Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ





СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К ВНЕАУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЕ

 

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф»

для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)

 

Красноярск

УДК

ББК

С

 

 

Сборник методических рекомендаций для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» для специальности 060101- Лечебное дело (очная форма обучения) /сост. А.А. Попов, М.М. Анисимов, В.Е. Войконов. – Красноярск: тип. КрасГМУ 2012 г - ___с.

 

 

Составители: д.м.н., профессор Попов А.А.

доцент Анисимов М.М.

старший преподаватель Войконов В.Е.

 

Сборник методических указаний предназначен для внеаудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2010 г. по специальности 060101- Лечебное дело (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2012 г.) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3.

 

Рецензенты:

Заведующий кафедрой гигиены ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России, д.м.н., профессор Куркатов С.В.

 

Председатель методической комиссии ФФМО ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России к.м.н., доцент Батухтина Н.П.

 

Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (протокол №_____ от «___»__________2012г.)

 

 

КрасГМУ

2012г.

Содержание

Занятие №1

Тема: «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности. Общие принципы и механизмы адаптации. Взаимосвязь человека с окружающей средой»

 

Занятие №2

Тема: «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности. Краткая характеристика сенсорных систем с точки зрения безопасности»

 

Занятие №3

Тема: «Природные опасности» (круглый стол в интерактивной форме)

 

Занятие №4

Тема: «Техногенные опасности. Механические опасности. Виброакустические колебания. Электромагнитные поля»

 

Занятие №5

«Техногенные опасности. Статическое электричество. Лазерное излучение. Инфракрасное излучение. Ультрафиолетовое излучение. Ионизирующее излучение»

 

Занятие №6

Тема: «Социальные опасности. Биологические опасности»

 

Занятие №7

Тема: «Экологические опасности. Тяжелые металлы, пестициды, диоксиды»

 

Занятие №8

Тема: «Экологические опасности. Вода как путь передачи инфекционных заболеваний. Санитарная охрана почвы. Продукты питания»

 

Занятие №9

Тема: «Антропогенные опасности (психология безопасности жизнедеятельности)»

 

Занятие №10

Тема: «Экстремальные и чрезвычайные ситуации»

 

Занятие №11

Тема: «Поражающие факторы ЧС и средства защиты от них. ЧС природного характера, техногенные ЧС, ЧС биолого-социального характера (терроризм)»

 

Занятие №12

«Поражающие факторы ЧС и средства защиты от них. Ядерное оружие, химическое оружие, обычные средства поражения» (круглый стол в интерактивной форме)

 

Занятие №13

Тема: «Организация системы предупреждения и ликвидация ЧС. Основные принципы, способы и средства защиты населения и территории в ЧС»

 

Занятие №14

Тема: «Организация системы предупреждения и ликвидация ЧС. Мероприятия противорадиационной, противохимической и противобактериологической защиты. Использование средств индивидуальной и коллективной защиты»

 

Занятие №15

Тема: «Ликвидация последствий ЧС»

 

Занятие №16

Тема: «Правила оказания первой медицинской помощи при травмах»

 

Занятие №17

Тема: «Правила оказания первой медицинской помощи при термических поражениях и несчастных случаев, при внезапных заболеваний»

 

Занятие №18

Тема: «Организация защиты населения в военное время. Основные принципы, способы и мероприятия по защите населения. Характеристика защитных сооружений»

 

Занятие №19

Тема: «Организация защиты населения в военное время. Характеристика средств индивидуальной защиты. Медицинские средства индивидуальной защиты. Эвакуация и рассредоточение»

 

Список литературы …

Занятие № 1

Тема: «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности. Общие принципы и механизмы адаптации. Взаимосвязь человека с окружающей средой»

 

2. Формы работы:

- Подготовка к практическим занятиям.

- Подготовка материалов по НИРС.

Задача № 2.

После20 лет работы стеклодувом у пациента ухудшилось зрение левого глаза.

Вопрос:

1. какая причина ухудшения зрения левого глаза?

2. имеет ли место атрофия зрительного нерва?

3. почему ухудшилось зрение именно левого глаза?

Эталон ответа:

1. влияние инфракрасного излучения.

2. нет, не имеет.

3. левый глаз больше участвует в аналитической функции.

 

Задача № 3.

Во время движения человек запнулся, но удержался от падения.

Вопрос:

1. из каких сенсорных органов получает информацию организм?

Эталон ответа:

1. от проприорецепторов.

 

Задача № 4.

В кинофильме «Гибель Титаника» в эпизоде где киногерой держится руками за плавучее средство и ведёт разговор. Вода в это время в океане была довольно холодной.

Вопрос:

1. какой компенсаторный механизм возникает у человека, находящегося в холодной воде и имело место у киногероев?

2. почему не рекомендуется для согревания организма больше двигаться?

Эталон ответа:

1. мышечное дрожание.

2. увеличивается обмен веществ и расширяются периферические кровеносные сосуды, что ведёт к увеличению теплопотери.

Перечень практических умений по изучаемой теме.

- уметь устранять отрицательные воздействия факторов внешней среды с помощью различных инженерно-технических мер, систем жизнеобеспечения и социальных мер;

- не допускать перенапряжения компенсаторных механизмов.

Рекомендации по выполнению НИРС.

- Закономерности адаптации организма человека к различным условиям.

- Взаимосвязь человека с окружающей средой. Сенсорные системы человека и окружающая среда.

- Управление факторами среды.

- Человек как элемент системы «человек среда», совместимость элементов системы «человек среда».

 

Занятие № 2

 

Тема: «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности. Краткая характеристика сенсорных систем с точки зрения безопасности»

 

2. Формы работы:

- Подготовка к практическим занятиям.

- Подготовка материалов по НИРС.

Перечень практических умений по изучаемой теме.

- знать и уметь использовать закономерности адаптации организма для обеспечения своей безопасности;

- уметь управлять факторами внешней среды;

- уметь распознавать совместимость и несовместимость человека с различными факторами.

Рекомендации по выполнению НИРС.

- Закономерности адаптации организма человека к различным условиям

- Взаимосвязь человека с окружающей средой. Сенсорные системы человека и окружающая среда.

- Управление факторами среды.

- Человек как элемент системы «человек среда», совместимость элементов системы «человек среда».

 

Занятие № 3

Тема: «Природные опасности»

2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

Задача №3

На территории рынка произошла утечка аммиака. Через 25 минут концентрация аммиака в воздухе составила 6мг/м³.

Вопросы:

1. Укажите к какому типу относится произошедшая ЧС?

2. Определите токсическую дозу (D) аммиака.

3. Укажите мероприятия по обеспечению безопасности населения при данном виде ЧС.

4. Как классифицируются химические аварии

5. Какие СИЗ используются для защиты органов дыхания и кожи, есть ли необходимость в их использовании в данной ситуации.

 

Занятие №4

Перечень практических умений по изучаемой теме.

 

Занятие № 5

Занятие № 6

Социальные опасности.

001. ОСОБАЯ СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ, ВЛИЯЮЩАЯ НА ДРУГУЮ ГРУППУ ЛЮДЕЙ – ЭТО

1) социум

2) социология

3) социальные опасности

4) секта

5) общество

Правильный ответ: 1

 

002.ПО ПРИРОДЕ И ФОРМЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА ВЫДЕЛЯЮТСЯ

1) психическое воздействие; физическое насилие; социальные болезни; суицид

2) психическое воздействие; физическое насилие; опасности, связанные с употреблением веществ, разрушающих организм человека; социальные болезни

3) психическое воздействие; опасности, связанные с употреблением веществ, разрушающих организм человека; социальные болезни; суицид

4) психическое воздействие; физическое насилие; опасности, связанные с употреблением веществ, разрушающих организм человека; социальные болезни; суицид

5) психическое воздействие; физическое насилие; опасности, связанные с употреблением веществ, разрушающих организм человека; социальные болезни; локальные; суицид

Правильный ответ: 4

 

003. ПО МАСШТАБУ СОБЫТИЙ СОЦИАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА

1) глобальные.

2) локальные, глобальные

3) локальные, региональные, глобальные

4) локальные, региональные, глобальные, случайные и преднамеренные

5) локальные, региональные, глобальные, случайные

Правильный ответ: 3

 

004. ВИДЫ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

1) бандитизм, изнасилование, заложничество, террор, экстремизм

2) бандитизм, разбой, заложничество, террор, экстремизм

3) бандитизм, разбой, изнасилование, террор, экстремизм

4) бандитизм, разбой, изнасилование, заложничество, террор, экстремизм

5) бандитизм, разбой, изнасилование, заложничество, террор

Правильный ответ: 4

 

005. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА НАСИЛЬСТВЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ, СОЗДАНИЕ НЕЗАКОННЫХ ВООРУЖЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ, ПРОПАГАНДУ НАЦИСТСКОЙ СИМВОЛИКИ - ЭТО

1) экстремизм

2) бандитизм

3) террор

4) изнасилование

5) разбой

Правильный ответ: 1

 

006.ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ ВПЛОТЬ ДО ФИЗИЧЕСКОГО УНИЧТОЖЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕТСЯ ЧАЩЕ ВСЕГО С ТРЕБОВАНИЯМИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА - ЭТО

1) экстремизм

2) бандитизм

3) террор

4) изнасилование

5) разбой

Правильный ответ: 3

 

007.ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ЗАКЛЮЧАЮЩЕЕСЯ В НАПАДЕНИИ С ЦЕЛЬЮ ЗАВЛАДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ, ОБЩЕСТВЕННЫМ ИЛИ ЛИЧНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, СОЕДИНЕННОМ С НАСИЛИЕМ ИЛИ УГРОЗОЙ НАСИЛИЯ - ЭТО

1) экстремизм

2) бандитизм

3) террор

4) изнасилование

5) разбой

Правильный ответ: 5

008. ЗАВИСИМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ОТ ПРИЕМА НАРКОТИКОВ - ЭТО

1) наркомания

2) алкоголизм

3) курение

4) наркомания, алкоголизм, курение

5) наркомания, алкоголизм

Правильный ответ: 1

 

009. ХРОНИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ, ОБУСЛОВЛЕННОЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИМ УПОТРЕБЛЕНИЕМ СПИРТНЫХ

1) наркомания

2) алкоголизм

3) курение

4) наркомания, алкоголизм, курение.

5) наркомания, алкоголизм.

Правильный ответ: 2

 

010 К СОЦИАЛЬНЫМ БОЛЕЗНЯМ ОТНОСЯТ

1) туберкулез, венерические заболевания, СПИД

2) туберкулез, венерические заболевания

3) туберкулез, СПИД

4) венерические заболевания, СПИД

5) туберкулез, венерические заболевания, СПИД, дифтерия

Правильный ответ: 1

 

011. ПЕРВОЕ СООБЩЕНИЕ О СПИДЕ ПОЯВИЛОСЬ В

1) 2000 г.

2) 1986 г.

3) 1890 г.

4) 1982 г.

5) 1988 г.

Правильный ответ: 4

 

012. ОСОБАЯ ЖЕСТОКОСТЬ ЗАКЛЮЧЕНА В АГРЕССИИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА СЕБЯ (АУТОАГРЕССИЯ) - ЭТО

1) изнасилование

2) террор

3) разбой

4) суицид

5) убийство

Правильный ответ: 4

 

013. ПОКУШЕНИЙ НА САМОУБИЙСТВО ВСТРЕЧАЕТСЯ БОЛЬШЕ У

1) женщин

2) детей

3) подростков

4) мужчин

5) пожилых людей

Правильный ответ: 1

 

014. ЗАВЕРШЕННЫХ СУИЦИДОВ БОЛЬШЕ У

1) женщин

2) детей

3) подростков

4) мужчин

5) пожилых людей

Правильный ответ: 4

015. ПРИЧИНАМИ САМОУБИЙСТВ ЯВЛЯЮТСЯ

1) болезнь, предательство, тяжелые условия жизни, проблема отцов и детей

2) болезнь, предательство, тяжелые условия жизни, проблема отцов и детей, любовные отношения

3) болезнь, предательство, тяжелые условия жизни, проблема отцов и детей, любовные отношения, религиозное влияние

4) тяжелые условия жизни, проблема отцов и детей, любовные отношения, религиозное влияние

5) любовные отношения, религиозное влияние

Правильный ответ: 3

 

016. НАИБОЛЕЕ ДЕЙСТВЕННО В БОРЬБЕ С КУРЕНИЕМ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ - ЭТО

1) выдавать препараты для отказа от курения

2) законодательное ограничение курения в общественных местах

3) законодательное ограничение распития алкогольных напитков в общественных местах

4) законодательное ограничение курения марихуаны в общественных местах

5) нет такого метода

Правильный ответ: 2

 

017. ОРГАНИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ БАНД И УЧАСТИЕ В НИХ - ЭТО

1) экстремизм

2) бандитизм

3) террор

4) изнасилование

5) разбой

Правильный ответ: 2

 

018. ПРИСТРАСТИЕ К КАКОМУ-ЛИБО ОДНОМУ ВЕЩЕСТВУ - ЭТО

1) морфинизм

2) полинаркомания

3) мононаркоманию

4) кокаинизм

5) героинизм

Правильный ответ: 3

 

Биологические опасности.

001. БИОЛОГИЧЕСКИМИ НАЗЫВАЮТСЯ ОПАСНОСТИ ПРОИСХОДЯЩИЕ ОТ

1) выброса радиоактивных веществ

2) выброса АХОВ

3) живых объектов

4) выброса БС

5) животных

Правильный ответ: 3

 

002. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ЖИВЫХ ОБЪЕКТОВ ОТКРЫЛ

1) И.И. Мечников

2) Роберт Гук

3) Луи Пастер

4) Роберт Кох

5) Жан Нико

Правильный ответ: 2

 

003. СРЕДЫ ОБИТАНИЯ (ВОЗДУХ, ВОДА, ПОЧВА) ЯВЛЯЮТСЯ НОСИТЕЛЯМИ

1) антропогенных опасностей

2) социальных опасностей

3) техногенных опасностей

4) природных опасностей

5) биологических опасностей

Правильный ответ: 5

 

004. БАКТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ

1) бешенство, грипп, гепатит

2) туберкулез, менингит, столбняк

3) СПИД

4) Ку-лихорадка, сыпной тиф

5) сифилис, возвратный тиф

Правильный ответ: 2

 

005. СТОЛБНЯК ПОРАЖАЕТ

1) нервную систему

2) сердечно-сосудистую систему

3) органы дыхания

4) желудочно-кишечный тракт

5) мочеполовую систему

Правильный ответ: 1

 

006. ВИРУСНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ

1) бешенство, грипп, гепатит

2) туберкулез, менингит, столбняк

3) СПИД

4) Ку-лихорадка, сыпной тиф

5) сифилис, возвратный тиф

Правильный ответ: 1

 

007. ВИРУСЫ - ЭТО

1) мелкие болезнетворные бактерии

2) микроорганизмы в форме тонких извитых нитей

3) кокки

4) мельчайшие неклеточные частицы

5) микроорганизмы с чертами организации бактерий и простейших грибов

Правильный ответ: 4

 

008. ПАТОГЕННЫЕ СПИРОХЕТЫ - ВОЗБУДИТЕЛИ

1) сыпного тифа, Ку-лихорадки

2) гриппа, краснухи

3) сифилиса, возвратного тифа, лептоспироза

4) туберкулеза

5) лейшманиоза

Правильный ответ: 3

 

009. КОЛИЧЕСТВО КИШЕЧНЫХ ПАЛОЧЕК (КОЛИ – ИНДЕКС) В 1Л. ВОДЫ В НОРМЕ СОСТАВЛЯЕТ

1) четыре

2) пять

3) десять

4) не более трех

5) 100

Правильный ответ: 4

 

010. МЕТОД ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫХ ПРИВИВОК ОТКРЫЛ

1) И.И. Мечников

2) Роберт Гук

3) Дженнер

4) Роберт Кох

5) Жан Нико

Правильный ответ: 3

 

011. НЕВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ИНФЕКЦИЯМ, СОЗДАВАЕМАЯ ИСКУССТВЕННЫМ ПУТЕМ НАЗЫВАЕТСЯ

1) вакциной

2) иммунизацией

3) фагацитозом

4) дезинфекцией

5) дезактивацией

Правильный ответ: 2

 

012. БОРЬБА С НАСЕКОМЫМИ - ЭТО

1) дератизация

2) дезинфекция

3) дезинсекция

4) дегазация

5) дезактивация

Правильный ответ: 3

 

013. ДЕРАТИЗАЦИЯ – ЭТО

1) средство борьбы с насекомыми

2) средство борьбы с грызунами

3) средство борьбы с микробами

4) средство борьбы с РВ

5) средство борьбы с ОВ

Правильный ответ: 2

 

014. ДЕЗИНФЕКЦИЯ – ЭТО

1) средство борьбы с насекомыми

2) средство борьбы с грызунами

3) средство борьбы с микробами

4) средство борьбы с РВ

5) средство борьбы с ОВ

Правильный ответ: 3

 

015. ПАТОГЕННЫЕ ГРИБЫ ВЫЗЫВАЮТ

1) болезни растений

2) болезни животных

3) болезни растений, животных и человека

4) болезни человека

5) болезни растений и животных

Правильный ответ: 3

 

016. САМЫЙ ЯДОВИТЫЙ ГРИБ

1) бледная поганка

2) красный мухомор

3) ложный опенок

4) сыроежка

5) подосиновик

Правильный ответ: 1

 

017. СТРИХНИН ВЫЗЫВАЕТ

1) рак легких

2) ожоги и раздражение кожи

3) паралич спинного мозга и смерть

4) заболевание сердечно- сосудистой системы

5) вызывает помутнение рассудка

Правильный ответ: 3

 

018. ПОСЛЕ УКУСА ПАУКА – КАРАКУРТА РЕКОМЕНДУЕТСЯ

1) обильно смочить спиртом или одеколоном

2) обработать йодом

3) наложить асептическую повязку

4) выдавить содержимое из ранки

5) прижигать ранку спичкой

Правильный ответ: 5

 

019. ПОСЛЕ УКУСА КЛЕЩА РЕКОМЕНДУЕТСЯ

1) обильно смочить спиртом или одеколоном

2) обработать йодом

3) наложить асептическую повязку

4) выдавить содержимое из ранки

5) прижигать ранку спичкой

Правильный ответ: 1

 

020. НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТОЙ ОТ КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА ЯВЛЯЕТСЯ

1) дезинфекция

2) дезинсекция

3) дезактивация

4) прививка

5) дератизация

Правильный ответ: 4

 

021. МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ВОДЫ (КОЛИ-ТИТР), В КОТОРОМ СОДЕРЖИТСЯ ОДНА КИШЕЧНАЯ ПАЛОЧКА СОСТАВЛЯЕТ (МЛ)

1) 100

2) 200

3) 300

4) 400

5) 500

Правильный ответ: 3

 

022. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАКТЕРИЙ ВЫРАЩИВАЕМЫХ НА ПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ИЗ 1 МЛ НЕ РАЗБАВЛЕННОЙ ВОДЫ В НОРМЕ СОСТАВЛЯЕТ

1) 200

2) 250

3) 300

4) Не более 100

5) 500

Правильный ответ: 4

 

023. МИКРОБНОЕ ЧИСЛО - ЭТО

1) количество кишечных палочек в 1 л воды

2) общее количество бактерий выращиваемых на питательной среде из 1 мл неразбавленной воды

3) минимальное количество воды, в котором содержится 1 кишечная палочка

4) количество кишечных палочек в 1 мл воды

5) количество кишечных палочек в 300 мл воды

Правильный ответ: 2

 

024. КОЛИ- ИНДЕКС - ЭТО

1) количество кишечных палочек в 1 л воды

2) общее количество бактерий выращиваемых на питательной среде из 1 мл неразбавленной воды

3) минимальное количество воды, в котором содержится 1 кишечная палочка

4) количество кишечных палочек в 1 мл воды

5) количество кишечных палочек в 300 мл воды

Правильный ответ: 1

 

025. КОЛИ – ТИТР - ЭТО

1) количество кишечных палочек в 1 л воды

2) общее количество бактерий выращиваемых на питательной среде из 1 мл неразбавленной воды

3) минимальное количество воды, в котором содержится 1 кишечная палочка

4) количество кишечных палочек в 1 мл воды

5) количество кишечных палочек в 300 мл воды

Правильный ответ: 3

5. Самоконтроль по ситуационным задачам (ситуационные задачи с эталонами ответов)

 

Социальные опасности.

Задача № 1. Пациентка О, 30 лет, страдает туберкулезом легких, получает назначенную терапию. 3 часа назад была обнаружена родственниками без сознания, рядом нашли пустую ёмкость из-под снотворных препаратов.

Вопросы: 1.К каким видам социальных опасностей относится туберкулез?

2. Какие еще присутствуют виды социальных опасностей в данной задачи?

3. Причина самоубийства?

4. У кого больше попыток на совершения самоубийства?

5. У кого больше завершенных суицидов?

Эталон ответа:

1. Социальные болезни.

2. Суицид.

3. депрессивное состояние, вызванное тяжестью заболевания.

4. Покушений на самоубийство больше у женщин в 8-10 раз.

5. Завершенных суицидов — у мужчин в четыре раза.

 

Задача № 2. Пациент Г, 39 лет. Употреблял накануне алкоголь, на этом фоне внутривенно ввел героин. (Регулярно наркотики последнее время не употреблял, два дня тому назад вышел из мест лишения свободы). Дальнейшего не помнит. Очнулся дома, чувствуя выраженную слабость, жажду, резкую слабость в правой ноге, «не чувствую ее». Самостоятельно вызвал скорую помощь.

Вопросы: 1. Какие виды разрушающих веществ употреблял пациент?

2. Определение наркомании?

3. Определение алкоголизма?

4. Является ли данный пациент наркоманом?

5. Какие виды социальных опасностей можно предположить у данного человека, зная его жизненный анамнез?

Эталон ответа: 1. Алкоголь, героин.

2. Наркомания (от греч. narke — оцепенение и mania — безумие, восторженность) — зависимость человека от приема наркотиков, заболевание, которое выражается в том, что жизнедеятельность организма поддерживается на определенном уровне только при условии приема наркотического вещества и ведет к глубокому нарушению физических и психических функций. Резкое прекращение приема наркотика вызывает нарушение многих функций организма — абстиненцию.

3. Алкоголизм — хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Он характеризуется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы.

4. Да.

5. Курение, туберкулез.

Задача № 3. Вас захватили в заложники. Какие правила личной безопасности необходимо соблюдать, чтобы снизить угрозу для вашей жизни.

Эталон ответа:

если вас захватили в заложники:

не привлекайте к себе внимание преступников (не смотрите им в глаза и не задавайте вопросов);

на любое свое действие спрашивайте разрешение;

беспрекословно выполняйте требования террористов;

при проведении операции по освобождению ложитесь на пол и не поднимайтесь до команды;

при применении слезоточивого газа дышите через влажную ткань и часто моргайте;

выходите из помещения (транспортного средства) после команды и как можно быстрее.

Задача № 4. Вы возвращаетесь домой поздно вечером. Ваши действия по обеспечению личной безопасности в подъезде дома и в лифте.

Эталон ответа:

Действия по обеспечению личной безопасности:

а) в подъезде дома:

не следует заходить в подъезд, если сзади идет незнакомый человек;

не надо подходить к дверям квартиры и открывать ее, если на площадке находится неизвестное вам лицо; лучше выйти из подъезда и подождать;

при угрозах или нападении, привлекая внимание соседей (кричать «Пожар!», «Помогите!», стучать и звонить в двери), постараться выбраться на улицу;

оказавшись в безопасности, сообщить в милицию;

б) в лифте:

не входить в кабину лифта, если там находится незнакомый человек;

оказавшись в лифте с другим пассажиром, не стойте к нему спиной, постоянно наблюдайте за его действиями;

если незнакомец вошел с вами в кабину, нажмите одновременно кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп». Связавшись с диспетчером, завяжите с ним разговор и нажмите кнопку нужного этажа;

при попытке нападения кричите, шумите, стучите по стенкам лифта, защищайтесь любым способом, постарайтесь нажать кнопку «Вызов диспетчера» и любого этажа;

если двери лифта открылись, стремитесь выбежать, зовите на помощь соседей;

оказавшись в безопасности, сообщите в милицию.

Задача № 5. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Как избежать опасной криминогенной ситуации.

Эталон ответа:

Криминогенные ситуации чаще всего возникают в темное время суток в плохо освещенных и малолюдных местах, в подъездах домов и лифтах. При угрозе необходимо исходить из реальной, конкретной обстановки, не стесняться обращаться за помощью к работникам магазинов, аптек, банков и других учреждений и организаций.

Выходя вечером на улицу, не надо надевать дорогую, броскую одежду, украшения, брать большие суммы денег. Опасно выбирать маршрут движения, проходящий через пустыри, безлюдные скверы, глухие переулки и другие пустынные места. Нельзя принимать предложения прокатиться или подвезти от незнакомых водителей. Если появилось ощущение, что кто-то преследует, надо убедиться в этом и спешить к освещенному месту, звать на помощь людей.

Следует задержаться и не заходить в подъезд дома, если следом идет человек, внушающий подозрение. При угрозе нападения надо привлечь внимание соседей (стучать и звонить в двери, кричать). При явном нападении, оценив ситуацию, защищаться, стараясь ошеломить и озадачить нападающего. После нападения немедленно сообщить в милицию.

Вызвав лифт, не следует заходить в него, если там уже находится подозрительный пассажир. Нельзя стоять в кабине лифта спиной к попутчику. Подвергшись нападению, необходимо защищаться, кричать, стучать по стенкам кабины, стараться нажать кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп». По возможности надо пытаться выскочить на площадку или на улицу и позвать на помощь. Оказавшись в безопасности, следует вызвать милицию.

Важное значение для самозащиты в криминогенных ситуациях имеет психологическая подготовка человека. Спокойное и уверенное поведение, умение справиться со страхом и взять инициативу в свои руки, стремление убедить потенциального агрессора в возможности мирного разрешения ситуации, неожиданные действия, а при необходимости использование приемов самозащиты — хорошая гарантия не стать жертвой преступников.

Биологические опасности.

Задача 1. Наводнение почти полностью уничтожило населенный пункт. Население (1500) размещено в палаточном городке. Подвоз воды и продуктов питания осуществляется.

Вопрос: 1. Дайте заключение по приведенной ситуации.

2. Каковы особенности водоснабжения в экстремальных условиях?

3. Какое количество воды для питья необходимо человеку?

4. Какие требования предъявляются к воде в экстремальной ситуации?

Эталон ответа:

1. В палаточном городке целесообразно проводить обеззараживание воды для питья методом гиперхлорирования. Доза хлора при этом может быть не очень высокой, т.е. 10 мг/л (вода подземного водоисточника, как правило, имеет невысокую хлорпоглощаемость). Кроме того, если в ликвидации последствия катастрофы принимает участие войсковая часть, то можно воспользоваться и другими табельными средствами: аквасепт (содержание активного хлора 4 мг) и пантоцид (активный хлор 2 мг), которые рассчитаны на 750 мл воды (фляга) для внесения 1 таблетки аквасепта или 2-х таблеток пантоцида. Кроме того, можно организовать централизовано гиперхлорирование в емкости большего размера - бочки емкостью 200-300 литров или цистерны на 2-3 м3.

2. Обеспечение больших групп людей доброкачественной водой в достаточном количестве в экстремальной ситуации задача очень сложная. Разрушение водоисточников и концентрация большого количества людей на небольшой территории вызывает сильное загрязнение почвы и воды нечистотами, в том числе и патогенными микроорганизмами, что может привести к возникновению эпидемий.

3. Потребность в воде зависит от характера работы и климатических условий. Физиологические потребности человека в воде составляют примерно 3 литра в сутки, а при тяжелой работе 5-6 литров

4. Употребление воды не должно приводить к развитию заболеваний среди населения и военных. Значит, вода не должна содержать патогенные микроорганизмы.

 

Задача 2. Курсанты военного училища проходят практику (военные учения) в полевых условиях.

Вопросы: 1. Как осуществляется обеззараживание индивидуальных запасов воды.

2. Назовите подручные средства обеззараживания воды.

Эталон ответа:

1. Для обеззараживания индивидуальных и групповых запасов воды, в зависимости от обстановки, применяются табельные и подручные средства. В качестве табельных средств имеются таблетки аквасепт и пантоцит. Первый, изготовленный на основе мононатриевой соли дихлоризоциануровой кислоты, обладающие высокой растворимостью (2-3 мин.), выделяющие 4 мг активного хлора и создающие кислую реакцию среды. На флягу для гиперхлорирования вносят от 1 до 3-4 таблеток. Второй, пантоцид - препарат из группы органических хлораминов, растворимость 15-30 минут, выделяет 3 мг активного хлора. Вода пригодна для питья через 30-60 минут после внесения 1-2 таблеток. Через 30-60 минут воду дехлорируют гипосульфитом натрия.

2. Для обеззараживания индивидуальных запасов воды при отсутствии таблеток применяют средства из аптечки индивидуальной: 5% настойку йода, 3% раствор перекиси водорода, перманганата калия из расчета 10-20 мг/л активно действующего вещества.

Задача 3. Солдаты совершали марш-бросок в летнее время. Во время очередного привала группа солдат набрала из местной реки воды. Было известно, что река вверх по течению проходит через пастбища животных. Для устранения возможности заражения, солдаты добавили по 2 таблетки пантоцида в каждую фляжку. Через 15 минут солдаты начали пить воду из фляжек.

Вопрос. 1. Пригодна ли данная вода к употреблению.

2. Сколько активного хлора содержит каждая таблетка «Пантоцид»

3. Какие еще средства для обеззараживания воды вы знаете помимо пантоцида.

4. Каковы требования к хранению таблеток пантоцида.

5. Сколько должна отстояться вода во фляжке в зимнее время.

Эталон ответа:

1. Нет, не пригодна к употреблению, т.к. вода должна отстоятся не менее 40 минут.

2. 2 мг

3. Аквасепт, хлорная известь

4. Таблетки должны храниться в сухом месте. Не допускается присутствие влаги.

5.Вода в зимнее время отстаивается не менее 2 часов.

 

Задача 4. Анализыводы водопроводной:

Цвет 10º

Прозрачность 30 см

Осадок, муть нет

Запах и вкус 2 балла

Ph 7,0

Азот аммиака солевого нет

нитритов нет

нитратов нет

содержание: железа (общее) 0,3 мг/л

хлоридов 75,0 мг/л

сульфатов 100,0 мг/л

Окисляемость в мг. О2 2,0мг/л

Общая жесткость 6,5 мг-экв/л

Реакция на остаточный хлор 0,5 мг/л

Микробное число 180

Коли – индекс 13

Содержание фтора 0,3 мг/л

Содержание йода 0,2 мг/л

 

Вопрос: 1. Пригодна ли вода к употреблению.

2. Ваши рекомендации.

Эталон ответа:

1. Вода не пригодна к употреблению, т. к. микробное число выше нормы в 1,5 раза, коли-индекс – 13 при норме не белее 3..

2.Найти и устранить причину загрязнения. Фторировать и йодировать воду.

Задача 5. Анализ воды водопроводной

Цвет 10º

Прозрачность 30 см

Осадок, муть нет

Запах и вкус 2 балла

Ph 7,0

Азот аммиака солевого нет

нитритов нет

нитратов 0,4 мг/л

содержание: железа (общее) 0,2 мг/л

хлоридов 30,0 мг/л

сульфатов 40,0 мг/л

содержание мышьяка 0,15 мг/л

Окисляемость в мг. О2 3,0мг/л

Общая жесткость 7,0 мг-экв/л

Реакция на остаточный хлор 0,5 мг/л

Микробное число 100

Коли – индекс 3

 

Вопрос: Пригодна ли вода к употреблению.

Эталон ответа: Вода пригодна к употреблению, микробное число и коли - индекс соответствует норме.

 

Занятие №7

Занятие № 8

 

Занятие №9

Занятие № 10

Занятие № 11

Занятие № 12

1. Тема: «Поражающие факторы ЧС и средства защиты от них. Ядерное оружие. Химическое оружие. Обычные средства поражения»

2. Форма работы:

- Подготовка к практическим занятиям.

- Подготовка материалов по НИРС.

Занятие №13

1. Тема: «Организация системы предупреждения и ликвидация ЧС. Основные принципы, способы и средства защиты населения и территории в ЧС»

2. Форма работы:

- Подготовка к практическим занятиям.

- Подготовка материалов по НИРС.

Занятие №14

1. Тема: «Организация системы предупреждения и ликвидация ЧС. Мероприятия противорадиационной, противохимической и противобактериологической защиты. Использование средств индивидуальной и коллективной защиты»

 

2. Форма работы:

- Подготовка к практическим занятиям.

- Подготовка материалов по НИРС.

Занятие №14

1. Тема: «Организация системы предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Мероприятия противорадиационной, противохимической и противобактериологической защиты. Использование средств индивидуальной и коллективной защиты»

 

2. Форма работы:

- Подготовка к практическим занятиям.

- Подготовка материалов по НИРС.

 

Занятие № 15

1. Тема: «Ликвидация последствий ЧС»

 

2. Форма работы:

- Подготовка к практическим занятиям.

- Подготовка материалов по НИРС.

 

Занятие №16

1. Тема: «Правила оказания первой медицинской помощи при травмах»

 

2. Форма работы:

- Подготовка к практическим занятиям.

- Подготовка материалов по НИРС.

Занятие №17

1. Тема: «Правила оказания первой медицинской помощи при термических поражениях и несчастных случаев, при внезапных заболеваний»

 

2. Форма работы:

- Подготовка к практическим занятиям.

- Подготовка материалов по НИРС.

Занятие №18

1. Тема: «Организация защиты населения в военное время. Основные принципы, способы и мероприятия по защите населения. Характеристика защитных сооружений»

 

2. Форма работы:

- Подготовка к практическим занятиям.

- Подготовка материалов по НИРС.

Занятие №19

1. Тема: «Организация защиты населения в военное время. Характеристика средств индивидуальной защиты. Медицинские средства индивидуальной защиты. Эвакуация и рассредоточение»

 

2. Форма работы:

- Подготовка к практическим занятиям.

- Подготовка материалов по НИРС.

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К ВНЕАУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЕ

 

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф»

для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)

 

Красноярск

УДК

ББК

С

 

 

Сборник методических рекомендаций для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» для специальности 060101- Лечебное дело (очная форма обучения) /сост. А.А. Попов, М.М. Анисимов, В.Е. Войконов. – Красноярск: тип. КрасГМУ 2012 г - ___с.

 

 

Составители: д.м.н., профессор Попов А.А.

доцент Анисимов М.М.

старший преподаватель Войконов В.Е.

 

Сборник методических указаний предназначен для внеаудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2010 г. по специальности 060101- Лечебное дело (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2012 г.) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3.

 

Рецензенты:

Заведующий кафедрой гигиены ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России, д.м.н., профессор Куркатов С.В.

 

Председатель методической комиссии ФФМО ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразв







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.