Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ





СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ЛОГИКЕ

 

 

для студентов, обучающихся по направлению подготовки

030900 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

 

 

Челябинск

 

УДК

ББК

Л

 

Сборник практических заданий по логике: Для студентов, обучающихся по специальности 030501(65) «Юриспруденция» / Сост. А.А. Клементьев. – Челябинск, 2011. – 66 с.

 

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Формальная логика» содержит около ста разновидностей практических заданий, которые охватывают все наиболее значимые разделы и темы курса и нацелены на формирование навыков правильного мышления. Каждое задание сопровождается примером решения, поэтому сборник может быть использован и для проведения аудиторных занятий, и для организации самостоятельной работы студентов над материалом дисциплины. Сборник практических заданий предназначен для студентов очной и заочной форм обучения, обучающихся по направлению подготовки 030900 Юриспруденция.

 

Составитель: А.А. Клементьев, канд. филос. наук, доцент

 

Рецензенты: В.И. Липский, канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой философии ЧГПУ

С.В. Гаврилов, канд. ист. наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин УФ РАП

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ………………………………..………….. 4

 

2. ВИДЫ ПОНЯТИЙ …………………………………………………………………….. 7

3. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ …………………………………………..10

4. ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ.……………………………………………………... 15

5. ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ ………………………………………………………….… 20

6. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ …………………………………………………………… 24

7. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ЛОГИКИ СУЖДЕНИЙ …………………………………… 29



8. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ …………………………………. 35

9. ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ ……………………………..…. 42

10. ЭНТИМЕМЫ И ПОЛИСИЛЛОГИЗМЫ….……………………………………… 47

11. НЕДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ……………………………………….49

12. ЗАКОНЫ ЛОГИКИ…………………………………………………………………...54

13. ОСНОВЫ ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ…………………………………………...58

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………….65

 

 


ТЕМА 1. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ

1.1. Выделите простые признаки, включенные в содержание понятий; укажите отличительные признаки.

Пример:

«Комплекс – совокупность предметов и явлений, составляющих одно целое».

1 признак: совокупность предметов.

2 признак: совокупность явлений.

3 признак: составляющих одно целое (отличительный признак).

а) Суждение – это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах.

б) Имя существительное – самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?» или «что?».

в) Силлогизм – это дедуктивное умозаключение, в котором вывод делается на основе соотношения терминов в одном или нескольких категорических суждениях.

г) Преступление – это общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

д) Имя – это выражение языка, обозначающее отдельный предмет или совокупность предметов.

1.2. Расположите понятия в порядке ограничения.

Пример:

«Развитая европейская страна; европейская страна; страна».

Ограничение: страна – европейская страна – развитая европейская страна.

а) Хищение; кража автомашины; деяние; общественно-опасное деяние; преступление; кража.

б) Философия; философия И. Канта; европейская философия; мировоззрение; немецкая классическая философия.

в) Автобус; автобус маршрута № 4; транспорт; переполненный автобус маршрута № 4; общественный транспорт.

1.3. Расположите понятия в порядке обобщения.

Пример:

«Магазин; новый универсальный магазин; универсальный магазин».

Обобщение: новый универсальный магазин – универсальный магазин – магазин.

а) Учебник по логике; печатное издание; учебник по логике автора А.А. Ивина; книга; учебник.

б) Женский биатлон; зимний вид спорта; олимпийский зимний вид спорта; вид спорта; биатлон.

в) Новый персональный компьютер; электронно-вычислительная машина; персональный компьютер; новый персональный компьютер, купленный в кредит; компьютер.

1.4. Подберите к данным родовые понятия двух порядков.

Пример:

«Челябинский металлургический комбинат».

Родовое понятие 1-го порядка: металлургический комбинат.

Родовое понятие 2-го порядка: комбинат.

а) Журнал.

б) Действующая Конституция России.

в) Египет.

г) Электрон.

д) Федерация.

1.5. Подберите к данным видовые понятия двух порядков.

Пример:

«Телепередача».

Видовое понятие 1-го порядка: интересная телепередача.

Видовое понятие 2-го порядка: интересная вечерняя телепередача.

а) Закон.

б) Страна.

в) Бюджет.

г) Президент.

д) Валюта.

1.6. Обобщите и ограничьте понятия из упражнения 1.1. путем отбрасывания или прибавления признаков.

Пример:

«Потерпевший – это лицо, которому причинен физический или имущественный вред».

Обобщение путем прибавления признаков: «Потерпевший – это лицо, которому причинен физический, имущественный или моральный вред».

Обобщение путем отбрасывания признаков: «Потерпевший – это лицо».

Ограничение путем прибавления признаков: «Потерпевший – это физическое лицо, которому причинен физический или имущественный вред»

Ограничение путем отбрасывания признаков: «Потерпевший – это лицо, которому причинен физический вред».

 

1.7. Определите, какие операции были произведены с понятиями и проверьте их правильность.

Пример:

1. «Пустое понятие – понятие – форма мышления».

Операция логического обобщения, совершена правильно.

2. «Полярная звезда – звезда – созвездие».

Операция логического обобщения, совершена неправильно: понятие «созвездие» не является родовым понятием для понятия «звезда».

а) Президентская республика – республика – форма правления.

б) Море – Балтийское море – Финский залив.

в) Юридический факультет – факультет – академия.

г) Мера – мера длины – сажень – «косая сажень».

д) Параллелограмм – четырехугольник – геометрическая фигура – геометрия.

1.8. Укажите для следующих понятий ближайший род, ближайший вид, целое и часть.

Пример:

«Банк».

Ближайший род: финансовая организация.

Ближайший вид: ипотечный банк.

Целое: финансовая система.

Часть: кредитный отдел.

а) Существительное.

б) Река.

в) Университет.

г) Квартира.

д) Компьютер.

ТЕМА 2. ВИДЫ ПОНЯТИЙ

2.1. Охарактеризуйте данные понятия по количеству элементов объема.

Пример:

«Маугли» – пустое понятие (нет элементов объема).

«Справедливость» – единичное понятие (объем понятия содержит один элемент).

«Юридическое лицо» – общее понятие (объем понятия содержит множество элементов).

а) Понятие.

б) Пустое понятие.

в) Администрация.

г) Администрация президента России.

д) Русалка.

е) Бессовестность.

ж) Декабрист.

2.2. Охарактеризуйте данные понятия по свойствам элементов объема.

Пример:

«Зазнайство» – абстрактное понятие (обозначает свойство, взятое отдельно от предмета).

«Патриот» – конкретное понятие (обозначает предмет).

а) Отец.

б) Отцовство.

в) Совесть.

г) Совестливость.

д) Математика.

е) Грамотность.

2.3. Выделите положительные и отрицательные понятия.

Пример:

«Достоинство» – положительное понятие (признаки в содержании понятия говорят о наличии свойства).

«Безумие» – отрицательное понятие (признаки в содержании понятия говорят об отсутствии свойства).

а) Безнравственный поступок.

б) Ненависть.

в) Бескорыстие.

г) Антифашист.

д) Недра.

е) Неявка.

2.4. Выделите относительные и безотносительные (абсолютные) понятия.

Пример:

«Брат» – относительное понятие (в содержании понятия есть признак-отношение).

«Факультет» – безотносительное понятие (в содержании понятия нет признаков-отношений, есть только признаки-свойства).

а) Должник.

б) Квадрат.

в) Ответчик.

г) Ветвь.

д) Родители.

е) Начало.

ж) Проблема.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

ТЕМА 4. ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ

ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ

5.1. Определите вид и проанализируйте структуру следующих суждений. Суждения с отношением выразите в форме атрибутивных суждений.

Пример:

«Алексей старше Михаила».

Суждение с отношением; субъекты – «Алексей» и «Михаил»; предикат – «старше». Преобразуем в атрибутивное суждение: «Алексей является тем, кто старше Михаила».

«Обучающие программы по всем дисциплинам существуют на электронных носителях».

Суждение существования; субъект – «обучающие программы на электронных носителях по всем дисциплинам».

«Некоторые политические решения, принятые руководством СССР, были ошибочны».

Атрибутивное суждение; субъект – «политические решения, принятые руководством СССР»; предикат – «ошибочны».

а) Россия – ядерная держава.

б) Философское мировоззрение возникло позднее, чем мифологическое.

в) По данной проблеме существует целый ряд фундаментальных исследований.

г) В России русский язык является государственным.

д) Имеются факторы, ограничивающие доступность образования.

е) Свой дурак дороже чужого умника.

5.2. Приведите данные атрибутивные суждения к канонической форме; найдите квантор, субъект, связку и предикат.

Пример:

«Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на льготы».

Каноническая форма: «Все инвалиды Великой Отечественной войны являются теми, кто имеет право на льготы».

Субъект: «инвалиды Великой Отечественной войны».

Предикат: «те, кто имеет право на льготы».

Связка: «являются».

Квантор: «все».

а) Не все то золото, что блестит.

б) Горбатого могила исправит.

в) Нет худа без добра.

г) Нередко абитуриенты не подтверждают оценки, полученные на вступительных испытаниях.

д) Лбом стены не прошибешь.

е) Как правило, экономический кризис способствует оздоровлению экономики.

5.3. Определите разновидности категорических суждений, установив их структуру. Запишите формулу и буквенное обозначение каждого суждения.

Пример:

«Генералиссимус Суворов – выдающийся полководец».

Структура суждения: S есть P. Данное категорическое суждение является общеутвердительным (суждением типа А).

а) Маршрутное такси не выходит в рейс без технического осмотра.

б) Кашу маслом не испортишь.

в) Бывало, что великие музыканты не имели абсолютного слуха.

г) Лежачего не бьют.

д) Незаконная сделка считается недействительной.

е) Копейка рубль бережет.

5.4. Определите структуру суждений, изобразите отношения между терминами суждения с помощью кругов Л. Эйлера. Установите распределенность терминов в суждениях.

Пример:

«Никакая поддержка терроризма не может быть оправдана».

Структура суждения: Ни одно S не есть P.

P+
S+

а) Во всех правовых государствах существует независимая судебная власть.

б) Немногие магазины торгуют по оптовым ценам.

в) Бывают ошибки, которые не дают жизненный опыт.

г) Футболист не должен играть руками.

д) Некоторые студенты не проходят вовремя преддипломную практику.

е) Среди ученых тоже есть спортивные фанаты.

ж) Сочи – столица зимних Олимпийских игр 2014 года.

5.5. Определите, какое суждение соответствует каждой из предложенных схем.

Пример:

а) Некоторые вина являются полусухими.

б) Иногда водителями троллейбусов работают женщины.

Ответ: А-а, Б-б

 

А
Ж
Е
Д
Г
В
Б

а) Большинство детских книжек не являются книжками-панорамками.

б) Среди депутатов, выбранных по партийным спискам, немало женщин.

в) Ни в одном ресторане нет самообслуживания.

г) Нередко на Урале бывают снежные зимы.

д) Некоторые актеры не являются талантливыми.

е) Все кражи являются хищениями.

ж) Б.Н. Ельцин – первый президент России.

 

ТЕМА 6. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ

6.1. Укажите составные части сложных суждений, определите, каким логическим союзом они соединяются.

Пример:

«Стоило отцу заикнуться о плате, как капитан с яростью принимался сопеть» (Р. Стивенсон)».

Составные части: «Стоило отцу заикнуться о плате», «капитан с яростью принимался сопеть»

Логический союз: импликация («когда…, тогда…»)

а) Любишь кататься, люби и саночки возить.

б) От сумы да от тюрьмы не зарекайся.

в) Либо я получу зачет, либо я не получу зачет.

г) Око за око, зуб за зуб.

д) Поспешишь – людей насмешишь.

е) Терпение и труд все перетрут.

ж) Ни классическая механика, ни специальная теория относительности не были пригодны для описания всех физических процессов.

з) Завтра или выпадет снег, или пойдет дождь.

и) Только когда будет оплачен счет, будет принят следующий заказ.

6.2. Выделите эквивалентные и импликативные (условные) суждения. Определите основание и следствие импликативных суждений.

Пример:

1. «С глаз долой – из сердца вон».

Суждение импликативное: «Если с глаз долой, то из сердца вон».

Основание: «С глаз долой».

Следствие: «Из сердца вон».

2. «Курить – здоровью вредить».

Суждение эквивалентное: «Курить – все равно, что здоровью вредить».

а) Долог день до вечера, если делать нечего.

б) Чем дальше в лес, тем больше дров.

в) С волками жить – по-волчьи выть.

г) Дурака учить, что мертвого лечить.

д) Чему быть, того не миновать.

е) Пришла беда – отворяй ворота.

6.3. Выделите соединительные и разделительные суждения. В разделительных суждениях определите разновидность дизъюнкции.

Пример:

1. «Дружба дружбой, а служба службой».

Суждение соединительное, союз – конъюнкция.

2. «Грибы бывают ядовитые либо неядовитые».

Суждение разделительное, союз – строгая дизъюнкция.

а) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

б) Автомобиль может быть оснащен электродвигателем или двигателем внутреннего сгорания.

в) «Со щитом или на щите».

г) Хлеб да вода – богатырская еда.

д) Береги платье снову, а честь смолоду.

е) Продукты могут содержать генетически модифицированные ингредиенты, либо не содержать их.

6.4. Проанализируйте структуру суждений, определите разновидности логических союзов, запишите суждения в символической форме.

Пример:

«Не родись ни умен, ни красив, а родись счастлив».

Сложное суждение состоит из трех простых, соединенных логическим союзом «и» (конъюнкцией). Первые два суждения являются отрицательными.

Символическая форма:

а) Или проводим маркетинговые исследования, или сразу приступаем к производству.

б) Экономический спад и снижение уровня жизни – причины социальных конфликтов.

в) Много будешь знать – скоро состаришься.

г) И рад бы в рай, да грехи не пускают.

д) Карьерный рост возможен только тогда, когда исполнительность сочетается с инициативностью.

е) Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

з) Мужик год не пьет, и два не пьет, а как черт прорвет, так и все пропьет.

и) Не бойся собаки, что лает, а бойся той, что молчит, да хвостом виляет.

6.5. Придумайте сложные суждения, имеющие следующие формулы.

Пример:

« »

В данном суждении должно быть три простых входящих суждения; первые два в совокупности образуют основание импликации, а третье является следствием.

Суждение: «Если будет тепло и солнечно, то мы пойдем гулять».

а)

б)

в)

г)

д)

е)

6.6. Произведите отрицание сложного суждения.

Пример:

«Если будет тепло и солнечно, то мы пойдем гулять».

Формула:

Отрицание:

Будет тепло и солнечно, но мы не пойдем гулять.

а) Вечером я пойду в кино или в театр.

б) Если я успешно выполню контрольную работу, я получу хорошую оценку и обрадуюсь.

в) Если завтра выпадет снег или будет сильный ветер, я проведу весь день перед телевизором.

г) Если сломается трамвай и не будет маршрутного такси, то я опоздаю на занятия и не запишу начало лекции.

 

6.7. Находятся ли в отношении отрицания суждения в приведенных ниже парах?

Пример:

«Если будет тепло и солнечно, то мы пойдем гулять. Будет тепло и солнечно, но мы не пойдем гулять».

Суждения в данной паре находятся в отношении отрицания, поскольку в результате преобразования формулы первого суждения получается формула второго суждения

Формула первого суждения:

Формула второго суждения:

Отрицание:

а) Судья был гуманным и справедливым. Судья не был ни гуманным, ни справедливым.

б) Я куплю в буфете булочку или пирожок. Я не куплю в буфете ни булочки, не пирожка.

в) Если студент готовится к экзамену и у него хорошая память, то получение положительной оценки обеспечено. Если студент не готовится к экзамену, и у него нет хорошей памяти, то нет гарантии положительной оценки.

6.8. Определите истинность логических формул.

Пример:

« »

a b c
И И И И И
И И Л И Л
И Л И Л И
И Л Л Л И
Л И И Л И
Л И Л Л И
Л Л И Л И
Л Л Л Л И

Формула выполнимая, так как в итоговой колонке имеются и значения «истина», и значения «ложь».

а)

б)

в)

г)

д)

е)

ЭНТИМЕМЫ И ПОЛИСИЛЛОГИЗМЫ

10.1. Образуйте все возможные энтимемы из следующих силлогизмов.

Пример:

«Всякий порок заслуживает порицания.

Всякая скупость есть порок.

Всякая скупость заслуживает порицания».

1-ый способ образования энтимемы – путем отбрасывания большей посылки: «Всякая скупость есть порок, поэтому всякая скупость заслуживает порицания».

2-ой способ образования энтимемы – путем отбрасывания меньшей посылки: «Всякая скупость заслуживает порицания, так как всякий порок заслуживает порицания».

3-ий способ образования энтимемы – путем отбрасывания заключения: «Всякий порок заслуживает порицания, а всякая скупость есть порок».

а) Все приглашенные являются моими друзьями.

Этот человек приглашен.

Этот человек является моим другом.

б) Ни один невменяемый не наказуем.

Некоторые преступники невменяемые.

Некоторые преступники не наказуемы.

в) Ртуть – жидкость.

Ртуть – металл.

Некоторые металлы являются жидкостями.

10.2. Восстановите следующие энтимемы до полных силлогизмов.

Пример:

«У него нет повышенной температуры, значит, он не болен».

Алгоритм восстановления энтимемы до полного категорического силлогизма содержит ряд последовательно выполняемых процедур.

1) Определение пропущенного элемента силлогизма.

После союза «значит» размещается заключение, следовательно, пропущена одна из посылок.

2) Определение терминов силлогизма.

Суждение «Он не болен» является заключением, значит, субъект заключения – «он» – это меньший термин, а предикат заключения – «болен» – больший термин. Средним термином силлогизма, не вошедшим в заключение, но имеющимся в посылке, является термин «те, у кого нет повышенной температуры».

3) Определение порядка посылок.

В посылке, являющейся первой частью энтимемы, содержится термин «он», то есть меньший термин силлогизма (S), следовательно, это вторая по счету, или меньшая, посылка. Значит, в энтимеме пропущена первая по счету посылка.

4) Формулировка пропущенного элемента.

Пропущенная в энтимеме первая по счету, или большая, посылка, должна содержать предикат заключения, то есть больший термин «болен», а также средний термин «те, у кого нет повышенной температуры». Большая посылка формулируется так: «Те, у кого нет повышенной температуры, не больны».

5) Формулировка силлогизма.

Те, у кого нет повышенной температуры, не больны.

У него нет повышенной температуры

Он не болен.

а) Этот человек – афроамериканец, поскольку у него курчавые волосы.

б) Все люди несовершенны, а все преподаватели – люди.

в) «Поэтому государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости» (Н. Макиавелли).

г) Разработчики этой темы выиграли грант, поэтому Иванов выиграл грант.

 

НЕДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

ЗАКОНЫ ЛОГИКИ

ОСНОВЫ ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Брюшинкин, В.Н. Логика [Текст]: Учебник для вузов / В.Н. Брюшинкин. – М.: Гардарики, 2001. – 334 с.

2. Брюшинкин, В.Н. Практический курс логики для гуманитариев [Текст] / В.Н. Брюшинкин. – М.: Новая школа, 1996. – 320 с.

3. Гетманова, А.Д. Логика [Текст]: Учебник для вузов / А.Д. Гетманова. – М.: Омега-Л, 2006. – 415 с.

4. Гусев, Д.А. Логика [Текст]: Учебное пособие для вузов / А.Д. Гусев. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 270 с

5. Дегтярев, М.Г. Логика [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / М.Г. Дегтярев. – М.: PerSe, 2003. – 287 с.

6. Демидов, И.В. Логика [Текст]: учебник / И.В. Демидов; под ред. Б.И. Каверина. – М.: Дашков и К 2006. – 345 с.

7. Иванов, Е.А. Логика [Текст]: учебное пособие для юридических вузов и факультетов / Е.А. Иванов. – М.: БЕК, 2001. – 357 с.

8. Ивин, А.А. Логика [Текст]: учебник для студентов вузов / А.А. Ивин. – М.: Гардарики, 2003. – 352 с.

9. Ивин, А.А. Практическая логика. Задачи и упражнения [Текст] / А.А. Ивин. – М.: Просвещение, 1996. – 126 с.

10. Ивлев, Ю.В. Логика. Сборник упражнений [Текст] / Ю.В. Ивлев. – М.: Кн. дом «Ун-т», 1999. – 242 с.

11. Ивлев, Ю.В. Логика: Учебник [Текст] / Ю.В. Ивлев. – М.: Проспект, 2004. – 288 с.

12. Логика [Текст]: сборник задач. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 55 с.

13. Солодухин, О.А. Логика для юристов [Текст] / О.А. Солодухин. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 384 с.

14. Суханов, К.Н. Логика [Текст]: учебное пособие / К.Н. Суханов. – Челябинск: ЧелГУ, 2004. – 171 с.

15. Сборник упражнений по логике [Текст]: [Учебное пособие для вузов / В.И. Бартон и др.]; под ред. А.С. Клевчени. – Минск: Университетское, 1990. – 287 с.

16. Упражнения по логике [Текст]: учебное пособие / Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И.; под ред. проф. В.И. Кириллова. – М.: Юристъ, 1997. – 126 с.

17. Шипунова, О.Д. Логика и теория аргументации [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / О.Д. Шипунова. – М.: Гардарики, 2005. – 270 с.

 

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ЛОГИКЕ

 

 

для студентов, обучающихся по направлению подготовки

030900 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

 

 

Челябинск

 

УДК

ББК

Л

 

Сборник практических заданий по логике: Для студентов, обучающихся по специальности 030501(65) «Юриспруденция» / Сост. А.А. Клементьев. – Челябинск, 2011. – 66 с.

 

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Формальная логика» содержит около ста разновидностей практических заданий, которые охватывают все наиболее значимые разделы и темы курса и нацелены на формирование навыков правильного мышления. Каждое задание сопровождается примером решения, поэтому сборник может быть использован и для проведения аудиторных занятий, и для организации самостоятельной работы студентов над материалом дисциплины. Сборник практических заданий предназначен для студентов очной и заочной форм обучения, обучающихся по направлению подготовки 030900 Юриспруденция.

 

Составитель: А.А. Клементьев, канд. филос. наук, доцент

 

Рецензенты: В.И. Липский, канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой философии ЧГПУ

С.В. Гаврилов, канд. ист. наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин УФ РАП

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ………………………………..………….. 4

 

2. ВИДЫ ПОНЯТИЙ …………………………………………………………………….. 7

3. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ …………………………………………..10

4. ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ.……………………………………………………... 15

5. ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ ………………………………………………………….… 20

6. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ …………………………………………………………… 24

7. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ЛОГИКИ СУЖДЕНИЙ …………………………………… 29

8. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ …………………………………. 35

9. ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ ……………………………..…. 42

10. ЭНТИМЕМЫ И ПОЛИСИЛЛОГИЗМЫ….……………………………………… 47

11. НЕДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ……………………………………….49

12. ЗАКОНЫ ЛОГИКИ…………………………………………………………………...54

13. ОСНОВЫ ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ…………………………………………...58

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………….65

 

 


ТЕМА 1. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ

1.1. Выделите простые признаки, включенные в содержание понятий; укажите отличительные признаки.

Пример:

«Комплекс – совокупность предметов и явлений, составляющих одно целое».

1 признак: совокупность предметов.

2 признак: совокупность явлений.

3 признак: составляющих одно целое (отличительный признак).

а) Суждение – это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах.

б) Имя существительное – самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?» или «что?».

в) Силлогизм – это дедуктивное умозаключение, в котором вывод делается на основе соотношения терминов в одном или нескольких категорических суждениях.

г) Преступление – это общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

д) Имя – это выражение языка, обозначающее отдельный предмет или совокупность предметов.

1.2. Расположите понятия в порядке ограничения.

Пример:

«Развитая европейская страна; европейская страна; страна».

Ограничение: страна – европейская страна – развитая европейская страна.

а) Хищение; кража автомашины; деяние; общественно-опасное деяние; преступление; кража.

б) Философия; философия И. Канта; европейская философия; мировоззрение; немецкая классическая философия.

в) Автобус; автобус маршрута № 4; транспорт; переполненный автобус маршрута № 4; общественный транспорт.

1.3. Расположите понятия в порядке обобщения.

Пример:

«Магазин; новый универсальный магазин; универсальный магазин».

Обобщение: новый универсальный магазин – универсальный магазин – магазин.

а) Учебник по логике; печатное издание; учебник по логике автора А.А. Ивина; книга; учебник.

б) Женский биатлон; зимний вид спорта; олимпийский зимний вид спорта; вид спорта; биатлон.

в) Новый персональный компьютер; электронно-вычислительная машина; персональный компьютер; новый персональный компьютер, купленный в кредит; компьютер.

1.4. Подберите к данным родовые понятия двух порядков.

Пример:

«Челябинский металлургический комбинат».

Родовое понятие 1-го порядка: металлургический комбинат.

Родовое понятие 2-го порядка: комбинат.

а) Журнал.

б) Действующая Конституция России.

в) Египет.

г) Электрон.

д) Федерация.

1.5. Подберите к данным видовые понятия двух порядков.

Пример:

«Телепередача».

Видовое понятие 1-го порядка: интересная телепередача.

Видовое понятие 2-го порядка: интересная вечерняя телепередача.

а) Закон.

б) Страна.

в) Бюджет.

г) Президент.

д) Валюта.

1.6. Обобщите и ограничьте понятия из упражнения 1.1. путем отбрасывания или прибавления признаков.

Пример:

«Потерпевший – это лицо, которому причинен физический или имущественный вред».

Обобщение путем прибавления признаков: «Потерпевший – это лицо, которому причинен физический, имущественный или моральный вред».

Обобщение путем отбрасывания признаков: «Потерпевший – это лицо».

Ограничение путем прибавления признаков: «Потерпевший – это физическое лицо, которому причинен физический или имущественный вред»

Ограничение путем отбрасывания признаков: «Потерпевший – это лицо, которому причинен физический вред».

 

1.7. Определите, какие операции были произведены с понятиями и проверьте их правильность.

Пример:

1. «Пустое понятие – понятие – форма мышления».

Операция логического обобщения, совершена правильно.

2. «Полярная звезда – звезда – созвездие».

Операция логического обобщения, совершена неправильно: понятие «созвездие» не является родовым понятием для понятия «звезда».

а) Президентская республика – республика – форма правления.

б) Море – Балтийское море – Финский залив.

в) Юридический факультет – факультет – академия.

г) Мера – мера длины – сажень – «косая сажень».

д) Параллелограмм – четырехугольник – геометрическая фигура – геометрия.

1.8. Укажите для следующих понятий ближайший род, ближайший вид, целое и часть.

Пример:

«Банк».

Ближайший род: финансовая организация.

Ближайший вид: ипотечный банк.

Целое: финансовая система.

Часть: кредитный отдел.

а) Существительное.

б) Река.

в) Университет.

г) Квартира.

д) Компьютер.

ТЕМА 2. ВИДЫ ПОНЯТИЙ

2.1. Охарактеризуйте данные понятия по количеству элементов объема.

Пример:

«Маугли» – пустое понятие (нет элементов объема).

«Справедливость» – единичное понятие (объем понятия содержит один элемент).

«Юридическое лицо» – общее понятие (объем понятия содержит множество элементов).

а) Понятие.

б) Пустое понятие.

в) Администрация.

г) Администрация президента России.

д) Русалка.

е) Бессовестность.

ж) Декабрист.

2.2. Охарактеризуйте данные понятия по свойствам элементов объема.

Пример:

«Зазнайство» – абстрактное понятие (обозначает свойство, взятое отдельно от предмета).

«Патриот» – конкретное понятие (обозначает предмет).

а) Отец.

б) Отцовство.

в) Совесть.

г) Совестливость.

д) Математика.

е) Грамотность.

2.3. Выделите положительные и отрицательные понятия.

Пример:

«Достоинство» – положительное понятие (признаки в содержании понятия говорят о наличии свойства).

«Безумие» – отрицательное понятие (признаки в содержании понятия говорят об отсутствии свойства).

а) Безнравственный поступок.

б) Ненависть.

в) Бескорыстие.

г) Антифашист.

д) Недра.

е) Неявка.

2.4. Выделите относительные и безотносительные (абсолютные) понятия.

Пример:

«Брат» – относительное понятие (в содержании понятия есть признак-отношение).

«Факультет» – безотносительное понятие (в содержании понятия нет признаков-отношений, есть только признаки-свойства).

а) Должник.

б) Квадрат.

в) Ответчик.

г) Ветвь.

д) Родители.

е) Начало.

ж) Проблема.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.