|
Жанры изобразительного искусстваСтр 1 из 17Следующая ⇒ Живопись (от рус. живо и писать) — вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность. Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на какую-либо твердую поверхность, называется живописью. Виды живописи различают по:- назначению-технике-материалу. Виды живописи различают по назначению: 1.Монументально-декоративная - носителем МЖ явл. неподвижная архитектура(стена, свод). -стенная роспись (красками на стенах) -плафоны(с фран. Потолок) -панно(часть стены выделенная обрамлением). Декорационная - театрально-декорац. - кино-декорац. Станковая - иконопись Особыми синтетическими видами живописи являются: -панорама (360 градусов) оборона Севастополя. - диорама (180 град) штурм Сапу-горы. По материалуи техники: - фреска(вод. красками по сирой или сухой щекот. Связ звеном явл известь. Л Да Винчи (Тайн. Веч) -Темпера(Связ звеном явл эмульсия. Вода+ желток). -мозаика (из кусочков разноц. Камней, глешоного стекла,смальта, кирамика, дерево. -витраж (оконное стекло) -масленая живопись (связу. Звеном явл масло. Холст, картон, металл.) -пастель(техника живописи и краски для неё Левитан) -акварель (это водяные краски с растительным клеям – прозрачность) Брюллов, Рублёв. -миниатюра (портретная 1,5 до 20 см. Книжная- выполненная от руки).
Графика (от гр. grapho — пишу, рисую) — вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Бумага карандаш уголь. Виды графики: по способу исполнения: -уникальная(которая является единственной и нэпов.) -компьютерная -печатная(даёт возможность получить тираж. Оттиски с доски. Печатная различается по материалу и технике:механическая, химическая(травления). -гравюра(печатание с доски).: Виды гравюр(на дереве, линогравюра, на картоне, резцом на меде) Виды графики по назначению: -Станковая (отдельные листы, не имеют никакого тематич. Значения). -книжная (текст, иллюстрации, буквицы) -журнальная и газетная. -промышленная(денежные знаки,эмблемы, товарных упаковок,экслибрис) Художники графики: Альфред Дюрер, Рембрандт,Репин.
Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезать, высекать, ваяние, пластика) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения {статуи, бюсты, рельефы и т. п.) также называют скульптурой. Произведения скульптуры различают: - по форме -по материалу и технике -по назначению. 1.По форме: -круглая(можно обходить с разных сторон.) -рельеф (на плоскости) Барельеф не более50% и Горельеф свыше 50%. 2. материалу и по технике: обычно является глина. Керамика( фаянс, фарфор, майолика-гипс, камень, кость, металл.) Техника -(вырезают, выливают). 3.По назначению: -Монументальная (имеет мемориальное значения)- одна фигурная, многофигурная, конные, мемориальные ансамбли, памятные статуи, бюсты. - Монументально- декоративная (тесно связана с архитектурой и ландшафтом (оформления фасадов, фонтанов.гротов). -Станковая (она предназначена для закрытых помещений)музеи,выстовки. Скульпторы: Роден, Мухина, Церетели.
Жанры изобразительного искусства Автопортрет — портрет, написанный с самого себя. Аллегория — изображение отвлеченных понятий через ассоциативно близкие конкретные образы, существа и предметы, обычно наделяются поясняющими их содержание атрибутами. Анималистический — связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике; сочетает естественно-научные и художественные начала. Батальный — посвященный изображению войны и военной жизни. Бытовой — связанный с изображением повседневной частной и общественной жизни человека. Галантный — разновидность бытового. Исторический — один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов. Карикатура — жанр изобразительного искусства, использующий средства сатиры и юмора, гротеска, шаржа, художественной гиперболы; изображение, в котором комический эффект создается преувеличением и заострением характерных черт. Мифологический — посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы. Натюрморт — жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы. Ню — жанр изобразительного искусства, посвященный обнаженному телу, его художественной интерпретации. Пастораль — изображение идиллической мирной жизни пастухов и пастушек на лоне природы. Пейзаж — изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта; по предмету изображения выделяют архитектурный, индустриальный пейзаж, ведуту, марину (изображает море), исторический и фантастический (футурологический) пейзаж. Портрет — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей; разновидности — автопортрет, групповой портрет, парадный, камерный, костюмированный портрет, миниатюра портретная, парсуна. Сюжетно-тематическая картина - определение своеобразного скрещения традиционных жанров живописи, которое способствовало созданию крупномасштабных произведений на социально значимые темы с четко выраженной фабулой, сюжетным действием, многофигурной композицией. Шарж — разновидность карикатуры, юмористическое или сатирическое изображение, в котором изменены иподчеркнуты характерные черты человека.
Искусство древнего Египта. Одна из самых древних культур возникла на берегах Нила за три тысячи лет до нашей эры. Мы знаем ее, прежде всего, как страну пирамид и фараонов. Пирамиды Древнего Египта в Гизе, которые и сегодня поражают наше воображение, построены 4500 лет назад; это места захоронения фараонов Древнего Царства. Гробницы-пирамиды строили фараоны многих династий. Культ смерти занимал важное место в древнеегипетской культуре. Древние египтяне верили, что после смерти жизнь продолжается, и поэтому рядом с телом умершего в могилу помещались его любимые вещи, драгоценности, мебель и еда, которыми он смог бы воспользоваться в загробной жизни. Пирамиды, имеющие в плане четырёхугольную форму, сложены десятками тысяч рабов из многотонных каменных блоков и облицованы плитами из отшлифованного известняка. Плодородие пустынных почв Древнего Египта поддерживалось ежегодными разливами Нила. Фараон - живое божество. Вера египтян в загробную жизнь получила своё отражение в различных изображениях: в настенной росписи погребальных камер, в предметах и мебели. Сначала такие изображения отличались усиленной стилизацией образа и идеализировали божественных персон (фараонов, например, всегда изображали молодыми и красивыми). Затем, в эпоху Нового Царства, то есть в XVI-VIII вв. до н. э., изображения людей становятся более реалистичными и приобретают черты портретного сходства. живопись. Выполненные в гробницах росписи и рельефы выступали как бы «двойником» действительности. Изображенные на стенах сцены повседневной жизни служили гарантией того, что и в загробной жизни усопший будет располагать всеми теми благами, которыми он был окружен в жизни земной. Чаще всего изображались сцены сельскохозяйственных работ, труда ремесленников, разного рода хозяйственных работ, охота, рыбная ловля, погребальные шествия, заупокойный культ, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей, плывущие лодки, животные и так далее. Разумеется, росписи изобилуют портретами самого хозяина гробницы. Как правило, он принимает подношения или следит за исполнением хозяйственных работ. Создание рельефов подчинялось нормам жрецов. В живописи и рельефах, прежде всего, бросается в глаза то обстоятельство, что голова, руки и ноги человеческой фигуры изображены в профиль, а тело - анфас. Это наиболее характерный силуэт древнеегипетского искусства. Древние египтяне не знали законов перспективы, и в многокомпонентных изображениях фигуры часто перекрывают одна другую. Скульптурные изображения так же достаточно условны по пластике и представляют собой вид предмета спереди. Изобразительное искусство тесно связано с архитектурой. Его произведения хорошо вписываются в строгую церемониальность зданий. Архитектура - тесно связана с заупокойным культом. Основным видом является мастаба - прямоугольная гробница в виде усечённой пирамиды с погребальными помещениями, расположенными глубоко под землёй. Пирамида была центром единого комплекса заупокойных сооружений, включавшего ряд более скромных гробниц, молельни, святилище, заупокойный храм и другие ритуальные строения. Весь этот погребальный ансамбль по периметру был обнесен двухкилометровой стеной. Внутри пирамиды находится погребальная камера, в которой некогда хранился саркофаг фараона, а также другие помещения, соединенные коридором, имеющим форму лабиринта. Самая грандиозная - пирамида Хеопса Возник тип храма, посвящавшийся богу солнца Ра. Храм прямоугольный, имел, открытый двор со святилищами по сторонам и с обелиском, вершина которого была обита золотом. Частью архитектурного ансамбля в Гизе является статуя Большого сфинкса — гигантского льва с человеческим лицом. Длина - 57 м, высота - 20 м. Лицо сфинкса украшено клафтом — царским головным платком — и церемониальной бородой, статуя смотрит на восток, где рождается бог Солнца. храмы. Помимо пирамид, памятниками египетской архитектуры являются также храмы и дворцы. Главная часть храма - алтарь. К алтарю, где стояла скульптура божества, нужно было идти по длинному коридору через залы и дворики. Непосредственно перед алтарём находился колонный зал, так называемый "ипостиль". Мощные колонны стояли друг к другу почти вплотную, так как расстояние между ними определялось прочностью каменных блоков горизонтального перекрытия. Украшением колонн являлся растительный орнамент (лотос и пальма), вырезанный в камне с почти натуралистической точностью. У входа в храм располагались два каменных сооружения - пилоны. К храму вела дорога - дромос. По обеим сторонам дороги возвышались скульптурные изображения лежащих зверей с человеческими головами. жилые дома. От жилых домов и дворцов мало что осталось, потому что для их постройки применялись дерево и кирпичи из обожжённой на солнце глины. Предполагают, что в глубине древнеегипетского жилища знатных вельмож располагалась приёмная, вокруг которой были устроены жилые комнаты, комнаты для гостей и ванные помещения. Потолок приёмной, которая была самым красивым помещением в доме, подпирали четыре колонны. Приёмная имела боковое освещение. Монументальный характер древнеегипетских зданий объясняется, во-первых, их большими размерами, а во-вторых, геометрической простотой общей формы и отдельных элементов конструкции, а также строгой компоновкой всего сооружения по одной оси (оси входного коридора) Скульптура Обилие статуй в гробницах и храмах диктовалось нуждами погребального ритуала: статуи, изображавшие усопших, служили вместилищем их душ, их наличие в гробницах было непременным условием, обеспечивающим покойнику вечную жизнь. Для изображения лиц, имеющих божественный сан, использовались строго определенные приемы. Портретные изображения фараонов являются воплощением торжественности, монументальности и величия. Фараон мог быть изображен сидящим или стоящим Лица, не обладавшие божественным саном, такие как чиновники, представители низших сословий, семейные группы — ваялись с большим реализмом. Достаточно распространенной скульптурой является семейная группа, в частности супружеская пара, которая может изображаться стоя или сидя (чаще всего мужчина изображается сидя, а женщина — стоя). Нередко супруги обнимают друг друга за талию. Иногда в семейных группах фигурируют дети. В гробницах встречаются небольшие статуэтки, изображающие прислугу в момент совершения хозяйственных работ. Скульптуры, изображающие людей из низшего сословия, полностью нарушают канонические принципы, применявшиеся для изображения фараонов. .
Скульптура Скульптура - важная составляющая часть искусства древней Греции. В Греции жили знаменитые скульпторы — Фидий, Мирон, Поликлет и многие другие. Они воспевали красоту человеческого тела, красота воспевалась почти во всех произведениях искусства древней Греции. Богов и людей изображали одинаково — молодыми, сильными, прекрасными. Греки считали, что человек подобен богам. Статуи отливали из бронзы или высекали из белого мрамора. Мраморные статуи нередко раскрашивали. В храмах, на площадях и улицах греческих городов стояли бронзовые и мраморные статуи богов, спортсменов, философов, трагиков и знаменитых людей. Греки никогда не изображали уродливых людей; они считали, что воспевать стоит лишь красоту. Наиболее известны такие статуи: «Дискобол» («Метатель диска») Мирона, «Афродита» (богиня красоты и любви) Прак-сителя, «Афродита Мил осекая» неизвестного скульптора, «Аполлон Бельведерский» Леохара и «Геракл со львом» Лисиппа Живопись Древней Греции Век высшего расцвета скульптуры в период классики был и веком расцвета греческой живописи. Именно к этому времени относится замечательное живописное новшество, утраченное впоследствии и как бы заново открытое, возрожденное лишь в эпоху великих итальянских мастеров — эпоху Возрождения: искусство светотени. Первым включил в свою палитру полутона Аполлодор Афинский, за что получил прозвище Тенеписец. Введение светотени имело для развития реалистической живописи огромное значение. Во времена “Илиады” и “Одиссеи” вазопись примитивна – преобладал геометрический орнамент. В 7-6 вв. до н.э. на вазах пишутся сцены из легенд и мифов, особой популярностью пользовались подвиги Геракла, Троянская война. Появляется техника чернофигурной росписи (закрашенные черным лаком фигуры резко выделялись на красном фоне глины, ил.51). В 530-525 гг. до н.э. появляется новый способ росписи ваз – краснофигурный (фигуры оставляются в цвете глины, а фон покрывается черным лаком, ил.52). Эта техника раскрыла новые возможности рисунка. Художники стали изображать одежду в мелких складках, узоры каймы, тонкие пряди волос и мелкие локоны. Кроме Апполодора Тенеписца известны и другие живописцы: Зевкеис, Паррасий, Тиманф. Их творчество отмечено эмоциональностью, реализмом. Однако монументальная живопись не получила такого масштабного развития, как вазопись. Керамические изделия покрывались орнаментальными и сюжетными росписями. С течением времени менялся и стиль росписей. Ранняя керамика отмечена так называемым черно-фигурным стилем — черные изображения на красном фоне. Позже появился краснофнгурный, или чернолаковый, стиль, когда черным лаком покрывался фон между росписями, которые на этом фоне контурно выступали, сохраняя тон основного материала — обожженной красной глины. Рисунок на вазах носил графический, плоскостной характер. Наиболее распространенными формами ваз были: амфора (для хранения вина и масла) — изящный сосуд с округлой емкостью, высокой горловиной и двумя ручками; кратер (в нем к столу подавалось вино) — сосуд с емкостью в форме перевернутого колокола и двумя ручками в нижней его части; килик — сосуд для питья вина в виде плоской чаши на высокой ножке; гидрия (для хранения воды) — высокий сосуд с тремя ручками. В архитектуре и в произведениях прикладного искусства Древней Греции видное место занимает орнамент. Как и все греческое искусство, он эволюционировал. Первоначально в нем преобладали мотивы восточного происхождения (сфинксы, грифоны), но в классический период они вытесняются сюжетами, взятыми из жизни окружающей, природы или геометрическими. 4 в. до н.э. является ярким расцветом живописи. Художники создают станковые картины разных жанров: натюрморты, баталии, портреты, исторические картины.. К сожалению, картины мастеров, творивших в это время не дошли до нас. В эпоху эллинизма в Александрии и в Пергаме возникает искусство реалистической живописи, которое получило свое развитие в портрете, пейзаже, карикатуре. Древнегреческая скульптура, воспевающая духовную и физическую красоту человека свободного, стала эталоном для ваятелей и художников эпохи Возрождения и культуры классицизма. Музейные залы с античной скульптурой пользуются неизменным успехом у посетителей, восхищающихся совершенством древнегреческого искусства. Чудесные росписи на керамических сосудах тоже доставляют эстетическое наслаждение зрителям
Искусство Романского стиля В X веке, на рубеже тысячелетий, в искусстве впервые возник единый общеевропейский стиль — романский. Он оставался господствующим в средневековой Западной Европе на протяжении XI и XII веков. Термин «романский стиль» появился в XIX в. (по аналогии с понятием «романские языки») и означал «римский». Романский стиль в искусстве многое унаследовал от византийского зодчества. Архитектурные постройки этого времени преимущественно каменные, со сводчатыми перекрытиями, а в средние века такие сооружения считались романскими (построенными по римскому способу), в отличие от деревянных построек. Классичнее всего был распространен в искусстве Германии и Франции. Набеги и сражения составляли стихию жизни того времени. Эта суровая эпоха рождала настроения воинственного экстаза и постоянную потребность самозащиты. Это замок-крепость или храм-крепость. Художественная концепция проста и строга. Три больших храма на Рейне считаются образцами позднего и совершенного романского зодчества: городские соборы в Вормсе, Шпейере и Майнце. Архитектурный декор очень сдержан, пластика тяжеловата. Но, войдя внутрь храма, открывается целый мир волнующих образов, запечатлевший душу средневековья. Искусство в средневековой Европе стало делом рук людей из низшего сословия. Они вносили в свои творения религиозное чувство, но оно было неодинаковым у «высших» и «низших». Мы мало поймем в средневековом искусстве, если не почувствуем его связь со всеми строем жизни «низших сословий». Христу сочувствовали, потому что он страдал, богоматерь любили, потому что видели в ней заступницу за людей, в страшном суде видели идеал земного суда над притеснителями и обманщиками. Страшный суд. Тимпан собора Сен Лазар в Отене (1130-1140); Ева. Фрагмент рельефа бронзовых дверей церкви св. Михаила в Гильдесгейме (1008-1015) Королевский портал собора в Шартре (около 1135-1155)
Архитектурные памятники романского стиля разбросаны по всей Западной Европе, но больше всего их во Франции. Это — церковь Сен Мартен в Туре, церковь Нотр-Дам в Клермоне, шедевр романской архитектуры — церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье. Во французской романике сложилось несколько местных школ. Так монументальностью композиции отличалась бургундская школа, богатым скульптурным декором — школа Пуату, строгой отделкой — нормандская школа. Скульптурные изображения святых в романских храмах лишены каких-либо канонов, часто неказисты и приземисты, имеют простые и выразительные лица. Этим романская скульптура отличается от византийской, которая создавала более утонченные и одухотворенные образы. Наряду с евангельскими образами и сценами в романской скульптуре соседствовали и сюжеты из древней и средневековой истории, встречались изображения реальных людей. В то же время скульптурные композиции иногда насыщались плодами народной фантазии — тогда в них встречались изображения различных фантастических существ и сил зла (например, аспидов). От романской эпохи сохранились прекрасные образцы прикладного искусства. Почетное место среди них занимает знаменитый 70-метровый ковер из Байе, который связывают с именем английской королевы Матильды. Вышитые на нем сцены повествуют о завоевании Англии норманнами в 1066 г. Живопись романского стиля была исключительно церковной по содержанию и плоскостной, отрицающей трехмерность пространства и фигур. Она так же, как и скульптура, была подчинена архитектуре. Наиболее распространенным видом живописной техники была фреска, начинает также распространяться витраж (живопись из цветных кусочков стекла).
9.Го́тика —Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века. Архитектура. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено ажурными гигантскими башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Порталы и алтарные преграды были сплошь украшены статуями, скульптурными группами, орнаментами. На порталах преобладали три темы скульптурного декора: Страшный суд, цикл, посвященный Марии, и цикл, связанный с патроном храма или наиболее почитаемым местным святым. На фасадах и крыше размещались скульптуры фантастических зверей (химеры, гаргульи). Все это оказывало сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.В искусстве готики органически переплелись лиризм и трагизм, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и точные жизненные наблюдения. Выдающимися произведениями готической архитектуры являются: во Франции — собор Парижской Богоматери, соборы в Реймсе, Амьене, Шартре; в Германии — собор в Кельне; в Англии — Вестминстерское аббатство (Лондон) и др.
Скульптура. Главные черты, характеризующие готическую скульптуру, могут быть сведены к следующему: во-первых, на смену господству в художественных концепциях абстрактного начала приходит интерес к явлениям реального мира, религиозная тематика сохраняет свое доминирующее положение, но ее образы меняются, наделяются чертами глубокой человечности. Одновременно усиливается роль светских сюжетов, и важное место, хотя не сразу, начинает занимать сюжет, Во-вторых - появляется и играет доминирующую роль круглая пластика, хотя рельеф существует также. Одним из самых распространенных сюжетов в готике остался "Страшный суд", однако иконографическая программа расширяется. Интерес к человеку и влечение к анекдотичности рассказа нашли выражение в изображении сцен из жизни святых. Выдающийся пример изображения легенд о святых является датируемый последней четвертью 13 века тимпан "История святого Стефана" на портале собора Парижской богоматери. Включение реальных мотивов характерно и для множества небольших рельефов. Как и в романских храмах, большое место занимают в готических соборах изображения чудовищ и фантастических существ, так называемых химер.
Живопись. В эпоху Средневековья живопись стала одним из главнейших видов искусств. Перемены в жизни общества и новые технические приемы дали художникам возможность создавать реалистичные, пронизанные глубоким гуманизмом произведения, которым было суждено совершить подлинную революцию в западноевропейском искусстве. Жизнерадостный и изящный стиль в изобразительном искуссве наиболее ярко проявился в портрете (живописном и карандашном) таких замечатательных мастеров, как Ж. Фуке (известен также как выдающийся мастер миниатюры), Ж. и Ф. Клуэ, Корнеля де Лион.
Леонардо да Винчи Отдельные тенденции искусства Высокого Возрождения предвосхищались в творчестве выдающихся художников 15 века и выражались в стремлении к величавости, монументализации и обобщенности образа. Однако подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи, гений, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве. Значение его всеобъемлющей деятельности, научной и художественной, стало ясно только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи Леонардо. В его заметках и рисунках — гениальные прозрения в самых различных областях науки и техники. Он был, по выражению Энгельса, «не только великим живописцем, по и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики». Искусство для Леонардо было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства. Леонардо воплощал собой новый тип художника — ученого, мыслителя, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта. Леонардо родился в селении Анкиано, недалеко от города Винчи. Он был внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки. Учился он во Флоренции, в мастерской скульптора и живописца Андреа Верроккьо. Одна из ранних работ Леонардо — фигура ангела в картине Верроккьо «Крещение» (Флоренция, Уффици) — выделяется среди застывших персонажей тонкой одухотворенностью и свидетельствует о зрелости ее создателя. К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», около 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо углубляет характеристики, обобщает формы. Тонко моделированные боковым светом фигуры молодой матери и младенца заполняют почти все пространство картины. Естественны и пластичны движения фигур, органически связанных между собой. Они ясно выступают на темном фоне стены. Открывающееся в окне чистое голубое небо связывает фигуры с природой, с необъятным миром, в котором господствует человек. В уравновешенном построении композиции чувствуется внутренняя закономерность. Но она но исключает теплоты, наивной прелести, наблюденной в жизни. В 1480 году Леонардо уже имел свою мастерскую и получал заказы. Однако страстное увлечение наукой часто отвлекало его от занятий искусством. Недописанными остались большая алтарная композиция «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици) и «Святой Иероним» (Рим, Ватиканская пинакотека). Не найдя должной оценки своего таланта при дворе Лоренцо Медичи с его культом изысканной утонченности, Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. Миланский период творчества Леонардо (1482—1499) оказался самым плодотворным. Здесь во всю мощь раскрылась многогранность его дарования как ученого, изобретателя и художника. Свою деятельность он начал с исполнения скульптурного монумента — конной статуи отца герцога Лодовико Моро Франческо Сфорца. Большая модель монумента, получившая единодушную высокую оценку современников, погибла при взятии Милана французами в 1499 году. Сохранились лишь рисунки — наброски различных вариантов монумента, Она значительно превосходила по размерам памятники Гаттамелате и Коллеони, что дало повод современникам и самому Леонардо называть монумент «великим колоссом». Это произведение позволяет считать Леонардо одним из крупнейших скульпторов того времени. Не дошло до нас и ни одного осуществленного архитектурного проекта Леонардо. И все же его рисунки и проекты зданий, замыслы создания идеального города говорят о его даре выдающегося архитектора. К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля — «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря». «Мадонна в гроте» (1483—1494, Париж, Лувр) — первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения. Ее персонажи Мария, Иоанн, Христос и ангел приобрели черты величия, поэтическую одухотворенность и полноту жизненной выразительности.. В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей Леонардо — «Тайная вечеря», исполненная в 1495—1497 годах для монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Композиция фрески поражает единством, цельностью, она строго уравновешена, центрична по построению. Фреска сильно разрушена. Эксперименты Леонардо с использованием новых материалов не выдержали испытания временем, позднейшие записи и реставрации почти скрыли подлинник, который был расчищен лишь в 1954 году. Но сохранившиеся гравюры и подготовительные рисунки позволяют восполнить все детали композиции. После взятия Милана французскими войсками Леонардо покинул город. Начались годы странствий. По заказу Флорентийской республики он исполнил картон для фрески «Битва при Ангиари», которая должна была украсить одну из стен зала Совета в палаццо Веккьо (здание городского самоуправления). При создании этого картона Леонардо вступил в соревнование с молодым Микеланджело, исполнявшим заказ на фреску «Битва при Кашине» для другой стены того же зала. Однако эти картоны, получившие всеобщее признание современников, не дошли до наших дней. Лишь старые копии и гравюры позволяют судить о новаторстве гениев Высокого Возрождения в области батальной живописи. В полной драматизма и динамики композиции Леонардо, эпизоде битвы за знамя, дан момент высшего напряжения сил сражающихся, раскрыта жестокая правда войны. К этому же времени относится создание портрета Моны Лизы («Джоконда», около 1504, Париж, Лувр), одного из самых прославленных произведений мировой живописи. Сложный полуфантастический пейзаж тонко гармонирует с характером и интеллектом портретируемой. Кажется, что зыбкая изменчивость самой жизни ощущается в выражении ее лица, оживленного едва уловимой улыбкой, в ее спокойно-уверенном, проницательном взгляде. Лицо и холеные руки патрицианки написаны с удивительной бережностью, мягкостью. Тончайшая, словно тающая, дымка светотени (так называемое сфумато), окутывая фигуру, смягчает контуры и тени; в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура. В последние годы жизни Леонардо большую часть времени уделял научным изысканиям. Он умер во Франции, куда приехал по приглашению французского короля Франциска I и где прожил всего два года. Его рукописи содержат бесчисленные заметки и рисунки, свидетельствующие об универсальности гения Леонардо. Мадонна Бенуа, 1478 Джоконда (Мона Лиза) Тайная вечеря, (центральный фрагмент)
Рафаэль Санти Рафаэль (собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio) (26 или 28 марта 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим), итальянский живописец и архитектор. В его творчестве с наибольшей ясностью воплотились гуманистические идеалы Высокого Возрождения о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром, характерные для эпохи идеалы жизнеутверждающей красоты. Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. В 1500-1504 годах Рафаэль, по свидетельству Вазари, учился у художника Перуджино в Перудже. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (“Сон рыцаря”, Национальная галерея, Лондон; “Три грации”, Музей Конде, Шантийи; “Мадонна Конестабиле”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; все — около 1500-1502). Близок по композиционному решению фреске Перуджино “Передача ключей святому Петру” в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля “Обручение Марии” (1504, Галерея Брера, Милан). С 1504 Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Первостепенное значение для художника имело знакомство с методом великого Леонардо да Винчи. Вслед за Леонардо Рафаэль начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы. В последних флорентийских работах Рафаэля (“Положение во гроб”, 1507, галерея Боргезе, Рим; “Святая Екатерина Александрийская”, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (“Мадонна Грандука”, 1504, Галерея Питти, Флоренция; “Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем” или “Прекрасная садовница”, 1507, Лувр, Париж; “Мадонна со щеглом”, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим, где он смог ближе познакомиться с античными памятниками, принимал участие в археологических раскопках. Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. Выполняя заказ папы, Рафаэль создал росписи залов Ватикана, воспевающие идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей. В зале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты и буллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты в области духовной деятельности: богословие (“Диспута”), философию (“Афинская школа”), поэзию (“Парнас”), юриспруденцию (“Мудрость, Мера, Сила”), каждая из стен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя. На плафоне помещения Рафаэль создал соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены — “Грехопадение”, “Победу Аполлона над Марсием”, “Астрономию” и “Суд Соломона”. В соседней зале Станца д'Элиодоро в фресках на легендарно-исторические сюжеты (“Изгнание Элиодора”, “Встреча папы Льва I с Атиллой”, “Месса в Больсене”) с особой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени и гармоничного, мягкого и светлого колорита. В произведении “Чудесное изведение апостола Петра из темницы” Нарастающий в этих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже с многочисленными помощниками и учениками. К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516, итальянский кара Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|