Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблематика применения «умных» сред





Применение «умных» сред в России обусловлено многочисленными ограничениями, связанными преимущественно с недостаточными инвестициями в инфраструктуру и слабой развитостью электронной промышленности23, однако потенциал их развития значителен.

Пока наибольший спрос в области промышленной автоматизации проявляется в таких отраслях, как ТЭК, ВПК и машиностроение24. Однако в целом в перспективе ближайших 5–7 лет применение «умных» сред в промышленности не станет значительным приоритетом для российских компаний и государственных структур, так как усилия по модернизации будут сконцентрированы на сокращении отставания в более фундаментальных вопросах — системах управления предприятиями, качестве менеджмента, обновлении производственных мощностей и т. п. Развитие «умных» сред станет актуальным для российской промышленности на следующем шаге развития. Необходимо отметить, что в горизонте 10 лет можно предполагать развитие технологий «умных» сред в промышленности до коммерческого состояния, что позволит импортировать подобные решения или вести разработку собственных на базе иностранного опыта.

Главное препятствие состоит в том, что для применения концепции «умных» сред в промышленности требуется полностью пересмотреть модель производства. В СССР предпочтение отдавалось крупным предприятиям, в то время как в Европе и Северной Америке преобладали небольшие компактные предприятия. Одним из ограничений развития «умного» производства на современном этапе развития является также его привязка к определенному типу сырья. Для перехода на другие виды сырья требуется значительная перестройка производства. Кроме того, серьезное внимание должно уделяться вспомогательным процессам, таким как водо-, энерго-, тепло-, воздухоснабжение, логистические операции. Традиционно с советского времени в отечественной промышленности этому уделяется недостаточно внимания, что ставит под вопрос возможности реализации концепции «умного» завода. Наконец, очевидно, что интеллектуальная составляющая должна охватывать не только конкретное производство, но и всю цепочку из «умных» поставщиков. В мире существует множество решений по автоматизации вспомогательных операций, в частности направленных на оптимизацию процессов горения для сжигания отходов, водоциркуляции, водоочистки, прогнозирования потребностей, учета и оптимизации складских запасов. Цель автоматизированного склада в таком случае — обеспечение своевременной поставки различных комплектующих, быстрый автоматический сбор данных о хранении и обработке, отгрузке продукции, предоставление информации в центральную систему управления для решения различных задач.

Помимо вышесказанного существуют и иные препятствия. В силу того, что в конце 1990-х годов среди отечественных производственных компаний было стремление снизить себестоимость выпускаемой продукции, многие из них упразднили исследовательские центры и конструкторские бюро. Сегодня же наблюдается мировая тенденция к тому, чтобы выпускать не просто новые, но уникальные продукты25. Для этого поиск новых идей или решений ведется уже не только в самой компании, но и в учебно-исследовательских центрах, например в профильных институтах и университетах, либо такие решения покупаются на рынке. Конкурентная среда в сфере оборудования промышленной автоматизации оценивается как очень острая, даже в нишевых сегментах (например, в метрологии). Среди потребителей продукции этого рынка сложилось впечатление об отечественной продукции как о низкокачественном товаре, хотя это отнюдь не всегда обоснованно. С приходом азиатских производителей с более дешевыми предложениями конкуренция по цене стала еще более острой. Конкуренция по качеству определяется, прежде всего, выходом на российский рынок международных производителей, которые имеют не только накопленный опыт в данной сфере, но и широкие возможности послепродажного обслуживания продукции.

Современные технологии позводяют производителю при подключении оборудования черер Wi-Fi узнать о том, насколько используется его станок. Если в РФ загрузка составляет около 10–15 % от максимальной мощности оборудования, то в Европе она достигает порядка 90–100 %. В связи с этим некоторые поставщики оборудования устанавливают нижний лимит загрузки своей продукции, что автоматически закрывает возможности для российских компаний использовать элементы «умных» сред.

Иная ситуация складывается с развитием интеллектуальных транспортных систем, уже находящихся на этапе коммерческого применения, однако ограниченных в своем развитии необходимостью масштабных инвестиций. На настоящий момент в России реализуются первичные элементы ИТС — активно развивается система спутниковой навигации ГЛОНАСС, система экстренной помощи ЭРА-ГЛОНАСС, в ряде городов (Челябинск, Москва, Санкт-Петербург26) реализуются проекты динамических карт общественного транспорта и т. п. На российском рынке действуют собственные активные игроки — компании «Навигационно-информационные системы», «М2М телематика», «Русские навигационные технологии», «Навигатор», «Скаут», НАВСИ и др. Благодаря собственной системе спутниковой навигации и развитости практик централизованного внедрения государственных стандартов и продуктов Россия находится в достаточно выгодном положении.

Для полномасштабного развития в России интеллектуальных транспортных систем необходима реализация двух главных отсутствующих на сегодняшний день элементов — систем связи между машинами (V2V системы) и систем связи между машинами и интеллектуальными элементами

инфраструктуры (V2I системы). Развитие таких систем представляет крайне сложную задачу: полномасштабная реализация соответствующих проектов существует только в относительно малых и технологически развитых странах Азии, перспективы США и ЕС на сегодняшний день в данной области не до конца ясны. Значительной проблемой для России является большая протяженность транспортных путей, насыщение которых интеллектуальными системами наблюдения и связи будет представлять крайне дорогостоящее мероприятие.

Развитие интеллектуальных транспортных систем в России будет требовать и масштабной многоэтапной работы, в рамках которой государственные органы, отечественные разработчики электронных компонентов и программного обеспечения и автопроизводители должны будут договориться о функционале и архитектуре подобной системы, темпах ее внедрения и пилотных регионах 27. Архитектура подобной системы должна будет отражать баланс между экономическими и технологическими возможностями отечественных разработчиков и желаемыми возможностями ИТС. В дальнейшем встанет вопрос о производстве электронных компонентов такой системы в соответствующем количестве с поддержаниемдолжного качества продукции, что может создать определенные сложности, однако может послужить достаточно хорошим стимулом для развития отечественной электронной промышленности.

Внедрение ИТС отечественного производства потребует большего времени, нежели внедрение систем ГЛОНАСС, т. к. необходимы высокая насыщенность участников дорожного движения бортовыми системами и достаточное распространение интеллектуальной дорожной инфраструктуры, что в условиях значительных расстояний и достаточно малых расходов на поддержание транспортной инфраструктуры может представлять собой проблему.

Что касается «умных» сетей, то в России несколько агентов развития готовы к вложениям в эту тематику. Это в основном естественные монополии, в то время как большинство производителей — зарубежные.

Таблица 2.

Агенты развития «умных» сетей в России

Агент развития Реализуемые проекты и программы
Государство Поддержка формирования технологической платформы в области построения «умных» сетей, включение соответствующего направления в стратегические приоритеты развития энергетики
Федеральная сетевая компания Инициировала программу инновационного развития магистральных сетей на базе интеллектуальных технологий, является заявителем технологической платформы «Интеллектуальная энергетическая система России»
Холдинг МРСК Реализует отдельные точечные проекты: «умный» город и интеллектуальные системы учета
Зарубежные компании-производители энергетических и информационных технологий: ABB, Siemens, GE и др. Активные участники: наращивают присутствие на российском рынке путем реализации имеющихся технологий, проводят конференции и обучающие семинары про продвижению своих продуктов
Российские компании-производители энергетических и информационных технологий, технологических решений Не учавствуют

 


 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.