Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ну, не сердись, не сер- не сердиться, просил





дись... Виноват». (Ч.) извинить его.

488. Спишите, заменяя прямую речь косвенной. Особое внима­ние обратите на употребление местоимений.

1) «Душевно рад, — начал он [Николай Петро­вич], — и благодарен за доброе намерение посетить нас». 2) «Живей, живей, ребята, подсобляйте!» — воскликнул Николай Петрович. 3) «А это впереди, кажется, наш лес?» — спросил Аркадий. 4) «Где же твой новый при­ятель?» — спросил он [Павел Петрович] Аркадия. 5) «Мой дед землю пахал», — с надменной гордостью отвечал База­ров. 6) «Вам больше чаю не угодно?» — промолвила Фе-нечка. 7) «Да, да, я знаю вас, Базаров, — повторила она [Кукшина]. — Хотите сигару?» 8) «Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, — проговорил Аркадий, — и я ни­чем не занимаюсь». 9) «Пойдёмте гулять завтра поут­ру, — сказала Анна Сергеевна Базарову, — я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойст­ва». 10) «Спустите штору и сядьте, — промолвила Один­цова, — мне хочется поболтать с вами перед вашим отъез­дом». 11) Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову:


12*



«Евгений, возьми меня с собой, я хочу к тебе поехать». 12) «Душевно рад знакомству, — проговорил Василий Иванович, — только уж вы не взыщите: у меня здесь всё по простоте, на военную ногу. Арина Власьевна, успокойся, сделай одолжение: что это за малодушие?» (И. Тургенев)

489. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при передаче
прямой речи косвенной. Спишите, исправляя предложения.

1) Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить — не наше дело, сперва надо место расчистить. 2) Чичиков хо­тел узнать у Коробочки, что куда они заехали. 3) Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной, его песенка спета. 4) Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана. 5) Когда Раскольников встретился с Соней, то не сразу сказал ей, что это я убил старую процентщицу.

490. Составьте и запишите шесть предложений с прямой речью (в них по возможности должны быть личные или притяжатель­ные местоимения), затем передайте прямую речь косвенной.

491. Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя (устно) их употребление. Какие способы передачи чужой речи встречают­ся в тексте?

Чичиков у Коробочки

Минуту спустя вошла хозяйка женщина пожилых лет в каком-то спальном чепце надетом наскоро с фланелью на шее одна из тех матушек небольших помещиц которые плачутся на неурожаи убытки держ..т голову несколько (на)бок а между тем наб..рают (по)немногу деньж..нок в меыь.чки размещ..ные по ящикам комодов

Чичиков изв..нился что побеспокоил неожиданным при­ездом Ничего ничего сказала хозяйка В какое это время вас Бог принёс Сумят..ца и вьюга такая с дороги следовало бы поесть чего-нибудь да пора-то ночная приготовить нельзя

Чичиков поблагодарил хозяйку сказавши что ему н.. нужно н..чего что(бы) она н.. беспокоилась н.. о чём что кро­ме постели он н..чего н.. требует и полюбопытствовал толь­ко знать в какие места заехал он и далеко ли отсюда путь к помещ..ку С.бакевичу на что старуха сказала что и не слых..вала такого имени и что такого помещ..ка вовсе нет.

По крайней мере знаете Манилова сказал Чичиков А кто такой Манилов Помещ..к матушка Нет н.. слых..вала нет


такого помещика Какие же есть Бобров Свиньин Канапать-ев Харпакин Трепакин Плешаков Богатые люди или нет Нет отец богатых слишком нет У кого двадцать душ у кого тридцать а таких чтобы по сотне таких нет

Чичиков заметил что он заехал в порядочную глушь (По Н. Гоголю)

492. Прочитайте. Определите жанр текста. Передайте его содер­жание от 3-го лица. Сохраните в изложении слова, выражающие оценки автора.

Как-то, во время первой беседы, Ахматова обратилась ко мне и с весёлым любопытством спросила: «А вы думали, Ахматова такая?» Я ответил совсем искренно: «Да, такая». Но, может быть, я был бы ещё правдивее, если бы сказал: «Нет, такого я не ожидал». Да, я знал, что встречу в пер­вый и, вероятно, в последний раз в жизни великого поэта. Но из Англии писали, что Ахматова уже не та, надломлен­ная, больная... Там её видели на пьедестале, надменной, неприступной. А передо мной предстал не только великий поэт, но и замечательный, необыкновенный, великий чело­век. Великий в своей простоте. (Н. Струве)

§ 92. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ

Цитаты являются разновидностью прямой речи и пред­ставляют собой дословные выдержки из каких-либо выска­зываний или сочинений.

1. Цитата может сопровождаться словами автора. В та­ком случае она заключается в кавычки и начинается с большой буквы (остальные знаки препинания ставятся так же, как при прямой речи), например: 1) В.Г.Белинский писал: «Влияние Гоголя на русскую литературу бы­ло огромно»; 2) «Для истинного художникагде жизнь, там и поэзия»,указывает великий русский критик; 3) «Язык,отмечал А. 77. Чехов,должен быть прост и изящен».

2. Цитата может включаться в авторский текст как часть предложения. В таком случае она заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы, например: 1) А.М.Горький го­ворил, что «труд основа культуры»; 2) Комедия да­ёт Чацкому «мильон терзаний». (Гонч.)


3. Когда в цитате делается пропуск текста, это отмеча­ется многоточием, например: «Общий колорит поэзии Пушкина...внутренняя красота человека и ле­леющая душу гуманность»,писал В. Г. Белинский.

4. В кавычки заключаются слова и выражения, упо­требляемые в необычном или ироническом значении, впер­вые предлагаемые и т. д., например: 1) Поставщики ма­териала на бумажные фабрики поручают закупку тря­пья особенного сорта людям, которые в иных уездах называются «орлами». (Т.); 2) Таких рассказов я, чело­век неопытный и в деревне не «живалыи» (как у нас в Орле говорится), наслушался вдоволь. (Т.)

5. При цитировании стихотворного текста с точным со­блюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся, например:

Обращаясь к Чаадаеву, Пушкин писал:

Товарищ, верь: взойдёт она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

6. Эпиграф (т. е. изречение, цитата откуда-либо, по­
мещаемые перед произведением или его частью) обычно ка­
вычками не выделяется, а ссылка на источник даётся на
следующей строке. Например, автобиографической повести
К. Паустовского «Золотая роза» предпослан следующий
эпиграф:

Литература изъята

Из законов тления. Она одна

Не признаёт смерти.

М. Е. Салтыков-Щедрин

493. Прочитайте. Найдите цитаты. Спишите, расставляя недо­стающие знаки препинания.

1) В Грозе подчёркивал Н. А. Добролюбов есть что-то освежающее и ободряющее. 2) Н. А, Некрасов призывал поэтов так писать свои произведения чтобы словам было тесно мыслям просторно. 3) Говоря о рассказе И. С. Турге­нева Хорь и Калиныч В. Г. Белинский восклицает С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев


как умеет он заставить читателей полюбить их от всей ду­ши. 4) Чацкий готовился серьёзно к деятельности. Он славно пишет переводит... (Гонч.) 5) По внешнему своему положению он [Обломов] барин; у него есть Захар и ещё триста Захаров. (Добр.) 6) Лёжа ещё в постели Онегин по­лучает три приглашения на вечер; он одевается и в утрен­нем уборе едет на бульвар и гуляет там до тех пор пока не­дремлющий брегет не прозвонит ему обед. (Д. П.) 7) Стару­ха Ларина служанок била осердясь брила лбы и стала звать Акулькой прежнюю Селину. (Д. П.) 8) Служанки собирая ягоды пели по барскому приказанию песни для того чтобы барской ягоды тайком уста лукавые не ели. (Д. П.) 9) Ка­лашников закрывает свою лавочку дубовою дверью да не­мецким замком со пружиною. (Бел.)

494. Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие зна­
ки препинания. Объясните способы выделения цитат. Определите
основную мысль текста.

Чехов отвечал практически на все письма, которые по­лучал. Этот факт отражает общие принципы его отношений с людьми. Свою редкую обязательность писатель объяснил однажды как обычно образно и ёмко. А видите ли был у нас учитель в Таганроге которого я очень любил и однажды я протянул ему руку а он (н..)ответил на рукопожатие. И мне так больно было.

Письма были для Чехова способом существования (н..)просто словом но действием поступком. В письмах пи­сатель утверждает право человека на прекрасное В нас го­ворит чувство красоты а красота (н..)терпит обыде..ого и пошлого. Речь в частности идёт об именах и обращениях которыми по мнению Чехова можно выр..жать свою любовь к человеку. Кроме этикетных уважаемый и многоуважае­мый в письмах писателя встречаются милый драгоценный голубчик очаровательная изумительная и др. При этом письма Чехова (н..)изме..о полны юмора. (По А. Трунину)

495. Оформите как цитату высказывание О. Мандельштама о
творчестве А. Ахматовой, включив слова автора в середину цита­
ты. Расставьте недостающие знаки препинания.

Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и богатство русского романа XIX века. Не было


бы Ахматовой, не будь Толстого с Анной Карениной Турге­нева с Дворянским гнездом всего Достоевского и отчасти Лескова.

Свою поэтическую форму острую и своеобразную она развила с оглядкой на поэтическую прозу.

496. Прочитайте. Составьте с этими высказываниями предложе­ния, оформив их как цитаты.

1) Кто про дела свои трещит всем без умолку, в том, верно, мало толку. (И. А. Крылов) 2) Все талантливые пи­шут разно, все бездарные — одинаково. (Илья Ильф) 3) Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. (Л. Н. Толстой) 4) Наука борется с суевериями, как свет с потёмками. (Д. И, Менде­леев) 5) Смех — великое дело... (Н. В. Гоголь) 6) Лженау­ка — непризнание ошибок. (П. Л. Капица)


СВОД ПУНКТУАЦИОННЫХ ПРАВИЛ

Точка

Точка ставится:

1. В конце повествовательного предложения: В мёрт­
вом молчании лежала степь. Скупо грело солнце. Лёгкий
ветер шевелил рыжую выгоревшую траву.
(Шол.)

В том числе и перед союзами и, а, но, если ими начина­ется самостоятельное предложение: Самые рискованные операции удаются подчас лучше самых тщательно подго­товленных в силу неожиданности. Но чаще самые круп­ные дела проваливаются из-за одного неверного шага. (Ф.)

2. В конце побудительного предложения (при спокой­
ном тоне речи): Напиши письмо. Пойдём.

2. Восклицательный знак

Восклицательный знак ставится:

1. В конце повествовательных и побудительных предло­жений, сопровождаемых выражением сильного чувства, например: 1) Как широки просторы пашен! (Сурк.); 2) Глупое сердце, не бейся! (Ее.)

2. После: а) обращений: Каждый труд благослови, удача! (Ее); б) междометий: 1) Бух! Ухнуло где-то в лесу. (А. Н. Т.); 2) Ага! Увидел ты. (П.); 3) Я до сих пор не мо­гу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет. (Г.); в) слов да и нет, стоящих пе­ред предложением: Нет! Никогда я зависти не знал. (П.)

Примечание. Восклицательными бывают и вопросительные предложения, что на письме может передаваться употреблением двух знаков — вопросительного и восклицательного, например: Если юность нельзя воротить, то зачем же она вспоминается?! (Исак.)

3. Вопросительный знак

Вопросительный знак ставится в конце вопроси­тельного предложения: 1) Чей конь неутомимый бежит в степи необозримой? (П.); 2) О чём жалеть? (П.)

В том числе и после прямой речи перед авторскими сло­вами: «Давно ты замужем за мельником?»спросил я её наконец. (Т.)


Примечание. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится: 1) Выясните у него, что нам делать; 2) Я не знаю, будет ли завтра спектакль; 3) Меня часто спрашивают, как я стал писателем. Исключение представляет тот случай, когда во­просительным является всё сложное предложение в целом: Не­ужели вы не знаете, когда это было?

4. Многоточие

Многоточие ставится:

1. Для выражения незаконченности высказывания, а также перерыва внутри предложения: Мне придётся с ва­ми проститься. Помогите мне собраться... А потом по­сидим напоследок вместе, как сиживали когда-то... Дав­но... (Ф.)

2. Для обозначения пауз при описании быстро сменяю­щихся явлений: Хлынули потоки дождя... запрыгал угло­ватый град... крутятся, вьются, мечутся деревья, стол­пились тучи... Молния! Ждёшь удара... Загрохотал и про­катился гром. Сильнее дождь... (Т.)

3. В цитатах — для указания на пропуски слов и пред­ложений: Белинский писал: «Из этих стихов мы ясно ви­дим по крайней мере то, что Онегин не был ни холоден, ни сух, ни чёрств, что... вообще он был не из числа обыкно­венных, дюжинных людей».

5. Запятая

Запятая ставится:

1. Для разделения однородных членов предложения:
а) если они не соединены союзами: 1) На пороге избы

встретил меня старик, лысый, низкого роста, плечи­стый и плотный. (Т.); 2) Комната Пульхерии Ивановны была уставлена сундуками, ящиками, ящичками и сун­дучками. (Г.)

Примечания: 1. Не являются однородными два определения,

если первое относится ко всему последующему словосочетанию из определения и существительного, например: Шёл длинный то­варный поезд. (Ч.)

2. Не являются однородными и не разделяются запятой два
глагола, одинаковые по форме и следующие один за другим, если
они образуют одно смысловое целое, например: Пойду узнаю, в
чём дело. Пойти посмотреть на ребят.


б) если они связаны противительными союзами а, но, да
(= но):
1) И растёт ребёнок там не по дням, а по часам.
(П.); 2) Она говорила мало, но толково. (Т.); 3) Мал зо­
лотник, да (= но) дорог.
(Поел.);

в) если они соединены повторяющимися соединитель­
ными или разделительными союзами и... и, ни... ни,
да
... да, или... или, либо... либо, то... то, не то... не
то:
1) Простим горячке юных лет и юный жар, и юный
бред.
(П.); 2) Он рощи полюбил густые, уединенье, тиши­
ну, и ночь, и звёзды, и луну.
(П.)

Примечания: 1. Перед одиночными соединительными и раз­делительными союзами и, да (= и), или, либо, стоящими между однородными членами, запятая не ставится: 1) Дни стояли тёп­лые и ласковые. (Ф.); 2) Мы сидели на ступеньках крыльца или на куче брёвен. (М. Г.); 3) С весны до поздней осени дед брал гри­бы да (= и) ягоды. (Н.)

2. Если однородные члены соединены попарно, запятая ста­вится между парами однородных членов: На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром. (Тютч.)

3. Не разделяются запятой застывшие цельные выражения, образовавшиеся из слов с противоположным значением, соеди­нённых повторяющимися союзами и... и, ни... ни, например: ни то ни сё, и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, ни жив ни мёртв, ни рыба ни мясо;

г) если однородные члены соединены двойными союза­
ми, то запятая ставится перед второй частью союза (т. е.
между однородными членами): Он хорошо знает как рус­
ский, так и немецкий язык.

2. Для выделения обращений: Куда так, кумушка, бе­
жишь ты без оглядки?
(Кр.)

Примечание. Частица о, стоящая перед обращением, не отде­ляется запятой от обращения: О Волга, колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н.)

3. Для выделения вводных слов и вводных предложе­ний: 1) Это показалось ему, по-видимому, странным. (П.); 2) Ты, я вижу, славный малый. (Т.)

4. Для выделения междометий: 1) Ах, как скоро ночь ми­нула! (Тр.); 2) Как я люблю море, ах, как я люблю море! (Ч.)

Примечание. От междометий надо отличать усилительные частицы ну, ну и, ах, ох и т. п. Они при произнесении не отделя-


ются от последующего слова, как междометия, а, наоборот, сли­ваются с ним; после этих усилительных частиц знаки препина­ния не ставятся, например: 1) Ну что ж, Онегин? Ты зева­ешь? (П.); 2) Ох ты гой ecu, царь Иван Васильевич/ (Л.); 3) Ну и жара!

5. Для выделения слов да, конечно, ладно и т. п., обо­значающих утверждение, слова нет, обозначающего отри­цание, и слова что, употребляемого для вопроса, напри­мер: 1) Да, были люди в наше время. (Л.); 2) Нет, рано чувства в нём остыли. (П.); 3) Вы помните Катюшу у тётушки Марии Ивановны?Как же, я её шить учила. (Л. Т.); 4) «Что, испугался давеча?»спросил отец, толкнув меня. (М. Г.)

6. Для выделения обособленных второстепенных чле­нов:

а) определений, особенно причастных оборотов: 1) Ма­
зепа, в думу погружённый, взирал на битву, окружённый
толпой мятежных казаков.
(П.); 2) Небо, золотое и
багровое, отражалось в воде.
(Ч.); 3) Я погрузился в раз­
мышления, большей частью печальные.
(П.); 4) Усталая,
она замолчала.
(М. Г.); 5) Ободрённый знаками всеобщего
удовольствия, рядчик совсем завихрился.
(Т.); 6) Варвара
Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с
прогулки.
(Т.); 7) Вся деревушка, тихая и задумчивая, с
глядевшими из ворот ивами, бузиной и рябиной, имела
приятный вид.
(Ч.)

б) приложений: Могучий лев, гроза лесов, лишился си­
лы.
(Кр.)

Примечание. Приложения могут вводиться словами по имени, именем, по прозвищу, по прозванию, по кличке и т. п.: Студент этот, по имени Михалевич, энтузиаст и стихотворец, искрен­не полюбил Лаврецкого. (Т.);

в) обстоятельств, выраженных деепричастием и деепри­
частными оборотами: 1) Закаркав, отлетела ватага
чёрных ворон.
(П.); 2) Я выехал из Симбирска, не про­
стясь с моим учителем. (П.);
3) Его лошадка, снег почуя,
плетётся рысью как-нибудь.
(П.);

г) распространённых обстоятельств, выраженных суще­
ствительными с предлогами: 1) Несмотря на все мои ста­
рания, я никак не мог заснуть.
(Т.); 2) Старый и седобо-


родый Януш, за неимением квартиры, приютился в одном из подвалов замка. (Кор.);

д) уточняющих обстоятельств: 1) Недалеко от нас, вы­
стрела за два, был аул Хунзах.
(Л. Т.); 2) Однажды в суб­
боту, рано утром, я ушёл в огород Петровны ловить сне­
гирей.
(М. Г.);

е) дополнений, вводимых предлогами кроме, помимо,
вместо, сверх, за исключением
и др.: 1) Кроме Веленчука,
около костра грелись ещё пять человек солдат моего взво­
да.
(Л. Т.); 2) Лекарь второпях, вместо двенадцати ка­
пель, налил целых сорок.
(Т.)

7. Для выделения сравнительных оборотов: 1) Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. (Т.); 2) Отку­да-то тянуло затхлой сыростью, точно из погреба. (М.-С.)

8. Для разделения сложносочинённых предложений с союзами: Дождь капал, ветер выл уныло, и с ним вдали во тьме ночной перекликался часовой. (П.)

Примечание. Если в сложносочинённом предложении с союза­ми а, да (— и), или, либо имеется общий второстепенный член, от­носящийся к обоим предложениям, или общее придаточное пред­ложение, то запятая не ставится: 1) В задумчивых, тоскующих полях веет пустынный ветер да темнеет тень от кочующих туч. (Бун.); 2) Несмотря на разбушевавшуюся грозу, путеше­ственники продолжили идти вперёд и никто не пожелал оста­новиться. (Аре.)

9. Для отделения придаточных предложений от главно­
го: 1) Нужно такую жизнь строить, чтобы в ней всем
было просторно.
(М. Г.); 2) Кто живёт без печали и гне­
ва, тот не любит отчизны своей.
(Н.); 3) Тому, что бы­
ло, уж не бывать.
(П.)

Примечание. Соподчинённые (однородные) придаточные пред­ложения, соединённые союзами и, или, запятыми не разделяют­ся: С затаенным дыханием дети слушали, как отворились воро­та, как колёса шуршат по двору и как кто-то подъезжает к крыльцу. (Кор.)

10. Для разделения предложений, входящих в состав
бессоюзного сложного предложения, если они обозначают
одновременно или последовательно происходящие события
и если они не содержат внутри себя запятых; такие предло-


жения произносятся тоном перечисления, как однородные члены: Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибит­ка полетела. (П.)

6. Точка с запятой

Точка с запятой ставится:

1. Для разделения распространённых однородных чле­нов без союзов, особенно если внутри них уже есть за­пятые: 1) Каждый день надо было раза два побывать в роще и осведомиться, как сидят на яйцах грачи; надо было послушать их докучных кликов; надо было по­смотреть, как развёртываются листья на сиренях и как выпускают они сизые кисти будущих цветов... (Акс); 2) Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с нею не ве­ла. (П.)

2. Для разделения предложений, входящих в состав сложного предложения и связанных сочинительными сою­зами (но, а, и и др.) или без союзов, если они сильно рас­пространены, если внутри них есть уже запятые или ес­ли они достаточно самостоятельны по значению: 1) У ме­ня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Т.); 2) В тихие июль­ские дни краски все смягчены, светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой-то трогательности и нежно­сти. (Т.);

3. Для разделения очень распространённых сопод­чинённых (однородных) придаточных предложений: Был тот предночный час, когда стираются очертания, ли­нии, краски, расстояния; когда ещё дневной свет путает­ся, неразрывно сцепившись с ночным. (Шол.)

Двоеточие

Двоеточие ставится:

1. Перед однородными членами предложения после обобщающих слов: 1) Нас было двое: брат и я. (П.); 2) Острогою бьётся крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки. (Акс); 3) Настоящий человек должен быть настоящим во всём: и в стихах, и в жизни, и в каж­дой мелочи. (Пауст.)


Примечание. Двоеточие перед перечислением ставится и при отсутствии обобщающего слова, если необходимо предупредить читателя, что дальше следует какой-нибудь перечень: Из-под се­на виднелись: самовар, кадка с мороженой формой и ещё кое-ка­кие привлекательные узелки и коробочки. (Л. Т.) Двоеточие при отсутствии обобщающего слова чаще встречается в деловой прозе, например: На собрании выступили: фрезеровщик Фёдоров, инже­нер Кубарев и директор завода Кузьмин.

2. Перед предложением, обозначающим причину, дока­зательство или раскрывающим содержание предыдущего и присоединяемым к нему без союзов: 1) Сержусь-то я на са­мого себя: сам кругом виноват. (П.); 2) Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, кото­рой крыша опиралась на два закопчёных столба, была полна народа. (Л.); 3) Я знаю: в вашем сердце есть и гор­дость и прямая честь. (П.)

3. Перед чужими словами или мыслями, изречениями, цитатами и т. п., когда они следуют за словами автора без подчинительных союзов и союзных слов: 1) Швейцар по­разил его словами: «Не приказано принимать». (Г.);

2) В марте 1820 года поэт Жуковский подарил А. С. Пуш­
кину портрет с надписью: «Победителю-ученику от по­
беждённого учителя».

Тире

Тире ставится:

1. Между подлежащим и сказуемым, если сказуемое
выражено именем существительным, числительным, неоп­
ределённой формой глагола и связка отсутствует (нулевая):
1) Книгаисточник знания; 2) Трижды тридевять;

3) Учитьум точить. (Поел.); 4) Наша задача
учиться.

Примечания: 1. Если между подлежащим и сказуемым (су­ществительным без связки, числительным или неопределённой формой) вставлено слово это или вот, тире ставится перед ним: 1) Поэзияэто огненный взор юноши, кипящего избытком сил. (Бел.); 2) Романтизмвот первое слово, огласившее пуш­кинский период. (Бел.)

2. Если перед сказуемым, выраженным существительным в
именительном падеже, стоит отрицание не или сравнительный
союз (как, как будто, словно и т. д.), то тире обычно не ставится,


например: 1) Бедность не порок; 2) Наш сад как проходной двор. (Ч.); 3) Небо точно саван. (Т.)

2. После однородных членов предложения перед обоб­щающим словом: 1) Надежду и пловцавсё море погло­тило. (Кр.); 2) В поле, в роще, в воздухевсюду царство­вало безмолвие.

3. Для выделения вводных слов и предложений, а так­же вставных конструкций, вставляемых в середину пред­ложения с целью пояснения или дополнения его: 1) Как вдруго чудо, о позор!заговорил оракул вздор. (Кр.);

 

2) Тутделать нечегодрузья поцеловались. (Кр.);

3) Я слышалправда ль?будто встарь судей таких видали. (Кр.)

 

4. Перед сказуемым, между сказуемыми или между предложениями (в бессоюзном сложном предложении) для выражения быстроты действия или перед неожиданной мыслью: 1) Левей, левей и с возомбух в канаву. (Кр.); 2) Шагнули царство покорил. (Держ.); 3) Проснул­сяпять станций убежало назад. (Г.)

5. Для выражения резкого противопоставления: 1) Я царья раб, я червья Бог. (Держ.); 2) Ввысь взле­тает Соколжмётся Уж к земле. (М. Г.)

6. В бессоюзном сложном предложении:

а) если первое предложение обозначает условие или
время: Много снегумного хлеба. (Поел.);

б) если то, о чём говорится в одном предложении, срав­
нивается с содержанием второго: 1) Молвит словосоло­
вей поёт;
2) Посмотритрублём подарит;

в) если второе предложение заключает в себе результат
того или вывод из того, о чём говорится в первом: Хвалы
приманчивы
как их не пожелать? (Кр.)

7. Для выделения слов автора, когда они включены в прямую речь или когда они следуют за прямой речью: 1) «Выслушайте меня,сказала Надя,когда-нибудь до конца». (Ч.); 2) «Что вы тут делаете?»промолвил Базаров, садясь около Фенечки. (Т.)

8. Между репликами диалога: «Но ведать я желаю: вы сколько пользы принесли?»«Да наши предки Рим спас­ли».«Всё так, да вы что сделали такое?»«Мы? Ни­чего!»«Так что ж и доброго в вас есть?» (Кр.)


9. Между двумя словами, обозначающими место, вре­мя, количество. Здесь тире обозначает «от... до»: На ли­нии Нижний НовгородМосква ходят комфортабель­ные теплоходы.

9. Скобки

В скобки заключаются вводные слова и предложе­ния, а также вставные конструкции, приводимые в качест­ве добавочного замечания, и вообще различные поясне­ния или дополнения высказываемой мысли: 1) В жар­кое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас с сестрицей ранее обыкновенного. (Акс); 2) Печаль­но (как говорится, машинально) Татьяна молча опер­лась, головкой томною склонясь. (П.); 3) Калиныч (как я узнал после) каждый день ходил с барином на охо­ту. (Т.)

Кавычки

Кавычки ставятся:

1. Для выделения прямой речи: Могучий Олег головою поник и думает: «Что же гаданье?» (П.)

2. Для выделения слов, употребляемых в необычном или ироническом значении; впервые предлагаемых или, наоборот, устаревших: Как человек опытный, дельный, г. Зверков начал наставлять меня на «путь истины». (Т.) Рано весной, как только сойдёт снег и станет обсы­хать «ветошь», т.е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары. (Акс.)

497. Спишите, ставя вместо || точку, многоточие, вопроситель­ный или восклицательный знак. Устно объясните постановку этих знаков (см. свод правил, разделы 1—4).

1) «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран||» (П.) 2) Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо|| Пре-лесть|| Точно изваяние, — но из какого чудесного материа­ла!» (Ф-) 3) «Здорово, парнище||» — «Ступай себе ми-мо||» — «Уж больно ты грозен, как я погляжу|| Откуда дро-вишки||» — «Из лесу, вестимо|| Отец, слышишь, рубит, а я отвожу»|| (Н.) 4) Гроза прошла|| Как небо ясно|| Как воздух звучен и душист|| Как отдыхает сладострастно на каждой ветке каждый лист|| (Т.) 5) Тогда она спросит: «Так ты не


забыл меня|| Это правда||» (Кав.) 6) Как ветви сладостно шептали|| (Од.) 7) «Эй, ямщик|| — закричал я. — Смотри: что там такое чернеется||» (П.)

498. Спишите, расставляя недостающие запятые. Объясните по­становку знаков препинания.

I. 1) По тропинкам по гористым по болотам и кустам пробираются туристы к неизведанным местам. (Л.-К.) 2) Тёмная грозная туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. (Ч.) 3) На опушке молодого дубового леса вырос красивый серый дом. (Мак.) 4) Я хочу пойти позвонить по телефону товарищу. 5) Не по словам судят а по де­лам. (Поел.) 6) Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора. (Тютч.) 7) Мал язык да всем телом вла­деет. (Поел.) 8) Нет пускай послужит он в армии да по­тянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не ша­матон. (П.) 9) Не всё же гулять пешком по невскому гра­ниту иль на балу лощить паркет или скакать верхом в степи киргизской. (П.) 10) Либо ткать либо прясть ли­бо песенки петь. (Пог.) 11) В знакомой сакле огонёк то трепетал то снова гас. (Л.) 12) Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то тихие ласково зовущие кри­ки. (М. Г.) 13) Собака лев да волк с лисой в соседстве как-то жили. (Кр.) 14) Этот ветер принесёт нам дождь либо снег.

П. 1) На земном шаре есть не только леса но и степи и пустыни и горы и тундры и моря и озёра. (Ильин) 2) Рас­ступись о старец-море дай приют моей волне! (Л.) 3) Ста­рик стоял ни жив ни мёртв. 4) С другими я так и сяк с то­бою говорю несмело. (Гр.) 5) Профессор мне тут же пока­зал все нужные инструменты как для ловли бабочек так и для раскладывания их. (Акс.) 6) Отколе умная бредёшь ты голова? (Кр.) 7) К прискорбью моему я не мог участвовать в уженье. (Акс.) 8) Мальчик всматривается в гремящее не­бо и по-видимому не замечает своей беды. (Ч.) 9) Дениска перегнал Егорушку и должно быть этим был доволен. (Ч.) 10) К счастью Печорин был погружён в задумчивость и ка­жется вовсе не торопился в дорогу. (Л.) 11) С Швабриным разумеется виделся я каждый день. (П.) 12) Вы верно не­давно на Кавказе? (Л.) 13) Но может быть вы хотите знать


окончание истории Бэлы? (Л.) 14) Тьфу Господи про­сти. Пять тысяч раз твердит одно и то же! (Гр.) 15) Да пол-ноте-с. (Гр.) 16) Да дурен сон как погляжу. (Гр.) 17) Ах нет надеждами я мало избалован. (Гр.) 18) Нет нынче свет уж не таков. (Гр.) 19) Ах ты утешеньишко моё милое! (М. Г.)

499. Спишите, расставляя, где нужно, запятые. Объясните по­становку знаков препинания.

I. 1) Солнце великолепное и яркое поднималось над мо­
рем. (М. Г.) 2) Окружённое лёгкой мутью показалось гро­
мадное багровое солнце. (Ч.) 3) Ярко зеленели озимь и яро­
вые охваченные утренним солнцем. (Ч.) 4) В стороне звон­
ко куковала кукушка. Осторожная и пугливая она не
сидела на месте то и дело шныряла с ветки на ветку и в
такт кивала головой подымая хвост кверху. (Аре.) 5) Изо­
дранные и окровавленные мы добрались до лесистого бугра
и упали на тёплую землю в заросли ландышей. (Пауст.)
6) Прилетел белый лунь большой любитель птичьих яиц.
(Пришв.) 7) Эта картина нарисована акварелью то есть во­
дяными красками. 8) Кучер молодой краснощёкий парень
остриженный в скобу в синеватом армяке и низкой барань­
ей шапке подпоясанный ремнём почтительно сидел с ним
рядом. (Т.)

II. 1) Поравнявшись с нами юноша улыбнулся кивнул
головой капитану. (Л. Т.) 2) Туманы клубясь и извиваясь
сползали по морщинам соседних скал. (Л.) 3) Давыдов сто­
ял не шевелясь то хмурясь то удивлённо подымая выгорев­
шие брови. (Шол.) 4) Голос глухо отдавался в подземелье и
дробясь стихал где-то в дальних, невидимых углах. (Рыб.)
5) В школе несмотря на вечернюю прохладу было нестер­
пимо душно. (Шол.) 6) В чайной кроме меня пили за сто­
ликом чай две женщины. (Пауст.) 7) На другой день в
восемь часов утра Пьер с Несвицким приехали в Соколь-
ницкий лес. (Л. Т.) 8) Словом невзирая ни на какие труд­
ности нужно было суметь унаследовать квартиру племян­
ника. (Булг.) 9) Тайны умирают как ночные бабочки
обожжённые огнём дуговых фонарей. (Пауст.) 10) Будто
весной с утра до самой темноты орали в старых вязах сует­
ливые галки. (Пауст.)


500. Спишите, расставляя знаки препинания (см. свод правил,
раздел 5, п. 9, 10). Составьте схемы 1, 4, 6, 10, 11-го предло­
жений.

1) Приближалась осень и в старом саду было тихо гру­стно и на аллеях лежали тёмные тени. (Ч.) 2) Последние тени сливались да мгла глядела слепая необъятная да за курганом тускнело мёртвое зарево. (Сераф.) 3) К концу дня дождь перестал и ветер стал заметно стихать. (Ч.) 4) Совсем свечерело и бледная луна осветила голубую ве­ликолепную ночь. (Леек.) 5) Быт этого тёмного царства уж так сложился что вечная вражда господствует между его обитателями. (Добр.) 6) Там где глаз не мог уже отличить в потёмках поле от неба ярко мерцал огонёк. (Ч.) 7) Где река глубже там она меньше шумит. (Поел.) 8) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало короче становился день... (П.) 9) Она [Наташа] расхохоталась так громко и звонко что все даже чопорная графиня против воли засмея­лись. (Л. Т.) 10) Лодка уплыла на ту сторону но не может вернуться так как дует сильный ветер и по реке ходят вы­сокие валы. (Ч.) 11) Парило невыносимо и через час мы были так мокры от пота что хоть выжимай, (Купр.) 12) Но улыбка не украсила лица Веры как это обыкновенно быва­ет напротив лицо её стало неестественно и оттого неприят­но. Старшая, Вера, была хороша была неглупа училась пре­красно была хорошо воспитана голос у неё был приятный то что она сказала было справедливо и уместно но странное дело все, и гостья и графиня, оглянулись на неё как будто удивились зачем она это сказала и почувствовали нелов­кость. (Л. Т.)

501. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания (ти­
ре, двоеточие, запятую, кавычки). Объясните (устно) употребле­
ние каждого поставленного знака (см. свод правил, разделы 5, 7,
8, 10).

I. 1) Приятные думы пёстро одетые воспоминания ве­дут в памяти тихий хоровод; этот хоровод в душе как белые гребни волн на море. (М. Г.) 2) В степи за рекой по дорогам везде было пусто. (Л. Т.) 3) Подъехали тачанки небольшие тележки на железном ходу. (А. Н. Т.) 4) Хотел рисовать кисти выпадали из рук. Пробовал читать взоры его сколь­зили над строками. (Л.) 5) Любишь кататься люби и саноч-


ки возить. (Поел.) 6) Лишь один раз да и то в самом начале произошёл неприятный и резкий разговор. (Фурм.) 7) Ото­всюду поднялись казаки от Чигирина от Переслава от Бату­рина от Глухова от низовий стороны днепровской и от всех его верховий и островов. (Г.) 8) Оглянулся Андрий перед ним Тарас! (Г.) 9) Не нагнать тебе бешеной тройки кони сыты и крепки и бойки. (Н.) 10) Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз. (Л.) 11) Минуты две они молчали но к ней Онегин подошёл и молвил Вы ко мне писали не отпи­райтесь. (П.)

П. 1) Мой собеседник офицер. (М. Г.) 2) На всём ещё лежат тени полусвета и нигде ни внутри домов ни на пло­щадях и улицах не заметно никаких признаков пробужде­ния. (Леек.) 3) В бледном свете зари стояла в кадке ма­ленькая берёза и я вдруг заметил почти вся она за ночь по­желтела. (Пауст.) 4) Долго я не мог заснуть и всё прислушивался к ночным звукам коровы и лошади где-то сильно и тяжело вздыхали перепела кричали в росистых овсах скрипел своим деревянным скрипом неутомимый дергач. (Купр.) 5) Выйдешь на лыжах такая засверкает во­круг нестерпимая белизна! (С.-М.) 6) Берег всё ближе и ближе гребцы работают веселее мало-помалу с души спада­ет тяжесть и когда до берега остаётся не больше трёх сажен становится вдруг легко весело. (Ч.)

502. Прочитайте. Объясните смысл заглавия текста. В каких значениях выступает в нём слово огоньки? Найдите в тексте тро­пы, определите их роль в произведении. Спишите, расставляя не­достающие знаки препинания.

Огоньки

Как-то давно тёмным осенним вечером случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки впереди под тёмными горами мелькнул огонёк.

Мелькнул ярко сильно совсем близко...

Ну слава Богу сказал я с радостью близко ночлег.

Гребец повернулся посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налёг на вёсла.

Далече!


Я не поверил огонёк так и стоял выступая вперёд из не­определённой тьмы. Но гребец был прав оказалось действи­тельно далеко.

Свойство этих ночных огней приближаться побеждая тьму и сверкать и обещать и манить своей близостью. Ка­жется вот-вот ещё два-три удара веслом и путь окончен... А между тем далеко.

И долго ещё мы плыли по тёмной как чернила реке. Ущелья и скалы выплывали надвигаясь и уплывали оста­ваясь позади и теряясь казалось в бесконечной дали а огонёк всё стоял впереди перели







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.