Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Московский автомобильно-дорожный





Московский автомобильно-дорожный

Государственный технический университет (МАДИ)

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ

СБОРНИК задач

ПО ЭкономическОЙ теориИ

 

Учебное пособие

 

 

Утверждено

в качестве учебного пособия редсоветом МАДИ

Москва 2010

 

удк 330.1

ббк 65.01

С 232

 

 

Рецензенты:

Г.И. Арутюнова – канд. экон. наук, проф., зав. кафедрой экономических теорий МАДИ;

Т.П. Минаева – канд. экон. наук, заместитель директора Учебно-консультационного центра АСМАП.

 

Сборник задач по экономической теории: учеб. пособие / В.В. Безновская, И.В. Кирова, Н.В. Коваленко, М.В. Кунцман, С.В. Назарова, А.А. Султыгова, В.Ф. Юкиш; под ред. В.В. Безновской; МАДИ. – М., 2010. – 45 с.

 

 

Под редакцией В.В. Безновской

 

 

В сборнике представлены задачи различного уровня сложности по темам курса «Экономическая теория». В конце пособия помещены ответы к задачам и список литературы.

Учебное пособие является дополнением к учебному пособию «Экономическая теория в задачах и ситуациях», изданному в 2009 году в трех частях преподавателями кафедры экономических теорий МАДИ, и предназначено для студентов и преподавателей экономических дисциплин технических вузов.

 

удк 330.1

ббк 65.01

 

 

© Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2010

Введение

 

 

Учебное пособие подготовлено по утвержденной рабочей программе курса «Экономическая теория» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки специалистов. Материалы пособия многократно апробированы преподавателями кафедры экономических теорий МАДИ в процессе подготовки студентов технических и экономических специальностей.

В современной экономике математические методы выступают в качестве необходимого «инструмента». Управление компанией, работа на финансовых рынках, разработка рекомендаций в области государственного управления все чаще осуществляются при помощи экономико-математических моделей. До настоящего времени «математическая компонента» в экономическом образовании студентов МАДИ практически отсутствовала.

По мнению составителей сборника, экономические задачи наглядно иллюстрируют экономические концепции и модели, позволяют эффективнее усвоить материал, развивают экономическую культуру студентов. В данном сборнике представлены тексты задач по трем разделам курса «Экономическая теория»: введение в экономическую теорию, микроэкономика и макроэкономика. В пособие включены задачи и упражнения с использованием расчетов и вычислений различного уровня сложности. Многие задачи построены на примерах из нашей российской действительности. Как правило, важные задания одного и того же типа встречаются в задачнике дважды, чтобы студенты могли лучше закрепить и отработать пройденный материал. В пособии предлагаются свыше 300! заданий. Задачи, отмеченные символом «*», имеют повышенную сложность и рекомендуются для студентов экономических специальностей. Правильность выполнения задач можно проверить по приведенным в конце пособия ответам.

В рекомендованном составителями задачника списке литературы (с. 43) перечислены учебники и учебные пособия по экономической теории, в которых можно найти дополнительную информацию к рассмотренным темам.

В пособие вошли практические примеры, придуманные преподавателями кафедры экономических теорий МАДИ, и наиболее удачные задачи коллег из высшей школы. Учебное пособие призвано помочь студентам изучить фундаментальные принципы экономики, научить их применять математический инструментарий для анализа проблем курса экономической теории, помочь эффективно подготовиться к Интернет-тестированию, экзаменам и зачетам по дисциплине «Экономическая теория».

Коллектив кафедры экономических теорий МАДИ выражает признательность ее заведующему, профессору Арутюновой Галине Ивановне, за создание демократичной, творческой атмосферы на кафедре, в условиях которой создавался этот сборник.

Составители сборника желают успеха читателям в работе с пособием и с благодарностью примут все замечания и пожелания.Просим направлять их по электронной почте e­­-mail: beznovskaya@mail.ru.

 

Ответственный редактор В.В. Безновская

Раздел 1. Введение в экономическую теорию

Раздел 2. МИКРОЭКОНОМИКА

Потребительское поведение

44. Значения предельных полезностей благ А, Б, В и соответствующих им цен заданы в таблице.

Благо MU P
А    
Б α  
В    

Определите, при каком значении параметра α потребитель будет находиться в положении равновесия.

45. Дана функция полезности: TU = 130q – 2,5q². При каком объеме продукции совокупная полезность является максимальной?

46. Выведите функцию предельной полезности товара из заданной функции общей полезности: TU = 5Q – Q2 + 181. Рассчитайте предельную полезность 5-й единицы продукции.

47. Цена товара Х составляет 15 рублей. Цена товара У составляет 10 рублей. Потребитель оценивает предельную полезность товара У в 30 ютилей. Найдите, чему равна предельная полезность товара Х, если потребитель находится в положении равновесия.

48. Дана функция полезности TU = 5XY, где X и Y – объемы благ. Цена благ: рх = 3, рY = 4. Доход потребителя I = 300. Определите оптимальный набор потребителя (X*; Y*) и величину общей полезности, получаемой при его потреблении.

49*. Бюджет Федора составляет 4 д.е. Набор продуктов состоит из яблок, груш, тортов и кексов. Яблоко и груша стоят по 1 д.е., а торт и кекс – по 2 д.е. Предельные полезности этих продуктов указаны в таблице Менгера.

  Яблоко Груша Торт Кекс
MU 1        
MU 2        
MU 3        
MU 4        

Найдите равновесный набор и максимальную общую полезность от равновесного набора.

50*. На 2 товара – «кириешки» (РХ = 6 руб.) и чипсы (РУ = 12 руб.) Сергей тратит в месяц 120 руб. Определите оптимальный выбор, если его функция полезности TU = 3ХУ4.

Теория конкуренции

71. Производство столов в городе М монополизировано компанией «Иванов и сыновья». Какую цену назначит компания, если ее общие издержки по производству столов равны ТС = 20Q, где Q – объем выпуска в тыс. шт., а эластичность спроса по цене на столы равна 3?

72. Функция затрат фирмы описывается формулой ТC = 15 + 10Q, а функция спроса на ее продукцию – р = 80 – 10Q. Определите объем продаж и цену.

73. Предположим, что на двух отраслевых рынках – А и Б – действуют по шесть фирм. На рынке А три фирмы осуществляют выпуск в объеме 120 единиц, две – в объеме 100, а одна – в объеме 140. На рынке Б распределение выпуска следующее: две фирмы – по 50, две – по 150, одна – по 120 и одна – по 180 единиц. Какой из отраслевых рынков является более концентрированным?

74. Фирма действует в условиях абсолютной монополии. Функция рыночного спроса на продукт монополиста описывается формулой p = 144 – 3q, а функция средних издержек монополиста – AC = 25/q + q. При каком объеме выпуска прибыль будет максимальной?

75. Допустим, фирма полностью монополизировала производство: MR = 1000 – 20Q; TR = 1000Q – 10Q2; MC = 100 + 10Q, где Q – объем выпуска изделий. Сколько изделий будет продано и по какой цене, если фирма функционирует как монополия?

76. Если функция спроса на продукцию монополиста Р = 32 – 0,5Q, а функция общих затрат ТС = 0,5Q2 + 2Q, то сколько единиц продукции будет производить монополист?

77. Если функция спроса на продукцию монополиста Р = 62 – 2Q, а функция общих затрат ТС = 10 + 2Q, то сколько единиц продукции он будет производить?

78. Функция спроса монополиста P = 80 – 5Q, а функция общих затрат TC = 50 + 20Q + Q2. Какой объем продукции он будет производить?

79. Функция спроса монополиста P = 80 – 5Q, а функция общих затрат TC = 50 + 20Q + Q2. Какова равновесная цена монополиста?

80. Если функция спроса монополиста Q = 64 – 2P, а функция предельных издержек МС = 2 + Q, то сколько единиц продукции он будет производить?

81. Рассчитайте коэффициент Герфиндаля-Хиршмана, если удельный вес производства первой фирмы на рынке составляет 20 %, второй – 15 %, третьей – 35 %, четвертой – 17 %, пятой – 13 %.

82. Если спрос на продукцию монополиста описывается уравнением QD = 106 –P, а функция средник издержек ATC = 5Q + 10, то каков объем производства, максимизирующий прибыль.

83. Функция спроса на продукцию монополиста описывается уравнением Р = 62 – 2Q, а функция общих затрат TC = 10 + 2Q. Определите объем выпуска, при котором прибыль максимальна.

84. Если функция спроса на продукцию монополиста описывается уравнением P = 125 – 0,5Q, а функция общих затрат TC = 12 + 5Q + Q², то чему будет равен оптимальный объем производства?

85. Если спрос на продукцию фирмы-монополиста имеет вид Qd = 40 – P, а функция средних издержек АТС = 2Q + 10, то каков максимальный объем производства, позволяющий монополисту производить с нулевой экономической прибылью?

86. Фирма работает на рынке совершенной конкуренции, где установилась цена, равная 100 руб. Функция общих издержек имеет вид: ТC = 0,5Q2 + 10Q + 2000. Определите оптимальный объем производства и прибыль (убытки) фирмы.

87. Функция затрат фирмы выражена формулой ТC = 20 +100Q + Q2 (руб.). Цена единицы продукции постоянна и равна 500 руб. Определите объем выпуска, который позволит фирме максимизировать прибыль.

88. Фирма-монополист производит продукцию с издержками ТC = Q2 + 100Q + 5000. Объем спроса связан с ценой следующим выражением: Q = 400 – р. Определите оптимальный объем производства, цену продукции и прибыль (убытки) монополиста.

89. Функция предельной выручки фирмы задается как MR = 60 – 2q. Зависимость общих издержек от объема выпуска описывается функцией TC = 10q – 5. Определите степень рыночной власти фирмы и эластичность спроса на ее продукцию.

90*. Постоянные издержки монопольной фирмы FC = 280, а средние переменные издержки описываются функцией AVC = Q + 10. Спрос на продукцию фирмы P = 170 – 3Q. Найдите параметры равновесия (цену и количество) и прибыль. Сделайте вывод, в каком периоде (долгосрочном или краткосрочном) функционирует фирма.

91*. Известно, что рынок бензина в стране X находится в условиях совершенной конкуренции. Спрос на бензин описывается уравнением Q = 200 – 20 Р, где Q – количество покупаемого бензина в тыс. галлонов, Р – цена 1 галлона бензина, в долл. Средние издержки типичной бензоколонки – АСi = 5 + (q – 5)2. Какое число бензоколонок действует в отрасли в долгосрочной перспективе?

92*. Найти максимально возможную прибыль фирмы в условиях совершенной конкуренции, пользуясь графиком:

93*. Предприятие работает в условиях совершенной конкуренции, цена выпускаемого товара равна 200 ден. ед., функция валовых издержек имеет вид: ТС = 2Q3 – 30Q2 + 200Q + 100. Определите объем производства, максимизирующий прибыль; предельные издержки производства пятой единицы продукции; выгодность принятия дополнительного заказа на поставку 12 единиц товара по цене 250 ден. ед.

Рынки факторов производства

Раздел 3. МАКРОЭКОНОМИКА

Кредитно-денежная политика

236. Норма обязательного резервирования равна 10%. Найдите банковский мультипликатор.

237. В некоторой стране номинальный ВВП в 2009 году вырос в 1,8 раза. Как изменились цены, если физический объем производства сократился на 10%?

238. В некоторой стране в 2008 году денежная масса выросла на 20%, а объем производства сократился на 20%. Как изменились цены, если скорость обращения осталась прежней?

239. Предположим, что каждый доллар, предназначенный для сделок, обращается в среднем 4 раза в год и направляется на покупку конечных товаров и услуг. Номинальный объем ВВП составляет 2000 млрд. долл. Определите величину спроса на деньги для сделок.

240. В некоторой стране наличность составляет 2 трлн. руб., счета до востребования – 3 трлн. руб., мелкие и средние срочные вклады – 4 трлн. руб., крупные срочные вклады – 3 трлн. руб., ценные бумаги – 5 трлн. руб. Найдите денежные агрегаты M1, M2 и М3.

241. Первоначально в коммерческие банки поступило депозитов на 250 млн. долл. В результате полного использования банками кредитных возможностей предложение денег составило 1250 млн. долл. Чему равны банковский мультипликатор и норма обязательных резервов?

242. В некоторой стране в процессе рыночных преобразований номинальный ВВП вырос на 50%, а уровень цен удвоился. Что произошло с реальным ВВП и скоростью обращения, если объем денежной массы увеличился на 25%?

243. Рассчитайте денежные агрегаты М0, М1, М2, М3, используя следующие данные: срочные вклады – 1930 млрд. руб., ценные бумаги государства – 645 млрд. руб., деньги на текущих счетах – 448 млрд. руб., наличные деньги – 170 млрд. руб.

244. Избыточные резервы банка равны 3000 ден. ед., а общая сумма текущих вкладов – 30 000 ден. ед. Норма обязательных резервов составляет 20 %. Определите фактические резервы банка.

245. Суммарные резервы коммерческого банка составляют 220 млн. руб. Депозиты равны 950 млн. руб. Норма обязательных резервов 20 %. Как может измениться предложение денег, если банк решит использовать все свои избыточные резервы для выдачи ссуд?

246. Рассчитайте общий прирост денежной массы в стране, если резервная норма составляет 20 %, а первоначальное увеличение депозитов – 500 млн. руб.

247. В одном из коммерческих банков страны имеется депозит величиной в 200 000 ден. ед. Норма обязательных резервов составляет 20 %. На какую сумму этот депозит способен увеличивать объем предоставляемых ссуд?

248. Определите банковский мультипли­катор, если норма обязательных резервов составляет 25 %?

249. Определите норму обязательных резервов, если банковский мультипликатор равен 8.

250. Определите величину обязательных резервов, если банковский мультипликатор равен 4, а величина депозитов банка состав­ляет 100 млн. долл.

251. Определите величину депозитов, если банковский мультипликатор равен 8, а величина обязательных резервов банка равна 30 млн. долл.

252. Определите величину депозитов банка, если полностью использовав свои кредитные возможности, он выдал в кре­дит 24 тыс. долл., что привело к увеличению предложения денег на 120 тыс. долл.

253. Предположим, что предоставлен кредит в 100 долл., при этом кредитор предполагает, что инфляция отсутствует и рассчитывает получить 105 долл. Но инфляция оказывается равной 10 %. Какова реальная величина подлежащей возврату суммы, включая проценты?

254. Определите величину денежного мультипликатора, если соотношение суммы наличных денег и депозитов равно 20 %, а резервная норма равна 10 %.

255. Если реальный ВВП вырос в 2 раза, скорость обращения денег выросла в 1,2 раза и денежная масса увеличилась в 3 раза, то как изменился уровень цен за этот период?

256. В экономике при объеме фактического ВВП в 6800 млрд. долл. спрос на деньги задается уравнением MD = 1700 – 100r, где r – процентная ставка в %. Предложение денег составляет 1000 млрд. долл. Рассчитайте равновесную ставку процента (r).

257. Определите номинальную ставку процента, если вложение 2000 евро в банк на год принесет вкладчику 120 евро дохода.

258. Как изменится общая величина депозитов до востребования, если человек забирает свой депозит на 1 тыс. долл. из банка А и вкладывает эту сумму на депозит в банк Б при норме обязательных резервов 10 %?

259. Определите предложение денег, если депозиты коммерческих банков составляют 60 млрд. долл., банки полностью используют свои кредитные возможности и банковский мультипликатор равен 3.

260*. В среднем за год в РФ денежный агрегат М2 и ВВП составили:

Показатели 1990 год 1993 год 1995 год
М2, трлн. руб. 0,4 21,9 159,3
ВВП, трлн. руб. 0,6 171,5 1658,9

Рассчитайте коэффициент монетизации и скорость денежного обращения за указанные годы.

261. Как повлияет повышение Центральным банком нормы обязательных резервов с 8 до 10 % на величину банковского мультипликатора?

262. Какую максимальную сумму кредитных денег может создать банковская система в целом на основе депозита в 500 тыс. руб., если резервная норма равна 3 %?

263. Какой должна быть сумма депозитов в коммерческом банке, чтобы увеличить денежное предложение в стране на 150 млн. руб., если резервная норма равна 8 %?

264*. Норма обязательных резервов составляет 5%. Обязательные резервы банка «Крахинвест» равны 60 тыс. долл. Как изменятся кредитные возможности банка и предложение денег со стороны всей банковской системы, если вкладчик Василий Николаев заберет со счета 30 тыс. долл. на покупку автомобиля в следующем месяце, а вкладчик Николай Васильев заберет со счета 10 тыс. долл. для хранения денег дома под подушкой?

265*. Коэффициент депонирования составляет 0,1, а норма обязательных резервов равна 15%. С помощью операций на открытом рынке Центральный Банк решает увеличить предложение денег в экономике на 700 млрд. руб. На какую сумму он должен ку­пить государственные облигации? Какую кредитно-денежную поли­тику проводит Центральный Банк для стабилизации экономики?

266*. Для финансирования бюджетного дефицита были выпущены облигации на сумму 200 млрд. руб. Центральный Банк на вторичном рынке выкупил 1/5 часть этих облигаций. Рассчи­тайте, как изменится предложение денег в экономике в результате этой операции Центрального Банка, если норма обязательных ре­зервов составляет 20%, а коэффициент депонирования равен 0,2. Какую кредитно-денежную политику проводит Центральный Банк для стабилизации экономики?

267*. Банковский мультипликатор равен 5. Максимальное дополнительное количество денег, которое может «создать» банковская система, равно 500 млрд. ден. ед. Определите норму обязательных резервов и сумму, которую банки использовали для выдачи ссуд.

268*. Максимальное количество денег, которое может «создать» банковская система 4800 млрд. ден. ед. Банковский мультипликатор равен 6. Определите объем обязательных резервов.

269*. В результате изменения нормы резервирования с 10 до 40 % общий объем кредитования в системе коммерческих банков сократился в 2 раза. Определите, как при этом изменился объем депозитных вкладов в банковской системе.

270*. Объем депозитных вкладов в банковской системе увеличился в 3 раза, в то время как общий объем кредитования сократился в 1,5 раза. Определите, как при этом изменилась норма резервирования для коммерческих банков.

Теория налогов. Бюджет.

Бюджетно-налоговая политика

271. По данным таблицы определите тип системы налогообложения:

Уровень дохода, млн. руб. Размер налога, млн. руб.
   
   
   
   
   

272. Доходы государственного бюджета в 2009 году составили 7,5 трлн. руб., а расходы – 6,2 трлн. руб. Определите сальдо бюджета. Является бюджет дефицитным или профицитным?

273. При доходах 100, 1000 и 10000 ден. ед. для их получателей вводится единый по величине налог – 10 ден. ед. определите тип системы налогообложения.

274*. Определите изменения равновесного объема производства при различных вариантах бюджетно-налоговой поли­тики, приведенные в таблице, если предельная склонность к по­треблению равна 0,8.

Варианты политики Изменение государст­венных закупок Изменение налоговых поступлений
А + 100  
В   + 100
С + 50 -50

275. Валовое потребление в стране составило 2000 ден. ед., валовые инвестиции – 100 ден. ед., экспорт – 200 ден. ед., импорт – 100 ден. ед., налоговые поступления – 20 ден. ед., государственные расходы – 30 ден. ед. Охарактеризуйте бюджет страны.

276. ВВП страны равен 250 млрд. ден. единиц. Налоговая нагрузка составляет 40 %. Государственные расходы – 120 млрд. руб. Какой бюджет у данной страны?

277. Каковы государственные доходы, если дефицит бюджета – 150 ден. единиц, государственные закупки товаров и услуг– 700 ден. единиц, трансферты – 400 ден. единиц?

278. На доход до 20 тыс. долл. налоговая ставка равна 15 %, а на доход выше 20 тыс. долл. налоговая ставка составляет 25 %. Какую сумму налога дол­жен заплатить человек с дохода 50 тыс. долл.?

279. Если в экономике аккордные налоги составляют 50 млн. долл., совокупный до­ход равен 4000 млн. долл., налоговая ставка равна 15 %, то чему равна сумма налоговых поступле­ний?

280. Человек платит подоходный налог 2 тыс. долл. на доход в 20 тыс. долл. и 4,5 тыс. долл. на доход в 30 тыс. долл. определите тип системы налогообложения и средние налоговые ставки в каждом случае?

281. Определите предельную ставку налога, если налог на доход вырос с 2000 до 2800 долл. при увеличении дохода с 15000 до 20000 долл.

282*. Дефицит государственного бюджета за год составляет 35 млрд. долл. при величи­не государственного долга в 700 млрд. долл., денежная эмиссия отсутствует. Определите величину государственного долга через 3 года.

283*. Правительство получило заем иностранных банков в размере 1 млрд. долл. по годовой ставке 8%. Эти средства инвестируются в реализацию проектов, которые позволяют увеличивать национальный продукт страны в течение последующих лет на 300 млн. долл. ежегодно. Приведет ли этот заем к увеличению государственного долга страны и в каком размере? Вырастет ли чистое финансовое бремя, налагаемое на граждан данной страны?

284. Рассчитайте сальдо государственного бюджета, если имеются следующие данные, млрд. долл.:

Косвенные налоги  
Рентный доход домохозяйств  
Дивиденды  
Личные налоги  
Трансферты  
Государственные закупки товаров  
Налоги на прибыль  
Импорт  
Банковский процент  
Нераспределенная прибыль  
Заработная плата  
Прибыль некорпоративного сектора  
Взносы на социальное страхование  
Обслуживание государственного долга  
Приобретение государством услуг  
Амортизация  

285*. Фактический ВВП страны составляет 6500 млрд. долл. Чтобы обеспечить уро­вень полной занятости, правительство сокращает государственные закупки на 150 млрд. долл. и увеличивает налоги на 80 млрд. долл. Определите величину по­тенциального ВВП, если предельная склонность к потреблению равна 0,8.

286*. Экономика страны находится на своем потен­циальном уровне. Государственные расходы увеличились с 55 до 75 млрд. руб. Как должны измениться налоги, чтобы сохранился уро­вень полной занятости, если известно, что предельная склонность к сбережению равна 0,2?

287*. Экономика описана следующими данными: фактический доход 4000 долл., предельная склонность к потреблению 0,8, равновесный доход 4200 долл. Как должны измениться правительственные расходы для того, чтобы экономика достигла равновесного состояния?

288*. Экономика описана следующими данными: фактический доход 4000 долл., предельная склонность к потреблению 0,8, равновесный доход 4200 долл. Как должна измениться величина налоговых поступлений для того, чтобы экономика достигла равновесного состояния?

289*. Бюджетный дефицит составлял 200 млрд. руб., имея сумму налоговых поступлений в размере 290 млрд. руб. Как можно охарактеризовать государственный бюджет в следующем году, если сумма налоговых поступлений увеличилась в 1,5 раза, а сумма государственных расходов увеличилась на 50 млрд. руб.?

290*. Определите состоя­ние государственного бюджета в экономике по следующей информации:

Государственные закупки товаров и услуг 950 млрд. долл.
Со­вокупный доход 5600 млрд. долл.
Налоговая ставка 15 %
Аккордные налоги 220 млрд. долл.
Процентная ставка по государственным облигациям 10%
Стоимость всех имеющихся государственных облигаций 1300 млрд. долл.
Трансфертные пла­тежи: 80 млрд. долл.
из них субсидии фирмам 35 млрд. долл.

291*. Определите состояние государственного бюджета страны, если известны следующие статистические данные (млн. долл.):

Расходы в стране: на оборону  
на здравоохранение  
на содержание госаппарата  
на образование  
на науку  
на выплату социальных пособий  
на выплату процентов по гособлигациям  
на охра­ну окружающей среды  
Прибыль государственных предприятий  
Налоги с продаж  
Личный подоходный налог 390.
Налог на прибыль фирм  
Акцизы  
Таможенные по­шлины  
Взносы на социальное обеспечение  

292*. ВНП в условиях полной занятости составляет 20 млрд. долл. Фактический объем ВНП равен 16 млрд. долл. Сумма налогов составляет 10 % от величины ВНП. Государственные расходы на товары и услуги равны 1,8 млрд. долл. Определите: а) сводится ли госбюджет с дефицитом или профицитом и установите его размеры; б) как изменится сальдо госбюджета в условиях достижения полной занятости.

293*. Потребительские расходы заданы функцией C = 50 + 0,75 (Y – T), инвестиционные расходы равны 100 млрд. долл., государственные расходы равны 200 млрд. долл. Найдите равновесный объем ВВП при условии сбалансированного бюджета и среднюю ставку налогов.

294*. Экономика описана следующими данными: го­сударственные закупки равны 500 ден. ед., налоговые поступления составляют 40% от ВВП, трансфертные платежи – 20% от ВВП. Фе­деральный долг равен 1000 ден. ед. при ставке процента в 10%. Ре­альный объем производства равен 2000 ден. ед., а потенциальный – 2500 ден. ед. Определите состояние госбюджета.

295*. Правительство получило иностранный заем и использовало эти средства на финансирование инвестиционных проектов, которые позволяли получить ежегодный прирост ВВП в размере 500 млн. долл. Ежегодные процентные выплаты правитель­ства по обслуживанию государственного долга составили 100 млн. долл., а через 5 лет правительство полностью погасило свой внешний долг. Рассчитайте, какова была величина полученного прави­тельством иностранного займа?

296*. Экономика характеризуется следующими показателями: С = 20 + 0,8(Y– Т+TR); Yпот = 350; I = 60; Т = 40 (налоги); TR = 10 (трансферты); G = 30. Рассчитайте равновесный уровень дохода, мультипликаторы расходов и налогов. Определите, как надо изменить величину государственных расходов или налогов, чтобы привести экономику к потенциальному выпуску.

297*. Портной купил материал за 600 руб., сшил костюм и продал его за 1500 руб. Ставки налогов: подоходного – 13 %, на добавленную стоимость – 18 %. Найдите добавленную стоимость и чистый доход портного.

13. Теория экономического роста

298. Какой должен быть экономический рост в стране, чтобы сократить безработицу с 20 до 5 % при коэффициенте Оукена, равном 3.

299. Реальный ВВП в стране в первом году составил 30 млн. ден. ед., а в следующем возрос до 31,2 млн. ден. ед. При этом население увеличилось со 100 до 102 тыс. чел. Определите темпы роста ВВП в целом и в расчете на душу населения.

300. Реальный ВВП в стране составил 300 млрд. ден. ед., а через год увеличился до 309 млрд. ден. ед. При этом население возросло на 4 %. Определите темпы роста ВВП в целом и в расчете на душу населения. Считать, что структура ВВП не изменилась.

301. В таблице приведены данные по гипотетической экономике.

Год Количество труда, час. Производительность труда, долл.
1-й    
2-й    
3-й    

На основании данных, приведенных в таблице, определите:

а) Реальный объем ВВП в каждом году.

б) На сколько процентов выросла производительность труда во 2-м году по сравнению с 1-м годом? На сколько процентов вследствие этого (количество труда осталось без изменения) увеличился реальный объем ВВП?

в) На сколько процентов выросло количество труда в 3-м году по сравнению со 2-м годом? На сколько процентов вследствие этого (производительность труда не изменилась) увеличился реальный объем ВВП?

г) На сколько процентов увеличился реальный объем ВВП в 3-м году по сравнению с 1-м годом?

302. Определите акселератор, если доход увеличился на 20 млн. ден. ед., потребление – на 4 млн. ден. ед., инвестиции – на 5 млн. ден. ед..

Ответы к задачам

Раздел 2. МИКРОЭКОНОМИКА

Потребительское поведение

44. 20; 45. 26; 46. -5; 47. 45; 48. (50; 37,5); 9375; 49*. (2; 0; 0; 1); 24; 50*. (4; 8).

Теория конкуренции

71. 30; 72. 3,5; 45; 73. HHIA=1659; HHIБ=1945; рынок Б; 74. 18; 75. 30 и 700; 76. 15; 77. 15; 78. 5; 79. 55; 80. 15; 81. 2308; 82. 8; 83. 15; 84. 40; 85. 10; 86. 90; 2050; 87. 200; 88. 75; 325; 6250; 89. 1,4; 90*. 110; 20; 1320; 91*. 20; 92*. 120; 93*. 10; 50; не выгодно, т.к. МС(12)>250.

Рынки факторов производства

94. см. табл.; при найме 5-го работника;

L TP MP AP
       
       
       
       
       

95. 637; 96. первый проект окупается полностью, а второй приносит доход 70,9; 97. 21,5; 98. 3234,2; 99. 20%; 100. 0,1874460; 101. 100; 102. 5,5; 103. 20; 104. 100; 105. 82,6; 106. 1600; 107. снижение на 33; 108. избыток предложения=50; 109. дефицит рабочей силы=110; 110. рост на 13,7%; 111. нет, т.к. NPV=-0,3; 112. 0,6; 113. 413223,13; 114. 0,9; 115. 156250.

Раздел 3. МаКРОЭКОНОМИКА

Теория экономического роста

298. 45; 299. 1.04 и 1,0196; 300. 1,03 и 0,99; 301. а) 100000; 105000; 115500; б) рост на 5%; рост на 5%; в) рост на 10%; рост на 10%; г) рост на 15,5%; 302. 0,25;

Литература

 

1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; под общ. ред. А.В. Сидоровича. М.: ДиС, 2005.

2. Арутюнова, Г.И. Экономическая теория: учебник / Г.И. Арутюнова. – М.: Международные отношения, 2003.

3. Безновская, В.В. Экономическая теория в задачах и ситуациях: часть 2. Макроэкономика: учеб. пособие / В.В. Безновская, И.В. Кирова, А.А. Султыгова; МАДИ. – М., 2009.

4. Кирова, И.В. Экономическая теория в задачах и ситуациях: часть 3. Мировая экономика: учеб. пособие / И.В. Кирова, В.В. Безновская, А.А. Султыгова; МАДИ – М., 2009.

5. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007

6. Курс экономической теории: учебник / под общ. ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2005.

7. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2006.

8. Султыгова, А.А. Экономическая теория в задачах и ситуациях: часть 1. Микроэкономика: учеб. пособие / А.А. Султыгова, В.В. Безновская, И.В. Кирова; МАДИ. – М., 2009.

9. Экономика: учебник / под ред. А. С. Булатова. – Изд. 4-е. – М.: Экономистъ, 2006.

10. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2007.

11. Экономическая теория: учеб. пособие / под







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.