Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре.





Сходства и различия процессов обучения двигательным действиям в раз­личных видах адаптивной физической культуры (адаптивном физическом вос­питании, адаптивном спорте, адаптивной двигательной рекреации и физиче­ской реабилитации). Максимально возможное исключение ошибок из процесса освоения дви­гательных действий - главное требование к этому процессу в адаптивной фи­зической культуре. Понятия «ошибки» и «допустимых отклонений». Основные теоретические концепции «безошибочного» обучения: теория поэтапного формирования умственных, перцептивных, двигательных действий и понятий (П.Я. Гальперин), концепция формирования образа в системе психи­ческой регуляции деятельности (Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономарен-ко), понятие «чистого» перцептивного обучения при освоении исполнитель­ской деятельности (Н.Д. Гордеева, В.П. Зинченко), концепция «искусственная управляющая среда» (И.П. Ратов), теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом (СП. Евсеев), средства и методы обучения, развития и восстановления человека, основанные на принудительном воздействии на звенья его тела. Классификация приемов физической помощи и страховки занимающихся. Традиционная (трехэтапная) структура процесса обучения (этап началь­ного, этап углубленного разучивания, этап результатирующей отработки дей­ствия). Структуры процесса формирования двигательных действий с заданным результатом: этап формирования ориентировочной основы двигательного дей­ствия и сенсорно-перцептивного обучения; этап формирования нервно-мышечных координации и мышечных ощущений; этап развития физических качеств и способностей, необходимых для осуществления действия; этап фор­мирования умений и навыков самоконтроля, предупреждения и коррекции ошибок; этап перехода к самостоятельному выполнению двигательных дейст­вий; этап совершенствования освоенного действия. Особенности формирования ориентировочной основы двигательного действия, сенсорно-перцептивного обучения и других этапов процесса его ос­воения у инвалидов различных нозологаческих групп (с сенсорными наруше­ниями, с поражениями опорно-двигательного аппарата, с отклонениями в ин­теллектуальном развитии и др.). Роль и место тренажеров в процессе обучения двигательным действиям инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Классификация тренажеров, применяемых для обучения физическим уп­ражнениям в адаптивной физической культуре.

Прежде всего необходимо показать отличия двигательных действий, преимущественно используемых в адаптивной физической культуре, от предметных (производственных) действий, на материале которых про­ведено большое количество исследований, и в частности, доказатель­ство возможности организация процесса обучения без ошибок (Н.Н. Скачко, П.Я. Гальперин).

^ Главное отличие двигательных действий, используемых в адаптивной физической культуре, от предметных состоит в том, что итоговый ре­зультат, по которому судят о качестве действий, наличии ошибок, во втором случае находится вне самих действий (прорезь в доске, деталь, буквы на бумаге и т.п.), а в первом — выражается их исполнительной (моторной) частью.

При этом временные, силовые, пространственные характеристи­ки, а также их производные: скорость, ускорение отдельных звеньев и всего тела человека, темп, ритм, импульс силы и другие — являются основой, поистине ядром содержания двигательных действий, исполь­зуемых в адаптивной физической культуре, и особенно в адаптивном спорте. Таким образом, главная особенность этих действий — повышен­ные требования к точности воспроизведения перечисленным характерис­тик в процессе выполнения движений.

Второй отличительной особенностью двигательных действий, ис­пользуемых в адаптивной физической культуре, является значительная затрудненность, а иногда вообще невозможность зрительного контро­ля за осуществлением даже главных управляющих движений в суставах, движений, играющих наиболее важную роль в энергообеспечении дви­гательного действия (В.Т. Назаров, 1984). Данное обстоятельство зат­рудняет самоконтроль в процессе выполнения движений, определение ошибок, и особенно их причин, в случае если было допущено искаже­ние действия или невыполнение двигательной задачи.

Следующая третья отличительная особенность двигательных действий, используемых в адаптивной физической культуре, связана со значитель­ной ролью в процессе их выполнения так называемых гравитационных, инерционных, реактивных и других сил, действие которых во многих слу­чаях не поддается произвольной регуляции, как, например, не поддается управлению траектория общего центра масс тела человека при его нахож­дении в безопорном положении. Это обусловлено тем, что в адаптивной физической культуре, по сравнению с трудовой деятельностью, занима­ющийся осуществляет движения более крупными звеньями, что должно приводить, как правило, к перемещению всего тела в пространстве.

Данная особенность двигательных действий практически исключа­ет возможность осуществления в естественных условиях замедления уп­ражнения, громкоречевого проговаривания способа выполнения тех или иных его операций.

Четвертой отличительной особенностью двигательных действий, наи­более характерных для адаптивного физического воспитания, адаптив­ного спорта, экстремальных видов двигательной активности, является необычность по интенсивности и длительности возникающих при их вы­полнении физических и психических напряжений. Эти действия, как пра­вило, связаны с околопредельными и даже предельными напряжения­ми, чрезвычайно редко встречающимися в повседневной жизни.

В современном адаптивном спорте эта особенность двигательных действий проявляется как в отношении психических, так и физических напряжений. Необходимость выполнения таких упражнений, которые связаны с риском не только невыполнения элемента, но и получения травм, приводит к значительным психическим напряжениям при их освоении и выполнении на соревнованиях. Значительные физические напряжения неизбежны при освоении сложных скоростно-силовых, силовых и статических упражнений. Но особенно ярко это проявляется при выполнении элементов, приближающихся к рекорду сложности.

 

Врачебный контроль в адаптивной физической культуре

Содержание дисциплины: Учебная дисциплина «Врачебный контроль в адаптивной физической культуре» предназначена для студентов педагогического вуза факультета физической культуры по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Включает в себя теоретический, практический и контрольный учебные блоки. Теоретический материал представлен в виде лекционного курса по темам: 0ценка общего физического состояния, функциональных возможностей организма инвалидов. Влияние инвалидизирующих факторов на их здоровье, динамика показателей жизнедеятельности под влиянием систематических занятий физической культурой. Функциональный контроль организма инвалидов, особенности морфо-функциональных, пато-физиологических перестроек, вторичных изменений и влияние других осложняющих факторов, которые развиваются в организме человека вследствие тяжелой травмы или заболевания. Объективная оценка состояния инвалида и обоснованный выбор двигательных режимов, допустимых физических нагрузок. Вопросы врачебного контроля инвалидов с поражением опорно-двигательной системы, перенесших ампутацию конечностей, спинно-мозговую травму, страдающих детскими церебральными параличами; нагрузочные тесты для них, критерии оценки функциональных исследований, двигательные режимы. Врачебный контроль за инвалидами при подготовке и участии их в спортивных соревнованиях.

Компетенции: Студенты должны знать: -оценку общего физического состояния, функциональных возможностей организма инвалидов. Влияние инвалидизирующих факторов на их здоровье; -критерии оценки функциональных исследований, двигательные режимы; -вопросы врачебного контроля инвалидов с поражением опорно-двигательной системы, перенесших ампутацию конечностей, спинно-мозговую травму, страдающих детскими церебральными параличам; врачебный контроль за инвалидами при подготовке и участии их в спортивных соревнованиях. Уметь: осуществлять врачебный контроль за инвалидами в своей будущей профессиональной деятельности.

Связь с другими дисциплинами: «Психология болезни и инвалидности», «Комплексная реабилитация больных и инвалидов», «Физическая реабилитация».







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.