Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Доступное размещение детских библиотек





 

В административных центрах субъектов Российской Федерации предусматривается наличие крупной республиканской, краевой, областной детской или детско-юношеской библиотеки, выполняющей функции центральной библиотеки по организации и координации деятельности библиотек региона, обслуживающих детей; организационно-методического, информационно-библиографического центра и центра исследований в области детского чтения и библиотечного обслуживания детей.

Нормативы открытия и размещения на муниципальном уровне детских библиотек определяются критериями территориальной доступности и количеством жителей-детей до 14 лет включительно, проживающих в муниципальном образовании. Детская библиотека, как муниципальная публичная, размещается с учетом ее максимально пространственной доступности — по времени не более 15-20 минут, за которое ребенок может добраться до библиотеки. Критерий количества жителей определен в документе РБА «Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований»[3].

В качестве базовой библиотечной единицы муниципального образования принимается библиотека не менее чем с одним освобожденным библиотечным работником и минимумом ресурсного обеспечения. Примерная схема размещения детских библиотек в соответствии с этим документом выглядит следующим образом:

 

Административно-территориальный уровень Норма обеспечения Примечания
Муниципальный район с функцией административного центра, объединяющего сельские и городские поселения 1 Межпоселенческая центральная детская библиотека, выполняющая функции центральной Вариант: обслуживание детей и взрослых на базе структурного подразделения для детей межпоселенческой центральной библиотеки с обязательным наличием освобожденного заместителя директора по работе с детьми
Сельское поселение 1 детская библиотека при наличии в районе обслуживания библиотеки сельского поселения 18% детей до 14 лет от общего количества жителей.  
Городское поселение 1 детская библиотека при наличии в районе обслуживания библиотеки городского поселения не менее (20%) жителей до 14 лет. При наличии в городском поселении нескольких детских библиотек одна из них может выполнять по отношению к ним функции опорной[4].
Городской округ 1 детская библиотека при наличии не менее 4 тыс. жителей в возрасте до 14 лет на территории городского округа Общее количество детских библиотек городского округа определяется из расчета — 1 библиотека на 4-7 тыс. жителей в возрасте до 14 лет. При наличии в городском округе нескольких детских библиотек одной из них может быть присвоен статус центральной детской библиотеки.
Городской округ при наличии районного деления Не менее 1 детской библиотеки в каждом административном районе города При наличии в административном районе города нескольких детских библиотек одной из них может присваиваться статус центральной детской библиотеки.

 

Приведенные выше нормы имеют рекомендательный характер и могут быть использованы при рассмотрении вопросов организации библиотечного обслуживания на всех уровнях муниципальных образований с учетом местных условий и решения муниципальных органов управления.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 года № 923-р «Изменения, которые вносятся в социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г № 1063-р» обеспечение детского населения библиотеками отвечает следующим нормативам:

В городах, являющихся центрами субъектов Российской Федерации (республики, края, области, автономной области и округа), создаются одна универсальная библиотека, одна детская библиотека и одна юношеская библиотека республиканского, краевого, областного, окружного подчинения как исследовательский, информационный, консультативный центр по вопросам организации библиотечного обслуживания населения субъекта Российской Федерации.

Для обслуживания детей организуются специализированные детские библиотеки:

· в городах с населением до 50 тыс. жителей — как минимум 1 детская библиотека;

· в городах с населением 50 тыс. жителей и более — 1 детская библиотека на 4-7 тыс. учащихся и дошкольников;

· в городах и городских округах, имеющих районное деление, детская библиотека должна быть в каждом административном районе;

· в населенных пунктах сельских поселений — 1 детская библиотека на каждую тысячу жителей;

· в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, регионах Дальневосточного федерального округа учитывается удаленность населенных пунктов сельских поселений от административного центра до 3 км и более 3 км.

 

В соответствии с «Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры», утвержденными Распоряжением Минкультуры РФ от 29.04.2016 № Р-547 рекомендуется создать:

На уровне субъекта Российской Федерации

· В Административном центре с населением от 200 тыс. чел. – 1 детскую библиотеку.

· В Административный центр с населением до 200 тыс. чел. –1 Молодежную библиотеку с детским отделением.

· В субъектах Российской Федерации с населением менее 200 тыс. чел. детская библиотека в целях оптимизации затрат на содержание административно-управленческого персонала может быть создана как отдельное структурное подразделение юридического лица – Государственной библиотеки субъекта РФ, осуществляющая библиотечное обслуживание детей, оказывающая услуги в отдельно стоящих зданиях, которые учитываются в качестве самостоятельных сетевых единиц.

На уровне муниципальных образований

· В городском округе –1 детскую библиотеку на 15 тыс. учащихся.

· В городском поселении – 1детскую/молодежную библиотеку на 20 тыс. молодежи, в том числе детей.

На Административно-территориальном уровне обеспечения услуг

· В муниципальном районе – 1 детскую/молодежную библиотеку в Административном центре района.

· В сельском поселении:

Общедоступную библиотеку с детским отделением в административном центре поселения – 1

Филиал общедоступной библиотеки с детским отделением в населенных пунктах сельских поселений с числом жителей от 500 чел – 1

 

Доступность детской библиотеки для детей и остального населения обеспечивается ее удобным местоположением: в центре села, жилого квартала микрорайона, района города или в наиболее часто посещаемых культурных, торговых, деловых местных центрах — на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений.

Библиотека, обслуживающая детей, может размещаться в специальном, отдельно стоящем здании, или в блок-пристройке к жилому или общественному зданию, а также в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания. В любом случае соблюдаются архитектурно-планировочные и строительные нормы, соответствующие функциональному назначению библиотечного учреждения. При размещении на первом этаже жилого многоэтажного здания обеспечивается удобный и свободный подход для пользователей и подъезд для производственных целей самой библиотеки. При размещении в одном здании с образовательным учреждением (школой, колледжем) библиотека должна иметь автономный вход-выход для свободного доступа посетителей. При размещении библиотеки в социокультурном комплексе должны предусматриваться специальные библиотечные помещения, обеспечивающие комфортную обстановку для пользователей.

Самый распространенный в общедоступных библиотеках тип обслуживания – выделение на территории библиотеки пространства для обслуживания детей, оформленное и оборудованное с учетом возрастных особенностей пользователей. Детская зона должна иметь адекватный фонд, соответствующий потребностям детей набор услуг, ресурсов, технологий, форм информационной и массовой работы.

Современная детская библиотека может иметь различные формы обслуживания:

· внутри библиотеки — в специально выделенных пространствах, зонах (локальный доступ), подразделениях (в т.ч. на абонементах, в читальных залах и др).

· вне библиотеки — через абонемент или имеющиеся формы доставки документов и информации: межбиблиотечный абонемент, внутрисистемный книгообмен, электронная доставка документов, Интернет (удаленный доступ);

· сервисной доставки документов и информации к месту жительства, учебы (внестационарное обслуживание).

Созданию привлекательного образа библиотеки, ее обозримости и доступности для местных жителей и приезжих граждан благоприятствует наличие таких элементов, как:

· свободные подходы к библиотеке, чистота прилегающей территории;

· видимое и легко узнаваемое название библиотеки и грамотная реклама;

· автомобильная стоянка или навес для велосипедов и мотоциклов;

· места для детских игр, малые архитектурные формы;

· сопутствующая торговля (книжный киоск, книжный магазин, кафетерий);

· система уличных указателей.

Ежедневный режим работы (в том числе, перерывы, выходные, санитарные дни) детской библиотеки устанавливается с учетом потребностей местных жителей и интенсивности ее посещения. Время работы библиотеки, расположенной в непосредственной близости к месту жительства граждан, может колебаться от 41 часа (по условиям организации труда в РФ) до 60 часов в неделю (по рекомендациям международных стандартов). Но оно не должно полностью совпадать с часами рабочего дня основной части населения. Время работы библиотечных пунктов (и передвижных форм обслуживания) может ограничиваться в зависимости от местных условий.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.