|
Игумен Филимон (Никитин) (1880-1953)
Игумен Филимон (в миру Феопемт Филимонович Никитин) родился в 1880 г. в деревне Яншнич Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии. Родители его, Филимон Савельевич и Матрена Андреевна, были благочестивыми крестьянами. Феопемт был младшим ребенком в семье, старшей была сестра Анастасия. Еще до рождения детей матери во сне была открыта их будущая судьба. Снилось ей, что по озеру вдали плывут два лебедя. И стало ей очень грустно, ибо те лебеди были ее и она их упустила. Первоначально мать горевала, думая, что этот сон предвещает смерть будущих детей. Но оказалось, что в этом вещем сне ей было открыто не о физической смерти ее детей, а о смерти их для этого суетного мира. Смысл сна стал окончательно ясен, когда, повзрослев, Анастасия и Феопемт ушли в монастырь. Конечно, в таком выборе детей была большая заслуга семьи. Родители воспитывали детей в благочестии. И это несмотря на то, что отец был совсем неграмотным, а мать — малограмотной. По церковным книгам Феопемт и Анастасия учились читать. Потом добрые господа-помещики взяли в свой дом Феопемта и Анастасию вместе с другими деревенскими ребятишками учиться грамоте, наукам и искусству. Благодаря этим урокам о. Филимон на всю жизнь полюбил искусство, особенно поэзию и живопись. Первые впечатления о монастырской жизни Феопемт и Анастасия получили в паломничествах по северным монастырям, в которые время от времени отправлялась вся семья Никитиных. Вскоре Феопемт отправился на Валаам, а Анастасия поступила послушницей в Поданский женский монастырь, находившийся в Лодейно- польском уезде Олонецкой губернии, неподалеку от Александро-Свирского монастыря. Там она приняла постриг в мантию с именем Авксентии. В Поданский монастырь перебралась жить и мать после того, как отец скончался. Впервые Феопемт приехал на Валаам, когда ему было 24 года. «Промысел Божий привлек Феопемта в монастырь через художника [С.В.] Иванова, путешествовавшего по северу и обратившего внимание на даровитого крестьянского юношу. Иванов посоветовал Феопемту отправиться на Валаам учиться живописи в тамошней иконописной мастерской. И вот невольный паломник, получив родительское благословение, пешком отправился на Валаам, как думалось тогда — ради ремесла, а оказалось, ради монашества. Серебром снегов, по словам игумена Филимона, встретила его пустынная Валаамская обитель. И в первый же день Феопемт понял, что отныне эта святая обитель станет его родным домом. Конечно, враг озлобился на юного паломника и обрушил на него бурю противных помыслов и сомнений, но Господь не оставил Феопемта». 7 марта 1903 г. он был принят в обитель трудником — в живописную мастерскую и на общие послушания. 2 июня 1910 г. его зачислили в послушники. Через четыре года искуса, 9 августа 1914 г. Феопемт был пострижен в монашество, с наречением имени Филимон в честь апостола Филимона.12 июля 1923 г. монаха Филимона рукоположили в иеродиакона. О своей жизни на Валааме игумен Филимон впоследствии вспоминал: «Вот, например, картинка ее [монашеской жизни], как она протекала у меня, молодого послушника, а потом монаха, работавшего маляром и иконописцем. Начиналась у нас жизнь рано. В три часа были мы все у полунощницы, а к четырем возвращались. Ставился самовар, чтобы понемногу разогрелся он, а тем временем можно было и поспать еще немного, так чтобы к шести успеть напиться чаю. Всем нам давался чай, сахар, хлеб. К шести выходили мы все на работу — кто куда, в мастерские ли или на какую наружную работу — в лес, в поле, на огород... Каждый шел на свое привычное послушание и его и выполнял, если только не придет, бывало, кто по поручению отца Игумена — был у него такой монах, как бы для службы связи! — и отзовет на работу внеочередную. На помощь, например, огородникам! Ну, хороших-то работников жалели отдавать, а тех, кого, по своей каждого специальности, не так уж было жаль, тех отпускали, человек там десять - двадцать. Много ведь монахов было — тысячи! А о воскресенье не надо думать, что это для нас всех отдых или молитва одна. Не всегда так было, далеко не всегда! Тут свои были особые послушания — и о них мне хочется сейчас сказать. В праздник или в воскресенье — паломников много. Надо же их накормить! Вот и работа! Все — ко всенощной, а нас в погреб, под начало к отцу Венедикту... рыбу чистить! Холод там — наденешь на себя теплый не то кафтан, не то полушубок, и вот жмемся мы все друг к другу, да так и занимаемся чисткой рыбы. А у меня еще и особое послушание было: яму выкопать, куда потом свалить можно было все оставшееся от чистки рыбы, потроха, и засыпать. Вьюга порою, мороз — а тут рой! Да! А в церковь-то охота попасть! Иногда думаешь словчиться — протиснешься в храм сквозь народ, а его тьма, человек к человеку стоит. Станешь было, а тут сзади голос — это отца игуменова-то наблюдателя: “Поди-ка, брате, за святое послушание — рыбку почистить, к отцу Венедикту, на погреб”. Тут уж дело святое. Сказано. Значит, ни перечить, ни ловчиться нельзя. Летом в праздник народу еще больше — куда больше. Пять кухонь работало, и в несколько смен кормили — до самой вечерни. Простой народ, бедный, больше карелы. Три блюда для всех: суп, винегрет, скажем, а на третье — каша. Наше воскресное послушание — трапезная. Это значит, отца игумена человек накануне скажет: “Завтра помоги, брате, в трапезной!” Но Бога гневить не надо — в трапезной еще ничего. Вот на кухню кто попал — то крест тяжелый. Кто туда попал — свету, бывало, не видит. А наше дело что? Посуду полоскать, рассаживать, подавать. Тарелки, бывало, полощешь в большом “обрезе”, бросаешь оттуда на вертящийся стол, который другому брату в руки посуду подает, тот ее в свежую воду бросает, дальше катится она — пока на стол снова не попадет... А тут нести надо из кухни еду, подавать, сменять посуду, снова раздавать еду. Уморишься было, сам проголодаешься. Сядешь со всеми поесть — это разрешалось нам, — а тут смотришь: уж всё приели, прибавку надо тащить. А кто-то кричит: эйола! Это по-карельски, по-фински значит: нету чего-то. Ложки нету! Куда девалась? В чей-то карман попала, видно, карела бедного. Ну — тащи еще ложки! И так — поверите, — как в третьем часу служба отошла, до вечерни возишься. А утром — опять в три часа день начинается, к шести на работу». Как пишет инок Всеволод, «так бы и протекала далее размеренная жизнь валаамского инока, но тут по попущению Божию разразилась «новопасхальная смута». Иеродиакон Филимон бесстрашно встал в ряды исповедников Православия. Итог известен: вместе с другими старостильниками его в 1926 году выслали из монастыря, после чего они перебрались в Сербию по приглашению Сербской Церкви и Русского Зарубежного Архиерейского Синода». 7 января 1927 г. митрополит Скопийский Варнава рукоположил иеродиакона Филимона в сан иеромонаха. Первоначально валаамцы-изгнанники были размещены в одном монастыре, а затем распределены по разным обителям и храмам. О. Филимон служил на приходе, но уже в 1928 г. Господь привел его в селение Ладомирово на Карпаты (Чехословакия), в монашеское Братство преподобного Иова Почаевского. С этого момента начинается важнейший период жизни о. Филимона — период его духовнического служения. В Ладомирове ему вскоре поручили быть духовником братии, духовником мирян был иеромонах Савва (Струве). По воспоминаниям игумена Константина (Зайцева), «о. Филимон оказался для братии таким человеком, который, ничего не зная о древнем русском духовничестве как об историческом явлении, явил его, создав вокруг себя такую “покаяльную семью”». Помимо духовничества, игумен Филимон нес трудоемкое и ответственное послушание брошюровщика. Братство преподобного Иова под руководством архимандрита Виталия (Максименко) занималось миссионерской издательской деятельностью: печатало периодические издания, церковные календари, молитвословы и прочее. Работы у брошюровщика всегда хватало. По воспоминаниям митрополита Лавра (тогда юного трудника, а потом послушника обители), о. Филимону приходилось переносить напечатанные листы из типографии в трапезную и там их вручную фальцевать (складывать), так как специального помещения для брошюровочной не было. Известен факт, как по молитве подвижника был исцелен бесноватый мальчик. Было множество и других подобных случаев не только в Ладомирово, но и в Джорданвилле, куда после Второй мировой войны перебралось Братство и где о. Филимон продолжал нести духовническое послушание. По дороге из Ладомирова в Америку Братство скиталось по Европе. В Германии, куда оно прибыло перед окончанием Второй мировой войны, был такой чудесный случай: в дом, где находились монахи, летел снаряд, но о. Филимон перекрестил его, и снаряд пролетел мимо. Полтора года Братство жило в Женеве. Там игумен Филимон помогал монахам-поварам: он кипятил несколько раз в день самовар, так как горячей воды не было. Кипятил он самовар и для чаепития братии и конечно же вспоминал при этом родной Валаам, где чаепитие за самоваром, сопровождаемое душеполезной духовной беседой, было излюбленным утешением иноков. Далее путь Братства лежал из Европы в Америку. Когда началось путешествие через океан, о. Филимон очень этому радовался, вспоминая свою жизнь «на ладожских водах». Но в пути старец не избежал морской болезни и сильно от нее страдал. По прибытии на американский берег в 1946 г. о. Филимона и о. Антония (Ямщикова) первыми повезли в Джор- данвилл, так как они сопровождали мощи св. Иоанна Крестителя, преп. Иова Почаевского, свв. Киево-Печерских чудотворцев. В Джорданвилле, где Братство слилось с немногочисленной братией Свято-Троицкого монастыря, жизнь иноков вошла в свое обычное русло. Несмотря на преклонный возраст, игумен Филимон участвовал в общих трудовых послушаниях: в постройке храма, в огородных работах, а также по-прежнему исполнял обязанности брошюровщика и братского духовника. Духовное окормление о. Филимона было особым. Как свидетельствуют его духовные чада, ему удалось руководствовать ко спасению своих духовных чад по примеру духовников древности. Игумен назначал многим монахам в качестве келейного правила чтение «пятисотницы», и это считалось в порядке вещей. Сам же о. Филимон помимо этого ежедневно вычитывал валаамское иноческое правило — трехканонник с акафистом Пресвятой Богородице. Часто по ночам в его келье горел свет, так как старец вставал на молитву по Валаамскому уставу в три часа ночи. Занимался о. Филимон и деланием умной молитвы. И по милости Божией его монашеское делание было вознаграждено Господом — о. Филимон, по его собственному признанию, сподобился состояния Божественной прохлады, он стоял как бы вне огня страстей. По воспоминаниям духовных чад старца, «суров был внешний вид о. Филимона. Но это было проявлением его собранности, его душевной серьезности. Стоило... обратиться к нему лично... лицо его озарялось замечательной, несравненной “филимоновской” улыбкой, лаской, заливавшей вам душу. Любовь как-то истекала из него, составляя постоянное содержание его души. И потому о. Филимон был счастлив». Здоровье о. Филимона было сильно подорвано недосыпанием, трудами и бдениями. Скончался он от рака горла 5/18 апреля 1953 г. Причем предсказал, что, когда он будет умирать, снег будет как на дорогом для него о-ве Валааме. «И хотя на дворе была уже весна, во время погребения игумена Филимона чистые белые хлопья снега закружились над монастырем, как бы приветствуя душу о. Филимона, которая, верим, паче снега убелилась сиянием благодати Божией».
БЛАЖЕННЫ ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|