеству, учительству, совершению чудес, исцелению и т.п.

Искусство и архитектура: художественное творчество средневековья также испытало сильное влияние церкви. Средневековый художник был призван отображать лишь совершенство миропорядка, строго следуя все более ужесточавшимся церковным канонам. Характерно в этой связи распространенное название художника – геометр, которое лишь в 14 в. было заменено на аджест (художник). И, тем не менее, универсальные каноны церкви накладывались на специфику национальных культур, что выражалось в особенностях архитектурных форм в разнообразии приемов изобразительного искусства. Подтверждение этого следует считать применение нескольких стилей, характеризующих архитектуру средневековья.

Для западной Европы периода раннего средневековья был характерен романский стиль, особенно получивший развитие с конца 10 в. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высот башен, так как они выполняли функции фортификационных сооружений. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи- фрески, а с наружи - ярко раскрашенные рельефы. Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь – вот основные виды романских сооружений, дошедшие до наших времен. Характерными образцами романской архитектуры являются собор Нотр- Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсинвале, Велезе, Арне(Франция), соборы в Оксфорде, Вичестере, Нориче (Англия), в Лунде (Щвеция) и.т.д.

Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная выразительность. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны.

К концу Х11 в. романский стиль сменяется готическим.

Расцвет его относится к Х11-ХУвв. Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских центров в период Классического Средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для более поздних сооружений, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде; огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременной «розой» над входом в храм. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста.

Снаружи и изнутри сборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью, подчеркивавшими наиболее характерную черту готики – устремленность ввысь. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Аменье, Реймсе (Франция).

Несколько отличались соборы Англии, для которых были характерны большая протяженность и своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов. Наиболее яркими образцами готического стиля Англии являются Вестминстерского аббатство в Лондоне, соборы в Солсбери, Йорке, Кентербери и др.

Переход от романского стиля к готике в Германии был более медленным, чем во Франции и Англии. Этим объясняется наличие большого количества сооружений электрического стиля. Недостаток строительного камня, особенно в северных районах Германии, вызвал к жизни кирпичную готику, распространившуюся достаточно быстро по всей Европе. Первым кирпичным готическим храмом была церковь в Любеке (Х111в.)

В Х1Ув. Возникает новая техника – пламенеющая готика, для которой было характерно украшение здания каменным кружевом, т.е. тончайшей резьба по камню. К шедеврам пламенеющей готики можно отнести соборы в городах Амбере, Амьене, Аласоне, Конше, Корби (Франция).

Готическая архитектура выдвинула новые требования к скульптуре и живописи. Появляются круглая скульптура, изображение становится более реалистичным, богаче палитра красок.

Литература:важным элементом художественной культуры Средневековья было литературное творчество. Высокого развития достигает устная поэзия. Лучшими образцами ее являются произведения героического эпоса Англии и Скандинавии. Крупнейшее произведение героического эпоса Англии «Поэма о Беовульфе», созданная около 700г. и повествующая о ратных подвигах мужественного, справедливого и бесстрашного витязя Беовульфа.

Памятник скандинавского эпоса – «Старшая Эда» представляет сборник древненорвежских и древнеисландских песен и сказаний о героях. Эти произведения исполнялись певцами-музыкантамию.

Весьма важный элемент устного творчества – саги, сохранившие память народа о действительных исторических событиях («Сага о Ньяле», «Сага об Эгиле», «Сага об Эрике Рыжем» и др.)

Еще одно крупное направление художественного творчества – рыцарская литература, получившая повсеместное развитие в период Классического Средневековья, в условиях феодальной раздробленности. Героем ее был воин-феодал, совершающий подвиги. Наиболее известны «Песнь о Роланде» (Франция), рыцарский стихотворный роман «Тристан и Изольда» (Германия), «Песнь о Нибелунгах» (Германия), «Песнь о моем Сиде» и «Родриго» (Испания) и др.

К западноевропейской рыцарской литературе относится и распространена рыцарская лирическая поэзия, воспевшая образцы верности даме сердца, ради которой рыцари подвергли себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. Поэты-певцы, прославившие в своих песнях рыцарскую любовь, в Германии назывались миннезингерами (певцы высокой любви), на юге Франции – трубадурами, а на севере страны – труверами.

Весьма значительными явлениями в литературном творчестве средневековой Европы была поэзия вагантов (от лат. – бродить), родиной которой считается Франция. Вместе с появлением не церковных школ в Х11в. и возникает данная субкультура – в форме поэтического творчества учащихся этих школ, бродивших по городам и весям. Особенностью творчества вагантов была его яркая антиклерикальная направленность, что безусловно вызывало ответные репрессивные меры со стороны церкви.

2.Влияние религии на культурную жизнь. Для характеристики состояния средневековой культуры необходимы комплексное рассмотрение и оценка достижений различных ее отраслей. Религиозное миропонимание, как уже отмечалось, было основано на требовании подавления плоти и освобождения духа (философия аскетизма). На практике не представлялось возможным полное устранение рациональной человеческой деятельности, в силу чего церковь создает достаточно прочную систему регламентации общественной жизни путем ограничения ее проявления различными правилами, предписаниями, обычаями и т.п.

Так постепенно вместе с распространением и укреплением позиций христианства и католической церкви религия становилась в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и регламентируя основные его сферы. Расцвет данного типа культуры пришелся на период Классического Средневековья.

Неудивительно, что в период иерархии сфер средневековой культуры бесспорное лидерство имело богословие (теология), в рамках которого осуществлялось распространение идеи христианства, воспитание священнослужителей, разработка эффективных методов воздействия на человека.

Остальные сферы культуры так или иначе призваны были служить богословию, существовать в рамках выдвигаемых теологией доктрин и постулатов. Теология сыграла последнюю роль в защите официальной церковной доктрины в области догматики и культа от многочисленных ересей (особое вероучение) возникновение которых относится ко времени раннего средневековья и без учета которых нельзя представить социокультурную ситуацию этого времени.

Среди наиболее распространенных ранних ересей можно выделить монофизитство (отрицало учение о двойственной, богочеловеческой природе Христа), нестроианство (доказывало положение о самостоятельно существующей человеческой природе Христа) и.т.д. Еретические движения классического средневековья носили достаточно ярко выраженный сословный характер, отражали интересы в основном малоимущих сословий, выступали против церковного землевладения, церковной десятины и. т п. , проповедовали философию аскетизма.

Римско–католическая церковь с момента своего оформления активно боролась с распространением ересей. Среди различных методов борьбы сними в период классического средневековья наибольшее распространение получила инквизиция ( от лат. Ingusitio – розыск), действовавшая с 13 века как регулярный церковный суд. Террор был направлен инквизицией не только против еретиков, но и против различных проявлений вольнодумства, колдовства, знахарства и т.п.

Не менее устрашающими были публичные казни, сожжения еретиков

Институт монашества: монастыри были превращены в подлинные центры средневековой культурной жизни , образования, воспитания , науки. Так в 529 г. в период раннего средневековья Бенедикт Нурсийский основал католический монашеский орден в Монтекассино (Италия) по образцу монастырей на Востоке, поставив задачу накопления знаний и развития науки. Монахи этого монастыря вскоре стали известными врачевателями, и фармацевтами, научившие выращивать лекарственные растения и изготавливать лекарственные средства.

Главную роль в становлении системы образования сыграли школы, находившиеся в 5-9 вв. в руках церкви. Цель школы была подготовка служителей церкви, которая составляла программы обучения и осуществляла отбор учащихся. Наряду с изучение богословских наук в церковных школах в наследство от античности остались предметы светского образования- грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

1088 г. на основе Болонской юридической школы был открыт первый университет (с лат . universitas –совокупность, общность).

В 12 – 13 вв. возникают университеты в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде 1167 г. вторым университет в Кембридже 1209 г. Первый университет Франции был основан в Париже 1160г. Это был типичный средневековый университет где преподавание велось на латинском языке, поэтому здесь могли обучаться студенты всей Европы. Церковь достаточно успешно осуществляла контроль за преподаванием в университетах. Так по ее требованию из университетов изгонялись неугодные ей преподаватели, а богословы занимали привилегированное положение среди коллег.

Новое время 17- 19 вв. является важным периодом в развитии европейской культуры. Новое время - это период бурного развития промышленной цивилизации, период коренного изменений в обществе. Новая европейская культура возникла на основе новых буржуазных отношений. Для стран Западной Европы 17 в. период становления капитализма, а новые общественные отношения находились в непосредственной связи с великими географическими открытиями 15-16 вв., колониальной политики капиталистических стран. На формирование новой культуры в 15- 16 вв. повлияли и народные движения. В этот период исторический сформировались новые межнациональные взаимоотношения, возникли новые государства, открылся путь к развитию новой культуры.

Научная революция 17 в. являлась под стремления человечества к познанию окружающего его мира. Стремительное продвижение науки вперед и ее вхождение во многие сферы общественной жизни дало возможность закончить процесс становления рационализма.

Европейская культура 18 в. являясь закономерным продолжением культуры 17 в. . 18 век - это век Просвещения. Великие просветители – гуманисты этого времени – Вольтер и Руссо (Франция), Гете и Шилле ( Германия), Юм ( Англия) Ломоносов и Радищев (Россия) и др. смело ратовали за равенство людей, призывали к непримиримой борьбе против рабства и деспотизма. В ХУ11в. Франция превратилась в главный очаг духовной жизни Европы. Во французской философии, литературе, искусстве становились заметны новые веяния, оригинальные направления. Считавшие себя до сего времени противниками Франции цивилизованные страны Испания, Германия, Польша, Россия и даже Англия, теперь были вынуждены признать французскую культуру.

Во Франции, где обострились противоречия общественной жизни, «просветительская идеология» стала теоретической и духовной предпосылкой Великой французской революции 1789-1793гг., и затем охватившего всю Европу реформаторского движения. Стоит отметить, что одна из самых развитых стран нынешнего времени Соединенные Штаты Америки сформировалась и превратилась в крупнейшую державу на основу «просветительских идей».

2. Основные направления в культуре и искусстве XVIII - XIX веков.С середины века в архитектуре воцаряется эклектика и историзм - подражание великим стилям прошлых эпох. В живописи и скульптуре наряду с классицизмом, который всё более приобретает черты академической схемы, с1820-х годов рождается сильное романтическое течение, с 1840-х годов развивается реализм. В последней трети XIX века, в переломное для западноевропейского реализма время, вновь укрепляются позиции академизма, который становится официальным искусством, выражающим вскусы правительственных кругов Франции. Реакцией на академизм становится импрессионизм, который сменяется неоимпрессионизмом, а затем постимпрессионизмом...

Реализм утверждается и становится господствующим направлением в европейской культуре в 30-40 гг. XIX в. В отличие от романтизма, реализм призван объективно отражать действительность средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Писатели и художники обличали пороки – стяжательство, социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. Реализм интересует жизнь сердца, души и разума в нормальном, естественном состоянии; ему свойственны идеи гуманизма и общественной справедливости.
Развивается натурализм, ведущая идея которого: жизнь и судьба предопределены социальной средой, бытом, физиологией, отсюда стремление описывать жизнь такой, какова она и есть, без прикрас, во всех подробностях и деталях. Человек – продукт наследственности, среды, исторической ситуации. (Э. Золя и его роман «Земля»).
В конце XIX в. появляются новые направления в искусстве, преодолевшего салонный академизм в живописи, музыке, архитектуре и скульптуре, это символизм, импрессионизм, постимпрессионизм.

Символизм. Представители этого направления П.Верлен, А.Рембо, М.Метерлинк и др. сосредоточили свое внимание на художественном выражении посредством символов «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека. Они стремились с помощью символов прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», вневременной идеальной сущности мира, его «нетленной красоте». Своим искусством они выражали тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям.

Импрессионизм. К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега и др. объединились для борьбы за обновление искусства и преодоление салонного академизма. Свежесть, разнообразие красок, зыбкость очертаний отличает художников этого направления. Импрессионизм оказал благотворное влияние не только на живопись, но и на скульптуру – О.Роден; и музыкальное творчество – К. Дебюсси, М.Равель.

Постимпрессионизм. Художники Сезанн, Ван Гог, Гоген относятся к этому направлению. Чистые тона и световые контрасты, устойчивые композиционные построения, богатая пластика, логика структуры, органическое единство форм характерны для их творчества.
Появляется новый стиль в архитектуре – промышленный (Эйфелева башня в Париже в 1889 г., здание лондонского Парламента), строятся вокзалы, мосты, фабрики.

Составление кроссворда

1. Составление кроссворда – одна из форм самостоятельной работы студентов, вызывающая интерес к изучаемому предмету и помогающая более прочному усвоению категориально-понятийного аппарата основных тем изучаемой учебной дисциплины.

2. Кроссворд может быть составлен либо по одной теме, либо по основным понятиям учебного курса в целом. Он может быть различной степени сложности в зависимости от количества использованных понятий, от учета симметричности их расположения и т.д.

3. Чтобы составить кроссворд, необходимо в первую очередь подобрать достаточное количество (20-30) понятий по заданной теме. Для этого следует обратиться к материалам лекций, учебникам, учебным пособиям и справочной литературе (справочники и словари, в т.ч. энциклопедические). Кроме того, полезно просмотреть любые готовые кроссворды, акцентируя внимание на графическую форму их составления как возможный образец будущего кроссворда.

4. Графическая форма кроссворда должна быть симметричной и компактной.

5. Давая определение понятию, необходимо, чтобы оно было кратким, но выражающим основную суть понятия. При составлении кроссворда необходимо обращать внимание на правильность правописания используемых понятий.

6. Кроссворды оформляются на 3-х листах формата А4:

1) первый лист – титульный, где необходимо указать: фамилию, имя, отчество студента, специальность и группу;

2) на втором листе - графическая форма кроссворда и вопросы (по горизонтали и по вертикали);

3) на третьем листе – та же графическая форма кроссворда, но уже заполненная использованными понятиями (ответами).

 

Изложение в схемах и таблицах основного содержания конкретной темы - одна из форм самостоятельной работы студентов, вызывающая интерес к изучаемому предмету и помогающая более прочному усвоению категориально-понятийного аппарата по изучаемой теме, и дисциплины в целом.

Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо внимательно изучить определенную тему в учебниках и учебных пособиях по философии (из указанного в силлабусе списка рекомендованной основной и дополнительной литературы), сосредоточив свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях. Затем в логической последовательности изложить в схемах и таблицах основное содержание темы.

периодизация, источниковедческая база.

Тема 4. Культура и религия

Вопросы для сапроверки:

1. В чем отличие социологического и культьурологического понимания религии от религиозного и нравственно-этического?

2. Какое место занимает религия в системе культуры?

3. Каковы причины возникновения религии?

4. Какие существуют реформаторские принципы в различных религиях?

5. Как типологизируются религии?

 

Письменные задания по теме:

1. Исторические типы соотношения сакрального и светского в культуре.

2. Религия и атеизм как формы духовности.

 

Тестовые задания по теме:

1. Учение о существовании двух истин создал:

А) аль-Фараби

Б) аль-Газали

В) Ибн Рушд

Г) Ибн Сина

 

2. Деизм – это:

А) вера в Абсолют

Б) вера в Высший разум

В) вера в бога как создателя, но не управителя

Г) вера в Бога-природу.

 

3. Пантеизм – это:

А) вера в Высшее начало

Б) вера в бога как создателя, но не управителя

В) вера в Бога-Природу

Г) вера в науку

 

3. Работа «Элементарные формы религиозной жизни…» принадлежит:

а) Марксу

б) Платону

в) Гегелю

г) Дюркгейму

 

4.Работа «Протестанская этика и дух капитализма» принадлежит:

А) Маркузе

Б) Дюркгейму

В) Вольтеру

Г) Веберу.

 

Тема 6. Античная культура.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем специфика крито-микенской культуры?

2. Каково значение античной эпохи для последующего развития науки?

2. Что представляла собой Афинская демократия?

3. В чем заключалась социальная политика афинской демократии?

4. В чем заключалось римское право?

 

Письменные задания по теме:

1. Афинская демократия.

2. Греческая философия, научные знания, искусство.

3. Римское право.

 

Тестовые задания по теме:

1. Что такое акрополь:

А) стадион в Древней Греции

Б) архитектурный памятник Греции

В) религиозное движение

Г) стиль в искусстве

2. Истоки древнеримской культуры:

А)культура друидов

Б) древняя мифология

В) этрусская культура

Г) греческая мифология

 

3. Автор поэмы «Илиада»:

А) Гомер

Б) Гесиод

В) Одиссей

Г) Лютер

 

4. Риторика – это:

А)искусство убеждения

Б) школа искусств

В) учение о сущности

Г) искусство спора

 

4. Что такое «форум» в Древнем Риме?:

А)площадь и рынок

Б) собрание

В) старейшины

Г) изучение права

 

5. Знаменитый амфитеатр Древнего Рима:

А) Колизей

Б) Пантеон

В) Каракаллы

Г) Форум

 

Список литературы

 

Основная литература:

Культурология. Электронный учебник. Каз. ГЮУ

Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995 г.

Культурология. История мировой культуры. – М., ЮНИТИ-Дана, 2008.

Культурология: учебник для студентов ВУЗов. Под ред. Г.В.Драча. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.

Культурология. История мировой культуры. Под ред. Марковой А.Н. – Москва, ЮНИТИ, 2002.

Багдасарьян Н.Г. Культурология. – М., Высшее образование, 2007.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979 г.

«Восток – Запад: диалог культур». Культурология. Ч.2. Алматы. 1992 г.

Габитов Т.Х. Введение в культурологию (на каз.яз.) Алматы. 1995 г.

Габитов Т.Х., Муталипов Ж.М., Кульсариева А. Культурология. Алматы, Раритет, 2001.

Габитов Т.Х., Байтенова Н.Ж., Кульсариева А. и др. Культура и цивилизация. Алматы, 2006.

Гердер И.Г. Идеи к Философии истории человечества. М., 1997 г.

Гуревич П.С. Культурология. М., 1995 г.

Каракузова Ж.К. Культурология: Астана, Фолиант, 2007.

Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург . 1992 г.

Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1966 г.

Костина А.В. Культурология. – М., КНОРУС, 2008.

Кравченко А.И. Культурология. – М., Проспект: 2007.

Леви – Стросс К. Структурная антропология. М., 1985 г.

Мареева Е.В. Культурология. – М., «Экзамен», 2008.

Мамонтов С.П. Основы культурологи. М., «Олимп», 1999.

Мамонтов С.П. Культурология, М., «Гардарики», 2005.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973 г.

Нуржанов Б.Г. Культурология. Курс лекций. Алматы, 1994 г.

Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991 г.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.