Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обособление обстоятельств, выраженных существительными





1. Обстоятельства уступки, выраженные существитель­ными с предлогом несмотря на, обособляются: 1) Не­смотря, на разницу характеров и кажущуюся суро-


вость Артёма, братья крепко любили друг друга. (Н. О.); 2) На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна собралась ехать. (Л. Т.); 3) День был жаркий, светлый, лучезарный день, несмот­ря на перепадавшие дождики. (Т.)

2. Обособление других обстоятельств, выраженных су­ществительными с предлогами, не является обязательным. Обособление зависит от намерений и целей автора, а также распространённости или нераспространённости обстоя­тельств и места их в предложении. Более распространённые обстоятельства обособляются чаще, чем менее распростра­нённые; обстоятельства, стоящие в начале или середине предложения (до сказуемого), обособляются чаще, чем стоящие в конце предложения: За неимением комнаты для приезжающих на станции, нам отвели ночлег в дымной сакле. (Л.) Но: Он не пошёл в кино за неимением времени. Обособленные таким образом обстоятельства по смыслу приближаются к придаточным предложениям.

Чаще всего происходит обособление следующих обстоя­тельств: 1) обстоятельств причины с предлогами благода­ря, согласно, ввиду, вследствие или с предложными соче­таниями по причине, по случаю, за неимением, в силу и др.: Я поехал на почтовых, а он, по причине тяжёлой поклажи, не мог за мной следовать. (Л.); 2) обстоя­тельств условия с предложными сочетаниями при наличии, при отсутствии, при условии и др.: Гонки на яхтах, при наличии благоприятной погоды, состоятся в ближай­шее воскресенье; 3) обстоятельств уступки с предлогом во­преки: Стоянка наша в бухте Камранг, вопреки ожида­ниям многих, затянулась. (Нов.-Пр.)

428. Прочитайте. Укажите обособленные обстоятельства, выра­женные именами существительными. Спишите, расставляя зна­ки препинания.

1) Леса несмотря на тропический зной не отличались тропической пышностью. (Нов.-Пр.) 2) Иллюминатор со­гласно боевой обстановке был тщательно занавеш.. н. (Нов.-Пр.) 3) Но несмотря на разрушение корабль продол­жал упрямо держат(?)ся на воде. (Нов.-Пр.) 4) Погода не­смотря на последнюю треть октября стояла отличная. (Прж.) 5) Благодаря отливу снегов мы легко могли

10 — В. Ф. Греков 289


различать дорогу. (Л.) 6) Несмотря на усталость девушка с удовольствием прошлась по льду. (В. Аж.) 7) Луговые цве­ты в этом году благодаря постоянным дождям необыкно­венно ярки и пышны. (Пришв.) 8) По ночам несмотря на звёздное небо сырая тьма л..жилась на заштилевшее море, иногда возникали туманы. (Нов.-Пр.) 9) Все три колонны шли днём и ночью невзирая на разыгравшуюся метель. (Н. Пик.)

429. Спишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препи­нания.

1) Вопреки (наше ожидание) день выдался солнечный. 2) Поезд согласно (установленное расписание) прибыл в Москву утром. 3) Вредители фруктовых деревьев благода­ря (своевременно принятые меры) были быстро уничтоже­ны. 4) Более слабая футбольная команда вопреки (ожида­ния) зрителей одержала победу. 5) Наш отряд согласно (распоряжение) командования выступил в поход на рассве­те. 6) Благодаря (правильное лечение и строгий постель­ный режим) больной поправился через две недели. 7) Со­гласно (решение) общего собрания все учащиеся приняли участие в озеленении школьного двора.

§ 79. УТОЧНЯЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Обстоятельство места или времени, уточняющее смысл предшествующего обстоятельства, более точно и конкретно раскрывающее значение этого обстоятельства, обособляет­ся, на письме выделяясь запятыми: 1) Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском, берегу. (М. Г.); 2) Каждое утро, в шесть часов, я от­правлялся на работы. (М. Г.); 3) Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать, я пошёл гулять по липовой аллее бульвара. (Л.)

Нередко обособление или необособление таких обстоя­тельств зависит от того, придаёт ли им сам пишущий уточ­няющий смысл или не придаёт. Ср.: На лавке, (где именно?) у окна, сидел отец. (А. Н. Т.) — На лавке (какой?) у окна сидел отец.

Реже уточняющими бывают обстоятельства образа дей­ствия, например: Во время сильных дождей она [речка]


разливается по-весеннему, (как именно?) бурно и шумно, и тогда даёт себя знать. (Ч.)

430. Прочитайте, найдите уточняющие обстоятельства. Объясни­
те пунктуацию.

1) Вдоль камышей, под ветлами, плыли лодки. (А. Н. Т.) 2) Встали мы очень поздно, в девять часов. (Купр.) 3) Я остался здесь на неделю, то есть до воскресе­нья или до понедельника. (Гонч.) 4) На покривившемся стогу уныло, по-сиротски, примостилась ворона. (Фад.) 5) В море, у самой отмели, поблёскивают серебряные сель­ди. (М. Г.)

431. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите уточняю­
щие обстоятельства.

1) В одно из воскресений в конце июля я пришёл к Вол-чаниновым утром часов в девять. (Ч.) 2) Жил он очень дале­ко не в городе а за городом в голубой хатке среди оврагов предместья. (Бун.) 3) Открывая окно увидал я сирень. Это было весной в улетающий день. (А. Б.) 4) Вокзал остался в стороне вправо. (Н. О.) 5) Далеко на том берегу горело врас­сыпную несколько ярко-красных огней. (Ч,) 6) Она сидела в первом ряду кресел рядом со своим папашей не отрывая глаз от сцены. (Ч.) 7) Внизу у нагромождённых кучей камней плещется море. (Н. О.) 8) Собор стоял выше города на пло­щадке окаймлённой лесом. (Зайц.) 9) Далеко вверх в горы забирались игрушечные белые домики городских окраин. (Н. О.) 10) На этом-то пруду в заводях и затишьях между тростниками выводилось бесчисленное множество уток. (Т.) 11) Было холодно и сыро особенно в невысохшем платье. (Л. Т.) 12) Обедали на свежем воздухе в тени дубов за вры­тым в землю деревянным столиком. (Зайц.)

432. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки пре­
пинания. Обособленные обстоятельства подчеркните и объясните,
почему они обособлены.

1) Впереди версты за две от обоза белели длинные невы­сокие амбары и домики с черепичными крышами; около домиков не видно было ни дворов ни деревьев. (Ч.) 2) Там в деревне он, очевидно, зная себя на своём месте никуда не спешил и никогда не бывал не занят. (Л. Т.) 3) Несмотря на запрещение Печорина она [Бэла] вышла из крепости к

10* 291


речке. (Л.) 4) Казак мой вопреки приказанию спал креп­ким сном держа ружьё обеими руками. (Л.) 5) К счастью, по причине неудачной охоты наши кони не были измуче­ны. (Л.) 6) Бульба по случаю приезда сыновей велел со­звать всех сотников и весь полковой чин. (Г.) 7) Он [дедуш­ка] проснулся в пятом часу пополудни и несмотря на паля­щий зной скоро захотел накушаться чаю. (Акс.) 8) Несносная лошадь поравнявшись с упряжными несмот­ря на все мои усилия остановилась так неожиданно что я перескочил с седла на шею и чуть не полетел. (Л. Т.) 9) Он [Сергей] схватил хлеб быстро поцеловал матери руку и не­смотря на усталость возбуждённо глядя в темноту своими острыми глазами стал жевать эту чудесную пшеничную горбушку. (Ф.) 10) С тех пор... никто из домашних несмот­ря на все поиски не видел больше Пьера. (Л. Т.) 11) Теперь то есть с наступлением летней жары вьючные хождения сделались далеко не так заманчивы, как весной. (Прж.)

433. Прочитайте и определите стилистическую принадлежность текста. Мотивируйте свой ответ. Спишите, расставляя недостаю­щие знаки препинания. Составьте схемы выделенных предло­жений.

Родина. Особе..о звучит для меня это слово полное глу­бокого смысла. Я вижу необ(?)ятные её поля волнующиеся урожаем. Тёплый ветер пролетает над ними поднимая цве­точную пыль. Обш..рна и многообразна родившая нас стра­на. (Н..)исс..каемы и полноводны реки перес.кающие про­странства её. Обш..рны зелены леса высоки горы блистаю­щие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах. Ш..роки знойные степи (непрохо­дима глухая сибир(?)ская тайга раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисле..ы города разброса..ые в нашей стране. На многих языках говорят люди нас.лившие вели-чественн..ю эту страну. Просторны синие дали звонки и чу­десны песни ж..вущего в ней народа. (И. Соколов-Микитов)

§ 80. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ

Обстоятельства, выраженные сравнительными оборота­ми, начинающимися союзами как, словно, точно, будто, как будто, что, чем, неужели и др., выделяются запяты-


ми, например: 1) С утра поползли серые, как дым, обла­ка. (А. Н. Т.); 2) Морозило сильнее, чем с утра. (Т.); 3) Ночью лететь было безопаснее, нежели днём. (Перв.)

Примечание. Сравнительные обороты, ставшие устойчивыми (фразеологическими) сочетаниями, запятыми не выделяются, напри­мер: дождь льёт как из ведра, бледен как смерть, покраснел как рак, боится как огня, летит как стрела, белый как полотно и т. д.

434. Прочитайте отрывки из стихотворений. Найдите в них срав­нения. Укажите, какие сравнения включают в себя: эпитет; мета­фору; эпитет и метафору.

1) Не жалею, не зову, не плачу.

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.

(С. Есенин)

2) Вижу, как зеркало стальное,
Сияют озера струи...

(Ф. Тютчев)

3) Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца.

(И. Бунин)

4) Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял....

(И. Бунин)

5) Льёт дождь, холодный, точно лёд,
Кружатся листья по полянам...

(И. Бунин)

6) Зарницы лик, как сновиденье,
Блеснул — ив темноте исчез.

(И. Бунин)

7) Как снежинка белая,
В просини я таю

Да к судьбе-разлучнице След свой заметаю.

(С. Есенин)


8) Бескрайний, жаркий, как желанье,
Прямой просёлочный простор.
Лиловый лес на заднем плане,
Седого облака вихор.

(Б. Пастернак)

9) Кусты и тощие берёзы
Стоят, как грустный ряд теней,
И капли, крупные, как слёзы,
Роняют медленно с ветвей.

(И. Суриков)

435. Прочитайте, укажите сравнительные обороты. Спишите,
расставляя недостающие знаки препинания. Сравнительные обо­
роты подчеркните.

1) Как стройный тополь носился он [всадник] на була­ном коне своём. (Г.) 2) В луга, вперёд и в стороны словно щупальца побрели дозорные. (А. Н. Т.) 3) Дорога гладка как водяная поверхность. (Фед.) 4) Двор как плац мощённый булыжником. (Пан.) 5) На повороте в лицо сту­дента вдруг пахнуло точно из глубокого погреба сырым хо­лодком... Ноги ступали неслышно и мягко как по ковру. (Купр.) 6) Косой дождь гонимый сильным ветром лил как из ведра. (Л. Т.) 7) И скоро звонкой мостовой покроется спасённый город как будто кованой бронёй. (П.) 8) Очи светятся будто две свечки. (П.) 9)...Пропало всё что звук пустой и меркнет милой Тани младость. (П.) 10) Такие по­эты как Лермонтов бывают строже к самим себе нежели са­мые строгие и взыскательные их критики. (Бел.) 11) Как добрый человек он [Левин] больше любил чем не любил лю­дей. (Л. Т.) 12) Пишу это как читатель имеющий опре­делённый вкус. (Ч.) 13) Таруса вошла в историю нашего искусства как место плодотворного вдохновения. (Пауст.) 14) Глинистый скат напротив уже розово-красный как све­жая медь. (Шм.) 15) В темноте в глубине сада сказочная картина: точно в уголке ада пылает около шалаша багровое пламя окружённое мраком. (Бун.)

436. Спишите, вставляя недостающие знаки препинания, пропу­
щенные буквы, раскрывая скобки. Найдите в тексте средства вы­
разительности языка, определите их роль. Определите тип и
стиль речи текста.


По степи спот..каясь и прыгая пробежали (перекати) поле а одно из них попало в вихрь завертелось как пти­ца полетело к небу и обр.. тившись там в чёрную точ­ку и..чезло из виду. За ним понеслось другое, потом третье и Егорушка вид..л как два (перекати) поля столкнулись в голубой вышине и вц..пились (друг) в (друга) как в по­единке.

У самой дороги всп..рхнул стрепет. Др..жа в возду­хе как насекомое играя своей п..стротой стрепет поднял­ся высоко (в)верх потом вероятно испуга..ый облаком пы­ли понёсся (в)прав.. и долго ещё было видно его мель­кание.

Встревоже..ый вихрем (не)пон..мая в чём дело из травы вылетел коростель. Он летел за ветром а не против как все птицы. От этого его перья вз(?)ерош..лись весь он раздулся до величины куриц., и имел очень сердитый вид.

Одни только грачи состарившиеся в степи и пр..выкшие к степным переполохам спокойно носились над травой или же как (не, ни) в чём (не, ни) бывало (не, ни) на что (не)об-ращая внимания равнодушно долбили своими толстыми клювами землю. За холмами совершено как выстрел про­грохотал гром.

(Не)вид..мая гнетущая сила (мало) по(малу) сковала воздух ул..жила пыль и опять словно (не, ни)чего (не)было наступила тишина. Облако спряталось как можно дальше к краю неба заг..релые холмы нахмурились воздух покорно застыл и одни только встревоже..ые чибисы где(то) плака­ли и жаловались на судьбу. (По А. Чехову)







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.