Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Философия истории. Будущее человечества





Особенности и проблемы познания исторического процесса по сравнению с познанием природы. Направленность и смысл истории.

Концепции линеарного развития. Развитие общества как деградация и как прогресс. Прогресс как смена общественно-экономических формаций у К.Маркса. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество у Д.Белла. Разочарование в техническом прогрессе.

Концепции циклического развития общества (Аристотель, Д.Вико, Н.Данилевский, О.Шпенглер, П.Сорокин, Х.Ортега-и-Гассет, А.Тойнби, Л.Гумилев). Культурологический и цивилизационный подход. Различия восточных и западных цивилизаций.

Место и роль России в мировом историческом развитии.

Будущее человечества. Прогнозы и утопии.

Философская антропология

Человек как философская проблема. Человек и смысл его бытия в истории человечества и истории философии.

Стертость личного начала, слияние с вечностью, с Богом, с общностью и т.д. как идеал восточной культуры.. Человек как микрокосм в ранней греческой философии. Человек как самостоятельная ценность у Сократа. Человек как душа и тело у Платона. Человек как общественное животное в философии Аристотеля. Человек как образ и подобие Бога в христианской антропологии. Проблема свободы воли у Августина Аврелия. Индивидуалистическая трактовка человека в философии Возрождения. Гедонизм Л.Валлы. Идея человека у Фичино и Пико делла Мирандолы. Человек-машина Нового времени. Определяющая роль разума в философии Просвещения. Марксистское понимание сущности человека как совокупности общественных отношений; концепция отчуждения. Идея сверхчеловека у Ф.Ницше. Человек в психоанализе. Бытие-в-мире в экзистенциализме. Человек деятельный в прагматизме. Человек играющий (Х.Ортега-и-Гассет, И.Хейзинга). Одномерный человек Г.Маркузе.

Соотношение биологического и социального в человеке. Проблема антропосоциогенеза. Человек, общество, культура. Личность и массы. Роль личности в истории. Человек как духовное существо.

Концепции предопределения и судьбы человека. Понятие свободы человека и его эволюция. Свобода в классической и неклассической философии. Свобода и ответственность.

Философская аксиология

Понятие ценности. Понятия ценности и истины как форм выражения разных типов отношений. Вера в ценность научной истины как продукт эпохи. Ценность и полезность. Совпадение и расхождение ценностей и утилитарной оценки. Ценность и удовольствие.

Становление ценностного отношения. Преобразование избирательного отношения животного в ценностную ориентацию человека. Процесс аксиогенеза как процесс субъектогенеза. Групповая форма субъектности в первобытном обществе. Синкретический характер архаических ценностей. Разложение первобытной общины и выделение индивидуального субъекта. Появление модификаций ценностного сознания.

Правовые ценности. История возникновения права. Специфика правового регулирования. Государственная власть как власть отчужденная. Общественный порядок как основная юридическая ценность государства. Права, регламентирующие меру свободы и несвободы личности в данной социальной системе. Законопослушание как ценность. Преступность как антиценность.

Политические ценности как результат разделения социума на социальные группы. Политические ценности, вырастающие из эмоционального восприятия индивидом интересов и идеалов общности: патриотизм, гражданственность, национальное достоинство, сословная гордость, классовая солидарность, партийная дисциплина. Сверхличностность политических ценностей. Значение политических ценностей для укрепления единства общности, разрушение ими единства макрообщности. Соотношение политических и общечеловеческих, политических и правовых ценностей. Разрушение старой правовой системы новым властвующим классом.

Религиозные ценности, чисто религиозное и общечеловеческое в них. Притязания религиозного сознания на обладание абсолютными общечеловеческими истинами. Свобода вероисповедания и свобода совести. Проблемы преодоления межконфессиональных различий. Идеи духовно-религиозного «всеединства». Возможности идеологического единства на социальной основе.

Нравственные ценности: добро, благородство, справедливость, самоотверженность, альтруизм и т.д. Утверждение ценности человека как человека, а не как члена социальной группы. Ценность внутреннего импульса, духовной мотивации поступка. Отличие нравственной оценки от утилитарной. Золотое правило нравственности. Совесть как духовное орудие нравственной оценки. Любовь как стремление к достижению единства с другим человеком. Уважение как признание самоценности другого человека. Долг как проявление уважения к самому себе. Противоречия ценностей индивида и коллектива. Свобода личности и коллективизм.

Экзистенциальные (смысложизненные) ценности. Проблемы смысла жизни, вытекающие из экзистенции – движения от рождения к смерти. Эвдемонизм, гедонизм, ригоризм. Проявление экзистенциальных ценностей в бытии эпохи, народа, класса и т.д. Смысложизненные ценности в искусстве, религии, нравственности, идеологии. Поиски универсального общечеловеческого смысла жизни. Ценность жизни и ценность смерти. Трансцендентный и имманентный подход к смыслу жизни.

Художественная ценность как интегральное качество произведения искусства. Сочетание эстетических, нравственных, политических, религиозных, экзистенциальных ценностей. Апологетика «чистого», т.е. эстетического искусства. Инвариантные признаки художественности.

Патриархальная и матриархальная системы ценностей. Ценности феминистского движения. Ценностные доминанты мужчин и женщин как выражение потребностей биологических и социальных систем в двух механизмах: регулирующем отношении со средой (динамизм, обновление, изобретение новых видов деятельности) и регулирующем внутреннее состояние системы (стабильность, покой, порядок, гармония, традиция).

Ценность личностного начала, отдельности, отделенности и свободы человека. Трагедия индивидуализма и эгоизма. Противоположное стремление к потере индивидуальности, слитности с народом, Богом, Космосом, соборности. Поиск путей органического соединения ценностей и прав личности с ценностями и правами человечества.

Иерархия ценностей как динамическая структура. Смена ценностных доминант в истории человечества и взрослении и развитии человека.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

6.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

направление подготовки – 050700, специальное дефектологическое образование

профиль «дошкольная дефектология»

№ п/п Название модуля, темы Количество часов
Всего Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Семинары
  Что такое философия. Онтология        
1.1 Философия. Круг ее проблем и роль в обществе        
1.2 Философия бытия. Диалектика бытия        
1.3 Философия сознания        
  Философия познания        
2.1 Как человек познает мир        
2.2 Философия науки        
  Социальная философия        
3.1 Философия общества        
3.2 Философия истории. Будущее человечества        
  Философия человека и его ценностей        
4.1 Философская антропология        
4.2 Философская аксиология        
ИТОГО        

 

6.2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

направление подготовки – 050700, специальное дефектологическое образование

профиль «логопедия» (на базе СПО)

№ п/п Название модуля, темы Количество часов
Всего Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Семинары
  Что такое философия. Онтология        
1.1 Философия. Круг ее проблем и роль в обществе        
1.2 Философия бытия. Диалектика бытия        
1.3 Философия сознания        
  Философия познания        
2.1 Как человек познает мир        
2.2 Философия науки        
  Социальная философия        
3.1 Философия общества        
3.2 Философия истории. Будущее человечества        
  Философия человека и его ценностей        
4.1 Философская антропология        
4.2 Философская аксиология        
ИТОГО        

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.