|
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
При работе в лаборатории «Теоретические основы электротехники» во избежание несчастных случаев, а также преждевременного выхода из строя приборов и электрооборудования студент при выполнении лабораторных работ должен строго соблюдать следующие требования: – приступая к выполнению лабораторной работы, необходимо ознакомиться с правилами работы в лаборатории и техники безопасности; – после ознакомления с правилами работы в лаборатории и инструктажа по технике безопасности необходимо расписаться в соответствующем журнале; – при работе в лаборатории запрещается приносить с собой вещи и предметы, загромождающие рабочие места; – запрещается громко разговаривать, покидать рабочие места и переходить от одного стенда к другому; – сборку электрической цепи производить соединительными проводами при выключенном напряжении питания в строгом соответствии со схемой, представленной в лабораторном практикуме, обеспечивая при этом надежность электрических контактов всех разъемных соединений; – приступая к сборке электрической цепи, необходимо убедиться в том, что к стенду не подано напряжение; – при сборке электрической цепи необходимо следить за тем, чтобы соединительные провода не перегибались и не скручивались петлями, приборы и электрооборудование расставляются так, чтобы было удобно ими пользоваться; – собранная электрическая цепь предъявляется для проверки преподавателю или учебному мастеру; – включение электрической цепи под напряжение (после проверки) производить только с разрешения и в присутствии преподавателя или учебного мастера; – при обнаружении неисправностей в электрической цепи необходимо немедленно отключить ее от питающей сети и доложить об этом преподавателю или учебному мастеру; – переключения и исправления в сборной электрической цепи разрешается производить только при отключенном напряжении питания; – запрещается прикасаться пальцами, карандашами и другими предметами к элементам стенда, находящимся под напряжением; – при работе с конденсаторами необходимо помнить, что на их зажимах, отключенных от сети, некоторое время сохраняется электрический заряд, который может быть причиной поражения электрическим током; – при обнаружении повреждений электрического оборудования и приборов стенда, а также при появлении дыма, специфического запаха или искрения необходимо немедленно выключить напряжение питания стенда и известить об этом преподавателя или учебного мастера; – после выполнения лабораторной работы необходимо выключить напряжение питания стенда, разобрать исследуемую электрическую цепь и привести в порядок рабочее место; – при поражении человека электрическим током необходимо немедленно обесточить стенд, выключив напряжение питания; при потере сознания и остановке дыхания необходимо немедленно освободить пострадавшего от стесняющей его одежды и сделать искусственное дыхание до прибытия врача. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВЕТВЛЁННОЙ ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКА Цель работы Цель лабораторной работы – приобретение навыков моделирования линейных электрических цепей постоянного тока.
Задачи работы Задачи лабораторной работы: – приобретение навыков сборки электрической цепи в соответствии с заданной схемой; – приобретение навыков работы с приборами при измерении токов и напряжений. – изучение методов холостого хода (ХХ) и короткого замыкания (КЗ). – определение параметров эквивалентного генератора, входных и взаимных проводимостей в различных ветвях электрической цепи. Продолжительность лабораторной работы – 4 часа.
ОПИСАНИЕ СТЕНДА
Стенд содержит два источника питания с различными ЭДС: Е 1 и Е 2, переносной электронный вольтметр, постоянные и переменные резисторы. Разветвленная цепь собирается из резисторов, закрепленных на стенде. Вместо амперметров включаются измерительные резисторы соответственно в первую, вторую и третью ветви цепи. При измерении напряжений прикасаются щупами вольтметра к соответствующим точкам электрической цепи. Если отклонение стрелки вольтметра меньше одной трети шкалы, то диапазон измерения переключают с помощью переключателя, расположенного на лицевой панели прибора. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ В лаборатории 1. Подключить вольтметр к источнику Е 1, расположенному на левой половине стенда, и, вращая рукоятку, установить напряжение U 1 в соответствии с табл.1.
2. Собрать цепь (рис.1) и измерить напряжения на сопротивлениях Rи и R 1. По данным опытов определить параметры схемы замещения источника ЕЭ 1 и RЭ 1. 3. Аналогично установить напряжение U 2 на источнике Е 2, расположенном на правой стороне стенда, и, собрав аналогичную цепь, определить ЕЭ 2 и RЭ 2.
5. Измерить напряжения на измерительных сопротивлениях Rи, стоящих в цепях с сопротивлениями R 1, R 2 и R 3. Зная измерительное сопротивление Rи = 10 Ом, определить токи I 1, I 2, I 3 и записать их в табл. 2. 6. Собрать аналогичную цепь (рис.3), но подключить источник Е 2 к зажимам d – е, а от зажимов а–в отключить источник Е и закоротить эти зажимы а–в.
7. Определить токи I 1, I 2, I 3 (как в п. 5) и записать их в табл. 2. 8. Убрать перемычку с зажимов а–f и подключить к ним источник Е 1. Определить токи I 1, I 2, I 3 (как в п. 5) и записать в табл. 2. Таблица 2
10. Подключить делитель напряжения к зажимам а–f (где был включен ранее источник Е 1) и, изменяя напряжение Uaf (вращая рукоятку переменного сопротивления), добиться, чтобы ток I 3 стал равен нулю (при этом источник Е 2 не отключен). При этом определить напряжение Uaf и ток I 2. 11. Вернуть источник Е 1 на зажимы a–f (убрать сопротивление Rн 2) и отключить источник Е 2, а вместо него подключить сопротивление нагрузки Rн 1. Должна получиться следующая цепь (рис.5):
12. Изменяя сопротивление Rн 1, измерять на нем напряжение и ток. Выполнив 4 (5) измерений, добиться получения максимума мощности в этом сопротивлении. Результаты измерений представить в виде табл 3. Таблица 3
13. Отключить сопротивление Rн 1 и измерить напряжение Udexx (опыт холостого хода).
Дома
Для сборки виртуальной модели цепи последовательно перетащите на рабочее поле все элементы цепи: источники напряжения с панели «Sources» Для изменения значения параметра элемента выделите его, щелкнув левой кнопкой мыши. Затем нажмите правую кнопку, выберите «Component Properties» и установите необходимое значение параметра на вкладке «Value». В виртуальной модели значения сопротивлений R1, R2, R3 увеличены на 10 Ом для учета измерительных сопротивлений реальной модели. При сборке схемы в EWB 5.12 стрелки токов должны входить в положительные клеммы амперметров, которые в модели изображены Мультиметр позволяет измерять постоянные и переменные напряжения и токи, а также сопротивления. Переключения режимов выполняется нажатием кнопок на панели мультиметра. Используя полученные результаты, выполнить следующие расчеты. 14.На основании измерений п.5 и 6 определить входные и взаимные проводимости g 11, g 12, g 13, а также g 22, g 21, g 23. 15. Используя взаимные проводимости и ЭДС Е 2, определить при каком значении напряжения Uaf ток I 3 равен нулю. Сравнить с результатом, полученном в п.10. 16. Аналогично определить, при каком Ude и неизменном напряжении Е 1 ток I 2 равен нулю. Результат сопоставить с п. 13. 17. По результатам измерений в п. 12 определить зависимость UH = f (I 2), а также I 1 = f 1(I 2), I 3 = f 2(I 1). 18. Используя метод эквивалентного генератора, упростить схему на рис. 5. 19. Определить при каком значении сопротивления RH в нем выделяется максимум мощности. 20. Оформить отчет о лабораторной работе, в котором для каждого эксперимента привести схему исследуемой цепи, измеренные величины, формулы, диаграммы, выводы (сравнение результатов эксперимента и результатов расчета). Порядок выполнения работы и расчеты сопровождать текстовыми пояснениями. Подготовить устно ответы на вопросы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Для определения параметров схемы замещения источников необходимо: а) измерив напряжение на зажимах источника, отключенного от нагрузки (напряжение холостого хода), определить ЭДС эквивалентного генератора Еэ= Uхх; б) собрав цепь (рис.1), измерить напряжение на известном сопротивлении (см. п.2 работы), определить ток Для определения входных и взаимных проводимостей необходимо оставить в цепи один источник ЭДС (остальные отключить) и определить соответствующий ток. Тогда Для цепей, где нет источников, необходимо самим вставить ЭДС в соответствующую ветвь, например в цепь, равную 1 В, и определить ток от нее в другой ветви. Зная взаимные проводимости, можно определить ток в любой ветви. Так, при двух ЭДС Е 1 и Е 2 ток I 3 = g 31 Е 1+ g 32 Е 2. При выполнении п.15 и 16 использовать формулы I 3 = g 31 Е 1+ g 32 Е 2 и I 2 = g 21 Е 1+ g 22 Е 2. Приравняв нулю эти токи, определяем При выполнении п. 17 использовать принцип линейности Uн = а 1 + b 1 I 2; I 1 = а 2 + b 2 I 2; I 3 = а 3 + b 3 I 1. Коэффициенты а к и b к определяют, записав названные уравнения для двух опытов.
Максимум мощности в нагрузке выделяется при RН 1 = Rэ.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем заключается принцип суперпозиции? Как его применить для расчета цепей? 2. Как в результате расчета и эксперимента определить взаимные проводимости? 3. В чем заключается принцип линейности? 4. Как определить внутреннее сопротивление автомобильного аккумулятора у которого Rэ мало (сотые доли Ом)? 5. Как определить для разветвленной цепи в результате эксперимента параметры эквивалентного генератора? 6. Для замены части электрической цепи эквивалентным генератором в п.4 проводился опыт короткого замыкания. Всегда ли можно делать короткое замыкание электрической цепи? 7. Каковы условия получения максимума мощности в сопротивлении R 3? 8. Нарисуйте схему устройства, использующего аккумулятор с неизменным напряжением и обеспечивающего регулируемое напряжение на выходе. 9. Какие свойства электрических цепей использовались при вычислениях в п. 11? 10. Какие свойства электрических цепей использовались при вычислениях в п. 13? 11. Как определить взаимные проводимости g 21 и g 32? Какие свойства электрических цепей использовать при этом?
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бессонов, Л.А. Теоретические основы электротехники / Л.А. Бессонов. – М.: Гардарики, 2007. – С. 43 –65. 2. Демирчян, К.С. Теоретические основы электротехники. Т.1/ К.С. Демирчан [и др.] СПб: Питер, 2009. –С.40–50 3. Потапов, Л.А. Краткий курс теоретических основ электротехники / Л.А. Потапов. – Брянск: БГТУ, 2005. – С. 15 – 36.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
![]() ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|