Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Миссия, цели и задачи библиотек, обслуживающих детей





СОДЕРЖАНИЕ

 

Оглавление

Предисловие. 3

1. Общие положения. 4

2. Обслуживание пользователей детского возраста. 7

2.1 Особенности обслуживания пользователей со специальными потребностями 9

3. Система библиотечного обслуживания детей в России. 12

4. Доступное размещение детских библиотек. 16

5. Библиотечные услуги библиотек, обслуживающих детей. 20

6. Показатели деятельности библиотек, обслуживающих детей. 23

6.1. Показатели деятельности центральных региональных детских и детско-юношеских библиотек. 27

6.2. Показатели деятельности межпоселенческих детских библиотек. 30

6.3. Показатели деятельности детских библиотек поселений, структурных подразделений (филиалов, отделов), обслуживающих детей, других библиотек и библиотечных систем. 31

7. Ресурсы детских библиотек и библиотек, обслуживающих детей. 32

7.1. Фонды.. 32

7.2. Информатизация и электронные ресурсы.. 35

7.3. Материально-техническая база. 38

8. Законодательные и нормативные акты и документы, использованные при разработке Руководства. 44

 

 

Предисловие

В 2009 году Российская государственная детская библиотека в содружестве с региональными детскими библиотеками подготовила «Руководство для детских библиотек России». Документ был одобрен Российской библиотечной ассоциацией в 2010 году и рекомендован в качестве основы для разработки региональных нормативов ресурсного обеспечения услуг общедоступных библиотек для детей и определения их собственной стратегии развития.

С тех пор сеть детских библиотек, более ста лет существующая в России, значительно изменилась. В процессе оптимизации учреждений культуры происходит интеграция библиотек различных типов в единые учреждения. Самостоятельные централизованные библиотечные системы, библиотеки и библиотеки-филиалы (в том числе детские) расформировываются и утрачивают самостоятельность. Библиотека как тип учреждения трансформируется, в том числе, в учреждения культурно-досугового типа. Библиотечное обслуживание детей включают в сферу своих интересов все большее количество библиотек для взрослых. Также изменились и пополнились законодательная база и нормативы обеспечения библиотечно-информационного обслуживания детей в библиотеках.

В целях обеспечения качественного библиотечного обслуживания каждого ребенка, независимо от места его проживания или типа библиотечного учреждения, специалистами Российской государственной детской библиотеки подготовлен проект переработанного и дополненного документа — «Руководство по библиотечному обслуживанию детей в России» (далее — Руководство). Руководство содержит основные принципы, положения, нормативы и правила организации деятельности специализированных детских и общедоступных библиотек, обслуживающих детей; показатели их деятельности (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях), которые рекомендуются Российской библиотечной ассоциацией (РБА) в целях сохранения, развития и совершенствования библиотечного обслуживания детей в Российской Федерации.

В Руководстве определен тот минимум ресурсного обеспечения детской и общедоступной библиотеки, обслуживающей детей, который рекомендуется соблюдать на всей территории Российской Федерации.

Руководство содержит положения, которые при определенных условиях и требованиях могут уточняться в применении к конкретным библиотекам, изменяться и дополняться по мере выхода новых нормативно-правовых документов.

Данное Руководство предназначено для использования органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, библиотеками в вопросах формирования единого подхода к организации современного информационно-библиотечного обслуживания детей в России.

В основе Руководства лежат законодательные и нормативные акты Российской Федерации и ряда её субъектов, а также общественно-профессиональные документы и документы неправительственных организаций, в том числе разработанные и принятые Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Российской библиотечной ассоциацией (РБА).

 

Общие положения

Дети — особая категория граждан, приоритет интересов которой закреплен в ряде законодательных документов.

Согласно Всеобщей декларации прав человека, дети имеют право на особую помощь и заботу. Государственную поддержку детства гарантирует Конституция Российской Федерации.

Право детей на специализированное библиотечное обслуживание, связанное с психологическими и возрастными особенностями развития, зафиксировано в Федеральном законе РФ «О библиотечном деле». В соответствии с его положениями дети имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских библиотеках, а также в библиотеках образовательных организаций. При этом государство поддерживает развитие библиотечного обслуживания детей, как одной из наименее социально и экономически защищенных категорий населения.

Утвержденный Министерством культуры РФ в 2014 году «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки»[1] также относит читателей детского возраста к особым группам пользователей, интересы которых должны быть приоритетны. При этом выполнение библиотеками для взрослых функций обслуживания детей возможно при наличии материальных ресурсов: соответствующего помещения, подготовленного персонала и технического оснащения, обязательном исследовании и учете потребностей, интересов и пожеланий жителей обслуживаемой территории. Необходимым условием обслуживания детей в библиотеках является безопасность, комфорт, наличие свободного пространства для развития личности: чтения, образования, самообразования, развивающих игр, творчества, общения и досуга.

Задачами деятельности общедоступных библиотек, обслуживающих детей являются: обеспечение психологического и эмоционального комфорта; выявление одарённых детей и помощь в их развитии; создание условий для приобщения к чтению и самореализации каждого юного пользователя; создание равных условий доступа к информационным ресурсам.

Библиотека должна стать партнером образовательных учреждений в подготовке и повышении квалификации педагогических работников, в том числе работающих с одарёнными детьми и талантливой молодёжью, продвижении инновационных технологий, обеспечении информационно-методического сопровождения работы с одарёнными детьми.

В «Руководстве ИФЛА по работе публичных библиотек» говорится: «Публичная библиотека должна стараться удовлетворять потребности всех групп общества, независимо от возраста, состояния здоровья, экономического или социального положения людей. Однако она несет особую ответственность за удовлетворение потребностей детей и молодежи. Если дети с раннего возраста научатся с воодушевлением относиться к захватывающему процессу знаний и знакомства с художественными произведениями, они скорее всего будут пользоваться этими важнейшими элементами развития личности на протяжении всей своей жизни, обогащая самих себя и принося большую пользу обществу. Дети могут также подтолкнуть родителей и других взрослых к посещению библиотеки».

Муниципальные детские библиотеки, муниципальные системы детских библиотек (МСДБ), муниципальные детско-юношеские библиотеки, объединения детских и школьных библиотек, имеющие статус юридического лица.

 

Основные задачи:

· организация библиотечного обслуживания детей в соответствии с их половозрастными и психологическими особенностями; создание среды развития личности ребенка, способствующей удовлетворению его образовательных потребностей; организация досуга и общения, а также библиотечное обслуживание руководителей чтения;

· формирование фонда литературы для детей и руководителей детского чтения, включающего документы в различных форматах и на различных носителях информации: книги, периодику, аудиовизуальные и электронные документы;

· сохранение и развитие на муниципальном уровне единой системы библиотечного обслуживания детского населения.

Муниципальные детские библиотеки обслуживают детское население территории, имеют возможности для предоставления всех библиотечных услуг, проведения различных мероприятий по пропаганде книги и чтения. Развитие их должно идти по пути укрепления самостоятельности, информатизации всех процессов, включения в формирование распределенного фонда государственных электронных библиотечных ресурсов, в корпоративные и локальные городские межведомственные информационные системы, налаживания межсистемного и межведомственного обмена документами и информацией, координации и кооперации деятельности с публичными и школьными библиотеками города, другими учреждениями и организациями.

По отношению к сельским библиотекам-филиалам муниципальные детские библиотеки осуществляют методические функции по вопросам детского чтения и организации библиотечного обслуживания детей.

 

 Структурные подразделения центральных общедоступных библиотек субъектов РФ, обслуживающие детей.

Структурные подразделения общедоступных библиотек и учреждений культурно­досугового типа, обслуживающие детей.

Структурные подразделения центральных общедоступных библиотек субъектов РФ в отсутствие центральной детской (детско-юношеской) библиотеки региона выполняют ее функции, в том числе:

· формируют, хранят и предоставляют пользователям наиболее полное собрание литературы для детей и подростков в пределах обслуживаемой территории;

· обеспечивают право на специализированное обслуживание детям всей территории региона

· организуют взаимоиспользование библиотечных ресурсов;

· оказывают методическую помощь всем библиотекам региона, обслуживающим детей, обеспечивают проведение научных исследований в области детского чтения.

 

 Структурные подразделения общедоступных библиотек муниципального уровня, обслуживающие детей

В ЦБС (МБС) предусматриваются структурные подразделения с функциями центральных детских библиотек — научно-методические центры по детскому чтению и работе с детьми. В ЦБС (МБС) вводятся должности заместителей директоров по работе с детьми в целях руководства научно-методической, организационной и практической деятельностью библиотеки по приоритетному обслуживанию детей.

Эти подразделения размещаются в отдельных помещениях, в них создается специфическая среда для развития личности ребенка; для них обязательно наличие специально подготовленного персонала.

 

 Структурные подразделения специальных библиотек для слепых и слабовидящих, обслуживающие детей

Требования, предъявляемые к библиотечному обслуживанию данной группы пользователей регламентированы в «Модельном стандарте деятельности специальной библиотеки для слепых субъекта Российской Федерации», принятом РБА.

 

 Структурные подразделения учреждений культурно­досугового типа, обслуживающие детей.

 

 Муниципальные общедоступные библиотеки и учреждения культурно­досугового типа.

Дети имеют право пользоваться любыми муниципальными публичными библиотеками, в том числе библиотеками учреждений культурно-досугового типа.

Обслуживание читателей

 

Объемные показатели: число пользователей, количество выданных документов, количество посещений.

Эти показатели могут рассматриваться как показатели использования помещения библиотеки и быть основой для разработки рекомендаций по улучшению библиотечного обслуживания детей в регионе:

· количество пользователей по единой картотеке (электронной записи) (там, где ведется подобный учет);

· число удаленных пользователей библиотеки;

· число обращений к сайту библиотеки удаленных пользователей;

· количество посещений, в том числе массовых мероприятий;

· средняя посещаемость за год;

· количество выданных экземпляров документов;

· количество документов, выданных из электронной (цифровой) библиотеки;

· обращаемость фонда;

· средняя читаемость;

· коэффициент использования площади библиотеки пользователями (количество пользователей на единицу площади).

 

Информационная работа

 

Объемные показатели: количество электронных баз данных, включая электронный каталог; количество записей по каждой электронной базе. Это:

· количество неодинаковых кодов пользователей, обратившихся через электронные информационные сети (IP-адреса);

· количество обращений на сервер библиотеки;

· наличие электронного каталога; количество записей в электронном каталоге; количество обращений к электронному каталогу;

· наличие других баз данных (перечислить), общее количество записей, количество обращений;

· количество запросов от библиотек региона и населения (справки);

· количество виртуальных посещений библиотеки;

· услуги по обучению в области информационных и коммуникационных технологий.

 

Финансовые средства

1. Поступление финансовых средств (тыс. руб.), в том числе из бюджета.

2. Поступление внебюджетных средств, в том числе за платные услуги, по грантам, другое.

3. Использование финансовых средств. Всего (тыс. руб.). В том числе:

□ на оплату труда;

□ на комплектование библиотечного фонда в целом, включая подписку, приобретение электронных, АВ-материалов;

□ на приобретение оборудования;

□ на ремонт (капитальный, текущий);

□ на выплату арендной платы;

□ на услуги ЖКХ.

Фонды

1. Фонд документов детской библиотеки является универсальным. Детская библиотека обеспечивает доступ к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио-видеодокументы, электронные документы, документы на съемных носителях, базы данных, в том числе, базы данных Интернет). В нем должны быть представлены, наряду с документами, развивающие игры и игрушки.

2. Фонд документов детской библиотеки обязан отвечать критериям отбора наиболее качественной литературы и других документов для детей и, в то же время, отражать многообразие мнений, точек зрения, сложившихся в обществе. В фонде детской библиотеки не должно быть материалов, пропагандирующих вражду, насилие, жестокость, порнографию.

В 2012 году вступил в действие Федеральный закон[7], регламентирующий защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, нормы которого имеют отношение к деятельности библиотек, обслуживающих детей. В законе определены виды информации, запрещенной к распространению среди детей, трактуемых как «лиц, не достигших 18 лет», а также виды информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено. Закон содержит требование о необходимости для библиотек классификации и маркировке по возрастным категориям информационной продукции, изданной после 1 сентября 2012 года.

В целях информационной безопасности детей закон устанавливает для библиотек, обслуживающих детей, требование по соблюдению пространственной изоляции фондов детской литературы от литературы для взрослых.

В действующей редакции закона в спорных случаях предусмотрена процедура экспертизы информационной продукции с помощью аккредитованных экспертных организаций.

3. Критерии отбора документов формулируются и фиксируются в нормативных документах каждой библиотеки. Эти критерии вырабатываются на основе данных рекомендательной библиографии, литературной критики, рекомендаций специалистов в области детского чтения и детской литературы с учетом мнения членов Совета по комплектованию каждой библиотеки. Главным критерием формирования фондов для детей является соответствие потребностям растущей личности, обеспечение ее интеллектуальных, духовных, образовательных и иных запросов.

4. Объем фонда муниципальной детской библиотеки должен соответствовать средней книгообеспеченности одного жителя: в городе — 5-7 экз., на селе — 7-9 экз. Фонды центральных региональных детских библиотек, выполняющих мемориальные функции, должны соответствовать критерию наибольшей полноты комплектования детской литературой. Центральная муниципальная детская библиотека должна располагать увеличенным объемом фонда: дополнительно из расчета от 0,5 до 2 экз. на одного жителя детского возраста.

5. Важнейшим показателем качества комплектования фондов и обслуживания пользователей является коэффициент обновляемости фондов. В фонд центральной региональной детской библиотеки должно поступать не менее 5% изданий детской литературы текущего года.

6. Фонд муниципальной детской библиотеки должен обновляться в течение 10 лет. Количество новых поступлений определяется либо в зависимости от количества жителей детского возраста из расчета 250 книг на 1 000 жителей, либо в зависимости от числа книговыдач за предыдущий период по формуле, предложенной сотрудниками Российской национальной библиотеки[8]: в качестве «норматива» здесь выступает величина 0,038W, где W — размер годовой книговыдачи. По этой же формуле оптимальное количество новых поступлений может вычисляться и для региональных детских библиотек.

Объем фонда периодических изданий определяется из расчета 10 изданий на 1 000 жителей; базовая обеспеченность региональной детской библиотеки периодикой — не менее 150 названий. Детская библиотека любой территории должна иметь возможность получать общероссийские журналы и газеты для детей, местную периодику. В условиях финансовых ограничений на комплектование книг наличие в фонде периодических изданий приобретает особое значение. В фондах детских библиотек должно быть не менее 50% художественной литературы.

7. Количество электронных изданий во многом зависит от степени компьютеризации библиотеки, но должно иметь тенденцию к постепенному возрастанию этого вида документов в общей структуре фонда.

8. Показатели для фонда звукозаписей (речевых и музыкальных) и видеозаписей, в том числе снабженных субтитрами для детей с ослабленным слухом, должны быть не менее 10 единиц фонда документов на 1 000 жителей. Ежегодное пополнение — не менее 20 звукозаписей (20 единиц фонда документов) и 4 видеозаписей звукозаписей (4 единиц фонда документов) из расчета на 1 000 жителей

9. Детская библиотека стремится обеспечить достаточную полноту фонда справочных и библиографических изданий (не менее 10% к общему фонду). Должны быть представлены универсальные и отраслевые энциклопедии, толковые и языковые словари, краеведческие и туристические справочники, атласы, пособия, программы в помощь обучению, образованию и развитию, информационные бюллетени новых поступлений, другие издания. Фонд справочных и библиографических изданий должен быть доступен любому пользователю в любое время, поэтому преимущественно должен использоваться в стенах библиотеки.

Ценность фонда детской библиотеки возрастает от наличия в нем краеведческих изданий, местных документов, документов на языках народов и этнических групп, проживающих на соответствующей территории, других уникальных коллекций.

Детская библиотека выполняет функции информационных центров «Детства» на соответствующей территории. Детская библиотека собирает, систематизирует и предоставляет всем заинтересованным пользователям сведения о детях и детской субкультуре как важнейшей части общей культуры общества.

Центральная региональная и межпоселенческая детские библиотеки имеют право на получение местного обязательного экземпляра, на основе которого формируется наиболее полный фонд детской литературы, изданной на соответствующей территории.

10. Детская библиотека использует все возможные источники информации о наличии документов на всех видах носителей: Интернет ресурсы, пресс-релизы, рекомендательные указатели и списки, периодическую печать, средства массовой информации и т. п.

11. При комплектовании фонда документов детская библиотека руководствуется имеющимся законодательством Российской Федерации и принятым в каждой библиотеке порядком комплектования, включая деятельность Совета по комплектованию, учет отказов пользователям и иные процедуры.

12. Для поддержания оптимального уровня формирования фондов детских библиотек на приобретение новых документов ежегодно должно выделяться не менее 10% от общего объема финансирования библиотек.

Обновление фонда детской библиотеки должно обеспечиваться посредством укрепления и развития сотрудничества с издателями и книгораспространителями, использования каналов межбиблиотечной связи (МБА, электронная доставка документов) и др.

13. Детские библиотеки являются источниками библиографической информации о собственном фонде и внешних библиотечных ресурсах. Центральная региональная детская библиотека — полноправный участник распределенного информационного ресурса в своем регионе, она является организатором корпоративной информационной системы документов по проблемам детства.

14. Сроки хранения каждого документа из фонда библиотеки зависят от востребованности его со стороны пользователей (для муниципальных библиотек), его устарелости и износа. В каждой библиотеке в соответствии с имеющимися нормативными документами и в зависимости от ее типа должны быть утверждены сроки хранения документов и причины их списания. Документы, изъятые по той или иной причине из состава фонда, но еще пригодные к использованию, рекомендуется предлагать другим библиотекам.

15. Центральные региональные детские библиотеки должны постоянно сохранять в традиционном виде или преобразованном в электронную форму экземпляры детской литературы и иных документов, предназначенных для детей, особенно местные издания.

16. Детская библиотека обязана обеспечить сохранность фонда и нормальное физическое состояние документов в соответствии с установленными нормами размещения, освещения, состояния воздуха, температурно-влажностного режима, пожарной сигнализации и др. Для обеспечения сохранности в процессе использования библиотечного фонда применяются превентивные средства защиты (копирование документов, перевод документов на новые носители и т. д.).

17. В фондах публичных библиотек должно быть не менее 30% литературы для детей[9]; согласно «Руководству ИФЛА по работе публичных библиотек» в «минимальных по объему фондах материалы для детей, художественная и иная литература для взрослых должны быть представлены в равных пропорциях»[10].

Персонал детских библиотек

Нормативная потребность в штатных библиотечных работниках определяется в зависимости от основных показателей и объема деятельности библиотеки.

В центральных региональных детских библиотеках в соответствии с их уставами персонал должен обеспечивать реализацию их основных отличительных функций (мемориальную, перераспределения фондов, научно-методическую и пр.) и диапазон услуг, предлагаемых физическим и юридическим лицам — основным категориям пользователей.

В муниципальных библиотеках нормативы обеспечения кадрами зависят от основных показателей обслуживания пользователей — количества детского населения в зоне обслуживания, количества пользователей, количества посещений, количества книговыдач.

На директора центральной (региональной, муниципальной) библиотеки, его заместителей и других специалистов, не занятых непосредственно в обслуживании читателей, нормативы нагрузки по числу пользователей, посещений и количеству населения не распространяются.

В штатном расписании центральной детской библиотеки могут быть предусмотрены штатные единицы, обеспечивающие психологическое консультирование пользователей, создание информационных продуктов и услуг (оператора, инженера, программиста, дополнительная ставка библиографа и т. п.), технический персонал. В библиотеках, имеющих транспорт, может быть предусмотрена штатная единица водителя соответствующей категории.

При необходимости непрофильные функции, не связанные непосредственно с организацией информационно-библиотечного обслуживания пользователей, могут быть делегированы внешним контрагентам и переведены на аутсорсинг, а часть персонала из числа неосновного выведена за штат.

Штатный персонал детской библиотеки должен быть укомплектован дипломированными специалистами в области библиотечного дела, библиографии, педагогики, психологии, информационных технологий. Специалисты, работающие с детьми должны обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками в области библиотечного дела, психологии, педагогики, детской литературы и детского чтения.

Администрация библиотеки и ее учредитель обеспечивают реализацию программы непрерывного образования персонала. Каждый сотрудник не реже, чем раз в пять лет должен проходить повышение квалификации. Необходимо также предусмотреть систематическое обучение работников информационным технологиям. Полезно предусматривать возможности командировок специалистам библиотеки для обмена опытом, участия в общероссийских, зарубежных, межрегиональных библиотечных и иных мероприятиях. Финансовые средства, выделяемые для целей обучения персонала, должны составлять не менее 0,5% от статей бюджета, выделяемых на персонал, исключая заработную плату.

Аттестация работников детской библиотеки проводится в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

 

Финансовые средства

Финансирование библиотек, обслуживающих детей, осуществляется учредителем в соответствии с типом учреждения, которое может быть автономным, бюджетным или казенным.

· Финансирование детских библиотек осуществляется за счет федеральных средств (Российская государственная детская библиотека), средств субъектов Российской Федерации (центральные региональные детские библиотеки) и муниципальных бюджетов (муниципальные детские библиотеки) в соответствии с целями и задачами данных учреждений, а также за счет целевых средств, грантов, привлеченных финансов от спонсоров, доходов от разрешенной законодательством предпринимательской деятельности.

· Обязательные бесплатные, гарантированные законом «О библиотечном деле» услуги, оказываемые библиотеками физическим и юридическим лицам в соответствии их уставами или положениями, должны финансироваться учредителем в объеме, необходимом для осуществления поставленных задач.

· Бюджетные средства библиотек могут быть направлены на следующие цели:

· содержание персонала библиотеки (оплата труда с начислениями, выплата надбавок, премий, ежегодные расходы на повышение квалификации кадров);

· комплектование (приобретение новых книг, периодических изданий, аудио-видеоматериалов, документов на других носителях информации);

· обеспечение средствами сохранности и безопасности фондов;

· внедрение информационных технологий, автоматизацию библиотеки (приобретение, замена, ремонт и обновление компьютерного и иного технического оборудования, расходы на программное обеспечение и др.);

· информационно-библиографическую деятельность (создание и ведение каталогов, баз данных, в том числе на электронных носителях), обработку документов;

· осуществление научно-методической деятельности (проведение исследований, издания библиотеки, командировки, консультации, организация мероприятий по повышению квалификации библиотекарей, работающих с детьми);

· организацию библиотечного пространства (приобретение мебели, материалов, предметов дизайна и т.п.), оборудование помещений в т.ч. для улучшения условий доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ;

· проведение массовых мероприятий, организацию выставок;

· содержание здания (аренда, коммунальные платежи, текущий и капитальный ремонт, техническое обслуживание зданий и прилегающих территорий).

Сумма затрат на эти цели должна составлять примерный годовой бюджет библиотеки, отраженный в смете доходов и расходов учреждения.

Библиотеки, осуществляющие дополнительные функции или виды деятельности по согласованию с учредителем или по его заказу, обеспечиваются соответствующими дополнительными материальными ресурсами, в том числе на основе муниципального и государственного заказа.

Детские библиотеки — субъекты гражданских правоотношений — обладают правом собственности на производимую ими интеллектуальную продукцию и на взимание с пользователей платы за оказываемые дополнительные услуги в соответствии с действующим законодательством.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Оглавление

Предисловие. 3

1. Общие положения. 4

2. Обслуживание пользователей детского возраста. 7

2.1 Особенности обслуживания пользователей со специальными потребностями 9

3. Система библиотечного обслуживания детей в России. 12

4. Доступное размещение детских библиотек. 16

5. Библиотечные услуги библиотек, обслуживающих детей. 20

6. Показатели деятельности библиотек, обслуживающих детей. 23

6.1. Показатели деятельности центральных региональных детских и детско-юношеских библиотек. 27

6.2. Показатели деятельности межпоселенческих детских библиотек. 30

6.3. Показатели деятельности детских библиотек поселений, структурных подразделений (филиалов, отделов), обслуживающих детей, других библиотек и библиотечных систем. 31

7. Ресурсы детских библиотек и библиотек, обслуживающих детей. 32

7.1. Фонды.. 32

7.2. Информатизация и электронные ресурсы.. 35

7.3. Материально-техническая база. 38

8. Законодательные и нормативные акты и документы, использованные при разработке Руководства. 44

 

 

Предисловие

В 2009 году Российская государственная детская библиотека в содружестве с региональными детскими библиотеками подготовила «Руководство для детских библиотек России». Документ был одобрен Российской библиотечной ассоциацией в 2010 году и рекомендован в качестве основы для разработки региональных нормативов ресурсного обеспечения услуг общедоступных библиотек для детей и определения их собственной стратегии развития.

С тех пор сеть детских библиотек, более ста лет существующая в России, значительно изменилась. В процессе оптимизации учреждений культуры происходит интеграция библиотек различных типов в единые учреждения. Самостоятельные централизованные библиотечные системы, библиотеки и библиотеки-филиалы (в том числе детские) расформировываются и утрачивают самостоятельность. Библиотека как тип учреждения трансформируется, в том числе, в учреждения культурно-досугового типа. Библиотечное обслуживание детей включают в сферу своих интересов все большее количество библиотек для взрослых. Также изменились и пополнились законодательная база и нормативы обеспечения библиотечно-информационного обслуживания детей в библиотеках.

В целях обеспечения качественного библиотечного обслуживания каждого ребенка, независимо от места его проживания или типа библиотечного учреждения, специалистами Российской государственной детской библиотеки подготовлен проект переработанного и дополненного документа — «Руководство по библиотечному обслуживанию детей в России» (далее — Руководство). Руководство содержит основные принципы, положения, нормативы и правила организации деятельности специализированных детских и общедоступных библиотек, обслуживающих детей; показатели их деятельности (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях), которые рекомендуются Российской библиотечной ассоциацией (РБА) в целях сохранения, развития и совершенствования библиотечного обслуживания детей в Российской Федерации.

В Руководстве определен тот минимум ресурсного обеспечения детской и общедоступной библиотеки, обслуживающей детей, который рекомендуется соблюдать на всей территории Российской Федерации.

Руководство содержит положения, которые при определенных условиях и требованиях могут уточняться в применении к конкретным библиотекам, изменяться и дополняться по мере выхода новых нормативно-правовых документов.

Данное Руководство предназначено для использования органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, библиотеками в вопросах формирования единого подхода к организации современного информационно-библиотечного обслуживания детей в России.

В основе Руководства лежат законодательные и нормативные акты Российской Федерации и ряда её субъектов, а также общественно-профессиональные документы и документы неправительственных организаций, в том числе разработанные и принятые Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Российской библиотечной ассоциацией (РБА).

 

Общие положения

Дети — особая категория граждан, приоритет интересов которой закреплен в ряде законодательных документов.

Согласно Всеобщей декларации прав человека, дети имеют право на особую помощь и заботу. Государственную поддержку детства гарантирует Конституция Российской Федерации.

Право детей на специализированное библиотечное обслуживание, связанное с психологическими и возрастными особенностями развития, зафиксировано в Федеральном законе РФ «О библиотечном деле». В соответствии с его положениями дети имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских библиотеках, а также в библиотеках образовательных организаций. При этом государство поддерживает развитие библиотечного обслуживания детей, как одной из наименее социально и экономически защищенных категорий населения.

Утвержденный Министерством культуры РФ в 2014 году «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки»[1] также относит читателей детского возраста к особым группам пользователей, интересы которых должны быть приоритетны. При этом выполнение библиотеками для взрослых функций обслуживания детей возможно при наличии материальных ресурсов: соответствующего помещения, подготовленного персонала и технического оснащения, обязательном исследовании и учете потребностей, интересов и пожеланий жителей обслуживаемой территории. Необходимым условием обслуживания детей в библиотеках является безопасность, комфорт, наличие свободного пространства для развития личности: чтения, образования, самообразования, развивающих игр, творчества, общения и досуга.

Задачами деятельности общедоступных библиотек, обслуживающих детей являются: обеспечение психологического и эмоционального комфорта; выявление одарённых детей и помощь в их развитии; создание условий для приобщения к чтению и самореализации каждого юного пользователя; создание равных условий доступа к информационным ресурсам.

Библиотека должна стать партнером образовательных учреждений в подготовке и повышении квалификации педагогических работников, в том числе работающих с одарёнными детьми и талантливой молодёжью, продвижении инновационных технологий, обеспечении информационно-методического сопровождения работы с одарёнными детьми.

В «Руководстве ИФЛА по работе публичных библиотек» говорится: «Публичная библиотека должна стараться удовлетворять потребности всех групп общества, независимо от возраста, состояния здоровья, экономического или социального положения людей. Однако она несет особую ответственность за удовлетворение потребностей детей и молодежи. Если дети с раннего возраста научатся с воодушевлением относиться к захватывающему процессу знаний и знакомства с художественными произведениями, они скорее всего будут пользоваться этими важнейшими элементами развития личности на протяжении всей своей жизни, обогащая самих себя и принося большую пользу обществу. Дети могут также подтол







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.