|
Переходный период (к ЭЭС). XII век. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Переходный период – прежние представления о мире исчезают, а новый возникают. Исчезают представления о единстве мира, история дискретна (в связи с татаро – монгольским нашествием), пространство не едино. Поворот к человеку. Мир внешний трагичен, поэтому надо заниматься человеческой душой. Это реализуется в рамках ЭЭС. Разрушение наблюдаем в отрывке “Слово о погибели Русской земли”, также “Разорение Рязани Батыем”, “Моление Даниила заточника” – обращение к человеку. “Слово о погибели Русской земли” – откуда отрывок – не известно; оно маленькое самостоятельное произведение. Занимает чуть больше странички, построено интересно. Показывает, как была обширна, могуча Русская земля. Масса градация, сначала природа, далее политическое преимущество. Заканчивается по-другому: есть небольшое противопоставление предыдущему содержанию - “Нет Русской земли”. Эта же мысль выражена в “Разорении Рязани Батыем”. Выражается в восприятии времени, пространства. Он (автор) по-иному воспринимает историю и географию. Возникают представления, что есть земли враждебные. Что делать князю Рязани? У него два варианта. Он посылает к соседу. Здесь пространство замкнутое. Тогда Юрий Ингваревич посылает своего сына к Батыю. Далее повествование выстраивается интересно: Батыю противопоставляется Юрий Ингваревич. Повесть написана не сразу после пришествия Батыя. Композиция (которая расширяется, а затем сужается) создает эффект замкнутости, завершенности. Создает ощущение, что какой-то этап завершен. Дискретность времени: оно не едино. Завершается все похвалой роду Рязанских князей (это - некролог). Появляется памятник, в котором демонстрируется очень хорошее знание бытовой стороны. Это - “Моление Даниила заточника”. Есть две редакции (а переписывался он много раз; каждый выбирал то, что ему нужно, и добавлял что-то о себе). Все вместе нарисовали замечательный портрет автора. Здесь формируются новые ценности, новые представления о человеке. Это – поворот к возрожденческой оценке человека. “Моление Даниила заточника” до сих пор загадочно. Кому адресовано – Ярославу Всеволодовичу или Ярославу Мудрому? Кто такой автор – то ли холоп, то ли дворянин (военный), то ли человек, попавший в заточение? О чем он молит – непонятно: то ли от заточения из тюрьмы освободить, то ли деньжат подкинуть. Но этот памятник так долго переписывался, каждый добавлял что-то свое, поэтому он неопределенный, но популярный. Есть автор, есть князь и есть текст, который должен доказать, что автор должен помочь Даниилу заточнику. При петиции: похвала адресата (Даниил это и делает, следовательно он знает человеческую психологию. Он говорит о красоте князя в выражениях, подчеркнутых из “песен любви”, где красота женская. Но можно похвалить и так: ругань на врагов – говорит, что лучше есть воробья на дворе князя, чем … у боярен - бояр), показать нужду в помощи (Даниил говорит, что он в тени, рассказывает о том, что друзья исчезли вместе с деньгами. Тут поворот (!!!) – он начинает предполагать, какой выход может ему предложить князь. Говорит: можно украсть, но Даниил – честный!; можно уйти в монастырь – не хочется, так как он не чувствует призвания и не будет обманывать Бога!; можно жениться на богатой – но какая богатая пойдет за бедного? Только если она злая/некрасивая, затем описывает ужасы женитьбы на злой жене. Для Даниила злая и злообразная – одно!). Это все, чтобы показать, что нет другого выхода, поэтому нужно сказать, какой он хороший (Даниил подходит к жтому тонко: он не приписывает себе тех качеств, которых у него нет. Он говорит, что он труслив, но и о своих замечательных качествах, реальных достоинствах и убеждает в этом князя. Он формирует представление у князя о том, за что надо ценить человека: это ум, образованность. Даниил его убеждает (сравнение: богатый но глупый человек – золотой сосуд с грзью), поэтому он может быть князю хорошим советником. Он, Даниил, цитирует все, что угодно (показывает, что знаком с книгами). Белинский назвал Даниила первым русским интеллигентом. Но это не верно, потому что он делает так, чтобы князь над ним посмеялся), начало скоморохи (использует все различные фольклорные приему – загадки, поговорки/пословицы). Психологизм – самая интересная черта. Здесь – с бытовой точки зрения. Но весь ЭЭС пошел не по этой модели.
ЭЭС. XIV – XV века. Философская основа – исихазм. Та философия, которая к нам пришла в конце XIV века, во время второго южно – славянского влияния (первое – Кирилл и Мефодий), через Болгарию из Византии – иссихасские идеи, Синахид и Григорий Палама. Исихазм – смысл человеческого существования в восхождении духа к Божеству, которое происходит во время экстаза – особого состояния души. Это своего рода возвышение. Достичь можно в результате молчаливой молитвы, то есть самопогружения. Это дано только человеку святому. Эти идеи приходили к нам через другие идеи (например, в Болгарии – Архирий Тырновский, ввел Ефримиевскую книжную реформу). Усвоил, что душевное состояние человека невыразимо, что связано с мыслью о неразрывности вещи и слова (если имя дано, значит он одано свыше; то, чему нет имени, не имеет точного слова; поэтому слово, обозначающее священное понятие, также священно, как и само понятие, поэтому необходима особая точность при переводе). Суть реформы – проверить все книги (скорее верблюд/канат войдет в игольное ушко, чем богатый в небесное царство). Такие ошибки Ерфигрием устранил. Внешний мир стал катастрофичен, не давал уверенности. В Европе тоже обращение ко внутреннему состоянию (но по другой причине). Еще идеи не могли приобрести законченный вид; который приобретет только в Европе. Возрождение (1), чему предшествовал этап Предвозрождения (2) – их объединяет интерес к человеку, но в разных формах. Во (2) – мистицизм, (1) – рационализм. Многие исследователи считают наш ЭЭС предвозрожденческим. Это не без оснований. Но у нас не последовало Возрождения. Условия для сложения: исторические, философские. Стиль ориентирован на особе психологическое состояние. Главный жанр – жития (так как изображалось внутреннее состояние). Использовать экстаз не всем дано. Автор жития теперь должен не просто написать житие святого, но, кроме того, он должен передать свое состояние восторга, вызванное душой святого. Но описать то, что происходит в душе святого, невозможно (нет слов!). Можно сказать по-разному одно, чтобы в этом читатель нашел общее – поиск слова. Автор должен попытаться передать свой восторг нанизыванием синонимов, специальных ИВС (изобр. – выраз. средств). Он может внушить восторг с помощью ХИВС: сюжет – традиционно житийный, набор фактов – другой. Исследователи утверждали, что в житиях Епифания Премудрого нет конкретики, подробностей. Например, Стефан Пермский узнает о язычниках, он не мог нести слово Божье, так как не знал пермского языка. Он создал пермскую азбуку, перевел священное писание и крестил. Все обобщено, нет живых деталей (СП), но бытовых подробностей о том, что сделал СП с зырянами, хватает (например, о причудливой березе, о жреце Паме; то есть, во что они верили). Возникает антиномия: общее представление о Стефане и точное о жизни. Композиция: каноническая житейная. Но автор вносит новые элементы: плачи (все рыдают, когда Стефан умер; инок – кто пишет житие; зыряне, русские церкви), тропы (нужно показать сущность; у Епифания до предела, используя неологизмы. Например, сравнение Стефана а волхва Пама, который внук тьмы египетской и правнук вавилонского столпотворения), но главные черты – фигуры (+ риторические факторы, восклицания, что может замедлять речь), повторы (которые замедляют развитие, показывают состояние души). Повторы можно традиционно разделить на: · анафоры; · лексические (одно и то же слово); · тавтологические/корневой (корень); · словообразовательный (аффиксы); · синтаксический (фраза); · семантический (нанизывание синонимов, возникает антитеза, антиномия). И все это должно вызвать состояние экстаза, восхищения. Это – абстрактный психологизм (по Лихачеву) (так как изучается сердцем, душой).
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|