А. Макарский, Большой детский хор под упр. В. Попова, Ф. Гойя (гитара).
Т. Анциферова; Л. Лещенко и Л. Долина; М. Магамаев; инструментальный ансамбль «Мелодия»; Дмитрий Маликов (инструментальная запись); Ф. Гойя (гитара).
Календарно тематическое планирование.
№
п/п
| Тип урока и форма проведения
| Планируемые результаты (ФГОС)
| Форма организации учебно – познавательной деятельноти.
| Система контроля
| Основные средства обучения
| Содержание
|
Дата
(план,
факт)
|
Предметные
| Личностные
| Метапредметные
|
1//2
| Россия – Родина моя.
Урок новых знаний.
| Народная песня- энциклопедия жизни русского народа
| Наблюдатьи оцениватьинтонационное богатство музыкального мира
| Познавательные: Анализироватьхудожественно-образное содержание музыки своего народа.
Коммуникативные
Участвоватьв инсценировках народных и композиторских музыкальных произведений.
Регулятивные:самостоятельно отличать характер музыкальных произведений.
| Слушать музыку.
Хоровое пение.
Игра на музыкальных инструментах.
| Вводная беседа.
| Фонохрестоматия.
Учебник.
Детские музыкальные инструменты.
| Слушание:С. Прокофьев Ходит месяц над лугами.
Пение:Г. Струве, И. Исакова. Я хочу увидеть музыку.
В. Голиков, Н. Мухина, Русь.
В. Голиков, А. Дитерихс, Играй гармонь.
Игра на муз. Инстр. Как у наших у ворот-2 рус. Нар. Песня.
|
|
3/4
| Музыка как энциклопедия русской жизни
Урок общеметодологических знаний.
| Разнообразие жанров народной песни
| Наблюдатьи оцениватьинтонационное богатство музыкального мира.
| Регулятивные:самостоятельно отличать рус. Нар. Песни от композиторской.
Познавательные: Анализироватьхудожественно-образное содержание музыки своего народа. Коммуникативные
Участвоватьв инсценировках народных и композиторских музыкальных произведений.
| Слушание музыки.
Хоровое пение.
Игра на муз. инструмента.
Рассказ учителя.
| Фронтальный опрос.
| Фонохрестоматия
Детские музыкальные инстременты..
| Слушание:
Тонкая рябина – рус. Нар. Песня.
Пение:Как в лесу, лесу лесочке – рус. Нар. Песня.
Ц. Кюи, А. Плещеев. Осень.
|
|
5/6
| «Преданья старины глубокой».
Урок общеметодологических знаний.
| От народной песни – к творчеству композиторов (интонационно-песенная основа, энциклопедизм демократизм, гуманистическое начало).
| Проявлятьинтерес к музыкальному языку произведений своего народа.
| Регулятивные:научиться выявлятьосновные признаки рус. Нар. Песни.
Познавательные:
Воспроизводитьмелодии по нотам, сольфеджируя их с текстом, ориентируясь на нотную запись.
Коммуникативные
Участвоватьв коллективной исполнительской деятельности (хоровое пение).
| Хоровое пение.
Слушание музыки.
Беседа.
Сольфеджирование.
| Фронтальный опрос.
| Фонохрестоматия.
Учебник.
Презентация к уроку
| Слушание:
М. Глинка. Первая песнь Баяна из оперы «Руслан и Людмила»
А. Аренский. Фантазия на темы И. Рябинина.
С. Прокофьев. Вставайте, люди, русские!
Пение:Как во городе, стольно киевском – рус. Нар. Песня.
|
|
7\8
| Музыка в народном духе.
Урок новых знаний.
| Осознать, почему композиторы используют народную музыку в своем творчестве.
| Проявлятьинтерес к музыкальному языку произведений своего народа.
| Регулятивные:самостоятельно выявлять в композиторской музыке черты народной музыки.
Познавательные:
Воспроизводитьмелодии по нотам, сольфеджируя их с текстом, ориентируясь на нотную запись.
Коммуникативные
Участвоватьколлективной исполнительской деятельности (хоровое пение, игра на муз. инстрементах).
| Хоровое пение.
Слушание музыки.
Сольфеджирование.
Игра на муз. инструментах.
Работа с учебником.
| Фронтальный опрос.
Индивидуальный опрос.
| Фонохрестоматия
Учебник.
| Слушание:
Г. Свиидов. Парень с гармошкой.
А. Лядов. КОЛЫБЕЛЬНАЯЯ.
Р. Щедрин. Озорные частушки.
Пение:Воронежские частушки.
В. Темнов, О. Левицкий. Веселая кадриль.
|
|
| Сказочные образы в музыке моего народа.
Урок рефлексии.
| Общее и различное в музыке народов России и Мира: содержание, язык, форма.
Интренационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов.
| Проявлятьэмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
| Регулятивные: самостоятельно определять черты РНП в композиторской музыки.
Познавательные:
Исполнятьразличные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа.
Коммуникативные
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
| Слушание музыки.
Хоровое пение.
Игра на детских муз. инструментах.
Интонационно – образный анализ.
| Фронтальный опрос.
| Фонохрестоматия. Учебник.
Детские инструменты.
| Слушание:
К.. Хачатурян. Балет «Чиполлино».
Пение:
И. Стравинский. Тили – бом.
Р. Бойко, И. Михайлова. Сны.
М. Дунаевский. Частушки бабок Ежек.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| «От Москвы до самых до окраин..»
Урок новых знаний.
| Музыка народов- субъектов РФ. Сочинения композиторов на тему песен других народов.
| Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений.
| Познавательные:
Воспроизводитьмелодии с ориентацией на нотную запись.
Коммуникативные
Исполнятьразличные по характеру музыкальные произведения с группой одноклассников.
Информационые:использование сети Интернет для самообразования (слушание музыки разных народов).
| Слушание музыки.
Хоровое пение.
Рассказ учителя.
| Вводный урок.
| Фонохрестоматия. Учебник
| Слушание:
С.Рахманинов. Концерт №3
Пение:
Р. Бойко, Е. Благина. Улетели журовли.
|
|
11 /12
| Песенность, танцевальность, маршевость в музыке разных народов мира
Урок методологических знаний..
| Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России.
| Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений
| Регулятивные:владеть умениемсравнивать музыку разных эпох. Найти признаки РНП.
Познавательные:
Воспроизводитьмелодии с ориентацией на нотную запись.
Коммуникативные
Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке, обсуждатьэто с одноклассниками.
| Слушание музыки.
Хоровое пение.
Рассказ учителя
| Фронтальный опрос.
| Фонохрестоматия.
| Слушание:М. Балакирев, Исламей.
Пение:
Ц. Кюи. Зима.
А. Пахмутова. Н. Добронравов. Здравствуй, русская зима!
|
|
13/14/15
| Знакомимся с интонационными портретами народов России.
Урок новых знаний.
| Взаимопроникновение музыкальных интонаций
| Сопоставлятьмузыкальные образы произведений в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных.
| Регулятивные:научиться определять особенности музыки разных народов мира.
Познавательные:
Анализироватьхудожественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов.
Коммуникативные
Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке, обсуждатьэто с одноклассниками.
| Слушание музыки.
Хоровое пение.
Интонационно – образный анализ.
Рассказ учителя.
| Фронтальный. Индивидуальный опрос.
| Фонохрестоматия.
Учебник.
| Пение:Р. Бойко, В. Викторов. Кто о чем поет?
На лужке – марийская народная песня.
Ой, тайга, ой, пурга! – чукотская народная песня.
Уйнапат – эскимосская народная песня.
Моя Колыбельная – удэгейская народная песня.
Сокол – аварская народная песня.
В каждом ауле песни поют – черкесская народная песня.
|
|
!6
| Обобщение темы четверти.
Урок рефлексии.
| Обобщить представления учащихся о музыки народов РФ.
| Осознать единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов
| Р. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
П. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов.
К. Исполнять в составе коллектива различные по образ-ому содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества разных народов, корректировать собственное исполнение, прислушиваясь к исполнению других участников коллективного музицирования.
| Слушание музыки.
Хоровое пение.
Интонационно – образный анализ.
Пластическое интонирование.
| Индивидуальный опрос.
| Фонохрестоматия.
Учебник.
Хрестоматия.
| Пение и слушание по выбору учащихся.
|
|
17/18
| Выразительность и изобразительность музыки народов мира.
Урок новых знаний.
| Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность.
| Восприниматьпрофессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира.
| Познавательные:
Сольмизировать и сольфеджироватьмелодии.
Коммуникативные
Инсценироватьпесни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
Регулятивные:Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.
| Слушание музыки.
Хоровое пение.
Интонационно – образный анализ.
Музыкально – ритмические движения.
| Вводная беседа.
| Фонохрестоматия.
Учебник.
Хрестоматия.
Презентация по теме урока.
| Пение:
Бульба – белорусская нар. Песня.
Камертон – норвежская нар. Песня.
Р. Бойко. В. Викторов. Ласточка.
Мавриги – узбекский нар. Танец.
Полька – чешский нар. Песня – танец.
Люли, люли, моя крошка – Литовская нар песня.
Провожание – нар.песня коми.
Солдатушки, бравы ребятушки – рус. Нар. Песня.
Т. Попатенко. Я. Халецкий. Третий танкист.
Слушание:Н. Римский – Корсаков. Песни и пляски птиц.
|
|
19 \20
| Своеобразие музыкальных интонаций в мире.
Урок новых знаний.
| Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность.
| Восприниматьпрофессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира.
| Регулятивные: Моделироватьварианты интерпретации музыкальных произведений.
Познавательные:
Сольмизировать и сольфеджироватьмелодии.
Коммуникативные
Инсценироватьпесни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
| Слушание музыки.
Хоровое пение.
Интонационно – образный анализ.
Музыкально – ритмические движения.
Сольминизация
| Фронтальный опрос.
| Фонохрестоматия.
Учебник.
Хрестоматия.
Презентация по теме урока.
| Слушание:
К. Дебюсси. Маленький негритенок.
П. Чайковский. Русская песня.
Итальянская песенка.
Старинная французская песенка.
Немецкая песенка.
Неаполитанская песенка.
Д. Гершвин. Колыбельная.
Пение:
Светлячок – грузиская нар. Песня.
Р. Бойко.В. Викторов. Дело было в каролине.
|
|
21/22
| Как музыка помогает народам дружить.
Урок методологических построений.
| Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность.
| Соотноситьинтонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа с особенностями музыкальных интонаций народов других стран мира.
| Регулятивные: Осуществлятьколлективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение.
Познавательные:
Сольмизировать и сольфеджироватьмелодии.
Коммуникативные
Инсценироватьпесни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
| Слушание музыки.
Хоровое пение.
Интонационно – образный анализ.
Музыкально – ритмические движения.
Игра «Угадай – кА».
Работа с учебником.
| Фронтальный опрос.
Викторина.
| Фонохрестоматия.
Учебник.
Хрестоматия.
Презентация по теме урока.
| Слушание:
Бетховен. Вариации на русскую тему.
В. Моцарт. Вариации на тему французской народной песни.
Н. Римский – Корсаков.Симфоническая сюита «Шехеразада».
Пение:
Н. Финк. З. Ямпольский.
Баллада о детях.
|
|
23/24
| Какие музыкальные инструменты есть у разных народов.
Урок новых знаний.
| Различать музыкальные инструменты мира.
| Соотноситьинтонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа с особенностями музыкальных интонаций народов других стран мира
| Регулятивные:Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных.
Познавательные:
Исполнятьмузыкальные произведения разных форм и жанров.
Коммуникативные
Инсценироватьпесни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
| Слушание музыки.
Хоровое пение.
Интонационно – образный анализ.
Музыкально – ритмические движения.
Игра на муз. инструментах.
| Фронтальный опрос.
| Фонохрестоматия.
Учебник.
Хрестоматия.
Презентация по теме урока.
Детские музыкальные инструменты.
| Слушание:Взял бы я бандуру – укр. Нар. Песня.
Лявониха- бел. Нар. Танец.
А. Лядов. Плясовая. Из сюиты «Восемь рус. Нар. Песен».
Игра на дет. Инструментах.
Пойду дь я, выйду ль я – рус. Нар. Песня.
|
|
25/26
| Как прекрасен этот мир!
Урок творчества..
| Сочинения композиторов на темы песен других народов
| Оцениватьсобственную музыкально-творческую деятельность
| Регулятивные:Соотносить
интонационно-мелодические особенности
Выразительность и изобразительность музыки народов мира.
Познавательные:
Исполнятьмузыкальные произведения разных форм и жанров.
Коммуникативные
Инсценироватьпесни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
| Слушание музыки.
Хоровое пение.
Интонационно – образный анализ.
Музыкально – ритмические движения.
Музыкальный спектакль.
| Индивидуальный опрос.
| Фонохрестоматия.
Учебник.
Хрестоматия.
| Слушание: П.Чайковский.Масленица.
Финал концерта №1.
Пение:Т. Попатенко. М. Лаписова., Это для нас.
АХ, маслинца, сметанница – рус. Нар. Песня.
Инсценировка:
М Кузьмин,П.Соловьева. Свадьба солнца и весны.
|
|
27/ 28
| Композитор - творец красоты.
Урок новых знаний.
| Понимать триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель».
| Передаватьэмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
| Регулятивные:
Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
Познавательные:
Сравниватьособенности музыкальной речи разных композиторов.
Узнаватьпевческие голоса (детские, мужские, женские).
Коммуникативные
Участвоватьв коллективной, ансамблевой певческой деятельности.
| Слушание музыки.
Хоровое пение.
Интонационно – образный анализ.
Музыкально – ритмические движения.
Турнир знатоков музыки.
| Фронтальный опрос. Работа в группах.
| Фонохрестоматия. Хрестоматия.
Учебник.
| Слушание:
И. Бах. Маленькая двухголосная фуга.
Моцарт симфония №40
А. Грибоедов. Вальс.
|
|
29/30/31
| Галерея портретов исполнителей.
Урок методологических построений.
| Понимать триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель»
Композитор-народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль. Исполнительский состав (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль.
| Передаватьэмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
| Регулятивные:
работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
Познавательные:
Называтьизученные музыкальные сочинения и их авторов.
Коммуникативные
Участвоватьв коллективной, ансамблевой певческой деятельности.
| Слушание музыки.
Хоровое пение.
Интонационно – образный анализ.
Музыкально – ритмические движения.
Инсценировка.
| Индивидуальный опрос.
Работа в группах.
| Фонохрестоматия. Хрестоматия.
| Слушание:
Н. Римский – Корсаков. Фрагменты из оперы: «Снегурочка».
Н. Римский – Корсаков. Фрагменты из оперы «Садко».
Пение:
А. Пахмутова.. Н. Добронравов. Беловежская пуща.
А. Пахмутова, Н. Добронравов. До свидания, Москва.
А. Пахмутова, Н. Добронравов. Поклонимся великим тем годам.
|
|
32/33
| Вслушайся и услышишь.
Урок методологических построений
| Особенности слушания музыки.
Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов
| Импровизировать,передаватьопыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении.
| Познавательные:
Узнаватьпо звучанию и называтьвыдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного).
Узнаватьиопределятьразличные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая).
Коммуникативные
Участвоватьв музыкальной жизни страны, школы, района, края.
| Слушание музыки.
Хоровое пение.
Интонационно – образный анализ.
Музыкально – ритмические движения.
| Фронтальный, индивидуальный опрос.
| Фонохрестоматия. Хрестоматия.
| Слушание:
М. Глинка. Хор «славься».
Пение:
И. Кирилина, В. Орлова.
Дом под крышей голубей.
|
|
| Заключительный урок – концерт.
Урок творчества
| Обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов.
| Передаватьэмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности
| Р. Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении.
П.Узнавать иопределять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая).
Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские).
К. Участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.
Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.
| Слушание музыки.
Хоровое пение.
Интонационно – образный анализ.
Музыкально – ритмические движения.
| концерт
| Фонохрестоматия. Хрестоматия.
| Пение по выбору учащихся.
|
|