|
Тема 2. Начальные сведения о пожарной безопасности зданийИсходные сведения о конструктивно-планировочных решениях зданий, направленных на обеспечение безопасности людей в случае возникновения пожара, ограничение распространения пожара в зданиях, обеспечение условий для успешного тушения пожара и проведения спасательных работ. Исходные сведения о противодымной защите зданий. Ознакомление с основными правилами пожарной безопасности для территорий и зданий. Пожарная опасность и основные меры обеспечения пожарной безопасности зданий различного назначения (с выходом на объект). Практическое занятие № 1. Ознакомительное обследование объекта. Практическое занятие № 2. Ознакомление с общими требованиями правил пожарной безопасности к территориям и зданиям. Самостоятельная работа. Виды строительных конструкций и их поведение в условиях пожара. Необходимо знать элементы здания, его огнестойкость и пожарную опасность. Изучить меры обеспечения безопасности людей при пожаре: - ограничение распространения пожара; - эвакуация людей из помещений и зданий; - противодымная защита и обеспечение условий для тушения пожара и спасательных работ. Рекомендуемая литература: основная [1]; дополнительная [1-4]; нормативные правовые акты [1-5]. Назначение, предмет, история развития дисциплины «Пожарная безопасность в строительстве»
Вы приступаете к обучению в университете ГПС по специальности пожарная безопасность. Во время обучения вы получите широкий спектр знаний в области пожарной безопасности. Наша кафедра занимается пожарной безопасности зданий. На кафедре изучается 2-а предмета: Здания, сооружения и их устойчивость при пожаре и пожарная безопасность в строительстве. Пожарная безопасность в строительстве является одной из основных специальных дисциплин образовательной программы для подготовки инженера по специализации 280104.65 – пожарная безопасность. Назначением дисциплины «Пожарная безопасность в строительстве» (ПБвС) является подготовка будущих инженеров пожарной безопасности к осуществлению надзора за обеспечением противопожарной защиты при проектировании, строительстве и реконструкции зданий. Цель, задачи, содержание дисциплины и значение ее в подготовке инженера пожарной безопасности Цель курса «Пожарная безопасность в строительстве» - изучение конструктивных, объёмно-планировочных и инженерно-технических решений зданий, обеспечивающих возможность эвакуации и спасения людей в случае пожара, а также методов осуществления надзорных функций, направленных на противопожарную защиту зданий. Основными задачами курса являются: - получение учащимися (курсантами и слушателями) представления: об объёмно-планировочных решениях и конструктивных особенностях зданий и сооружений; об основных направлениях государственной политики в области строительства и предупреждения пожаров строительными решениями; о тенденциях совершенствования нормативных требований в области обеспечения пожарной безопасности в строительстве; - приобретение знаний и умений в использовании: принципов противопожарного нормирования, сложившихся при проектировании зданий, сооружений, предприятий и населенных мест; современных методов оценки строительных и инженерно-технических решений, направленных на обеспечение безопасности людей при пожаре и противопожарную защиту зданий и сооружений, методов оценки пожарной опасности систем вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха, основных принципов обеспечения их пожарной безопасности и технических решений по ограничению распространения пожара по системам вентиляции; - отработка практических навыков: оценки пожарной безопасности зданий и сооружений, тепловых и вентиляционных установок; экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию объектов в части соблюдения мер пожарной безопасности, подготовки по ним соответствующих заключений; проведения пожарно-технических обследований. Планом учебного процесса изучение дисциплины «Пожарная безопасность в строительстве» предусмотрено в 1 (в рамках первоначальной профессиональной подготовки), 6, 7 и 8 семестрах. Для преподавания курса предусмотрены лекции, семинары, индивидуальные, практические и лабораторные занятия, деловая игра. Практические занятия (упражнения) по методике надзора за противопожарной защитой зданий проводятся с применением проектов современных зданий и выездами на объекты. При проведении практических и лабораторных занятий учебная группа разделяется на две подгруппы. Самостоятельная работа (подготовка) учащихся проводится для углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других занятиях, выработки навыков самостоятельного активного приобретения новых дополнительных знаний и включает: выполнение курсового проекта и индивидуальных заданий, изучение рекомендуемой литературы, подготовку к предстоящим учебным занятиям, зачетам и экзаменам, исследовательскую работу, разработку рефератов, докладов и выступлений по результатам НИР. Для получения необходимой информации о выполнении учащимися графика учебного процесса, установления качества усвоения учебного материала, степени достижения поставленной цели и задач обучения, стимулирования самостоятельной работы проводится текущий, рубежный и итоговый контроль успеваемости и качества подготовки курсантов и слушателей. Помощь учащимся оказывается во время консультаций и индивидуальных занятий. Структура курса предполагает изучение и освоение общей методики пожарно-технической экспертизы проектов объектов строительства, с применением этой методики сначала по конкретным направлениям проектных решений (планировка зданий, эвакуация людей, генеральная планировка, системы отопления и вентиляции, противодымная и противовзрывная защита), а затем по проектам в целом (противопожарные требования к объектам различного назначения, надзор за объектами). Так как согласно п.4.5 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» при анализе пожарной опасности зданий могут быть использованы расчетные сценарии, основанные на соотношении временных параметров развития и распространения опасных факторов пожара, эвакуации людей и борьбы с пожаром, то особое внимание в курсе уделяется овладению учащимися навыками инженерных расчетов. Программой курса предусмотрено предварительное освоение учащимися дисциплин: «Инженерная графика», «Прикладная механика», «Термодинамика и теплопередача», «Теоретические основы процессов горения», «Здания, сооружения и их устойчивость при пожаре», а также взаимосвязь курса с дисциплинами: «Пожарная техника», «Пожарная тактика», «Электротехника и пожарная безопасность электроустановок», «Пожарная безопасность технологических процессов», «Производственная и пожарная автоматика», «Государственный пожарный надзор», «Противопожарная служба гражданской обороны и мобилизационная работа». Полный перечень учебных предметов, изучающих соответствующие вопросы и знание предмета ПБвС в обеспечении пожарной безопасности зданий и сооружений показаны на рис. 1. Классификация технических решений и содержание курса ПБвС приведены на рис. 2. Предметом изучения дисциплины ПБвС являются конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий, а также методы осуществления надзорных функций, направленные на обеспечение пожарной безопасности людей и материальных ценностей. 1) объемно-планировочные элементы - крупные части, на которые можно расчленить весь объем здания (этаж, отдельное помещение, часть здания между основными расчленяющими его стенами и др.); 2.) конструктивные элементы - определяющие структуру здания (фундаменты, стены, перекрытия, крыша и др.); 3.) инженерно - технические;
Рис.1 Цель и задачи предмета ПБвС. Значение предмета в обеспечении пожарной безопасности зданий и сооружений.
Рис 2. Классификация технических решений и содержание курса ПБвС. Основы учебной дисциплины ПБвС были заложены в книге М.Я. Ройтмана «Пожарная профилактика в строительном деле, изданной МКХ РСФСР в 1954г. и получили дальнейшее развитие в его книгах, изданных в 1961 и 1975 гг., а также в книге «Основы противопожарного нормирования в строительстве», изданной в 1969 г. на основе этих трудов сформировалась учебная дисциплина «Пожарная профилактика в строительстве», основоположником которой по праву следует считать М.Я. Ройтмана. В 1985 г. в ВИПТШ МВД ССР был издан учебник «пожарная профилактика в строительстве", созданный авторским коллективом, возглавляемым одним из учеников М.Я. Ройтмана Б.В. Грушевским. В этом же году Стройиздатом была выпущена книга М.Я. Ройтмана «Противопожарное нормирование в строительстве». В 1990 г. Главным управлением кадров и учебных заведений МВД СССР была утверждена типовая программа учебной дисциплины «Пожарная безопасность в строительстве». В содержании дисциплины ПБвС по сравнению дисциплиной ППВС имеются изменения: упразднен раздел «огнестойкость зданий и сооружений» и введен раздел «Отопление и вентиляция». Дисциплина ПБвС непрерывно развивается, что обусловливается современными тенденциями в строительстве (строительство зданий многопланового назначения), внедрением новых эффективных конструкций и материалов, совершенствованием противопожарного нормирования на базе научного обоснования технических решений, направленных на обеспечение безопасности людей.
В процессе прохождения учебной практики (стажировки) учащиеся углубляют приобретенные знания, умения и навыки, знакомятся с передовой практикой осуществления нормативно-технической работы в органах Государственной противопожарной службы. По тематике курса ведется научно-исследовательская работа и дипломное проектирование. Изучение курса завершается сдачей зачетов (в первом, шестом и седьмом семестрах), защитой курсового проекта и итоговым экзаменом в восьмом семестре. Программа курса рассчитана на 238 часов, из которых лекции составляют 26 часа, семинарские занятия – 20 часа, практические и другие виды занятий – 108 часов, самостоятельная работа – 84 часа.
![]() ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|