Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Спорта для лиц с поражением зрения





Актуальность проблемы профилактики слепоты, физической и

социальной реабилитации лиц с поражением органов зрения обусловлена 44

высокой распространенностью среди населения России слепоты и

инвалидности вследствие зрительных расстройств. Активные занятия

физическими упражнениями позволяют частично компенсировать зрение у

слепых, благодаря значительному совершенствованию мышечно-

двигательных ощущений и функций других анализаторов.

Историческое воззрение на развитие физического образования слепых

немыслимо без имени К.К. Грота, который открыл в 1881 г. первое училище

для слепых в Петербурге. Обучение слепых носило благотворительный

характер, но училище работало по учебному плану и программам. Большое

внимание уделялось гимнастике, подвижным играм, укреплению телесности

слепых.

Шведский ученый доктор Пикарь большое внимание уделял походке

слепых, рекомендуя специальную гимнастику, которая предусматривала

исправить эти недостатки, сделать походку естественной. Доктор Пикарь

предлагал развивать гибкость суставов, способствовать общему развитию

мускулатуры, правильной работе легких и сердца, требовал ученика

двигаться без посторонней помощи.

Фридрих Фребель в основу воспитания и образования ставил игры и

занятия, предлагая детям воспроизвести разные виды движений: работу

кузнеца, строгание столяра, качание маятника, плавание, дал ребенку в руки

первую игрушку - мяч, для развития мышц кисти и пальцев. В 1819 г. учитель

слепых Иоганн Вильгельм Клейн разработал прибор для укрепления

пальцев.

П.Ф. Лесгафт, известный русский ученый, создатель теории

физического образования, читал лекции о физическом образовании слепых в

пользу Мариинского Попечительства, председателем которого был К.К. Грот;

организовывал и проводил курсы по образовательной подготовке

специалистов, предполагающих работать со слепыми детьми.

На втором Русском съезде по попечению о слепых и по

предупреждению слепоты поднимался вопрос о физическом воспитании

слепых детей. Физические упражнения входят в план преподавания наравне с

научными предметами и обучением мастерству. Значительный прогресс в

развитии теории воспитания был достигнут за годы советской власти.

Научно-педагогическая деятельность Л.С. Выготского, А.А. Крогиуса, Б.И.

Коваленко, М.И. Земцовой, А.И. Зотова оказала решающее влияние на

развитие тифлопедагогики.

В научно-исследовательской работе таких ученых, как Н.Б. Коваленко,

М.И. Земцова, Б.В. Сермеев, В.А. Кручинин, Л.Ф. Касаткин, Р.Н. Азарян и

др., большое место отводилось проблемам физического воспитания слепых

детей, играм и пространственной ориентировке. Большой вклад в теорию и

практику физического воспитания детей с нарушениями зрения внесла

научно-практическая деятельность заслуженного учителя РСФСР, Н.Н.

Шеповальникова. Им была написана первая программа по физическому

воспитанию учащихся школ для слепых детей (1948).45

Развитие в нашей стране АС для незрячих связано с созданием

Всероссийского общества слепых (ВОС) в 1924 г. Центральное Правление

Всероссийского общества слепых (ЦП ВОС) взяло на себя все вопросы,

связанные с организацией и пропагандой АС в России. По рекомендации

спортивного отдела ЦП ВОС вводятся занятия по ФК в специальных школах,

создаются физкультурно-спортивные клубы и секции, организуются и

проводятся соревнования.

В мировом спортивном движении спортсмены-слепые начинают

участвовать с 1976 г. в Торонто (Канада), в паралимпийском национальная

сборная СССР - с 1988 г. в Сеуле (Корея), где завоевали 21 золотую медаль,

19 серебряных и 15 бронзовых наград.

С 1958 г. национальная сборная СССР принимает участие в

чемпионатах Европы и мира. На V чемпионате Европы в 1987 г. в Москве

сборная СССР соревновалась с соперниками из 20 стран. Спортсмены-

инвалиды нашей команды побили 13 мировых рекордов из 26 установленных.

В 1996 г. на X летних Паралимпийских играх в Атланте национальную

сборную России представляли спортсмены с ПОДА и с нарушением зрения.

Они заняли 16 место среди 103 стран-участниц, завоевав 27 медалей. На

Паралимпийских играх в Сиднее (Австралия) 2000 г. сборная национальная

страны заняла 14-е место из 125 команд, выиграв 35 медалей. На последних

Паралимпийских играх в Сиднее (Австралия) 2000 г. сборная национальная

страны заняла 14-е место из 125 команд, выиграв 35 медалей: 12 золотых, 11

серебряных и 12 бронзовых. Больших успехов добились незрячие

спортсмены. Необходимо отметить выдающиеся достижения Риммы

Баталовой (тренер П.З. Буйлов), выигравшей 3 золотые медали в беге на 800,

1500 и 5000 метров, причем на последней дистанции она установила мировой

рекорд — 17 минут 52,42 секунды.

Завоевали золотые медали: Сергей Севастьянов (тренер П.З. Буйлов) -

пятиборье, Ольга Семенова (тренер В.А. Протасов) — пятиборье, Ильдар

Помыкалов (тренер П.З. Буйлов) — марафон и другие паралимпийцы.

С 1966 г. по настоящее время, ВОС является членом Всемирной

шахматной ассоциации и участвует в соревнованиях с 1968 г. Во всемирных

шахматных олимпиадах слепые спортсмены являются шестикратными

победителями состязаний. Общее руководство спортивно-оздоровительной

работой в России осуществляет Спортивная федерация Всероссийского

общества слепых, объединяющая 76 субъектов РФ.

Что касается видов АС, используемых в работе с лицами, имеющими

нарушения органов зрения, то наряду с традиционно выделяемыми

олимпийскими и неолимпийскими видами, они подразделяются на виды:

полностью перенесенные от здоровых людей, адаптированные для слепых, и

специальные (специфические), созданные именно для этой категории

спортсменов. Среди наиболее популярных видов спорта для незрячих: легкая

атлетика, гимнастика, плавание, классическая борьба, вольная борьба, дзюдо;

лыжные гонки, коньки, коньки на тандемах, радиоспорт, шахматы и шашки.46

В середине 1970-х спортсмены с патологией зрения начинают

осваивать спортивные игры. Первая из них — роллингболл, представляющий

собой игру на площадке размером 24x12 м с озвученным мячом, где играют

две команды по 5 человек; затем голбол, в который могут играть абсолютно

незрячие спортсмены, поле 8x9 м, в команде 3 человека, мяч также озвучен.

Начиная с 1986 г., в СССР проводятся чемпионаты по голболу. Первыми

чемпионами стали спортсмены команды г. Москвы.

В последующие годы появилась игра — торбол, разновидность

голбола, отличающаяся размерами игрового поля (16x17 м) и тактическими

особенностями.

Распад СССР, перестройка резко отразились на физкультурно-массовой

и спортивной работе среди лиц с поражением зрения. Перестали

существовать многие клубы и секции.

Спортивная федерация ВОС в настоящее время развивает 11 видов

спорта: легкую атлетику: лыжные гонки, биатлон, дзюдо, плавание,

спортивные игры, пауэрлифтинг, армрестлинг, шахматы, шашки Она

сотрудничает с Государственным комитетом РФ по ФК, спорту и туризму,

спортивно-реабилитационным клубом «Луч» (г. Уфа), спортивным клубом

«Полюс» (г. Москва), Центральным научно-исследовательским института

экспертизы и трудоспособности, является одним из учредителей

Паралимпийского комитета России (А.В. Царик, 2000).

При проведении соревнований по АС большое значение имеет

спортивно-медицинская классификация. В настоящее время категории

слепоты и слабовидения соответствуют критериям снижения зрения,

соответствующим X Международной классификации болезней. В 1982 г.

была принята существующая в настоящее время спортивно-медицинская

классификационная система (Р.А. Толмачев, 2001). Определение

функционального класса у спортсменов с нарушением зрения во всех видах

спорта подразделяется на три класса.

В первом — спортсмен этого класса не имеет светочувствительности в

одном из глаз (тотальная потеря зрения) или имеет частичную

светочувствительность при отсутствии реакции на движение руки на любом

расстоянии от глаза.

Во втором - спортсмен может видеть движение руки на расстоянии до 2

м (при норме 60 м).

В третьем - спортсмен может видеть движение руки на расстоянии от 2

до 6 м. Поле зрения спортсмена варьирует от 5 до 20 градусов (Н.А.

Сладкова, 2000).

В нашей стране проводятся целенаправленные научные исследования

проблем АФВ и АС среди лиц с нарушением зрения. Совместно с Одесским

НИИ глазных болезней и тканевой терапии им. В.П. Филатова проводились

исследования по использованию физических упражнений для улучшения

состояния зрительных функций, выявления оптимальных нагрузок для лиц с

нарушением зрения. 47

В.В. Вишнев (1989) исследовал вопросы работоспособности в

упражнениях на выносливость для школьников с учетом возраста и

состояния органов зрения.

Особенности двигательных способностей, коррекция двигательных

нарушений у детей с дефектами зрения изложена в работе В.Н. Долинского,

Ю.В. Павлова, В.Л. Палыга, А.П. Чустарк (1989). Роли, значению, системе

домашних заданий по физической культуре для слабовидящих учащихся

посвящена работа А.В. Ким (1989).

Продуктивными путями совершенствования пространственной

ориентировки в процессе физического воспитания слепых детей должно

быть, по мнению В.А. Кручинина, повышение двигательной

подготовленности и активности слепых, развитие сенсорики (особенно

мышечно-двигательной и вестибулярной чувствительности), освоение

учащимися слов (пространственной терминологии, выражающей различные

пространственные понятия), совершенствование ориентировки. Вопросы

педагогического контроля в процессе физического воспитания в школах для

слабовидящих изложены в работе И.С. Мунтяна (1989).

Особенности методики обучения плаванию инвалидов по зрению

интересно описаны в работах ВТ. Жаркого, В.Л. Курилова и В.В. Пыжова.

Вопросы показаний и противопоказаний к занятиям АС широко освещены

Р.А. Толмачевым (1989, 2000). Значение и применение тренажеров в системе

физического воспитания слепых и слабовидящих детей представлено в

работах СВ. Хрущева, Л.А.Семенова, Л.М. Цофнас, Л.И. Кирилова, С.Д.

Полякова, Т.Ю. Моисеева, B.C. Николаева, Ю.Н. Верхало. Н.И. Ларионова

раскрывает вопросы физической и социальной реабилитации слабовидящих

детей (1993).

Специфика моторно-психических реакций обеспечения двигательных

действий инвалидов по зрению рассматривается в исследовании Е. Ершовой,

В.Б. Режунова, С. Мишариной (1994). По данной проблеме публикуются

учебные пособия. Одно из них (Л.Н. Ростомашвили, 1997) представляет

методику обучения слепых и слабовидящих, предусматривающую коррекцию

отклонений в физическом развитии и состоянии ОДА. Представленные

исследования подтверждают пользу, важность и необходимость занятий АФК

для лиц с нарушением органов зрения.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.