|
Апелляция, имитировать, приоритет, тарифицировать, филигранный.2. Устраните речевую избыточность и тавтологию. 1. Питательная маска подпитывает кожу. 2. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 3. Мизерные мелочи.
3. Составьте словосочетания с данными паронимами. Праздничный – праздный, практичный – практический, туристский – туристический. Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА. 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. 1. Прятаться за чужие широкие спины – дело недостойное. 2. Для всей школы этот ученик стал басней во языцех. 3. Играть важную скрипку.
2. Объясните смысл образных выражений. 1.Гомерический смех. 2. Буря в стакане воды. 3. Узы Гименея.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания. Кофе, кашне, пони, Сухуми, тюль.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа. Ананасы, баклажаны, иглы, карты, туфли.
3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения. 156, 375, 1256, 1919.
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов. Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности. Достичь (берег), радоваться (успехи), оплатить (проезд), информация (погода), согласно (приказ). 2. Исправьте речевые ошибки в предложениях. 1. Вернувшись на Родину, эмигрантам было предъявлено обвинение, и они были арестованы НКВД. 2. Подходя к лесу, мне стало холодно. 3. Он был менее ранимее меня. Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ. Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Каждый вечер перепл….чик Крапцер подм…тал маст…рскую соб…рал работу и выйдя на крыльцо дома долго гл…дел сквозь р…гатые очки на небо. Потом раскур…вал трубку возвр…щался обратно и по винт…вой лес…нице подн…мался в к…морку. Тут он заж…игал лампу ставил ее плотно (по)средине стола и с важностью усаж…вался в полома(н, нн)ое кресло.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС ВАРИАНТ № 47
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты. Делегировать, премировать, блокировать, пиццерия, договор.
2. Вместо точек вставьте нужную гласную: Е или Ё. Подставить щ…ку, не ров…н час, оп…ка, ист…кший кровью, ж…лоб. Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Выберите существительные, образующие сочетания с глаголами НЕСТИ (ПОНЕСТИ), НОСИТЬ. Жертвы, звание, нагрузка, имя, наказание, обязанности, название, урок, отпечаток, ответ, ответственность, печать, следы, поражение, потери, расходы, убыток, угроза, характер, утрата, ущерб.
2. Устраните речевую избыточность и тавтологию. 1. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 2. По сведениям из осведомленных источников ожидается приезд делегации. 3. Намечено подписание «Соглашения о национальном согласии».
3. Подберите к данным паронимам подходящие синонимы из скобок. Оборотливый – оборотный (предприимчивый, противоположный), опасный – опасливый (рискованный, осторожный), скрытый – скрытный (неоткровенный, тайный), явный – явственный (бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый).
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА. 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. 1. Я привык отдавать себе отчеты во всех вопросах. 2. Он ругал всех на чем свет стоял. 3. У нас было несколько медовых месяцев.
2. Объясните смысл образных выражений. 1. Рог изобилия. 2. Прометеев огонь. 3. Со щитом или на щите. Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания. Колибри, картофель, меню, Чили, цеце.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа. Бланки, гектары, носки, оладьи, ясли.
3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения. 178, 250, 275, 1100. Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов. Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности. Страдать (разлука), касаться (стол), тормозить (движение), ругать (беспечность), сочувствовать (пострадавший).
2. Исправьте речевые ошибки в предложениях. 1. Читая эту повесть, создается впечатление, что писатель сам был участником этих давних событий. 2. Благодаря удачному освещению актриса выглядела еще более моложе, чем в жизни. 3. Она долго рассуждала, что будет ли преступлением погубить свою душу, чтобы спасти жизнь детей. Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ. Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. В белом уже изрядн(о, а) поноше(н, нн)ом (полу)фраке с княжеского плеча но тщательно отутюже(н, нн)ом с (не)вероятным каким (то) шарфом на шее круглолиц…й и кривоногий с ореховой тростью в руке Афанасий медле(н, нн)о кружил в (н…)котором отд…лении от в…ранды с точ(?)ностью определяя име(н, нн) такое ра(с, сс)тояние которое позв…ляло ему (не)быть св…дет…лем госпо…ской беседы и одновреме(н, нн)о в нужный м…мент улавл…вать любые желания князя.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС ВАРИАНТ № 48
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты. Донельзя, втридорога, асимметрия, наотмашь, феномен.
2. Вместо точек вставьте нужную гласную: Е или Ё. Никч…мный, ж…лоб, ж…ноненавистник, иноплем…нный, побас…нка.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Произведите синонимические замены иностранных слов. Адекватный, гипертрофированный, лояльный, позитивный, спонтанный.
2. Устраните речевую избыточность и тавтологию. 1. Это свойство свойственно всем писателям. 2. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 3. Автобиография жизни.
3. Составьте словосочетания. Масленичный – масличный, обидный – обидчивый, пастырский – пасторской.
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА. 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. 1. Эти вопросы имеют большую роль в развитии науки. 2. Пора тебе взяться за свой ум. 3. Ну хоть разбейся головой об стенку! 2. Объясните смысл образных выражений. 1. Лебединая песня. 2. На седьмом небе. 3. Пиррова победа.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания. Капри, толь, Дели, шимпанзе, кафе.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа. Бананы, грузины, килограммы, простыни, сапоги.
3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения. 119, 96, 735, 1454.
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов. Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности. Потребность (деятельность), верить (правота), интересоваться (искусство), вопреки (угроза), полон (бодрость). 2. Исправьте речевые ошибки в предложениях. 1. У нас невольно возникают воспоминания о нашем медовом месяце, глядя на молодоженов. 2. Часть книг раскуплены сразу после издания. 3. Наконец пришло письмо, сообщавшее о приезде давнего друга и которого я так ждала.
Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ. Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. С…реневый штиль окружал судно и зап…лнял к…юту. Из(за) вершин гор пр…чудл…вый с…луэт которых мог бы прийти в голову только в…ликому а…стракц…онисту подн…малось со…нце. Оно раск…лило до алого цвета тр…угольник неба вернее туч… между двумя вершинами. А остальное небо было в л…ловой тума(н, нн)ой мгле. Вода возле ж…лтого песка ни…кого берега была бледной едва голубой.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС ВАРИАНТ № 49
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты. Истекший, небо, компас, мизерный, феномен.
2. Как произносится (твердо или мягко) согласный звук перед буквой Е? Сессия, стена, фанера, шинель, экстерн.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Произведите синонимические замены иностранных слов. Декада, протекция, стагнация, эксперт, интервал.
2. Устраните речевую недостаточность. 1. Студент Белов занял первое место по английскому языку. 2. Чтобы хорошо работать, нужен непосредственный опыт у станка. 3. За ошибки и недостатки председатель артели заслуживает взыскания.
3. Составьте словосочетания со следующими паронимами. Бережный – бережливый, тяготится – тяготеет, обидный – обидчивый, хозяйский – хозяйственный, соседский – соседний. Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА. 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. 1. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда. 2. Театр в Калуге Павел организовал на более широкую ногу. 3. Все понимали, что эти слова и слезы – фиговое прикрытие авантюристки.
2. Объясните смысл образных выражений. 1. Пиррова победа. 2. Перейти Рубикон. 3. Танталовы муки. Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок). Образец: (теплый) какао – теплое какао. (Растворимый) кофе, (прозрачный) вуаль, (компетентный) жюри, (огромный) мозоль, (молодой) кенгуру.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа. Грабли, стерлядь, турок, кочерга, мандарин.
3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения. 1) с 300, 2) о 415, 3) от 742, 4) к 867.
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов. Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности. Приплыть (берег), восхищение (подвиг), страдать (разлука), коснуться (вопрос), препятствовать (движение).
2. Замените определительные предложения причастными оборотами. 1. Известный путешественник, который прославился своими открытиями, прочитал курс лекций. 2. События, которые были описаны в этом рассказе, произошли в действительности. 3. Я читаю книгу, которую взял у товарища. Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ. Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Певцы были готовы. Они еще (не)много помолчали настра…вая дыхание еще т…сней спл…тились пл…чами и тут стало совсем тихо зал точно опустел до того всем было интересно что же смогут эти десятеро… И вот по ки…ку стоящего справ(а, о) третьим от края вид…мо в…дущего в гру(п, пп)е они запели. И голоса взл…тели… Над ш…рокой водной р…вниной встают и торжестве…о с…яют высокие горы. Пор…внявшись с низ….нькой дверью ост…новился в раздумь…. П…карня пом…щалась в подвале ее три окна были ниже ур…вня земли. (Не)береч… пор…сли – (не)видать и дерева.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС ВАРИАНТ № 50
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты. Броня, занятой, безобразный, хаос, характерный.
2. Как произносится (твердо или мягко) согласный звук перед буквой Е? Адекватный, артерия, бутерброд, бассейн, детектив.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Произведите синонимические замены иностранных слов. Интеллект, девальвация, бизнес, вексель, продюсер.
2. Устраните речевую недостаточность. 1. Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной машинке одеть в теплые варежки всю семью. 2. Касса получает за товары ясельного возраста. 3. Если взглянуть с птичьего полета, то дома покажутся островками.
3. Составьте словосочетания со следующими паронимами. Понятный – понятливый, высотный – высокий, удачный – удачливый, одеть – надеть, болотный – болотистый. Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА. 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. 1. Вообще-то он без минуты повар, осталось сдать экзамены. 2. Положение на комбинате остается из рук вон нетерпимым. 3. Писатель идет в одну ногу со своим временем.
2. Объясните смысл образных выражений. 1. Дамоклов меч. 2. Настоящий Дон Жуан. 3. Петь дифирамбы.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок). Образец: (теплый) какао – теплое какао. (Опытный) ветеринар Иванова, (маринованный) иваси, (теплый) кашне, (зеленый) Сочи, (загадочный) Чили.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа. Помидор, баклажан, грамм, башкир, качели.
3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения. 1) к 594, 2) от 679, 3) с 782, 4) о 941. Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов. Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности. Читать (интерес), написано (ум), привлечь (искренность), очарован (величие), влюбленный (княжна).
2. Замените определительные предложения причастными оборотами. 1. Он уселся на скамью, которая стояла в конце бульвара. 2. Приказчик снял кнут, который висел у него на плече. 3. В зале сидели ученики, которые не принимали участия в концерте.
Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ. 1. Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Анну Ахматову я знал с 1912 года. Тоненькая стройная похожая на робкую пятнадцатилетн… девочку она (не, ни) на шаг не отходила от мужа молодого поэта Н.С. Гумилева который тогда (же) при первом зн…комстве назвал ее своей учениц…й. То были годы ее первых стихов и (не)обыкнове…ых (не)ожида(н, нн)о шумных триумфов. Прошло два-три года и в ее глазах и в осанк… и в обращен… с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности – величавость. Не спесивость не надменность не заносчивость а именно величавость «царственная» монументально важная поступь (не)рушимое чувство ув…жения к себе к совей высокой писательской миссии.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС ВАРИАНТ № 51
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты. Закупорить, заплесневеть, иначе, корысть, красивее.
2. Укажите, какие звуки, Е или Ё, произносятся в словах: Жердочка, отыменный, затекший, преемник, расседланный, желчь, жернов. Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Произведите синонимические замены иностранных слов. Фаэтон, регламент, рантье, миткаль, катрен.
2. Устраните речевую избыточность и тавтологию. 1. Первым лидером чемпионата была Россия. 2. До затмения солнца оставался час времени. 3. Выпускники вузов постоянно сталкиваются с проблемой трудоустройства на работу.
3. Составьте словосочетания с паронимами. Главный – заглавный, криминальный – криминогенный, праздный – праздничный, пастырский – пасторский, бережный – бережливый. Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА. 1. Раскройте скобки, выберите правильный вариант фразеологического оборота. 1. Нужно (воздать дань – воздать должное) этой жемчужине среди славянских библиотек. 2. С началом побед на фронтах люди (распрямились духом – воспряли духом). 3. Прекрасный артист, он (задавал высокий критерий – задавал высокий тон) спектаклю. 4. Игроки (души не чают – душу не чают) в своем тренере. 2. Объясните смысл образных выражений. 1. Марсово поле. 2. Объятия Морфея. 3. Плясать под чужую дудку.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок). Образец: (теплый) какао – теплое какао. (Третий) авеню, (жаркий) сирокко, (новый) школа-интернат, (пожилой) маэстро, (строгий) рефери.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа. Погоны, якут, ботинок, западня, сапер.
3. Раскройте скобки, выберите нужный в данном контексте вариант. 1. Необходимо устранить все (тормозы – тормоза), мешающие экономическому развитию предприятия. 2. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари – токаря) и (слесари – слесаря) – инструментальщики. 3. Автор создал запоминающиеся литературные (образы – образа) своих современников. 4. У милицейского поста проверяли (пропуски – пропуска).
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужной форме. Используйте, где это необходимо, предлоги. 1. Согласно (техническое задание) конструкция должна быть выполнена из металла. 2. Необходимо сделать упор (проблема) адаптации системы управления (рыночные преобразования). 3. Его можно назвать (хороший хозяйственник), но можно назвать и (талантливый предприниматель).
2. Замените определительные предложения причастными оборотами. 1. Захар, который был ленив от природы, был ленив еще и по своему лакейскому воспитанию. 2. Бледный свет, который был похож на чуть разбавленную синькой воду, заливал горизонт. 3. Гордость за подругу, которая превращалась в большевика, смягчила тяжелое положение Павла. Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ. Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Слушатели были покоре(н, нн)ы зач…рова(н, нн)ы повергнуты в раздумья каждому представился самому по себе (в) одиночку пр…мкнуть к тому что веками сл…галось в трагических заблуждениях и оз…рениях разума веч(?)но ищущего себя (во)вне и в (то)же время (в)месте (со)всеми ко(л, лл)ективно воспр…нять Слово уд…сят…ряющее силу пения от сопр…час…ности к нему множ…ства душ….
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС ВАРИАНТ № 52
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты. Маркетинг, алкоголь, пиццерия, исчерпать, исчерпать, некролог.
2. Вместо точек ставьте нужную букву, Ё или Е. Аф…ра, ман…вры, ос…длый, бл…клый, оп…ка, ист…кший.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Произведите синонимические замены иностранных слов. 1. Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекает внимание от главного. 2. В классе нерегулярно вентилируют помещение. 3. Выступающий оперирует положительными примерами.
2. Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики в контексте и с неточным словоупотреблением. 1. Один поступок Чацкого привел меня в неясность. 2. «Гранатовый браслет» – одно из самых подтверждающих произведений Куприна. 3. Любовь поэта к Родине часто возрождала его от упаднических настроений. 4. Перед началом учебы я обратно прочел рассказы Чехова.
3. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу. 1. На поляне мы увидели высокий (земельный, земляной) холм. 2. Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент, абонемент). 3. Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения. 4. Студент быстро (усвоил, освоил) материал. 5. Молодой рабочий (усвоил, освоил) профессию токаря.
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА. 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. 1. Ворона в птичьих перьях. 2. А судьями кто? 3. Буря в чашке воды. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|