|
Схимонах Анастасий (Алексеев) (1867-1939)
Этого схимника я могу сравнить лишь с преподобным Серафимом Саровским, который, как известно, встречал многих словами: «Христос воскресе, радость моя!» Схимонах Анастасий (в миру Андрей Алексеев) родился 30 июня 1867 г. в Новгородской губернии в семье крестьян. О его жизни в миру почти ничего не известно. Сам старец рассказывал один эпизод из своей жизни до прихода в монастырь: «Однажды я захотел причаститься у отца Иоанна Кронштадтского, но подумал, что он не допустит до святой Чаши... Все-таки я пошел и все думал, что я такой великий грешник и что недостоин. Отец Иоанн меня причастил и велел прийти к нему на обед». Андрей Алексеев поступил в Валаамскую обитель 26 июня 1901 г., а зачислен в послушники 10 марта 1908 г. В 1912 г. послушник Андрей был пострижен в мантию с именем Архип, а в 1925 г. монах Архип удостоился пострига в великую схиму с именем Анастасий. Послушания он испонял самые различные: был пономарем у раки прпп. Сергия и Германа, находился при монастырском доме в Новгороде, трудился на коровнике, где недолгое время жил будущий иеромонах Иустиниан (Серебряков). Монах Архип заботился о юноше, учил основам монашеской жизни, молитве и каждую ночь будил на утреню. Впоследствии о. Иустиниан с благодарностью вспоминал своего первого духовного наставника. После принятия схимы старец жил в скиту Всех святых и пономарил в храме. За свою подвижническую жизнь схимонах Анастасий получил от Бога дар прозорливости. Однажды послушник Георгий (будущий иеромонах Сергий (Иртель)) пришел к нему летом в скит. Старец принял его очень ласково, приветливо и стал угощать чаем. Побеседовав с послушником, о. Анастасий пошел провожать его в монастырь. Через некоторое время старец вдруг поклонился Георгию три раза в ноги и быстро ушел. Через три дня послушник покинул Валаам, его удалили из монастыря в числе многих старостильников. Подчеркивая безграничную любовь о. Анастасия к людям, архимандрит Афанасий (Нечаев) описывает свою встречу со старцем: «Прихожу однажды я в скит Всех святых. Вхожу в храм и вижу, как при аналое стоит низенького роста схимник и читает Помянник и Псалтирь. В храме никого нет. Через несколько минут схимник кончает и оборачивается. Увидев меня, быстро подходит с сияющей улыбкой и с каким-то поражающим восторгом начинает лобызать меня, обнимать и приговаривать: “А, милый мой, вот пришел навестить нас, грешных. Недостойны мы и смотреть-то на лики человеческие по грехам нашим. А ты вот удостоил нас. Спаси тебя, Христос, спаси”. “Ведь это только царя так можно встречать”, — думал я в несказанном смущении. И начал этот схимник Анастасий... рассказывать, как они живут, как молятся, как хорошо им здесь. А в промежутках опять, весь сияющий, обнимает меня. Так и тает от внутреннего счастья. Как будто я брат его любимый, пропадавший без вести много лет, теперь пришел к нему невзначай и тем привел его в такой восторг и волнение. А волнение столь сильное, что непрерывно слезы катятся у него из глаз, слезы любви и умиления. А на вид такой маленький, с длинными каштановыми волосами на голове и бороде, и еще не старый, лет пятидесяти пяти. “Приходи, приходи к нам, ты ведь теперь послушником у нас”. Так обласкал меня этот незнакомый, совсем простой, крестьянский схимник. И не только согрел, а прямо растопил мою душу так, что я до сих пор вижу и чувствую его как живого». За простоту и смирение о. Анастасий получил от Бога дар слез, который является «тщательным стражем для спасающихся добродетелью», «пищей души» и «угашает злые вожделения». Послушник Георгий рассказывал, как однажды, когда он нес послушание в больнице, услышал, что «кто-то кричит и плачет по-детски». Георгий смутился, потому что это было в больничной церкви. Отодвинув занавеску, он увидел, что в темной церкви «стоит о. Анастасий и текут у него два потока слез». Тогда послушник быстро и тихо задвинул занавеску и ушел. Известно, что схимонаху Анастасию даже «запретили плакать, так как он своими слезами привлекал туристов, но это послушание он не мог выполнить, хотя и старался улыбаться». Известно также, что старец постоянно творил Иисусову молитву и «был такой ласковый и добрый, что некоторых он даже обнимал». Скончался схимонах Анастасий 7/20 августа 1939 г. и погребен на старом братском кладбище.
Часть II СТАРЫЙ И НОВЫЙ ВАЛААМ
СТРОГИЙ ПОДВИЖНИК И ВЕЛИКИЙ МОЛИТВЕННИК Иеромонах Викентий (Косарев) (1867-1941)
Иеромонах Викентий (в миру Василий Косарев) родился 11 декабря 1867 г. в крестьянской семье в Ярославской губернии. О детских и юношеских годах Василия архивные материалы умалчивают, но по плодам, принесенным в дальнейшей жизни в монастыре, можно судить, что он воспитывался в благочестивой семье. В ребенке родители сумели воспитать особое благоговение к церковным службам и крепкую веру. 11 июля 1891 г. Василий Косарев поступил в Валаамский монастырь в число трудников; 25 апреля 1896 г. был зачислен в послушники. Горячее желание послужить Богу в иноческом чине, примерное поведение и усердное выполнение различных послушаний в монастыре сделали молодого послушника заметным для священноначалия обители, и 22 апреля 1900 г. Василий Косарев был пострижен в монашество с именем Викентий; во иеродиакона рукоположен 27 января 1902 г. Вскоре после рукоположения о. Викентия перевели на послушание в Архиерейский дом архиепископа Финляндского. На послушания в Архиерейский дом или на монастырские подворья в городах переводили иноков, известных строгой монашеской жизнью. О. Викентий вполне оправдал доверие игумена монастыря. 30 мая 1905 г. ему было преподано архипастырское благословение — за тщательное исполнение диаконских обязанностей в церкви Финляндского архиерейского дома, за усердие на других послушаниях и хорошее поведение. 6 сентября 1906 г. о. Викентий был рукоположен во иеромонаха и некоторое время служил в монастырской часовне в Петрограде. По представлению настоятеля за усердные труды и полезную службу Церкви к празднику Святой Пасхи 6 мая 1921 г. он был награжден золотым наперсным крестом. В 1931-1932 гг. иеромонах Викентий был помощником монастырского духовника, в его обязанности входило исповедовать и причащать старцев, проживавших по старости лет при монастырской больнице, и больных насельников монастыря. Это послушание о. Викентий выполнял добросовестно, он следил, чтобы никто у него не умер без причастия Святых Христовых Таин. Послушник Георгий, впоследствии иеромонах Сергий (Иртель), проходивший послушание при монастырской больнице и хорошо знавший иеромонаха Викентия, вспоминает: «Во время Херувимской песни у него начинала действовать сердечная молитва, и он входил в алтарь, чтобы его никто не видел. Отец Викентий был очень строг к себе, спал на голых досках, ел очень мало и был великий молитвенник». Однажды иеромонах Викентий вошел в больничную палату, чтобы причастить больного, и увидел, что одна нога у него раскрыта. Строгий подвижник, чтобы не видеть обнаженной плоти, благословил послушнику Георгию закрыть ногу и только после этого вошел в палату и причастил больного. Скончался иеромонах Викентий 11 декабря 1941 г., погребен на кладбище Ново-Валаамского монастыря в Финляндии.
ЛЕГКО ГОВОРИТЬ О ЛЮБВИ, НО НЕЛЕГКО ЕЕ ПРИОБРЕСТИ Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|